collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Нюансы швартовки  (Прочитано 3923 раз)

Оффлайн root

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Карма: +21/-0
    • Просмотр профиля
Нюансы швартовки
« : 21.04.2015, 01:16:07 »
Источник



Всем известен тот факт, что двух одинаковых швартовок не бывает. И ещё и ещё раз можно нудным голосом повторить прописную истину, что «только личный опыт позволит вам успешно швартоваться в разных условиях».

Конечно всем, кто не раз ходил на яхте, известен принципиальный порядок швартовки. Вроде бы нехитрая наука: выстроил лодку на перпендикуляр, выбирая угол захода на него, учел заброс кормы винтом, дал задний ход, вышел на глубину отдачи якоря, подошёл к причалу, начиная тормозить «малым вперед» не доходя определённого расстояния до причала, бросил швартовы (первым завел наветренный)… Ну и, собственно, всё. Однако личный опыт каждого, кто хотя бы раз сам швартовался, говорит, что ни фига не всё! Как в том анекдоте: вроде бы всё так, но есть нюансы.

Попробуем обсудить хотя бы часть из них. Сразу оговорюсь: то, о чём я буду говорить, основано на личном опыте и не претендует на истину в последней инстанции. Я делаю так, а кто-то делает иначе. Мне кажется, будет интересно и полезно, если мы выскажем свои точки зрения, поделимся своими приемами и способами швартовки в разных ветровых условиях, на течении и в тесных гаванях. Будем считать, что этой короткой статьёй мы открываем дискуссию на эту тему и начинаем обмен опытом.

Есть ряд факторов, знание (или незнание) которых будет влиять на успех маневрирования вашей яхты под мотором. Кому-то покажется, что это азы. Но по себе знаю, что не со всеми азами я был знаком на первых швартовках.

1. Тормоз, он же – газ-реверс

Единственный способ остановить яхту – это переложить ручку газа-реверса с переднего хода на задний или наоборот. Не забывайте при этом на секунду задержать ручку в положении нейтрали, чтобы не испортить муфту коробки передач. Но при этом нужно помнить про инерцию лодки: мгновенной остановки не произойдёт.
Есть ещё одна штука которую нужно знать. Она касается всех лодок, у которых одно перо руля. Когда вы хотите довернуть нос стоящей лодки, например, вправо, вы поворачиваете штурвал вправо и резко даёте «полный вперёд». Если не хотите, чтобы при этом лодка начала движение, то тут же переводите ручку в нейтраль. Что при этом происходит? Перо руля расположено за винтом. Как только вы повернули руль и дали «полный вперёд», винт загрёб приличную порцию воды и мощной струёй выплюнул её прямо на плоскость повёрнутого руля. Удар! И лодка получает импульс, поворачивая в ту сторону, куда был переложен руль.

По этой же причине, когда вы, двигаясь задним ходом к причальной стенке, хотите резко затормозить перекладкой ручки газа-реверса на «полный вперёд», имейте в виду, что руль нужно держать в ДП. В противном случае вы должны быть готовы, что такое резкое торможение приведёт к развороту лодки в ту сторону, куда был повернут руль. Иногда это даже можно использовать, например, при швартовке на боковом ветру (перед самым причалом – руль на ветер, одновременно - полный вперёд до остановки и тут же нейтраль).

Совсем другое дело – включить на стоящей лодке «полный назад». Тут вступает в действие эффект заброса кормы винтом.

2. Помните про заброс кормы винтом

Винты на яхтах бывают правого или левого вращения. Правый (вращающийся по часовой стрелке) винт вызывает поворот кормы вправо при движении яхты вперед. При движении назад винт будет вращаться в противоположном направлении (против часовой стрелки) и корма будет двигаться влево. Совершенно необязательно запоминать, какой у вашей яхты винт: «правый» или «левый». Но нужно абсолютно точно знать, куда будет уводить нос или корму в начале движения яхты: вправо или влево. Поэтому, взяв лодку в чартер, я проверяю на спокойной акватории, куда будет забрасывать корму при начале движения из неподвижного положения.

На малых оборотах эффект проявляется слабо, но при оборотах двигателя выше среднего он становится достаточно явным. Знание этой особенности чрезвычайно важно, т.к. после перекладки ручки газа-реверса назад лодка две-три секунды не начинает движение, а корма уже пошла-поехала, сбивая вас с выбранного направления. Крутить рулём в этот момент бесполезно, потому что перо руля не работает: нет набегающего на него потока воды. Более того любой поворот руля в этот момент вреден: он тормозит яхту, мешая набрать хода, когда лодка начнет отзываться на повороты штурвала.
 
3. Занимайте за штурвалом правильную позицию

Во время швартовки кормой яхта должна двигаться по перпендикуляру к причалу (если отсутствует сильный ветер и течение). Поэтому рулевому важно постоянно контролировать положение ДП яхты: линия ДП должна находиться на этом перпендикуляре.

Очень часто я вижу, как швартовка осуществляется рулевым, стоящим спиной к штурвалу (или стоящим на коленках на банке перед штурвалом!!!) и лицом, обращённым к корме. Я не считаю такой способ управления лодкой, движущейся задним ходом к причалу эффективным и правильным. В такой позиции рулевой, может, и лучше чувствует, где «право», а где «лево», но совершенно не контролирует положение ДП! А это очень важно, т.к. яхта может заходить к причалу под углом. Кроме того, за исключением приближающейся причальной стенки, транца яхты и воды перед кормой рулевой ничего не видит. А он должен контролировать и людей и ситуацию на борту.
На мой взгляд, оптимальным является положение, когда рулевой стоит сбоку от штурвала с корпусом параллельно ДП яхты. В этом случае он держит под контролем и положение яхты относительно причала, и ситуацию на борту. Некоторое неудобство, связанное с наклоном корпуса к ручке газа-реверса с лихвой перекрывается всеми перечисленными плюсами.
 
4. Нос всегда будет сносить под ветер

Мало того, что нос обладает большей парусностью, он ещё и более лёгкий и сидит менее глубоко в воде, чем корма. Поэтому на швартовке (при движении малым ходом) при ветре даже от 10 узлов нос яхты всегда будет разворачивать под ветер. Особенно этот эффект неприятен в случае, если вы в навальный ветер движетесь кормой к причалу. Из этого, как следствие, вытекает п.5

5. Идеальные условия при швартовке кормой в средний и сильный ветер – это отжимной ветер и отжимное течение

В этом случае вы сможете успешно и спокойно подойти к причалу даже на очень сильном ветру. Подход на отжимном ветру является наиболее комфортным и безопасным. Положение яхты на «малом (или среднем) назад» кормой против ветра можно использовать также для того, чтобы на время «зависнуть» на месте: ветер будет компенсировать движение яхты назад, и она фактически будет стоять на месте.
 
6. Меньше ветер — меньше газа, больше ветер — больше газа

Неразумно разгонять лодку на спокойной воде в штиль, когда все манёвры можно выполнить на малом ходу и нейтрали, используя инерцию лодки. Но также неразумно пытаться на малом ходу выполнить швартовку на свежем бризе. Лодка будет плохо слушаться руля, нос будет сильно реагировать на ветер.

7. При маневрировании нос лодки не повторяет траекторию кормы.

Ось вращения будет находиться примерно на расстоянии 1/3 длины корпуса от носа, если яхта, совершая поворот, движется вперёд и на таком же расстоянии от кормы, если яхта движется назад. Все манёвры возле причала следует делать, контролируя нос и корму.

8. Избегайте резкой перекладки руля на большие углы

Перо руля у движущейся назад лодки работает в противоестественных для него условиях. Оно спроектировано для работы в потоке воды, когда яхта движется вперёд. Вместо этого при движении назад оно, как колун втыкается в пласт воды и стремится занять естественное для него положение – повернуться на 180 градусов. С эти стремлением и связаны толчки и рывки на штурвале яхты, движущейся назад яхты. Поэтому, когда вы быстро поворачиваете штурвал на значительный угол, то тем самым резко увеличиваете плечо рычага на который воздействует набегающий поток воды. Как следствие – резко возросший крутящий момент вырывает у вас штурвал из рук. Лодка едет хрен знает куда, вы судорожно и скоро начинаете вращать штурвал в обратную сторону, в результате чего получаете повторение ситуации.

Кроме неприятностей с вихлянием лодки, такие нагрузки на руль приведут к тому, что может ослабнуть натяжение штуртросов привода рулевого механизма. В результате на выходе вы получите увеличенный до безобразия (60-90°) люфт на штурвале. Или от рывков штуртросы сойдут с направляющих шатунов, и тогда вы вообще останетесь без управления. Движение ваших рук на штурвале должны быть плавными и аккуратными. При этом плечи у вас должны быть сильными, а пальцы цепкими.

9. «Long, long way astern!»

Совет не только начинающим. Чем заблаговременнее вы начнёте движение задним ходом к намеченной точке, тем больше времени будет у яхты набрать ходов, а у вас подкорректировать допущенные неточности. Вы успеете «прирулиться», почувствовать влияние ветра и течения при движении задним ходом. А ваша уверенность за рулём позволит вам грамотно и без ущерба завершить процедуру швартовки. Что же касается швартовок в маринах, то лучше всего заходить в марину кормой. Во всяком случае, непосредственно в стояночный коридор. В большинстве случаев, если этому не являются помехой пара причин, заход во внутренний коридор марины кормой является свидетельством опыта и грамотности шкипера.

10. Кое-что о компенсации

Если вы заходите на швартовку с поворотом (т.е. двигаясь сначала параллельно причалу, а затем, поворачивая к месту стоянки), заходите всегда кормой в сторону ветра. В этом случае, при повороте к месту швартовки нос лодки будет выноситься на ветер, компенсируя тем самым его снос.

11. Несколько слов в защиту принимающего

И под занавес – совсем не по теме управления яхтой на швартовке. Очень хочется дать совет членам экипажа, подающим швартов на берег. Если кто-то на берегу готов принять у вас швартовные концы, в благодарность за это не убивайте его, швыряя всю бухту прицельным броском ему в голову. Будет очень удобно, если вы бросите 4-5 м веревки под ноги принимающему. Для броска сложите часть швартового конца кольцами (длина кольца – около 1м, 4-5 колец вполне достаточно) и, раскачав его, аккуратно бросьте на причал. Если принимающего на причале нет, то, бросив конец на берег и сойдя на причал (сойдя, а не прыгая архаром!) вы не будете тратить время на распутывание длинного конца, а спокойно заведёте его на кнехт и передадите на лодку.
« Последнее редактирование: 21.04.2015, 01:29:44 от root »

Оффлайн root

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Карма: +21/-0
    • Просмотр профиля
Re: Ньюансы швартовки
« Ответ #1 : 21.04.2015, 01:23:58 »
А можно иногда и в одиночку :)

Оффлайн root

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Карма: +21/-0
    • Просмотр профиля
Re: Ньюансы швартовки
« Ответ #2 : 21.04.2015, 01:27:58 »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 295
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal