collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Рангоут: проверка мачты и вант  (Прочитано 2059 раз)

Оффлайн Grumete

  • Старожил
  • ****
  • Карма: +15/-0
    • Просмотр профиля


Многие яхтсмены оставляют без должного внимания одну из самых сложных и хрупких систем на борту: рангоут. Мы представляем вам небольшой обзор на тему рангоута, который также ответит на вопросы, связанные со страховкой.

Когда Мартин Блунк 20 июля 2009 г. отправлялся с семьей на прогулку по Балтийскому морю к южному побережью Дании, на борту царила эйфория: предстояло плавание под галфвиндом при четырех баллах по шкале Бофорта, под лучами яркого солнца и голубым безоблачным небом. Лишь темная гряда облаков над Сённерборгом несколько омрачала приподнятое настроение – и возвещала о предстоящей беде. Уже очень скоро яхту настиг мощный шторм, пришлось быстро сматывать стаксель.

И вот тут происходит несчастье: отклонитель фала, забытый во время постановки мачты, стал причиной того, что фал закрутился вокруг штага и затем сдвинул его в сторону. Когда неустойчивая мачта сломалась, на яхту обрушивались порывы ветра почти в 50 узлов.

Поскольку семья яхтсмена кое­-как самостоятельно добралась до порта в Лангбалих, их яхта Bianca 26 не фигурировала в статистике Немецкого общества спасения потерпевших крушение среди 30 яхт, потерпевших поломку мачты в 2009 г. (только в регионе Балтийского/Северного моря). На­стоящие же данные, не поддающиеся статистическому учету, могут быть намного больше: одна лишь крупнейшая страховая компания Pantaenius «обрабатывает ежегодно в среднем 150 случаев поломки мачты (вся Германия)», ­ говорит Хольгер Флиндт, руководитель отдела по возмещению ущерба.



Улли Дорманн

Поломка мачты как максимально опасная возможная авария в яхтинге является лишь следствием часто не замечаемых дефектов рангоута, устойчивость которого основывается на гармоничном соединении всех элементов, начиная от наконечника троса и до талрепа. Даже если из строя выйдет лишь одна деталь, вся статика может пострадать. Скрученные или надорванные гардели на вантах, выгнутые наконечники троса, изношенная резьба талрепов, продавленный салингами профиль мачты или устаревшие соединения профиля на фока­штаге – слабых мест на мачте хватает, ­ заверяет такелажник

Улли Дорманн из компании Ancker Yachting в Каппельне. Часто причиной поломки бывает просто износ деталей, обусловленный возрастом яхты, поскольку все больше стекло-пластиковых яхт сегодня подходят к своему «пенсионному возрасту».

Простое правило, которое следовало бы соблюдать в такой ситуации: замена стоячего такелажа через 12­15 лет или через 20000 ­ 25000 морских миль. Чартерные судна или яхты, часто участвующие в жестких регатах, у которых и без того рангоут частично более хрупкий, сталкиваются с подобной поломкой раньше. Соленый воздух в сочетании с большой нагрузкой УФ-­излучения, как в Средиземном море, также сокращает срок службы.

Не последнюю роль в увеличении износа мачты и стоячего такелажа играет наше небрежное обращение с ними: если осенью основательному осмотру рангоута препятствует  нехватка времени, часто из­-за мерзкой погоды, при которой яхту поднимает кран, а мачта прячется в труднодоступном складе, то весной мешает спешка при спуске на воду. Но именно такой осмотр нужно проводить раз в год, ­ считает Улли Дорманн (см. таблицу о проверке мачты):

«Кто быстро проверяет лишь электрику на топе мачты, приводит в порядок фалы и закрепляет штаги, поступает несправедливо по отношению к этой сложной системе».

Конечно, в большинстве случаев нужно просто сделать визуальный осмотр рангоута, но «именно он поможет заранее распознать возможные неполадки; если возникнут такие подозрения (например, образование волосных трещин), следует привлечь экспертов, которые смогут более детально проанализировать дефект».



Современные возможности раннего выявления дефектов

Фирма SGS, будучи крупнейшей компанией в мире, занимающейся контролем качества материалов, предлагает профессиональную проверку рангоута с помощью самых современных методов. Они позволяют выявить даже невидимые повреждения. С помощью эндоскопии можно обнаружить внутренние дефекты на сварных швах или заклёпках, а проверка краско­капиллярным способом определяет даже мельчайшие микротрещины на алюминиевом профиле.

«Подверженные поломкам элементы, например, талрепы или наконечники троса, за сравнительно небольшую плату можно прислать нам по почте, и мы проверим их с помощью рентгеновских лучей», ­ объясняет Том Росс из компании SGS. «Кого интересует более тщательный осмотр рангоута специалистом прямо на яхте, может сократить расходы до 150 евро за счет одновременного сбора нескольких яхт».

Советы по осмотру мачты и уходу за ней

  • Демонтировать салинги, штаги и ванты (хотя бы для того, чтобы поберечь анодированное покрытие мачты) и осмотреть
  • Основательно почистить талрепы, болты и резьбу и обработать стойким к морской воде маслом, а лучше пастой (например, Anti-Seize или Teflon-Gel)
  • Почистить мачту и законсервировать с помощью алюминиевой политуры
  • Проверить канатные шкивы (люфт, образование царапин, неравномерное вращение) и смазать
  • Проверить крепеж и направляющие элементы, промыть и опрыскать шарикоподшипники аэрозолем, стойким к морской воде (например, Bayer Marine Spray, Harken One Drop)
  • Осмотр соединений разных материалов (сталь/алюминий), например, на болтах или крепеже; Duralac предотвращает часто возникающую электролитическую контактную коррозию
  • При закрытом основании мачты: проверка водоотливных отверстий (опасность коррозии)
  • Замена изношенных предохранительных шплинтов (дешевые мелкие детали)
  • Проверка отдельных секций/соединений на профиле фока-штага
  • Тщательная проверка скрутки, промыть линь скрутки от морской воды (повышает срок службы и сохраняет гибкость линя)
  • Заменить: раскрученные проволочные гардели или надорванные тросы (случается при пережиме в области салингов), микротрещины на крепеже или погнутые наконечники троса
  • Проверка мачты: алюминий со временем становится хрупким, что снижает его эластичность. Зоны, особенно подверженные возникновению микротрещин: отверстия, выходы для фалов, точки крепления штагов (топ и салинги), крепления оттяжки гика, ящик для фалов или сварные швы на вертлюге гика. При возникновении микротрещин или выпуклостей / углублений (прежде всего, стрелообразные салинги, направленные к корме, оказывают давление на профиль) необходимо обратиться к экспертам

Все настроено правильно?

Если ставить мачту «на глаз», то даже при относительно новой мачте можно повредить рангоут. Слишком слабые верхние ванты или асимметрия в натяжении рангоута – Улли Дорманн видел уже множество примеров небрежной настройки.

Однако эксперт компании Selden не любит давать универсальные советы о правильной настройке рангоута, потому что его конфигурации и сегодня имеют значительные отличия. «Топовое или дробное вооружение – уже здесь начинаются различия. Угол краспиц также влияет на предварительный изгиб мачты и соответственно на натяжение верхних вантов. Кто чувствует себя неуверенно в вопросах установки мачты, пусть приобретет соответствующее руководство производителя или обратится к профессиональной верфи или мастерской. Если на резьбе талрепов сделать пометки, они долгое время сослужат вам хорошую службу.

Вопросы страхования

«Если у вас страховка полное каско, то она покрывает и рангоут», ­ объясняет Мартина Хельхофф из фирмы esa, подразделения Allianz Deutschland, занимающегося страхованием яхт. Поскольку для яхт не существует страховой обязанности, то такая страховка не является обязательной.



Канатные шкивы нужно проверять чтобы избежать износа



Соединения на профиле скрутки устарели



Заметная вмятина на профиле мачты

Большинство яхтсменов либо вообще не застрахованы, либо страхуют ответственность за причинение вреда. Если, в самом худшем случае, сломается мачта, то полное каско покрывает и последствия; только элемент, ставший причиной поломки (например, сломанный наконечник троса) исключается из покрытия ущерба.



Профиль мачты имеет вмятины, как показывает проверка с помощью измерительной рулетки



Талреп изогнут и должен быть заменен



Гардель прогнулась

«В условиях страхования четко не указывается, что существует объективная обязанность проводить проверку рангоута. Но необходимо выполнять обязанность, предусматривающую проявление добросовестности, которую берет на себя страхователь и которая прописана в условиях страхования. Если будет доказано, что страхователь нарушил обязанность или проявил грубую неосторожность, это может привести к ограничениям вплоть до потери страховой защиты».

Однако часто трудно доказать неосторожность; Райнер Куглер из страховой компании Wehring & Wolfes так выражает суть проблемы: «Следует заботиться о рангоуте и проверять его не для того, чтобы отчитаться перед страховой компанией, а просто, чтобы обеспечить безопасность собственного экипажа. В этом отношении у капитана есть обязанность проявлять добросовестность и осмотрительность».

Из­-за большой конкуренции среди страховых компаний всеобщая проверка рангоута не может стать обязательной. Поэтому каждая страховая фирма проводит свою политику, например, требует точное описание состояния рангоута, вводит специальные оговорки в договор страхования или вообще не берется за страхование яхты.

«Проблемными случаями являются яхты, используемые исключительно для соревнований, например, J­80, Starboot или Melges 24», ­ говорит Куглер. Но и старые стекло-пластиковые яхты при необходимости проходят проверку: «Яхты, построенные до 1980 г., мы осматриваем повнимательнее и иногда требуем провести проверку рангоута», ­ поясняет Рози Бинге из компании Pantaenius.

Другие фирмы используют анкету для описания состояния яхты. «В целом, цена полного каско зависит от размера и типа судна, а также от возраста и пригодности к плаванию». Поэтому уход за яхтой, в том числе и за рангоутом, имеет всегда смысл, не говоря уже об ответственности перед коллегами по плаванию.

А что с ситуацией г­на Блунка, упомянутой выше? «Забытый отклонитель фала – такое случается, ­ уверяет д­р Фридрих Шёхль из страховой компании Yacht-­Pool. ­ Это нельзя назвать грубой неосторожностью; у нас бы он получил покрытие ущерба. При условии полного каско».

5 основных правил при постановке мачты

  • Установите фока-штаг так, чтобы фал мачты (в зависимости от типа рангоута, на 1 – 2 %) был направлен к корме
  • Начинайте с натяжения верхних вант, затем натягиваются нижние ванты
  • Средние ванты натягиваются в последнюю очередь. Если их несколько, то сначала натяните нижние средние ванты, затем поочередно остальные, двигаясь снизу вверх
  • В конечном итоге, мачта должна стоять ровно и не принимать форму S (выровнять по отвесу)
  • Натяжение вант должно быть таким, чтобы при волнении на море мачта не начинала качаться. Ванты на подветренном борту при повороте яхты не должны болтаться или шататься. Точная или дополнительная настройка выполняется при поднятых парусах

Хиннерк Штумм
« Последнее редактирование: 30.04.2020, 00:11:26 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 291
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 [29] 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal