collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Девиация магнитного компаса  (Прочитано 61 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +6/-0
    • Просмотр профиля


В предыдущей статье мы рассмотрели основы земного магнетизма и его влияние на магнитный компас. Что и говорить, сам по себе компас сегодня — явный анахронизм в яхтинге, но явный — лишь на первый взгляд. Во-первых, на море всегда применялся, и будет применяться принцип дублирования, во-вторых, при отказе электронного оборудования старый верный компас всегда укажет правильное направление,

и в-третьих, спасательные плоты и шлюпки комплектуются компасами , а этими самыми шлюпками и в наш век прогресса пользуются гора-а-а-здо чаще, чем думают далёкие от яхтинга люди. Следовательно, компас, на деле — вовсе не анахронизм, а прибор, от работы которого зависят и ещё очень долго будут зависеть жизни людей. Посему материал, здесь изложенный, на практике необходим. Как уже говорилось в вышеназванной статье, в навигации для вычисления направления на географический север необходимо знать магнитное склонение и девиацию магнитного компаса. Склонение узнать довольно просто , оно указывается в компасной розе на картах. С магнитной девиацией посложнее. Об этом и поговорим.

Вообще говоря, совсем уж подробно тему девиации магнитного компаса рассматривать не будем, потому что ей просто по объёму не уместиться в этой статье. При желании данную информацию нетрудно найти в интернете. Но необходимый минимум теоретической и практической информации для яхтинга знать надо.

Уничтожение девиации магнитного компаса.



Ранее мы говорили о девиации магнитного компаса, как таковой, имея в виду суммарное значение (равнодействующую) сил, заставляющих стрелку компаса отклоняться от направления на северный магнитный полюс земли. Для уничтожения (уменьшении) девиации магнитного компаса на яхте работы проводятся в несколько этапов, в ходе которых яхтсмены определяют и пытаются уничтожить влияние этих самых составляющих, последовательно, одну за одной. Тут же необходимо будет оговориться, что в наше время подход к девиации магнитного компаса несколько упростился, и вышеназванные работы на яхтах в полном объёме не производятся, используются упрощённые методы. Но кто знает, куда занесёт тебя морская судьба? Яхтинг штука не предсказуемая.

Для начала ознакомимся с силами, действующими на компасную стрелку.
— суммарная сила земного магнетизма, направлена по магнитному меридиану. По ней стрелка и ориентируется и, если бы не другие силы, стрелка бы показывала точно на магнитный север. Ясно, что эта сила никакой магнитной девиации не образует.
— силы собственных магнитных полей судового железа, некоторые из которых дают постоянную, неуничтожимую магнитную девиацию компаса, а некоторые — уничтожаемую;
— изменения равнодействующей магнитного поля судна при его крене (креновая магнитная девиация компаса). Эта сила оказывает существенное влияние только на большие суда и в яхтинге не учитывается.

Силы магнитных полей судового железа компенсируются продольными и поперечными магнитами-уничтожителями.
Магниты-уничтожители призваны локально скомпенсировать их действие на картушку компаса (локально — это значит непосредственно вблизи компаса). Они устанавливаются таким образом, что действие их магнитных полей на картушку равно по значению, но противоположно по направлению действию на неё магнитных полей судового железа. Есть различные способы по определению положения магнитов-уничтожителей , но все они сводятся к тому , что судно ложится на заданный магнитный курс и выясняется истинное значение девиации магнитного компаса на этом курсе. Для решения данной задачи применяются створы, магнитный пеленг, на который известен или отдалённый ориентиры ,например, небесные светила, пеленг на которые рассчитывается. Далее передвижением магнитов уменьшают значение девиации на этом курсе. Затем все это проделывают на других курсах. Этим можно заниматься до бесконечности, но полностью от девиации магнитного компаса избавиться не удастся. Ясно , что в современном яхтинге этим никто заниматься не будет. Просто представьте себе, яхтсмена в недельном чартере , пытающегося с помощью перемещения топора вокруг компаса уменьшить магнитную девиацию компаса. На самом деле все гораздо проще, составляется таблица остаточной девиации магнитного компаса, которая, в дальнейшем, и используется при навигации.

Таблица остаточной девиации магнитного компаса.



Способов определения девиации магнитного компаса существует достаточно много. Нам, на самом деле, совсем не обязательно знать их все, поэтому остановимся на наиболее употребительных. Здесь опять же понадобятся: створы, отдалённые ориентиры и пеленгатор.

Самый распространённый способ определения девиации магнитного компаса — с помощью створов. Яхта ложится последовательно на курсы, соответствующие главным и четвертным. В момент пересечения створов на них берётся пеленг по компасу (и так восемь раз!). Магнитный пеленг створа нам известен. Он равен истинный пеленг створа , снятый с карты минус склонение , также снятое с карты и приведенное к году плавания.

Девиацию магнитного компаса считаем по формуле: магнитный пеленг створа минус компасный пеленг.
Удобно определить магнитную девиацию компаса, если лодка стоит на якоре и на достаточном удалении находится точечный ориентир. Как известно, яхта на якоре под действием ветра и течения перемещается (крутится, попросту говоря, вокруг якоря). При этом курсы, ясное дело, изменяются. Яхтсмен в момент, когда судно находится на одном из вышеназванных курсов, берёт пеленг на отдалённый ориентир по компасу (и так снова восемь раз — по количеству курсов). Можно и двигателем подработать, чтобы развернуть лодку как надо. Когда все восемь пеленгов «соберутся», рассчитывают девиацию магнитного компаса, применяя те же самые формулы. А сам пеленг на предмет (при условии, что местоположения судна надёжно определено) снимается с карты и пересчитывается в магнитный.

После определения магнитной девиации компаса на главных и четвертных курсах составляется таблица остаточной девиации магнитного компаса. Аргументом для входа в неё служит компасный курс. Он берётся с промежутком (технически говоря — шагом или интервалом) в 10° — 15°. Значения магнитной девиации компаса для промежуточных курсов находятся арифметически простым интерполированием. Далее эта таблица девиации магнитного компаса и используется в навигации для яхтинга.

Источник
« Последнее редактирование: 30.11.2017, 20:50:03 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
1158 Сообщений
bigbird bigbird
1011 Сообщений
root root
259 Сообщений
Grumete Grumete
254 Сообщений
100captains
14 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 12
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Декабрь 2017
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 [13] 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal