Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => Техника => Тема начата: Craus от 03.07.2018, 20:34:59

Название: Каттер: Когда и зачем нужно больше парусов
Отправлено: Craus от 03.07.2018, 20:34:59
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_03_07_18_8_11_59.jpeg)

Рассказываем, что за тип судна каттер и почему его любят участники самых элитных парусных гонок мира

Многие знакомы со стандартным парусным вооружением одномачтовой яхты и знают, как набивать грот, травить стаксель, а особо опытные — как поставить спинакер или раскрыть геннакер. В XVII веке морские инженеры придумали новый тип судна, у которого кроме грота есть два стакселя, и назвали его каттер. В этом материале мы расскажем о том, какие есть виды каттеров, какие у них преимущества в сложных акваториях и почему их так любят участники самых элитных парусных гонок мира.

Пока испанцы заправляли инквизицией в XV веке, голландцы изобрели треугольный парус — стаксель. К середине XVII века к бушприту начали крепить кливер и стали использовать удлиненный гик — все это увеличило количество и площадь самих парусов. Так появились каттеры (от англ. cutter), и изначально их использовали для ловли рыбы на Атлантическом побережье Франции. К началу XX века это были самые распространенные рыболовецкие суда в Бретани.

Быстроходность каттера заметили и профессиональные мореплаватели: ими оснастили весь Королевский флот Англии. В основном каттеры использовали как суда снабжения или посыльные суда, а еще на каттерах охраняли берег.

Каттер — судно с косым парусным вооружением. Все его паруса ставятся в диаметральной плоскости вдоль судна, по-этому яхта может идти под очень крутыми углами к ветру — до 20°

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_03_07_18_8_12_06.jpeg)

Каттер узнать просто: у него одна мачта и минимум два стакселя. Иногда конструкция дополняется удлиненным бушпритом, гафелем, или прямым парусом.

Какие бывают каттеры и паруса на нем

У передних парусов каттера есть свои особые названия в зависимости от того, есть ли на судне бушприт. Если на каттере есть бушприт, то первый треугольный парус спереди называется кливер (прикреплен к бушприту). Его отличие от стакселя как раз и состоит в том, что стаксель расположен над палубой судна, а кливер — над бушпритом.

Традиционный каттер оснащен двумя штагами (стальной трос, часть стоячего такелажа) — по одному для каждого из передних парусов. Впереди выставляется кливер с высоким шкотовым углом, на внутреннем штаге ставится стаксель. Если ветер легкий, яхте достаточно иметь один полный кливер, тогда второй внутренний стаксель может быть на закрутке.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_03_07_18_8_12_14.jpeg)

Настройка традиционного каттера требует определенной сноровки. Важно следить, чтобы кливер был полным, а грот, наоборот, плоским, иначе паруса будут закрывать друг другу ветер. Поэтому в легкий ветер яхтсмены предпочитают убирать внутренний стаксель и идти как шлюп: с кливером и гротом. Для сложной погоды традиционный каттер — идеальный вариант парусного судна. Хотя он не может идти так круто к ветру, как шлюп, каттер идет быстрее и значительно более устойчив к порывам ветра и непредсказуемой волне.

Модифицированный каттер обладает большим по размеру стакселем — из-за дополнительного ряда краспиц на мачте — лавировать галсами с таким каттером эффективнее. Преимущество не в том, что есть много парусов, а в том, что можно выбирать конкретный рабочий парус в зависимости от погодных условий.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_03_07_18_8_12_20.jpeg)

Обычно яхта с таким парусным вооружением ходит или под стакселем, или под генуей (большой широкий стаксель со шкотовым углом, далеко заходящий за мачту). В крутой бейдевинд лучше не ставить сразу два передних паруса.

Дополнительно модифицированный каттер оснащен беби-штагом и еще одним маленьким штормовым стакселем. Увеличенный по площади основной стаксель не так легко зарифить, как в традиционном каттере, поэтому в шторм он убирается совсем, а взамен выставляют этот самый штормовой стаксель.

Со временем был придуман еще один вид каттера — каттер с двумя паралелльными штагами. Эта принципиально новая оснастка позволяет надежнее защищать мачту и частично снимает нагрузку с бакштагов, что важно в сложных акваториях с непредсказуемыми порывами ветра.

На такой яхте штаги крепятся близко друг к другу, почти параллельно. На переднем штаге выставляют легкий стаксель для хорошего ветра. Он не предназначен для штормовой погоды, поэтому его нельзя зарифить. На втором, соседнем штаге, ставится основной прочный стаксель, он может работать в зарифленном состоянии. Дополнительно на отдельном штаге выставляют штормовой стаксель на случай, если погода не позволяет использовать основной парус.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_03_07_18_8_12_27.jpeg)

При параллельных штагах два больших паруса существенно поддерживают мачту, судно становится более устойчивым, и можно меньше беспокоиться за бакштаги. Как советуют опытные яхтсмены, на каттере с параллельными штагами имеет смысл оставить бакштаги, если собираетесь следовать курсу с неблагоприятными погодными условиями. При легком ветре вместо бакштагов будет достаточно закрепить третий, штормовой штаг, немного ниже внутреннего.

Чем каттер интересен яхтсменам-гонщикам

Судовладельцы тоже оценили маневренность каттеров и начали приобретать их для гонок — во время длительных путешествий и непредсказуемой погоды каттер может стать отличной находкой для спортсмена. С одной стороны им не так легко управлять, как обычным парусным судном — из-за большого количества шкотов. С другой – при должной сноровке даже в непогоду каттер превосходно держит ветер.

При сильных порывах ветра, когда на обычной яхте надо уже вовсю рифить паруса, на каттере можно закрутить только передний стаксель (кливер), а задний стаксель при этом будет продолжать держать необходимую для скорости парусность. Учитывая, что задний стаксель на каттере находится намного дальше от носа яхты, чем обычный стаксель, он превосходно держит баланс яхты даже при порывах ветра в 25 узлов.

Эльвира Дубовская (https://silavetra.com)
Защита SMF от спама от CleanTalk