Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => Машинный телеграф => Тема начата: grebenshch от 13.03.2023, 22:01:45

Название: Инверсный нос – зачем он нужен и как появился?
Отправлено: grebenshch от 13.03.2023, 22:01:45
(http://sail-friend.ru/gallery/4382_13_03_23_9_59_27.jpeg)

Нередко можно встретить яхты, торговые суда и корабли с интересной формой носа. Рассказываем про то, как появились инверсные носы на судах и зачем они нужны!

Нередко можно встретить яхты, торговые суда и военные корабли с интересной формой носа. Рассказываем про то, как появились инверсные носы на судах и зачем они нужны!

Старая идея и ее развитие

Отличительной конструктивной особенностью таких носов является то, что передняя часть носа судна находится в нижней части корпуса, а не сверху. Такой дизайн носовой части может показаться чем-то необычным и модерновым для неискушенного зрителя, но знатоки-то в курсе, что это не что-то новое.

Похожие носы встречаются на многих кораблях и судах еще XIX века. Чаще всего обладателями таких интересных носов становились линкоры и броненосцы. Однако и это не первая попытка инженеров как-то изменить казалось бы устоявшуюся конструкцию.

Вероятно первыми, кто додумался до инверсного носа, были викинги. Драккары IX века н.э. уже имели своеобразные инверсные носы. Дальняя точка носа корабля находилась внизу, а над палубой возвышалась высокая фигура.

Впрочем, после Первой и Второй мировых войн инженеры и судостроители будто позабыли о таких интересных решениях. Изредка появлялись проекты, которые использовали инверсные носы, но это скорее было исключением из правил.

Зачем нужен инверсный нос?

Сегодня инверсные носы также называются X-Bow. Используются такие носы не только для оригинального внешнего вида – они выполняют важную роль.

У классического носа есть один недостаток – при движении по поверхности воды он создает стреловидной формы поток воды, который неравномерно воздействует на корпус судна. Вместе с тем, если воды неспокойны или скорость судна достаточно высокая, то из-за такого распределения давления на корпус может возникать достаточно сильная качка.

(http://sail-friend.ru/gallery/4382_13_03_23_9_58_58.jpeg)

Инверсный нос помогает избежать и чрезмерной качки, и неравномерного распределения нагрузки на корпус. Суда, которые имеют такой нос, не идут по поверхности воды, а будто рассекают водную гладь изнутри, сохраняя при этом и скорость, и устойчивость, и топливо за счет равномерной нагрузки.

“Родственником” инверсного носа является всем хорошо знакомый бульб. Он также помогает сэкономить топливо за счет уменьшения сопротивления волне. Почему тогда бульб не может заменить полностью инверсный нос, если способен на те же фокусы? Ответ прост: бульб действительно может служить альтернативой инверсному носу, но X-Bow эффективен в гораздо большем диапазоне скоростей.

Современное использование

Сегодня производство яхт, торговых судов и кораблей с инверсным носом гораздо более распространено, чем 50 лет назад. Инженеры научились так конструировать суда с технологией X-Bow, что многие из них (особенно танкеры и суперяхты) способны пережить шторм с волнами до 15 метров без потери своих ходовых характеристик.

(http://sail-friend.ru/gallery/4382_13_03_23_9_59_14.jpeg)

Также инверсный нос активно используется военными. На вооружение ВМС США стоит немало эсминцев с такой формой носовой части. Кроме того, что X-Bow помогает сохранить ходовые качества, технология играет немаловажную роль и в скрытности корабля.

Эсминец с таким носом оставляет гораздо меньший визуальный след, который характерен для любого судоходного объекта на воде. Из-за этого обнаружить его становится сложнее.Кроме того, благодаря форме носа и особенной конструкции, размер подводной части корабля также становится визуально меньше.

Источник (https://interparus.com/)
Защита SMF от спама от CleanTalk