collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Этот печально знаменитый Зубачев  (Прочитано 2554 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Удивительные вещи происходят в нашем сумасшедшем мире. Вот выиграла команда «Богатырь» под руководством Игоря Рытова гонку Rolex Middle Sea Race. Событие! Есть чем гордиться! Но страна о победе «богатырей» так по большому счету и не узнала: если и были публикации, то лишь в парусных изданиях. Остальные промолчали.

При этом Евгений Зубачев стал знаменит на всю Россию. Наберите в Интернете его имя и фамилию – поисковик выдаст длинный список газетных материалов, информационных заметок и телесюжетов о «Русском Робинзоне», который в конце октября, потеряв свою яхту у берегов Швеции, оказался на необитаемом острове, но не спасовал. В общем, герой!

Судя по всему, Евгений и сам испытывал неловкость от обрушившейся на него странной и ненужной славы. Поскольку то, что с ним случилось, во многом результат самонадеянности и разгильдяйства (это его собственные слова). Зубачев решился на мужественный шаг: написал в Yacht Russia, что готов встретиться и рассказать, как все было на самом деле, хотя и понимал, что профессиональный парусный журнал уж точно славить его не станет.

Встретились. Евгений оказался симпатичным 33-летним парнем, уроженцем Рязани, который давно уже стал москвичом. Он был с нами, как показалось, максимально искренен, ничего не скрывал. Разве что в начале разговора с опаской спросил:

– Ну что, будете мифы развенчивать? – и грустно улыбнулся.

– Давайте уж вы сами, Евгений. Объясните, что произошло. И почему.

БАЛТИКА, ОСЕНЬ



YR: Вы собирались, стартовав в Стокгольме, дойти до Тенерифе…

ЕЗ: Это так. Планировал, что путь займет около двух месяцев.

YR: Лодку в Стокгольме купили?

ЕЗ: Да, но в предыдущий свой приезд. Мне надо было в Москве кое-какие дела завершить. Только это заняло больше времени, чем я предполагал. И в итоге я вошел в осень. Был конец октября.

YR: На Балтике уже наступил сезон штормов…

ЕЗ: Я это понимал. Как и то, что надо быстрее добраться до Кильского канала. В Стокгольм мы, кстати, прилетели втроем. Один из нашей троицы должен был участвовать в подготовке и вернуться в Россию. Вместе с напарником мне предстояло отправиться на Тенерифе. Но в последний момент так сложилось, что он тоже уехал.

YR: И вы оказались в гордом одиночестве. А что за лодку вы приобрели?

ЕЗ: Boström 31 (B31). Причем лодка была очень даже ничего. Где-то написали, что новая. Вовсе нет, 1975 года. Но в отличном состоянии, отреставрированная, с новой парусиной, с идеальным двигателем. В общем, ухоженная. К лодке вопросов не было.

YR: Тем не менее, как мы читали, еще во время ходовых испытаний образовалась течь.

ЕЗ: Подозреваю, что соскочил хомут со шланга охлаждения двигателя. Во всяком случае, я его поправлял. А может, причиной стало что-то другое. Во время ходовых испытаний мы на течь вообще не обратили внимания, совсем немного воды было. Тем более что конструктивная особенность лодки – мачта идет сквозь рубку, то есть вполне возможно, что во время ливня вода в рубку затекала. Но ее было чуть-чуть.

Перед стартом мы все закупили, заправили, затарились с лихвой даже. Вышли в понедельник 23 октября с утра. Вернее, я уже в одиночку шел. Погода была свежая, но в принципе вполне приличная. Где-то 10 узлов задувало, позже, наверное, несколько больше. Зашел за остров, кажется, он называется Торё, на ночь встал на якорную стоянку, но стоять было некомфортно, и лодку немного подстаскивало, за ночь метров, может, на 300. Я каждый час просыпался, сверялся с координатами.

«ИДИ В КОРПОРАТИВНУЮ МАРИНУ»

ЕЗ: Утром двинулся дальше. Учитывая ночной опыт, решил сначала идти мористее, а вечером вновь встать на якорь. Взял курс на Боргхольм. Весь день провел наверху. Периодически связывался с моим другом Иваном Сушковым.

Погода была плохая, задувало до 25 узлов, а потом и до «тридцатника» со стороны моря, а я шел в галфвинд. Еще засветло решил убрать грот, и это оказалось то еще приключение. Хорошо, что был привязан. А так, наверное, мое путешествие еще раньше бы закончилось. Уже в сумерки забрался в каюту, чтобы списаться с продавцом лодки. Сначала показалось, что в каюте что-то шевельнулось. Посветил и увидел, что там все плавает, в том числе подушки с дивана. Воды было сантиметров, наверное, около семи над пайолами. Трудно было определить точнее, потому что темно, да и шторм разыгрался. Если прямым текстом, то я от этого зрелища немножечко офигел.

YR: Электропомпа у вас была?

ЕЗ: Нет, была механическая. Но видимо, она как-то неправильно была подключена, или, может быть, я недостаточно усердно ее качал, да и особо времени качать не было, потому что нужно было управлять лодкой. Так вот, списался с продавцом. Он спрашивает: как дела? Я отвечаю со смайликом: лодка тонет, постепенно принимаю подводное положение. Он пишет: что случилось? Объяснил. Продавец советует: иди в корпоративную марину, она, скорее всего, уже не работает, но там хотя бы посмотрят, что с лодкой. Я пишу: боюсь туда идти, там камней много. Отвечает: возьми северней –и все будет нормально.

YR: Вода продолжала прибывать?

ЕЗ: Она поднималась все выше. И было абсолютно непонятно откуда. Вроде и лодка-то простая, но все равно хватает мест, откуда может течь. Жалею, конечно, надо было внимательно все проверить перед выходом.

YR: Но вы хотя бы пробовали определить место?

ЕЗ: Надо было лодкой управлять. А тут еще и волны… Нет, я не искал. Попытался откачать воду ручной помпой. Не получилось, и я бросил это гиблое занятие. Последовал совету идти на корпоративную стоянку. Убрал паруса, запустил движок и пошел. До сих пор не понимаю, зачем я туда повернул.

YR: А карты какие использовали?

ЕЗ: Вот еще одна моя беда и причина гибели яхты. Карт этого района я не взял.

YR: Круто.

ЕЗ: Карты у меня были в картплоттере. Но другие, для дальнейшего плавания. То, что не было карт этого района, огромная ошибка.

YR: И бумажных не было?

ЕЗ: Бумажные были, но…Там район такой – камень на камне. Прокладываться в шторм по таким картам бесполезно, дольше будешь ориентироваться. Это первое. А второе… Navionics в телефоне в принципе нормально показывал. Но тут получилось совершенно глупо. У меня на телефоне было еще порядка 40% зарядки. Периодически волны накатывали, я пытался его за пазуху спрятать, чтобы не промок. А он все равно намок и начал дурить, ерунду всякую открывать. Из-за этого я немного сбился с курса. А еще ночь, небо без звезд, нос яхты было видно только потому, что светили ходовые огни.

YR: Страшно было?

ЕЗ: Нет, я и прежде попадал в подобные условия. Ничего особенно критичного. А вот когда окончательно отключился телефон, тогда…

УДАР, ЕЩЕ УДАР

ЕЗ: Вокруг были камни. И было ясно, что столкновение с ними – это вопрос времени. Еще, может быть, минут семь – и удар последовал. Я бросился в каюту, чтобы подать по рации сигнал бедствия. Но тут последовал второй удар – и лодка завалилась на борт, вся ее правая сторона, где штурманский столик, оказалась под водой. Я лишь успел сказать Mayday.

YR: А телефон?

ЕЗ: Телефон еще до этого я поставил на зарядку. Так он в лодке и остался. Я выскочил наверх и по мачте, держась за грота-фал, залез на камень – это был маленький островок. А перед ним был камень побольше, именно он изувечил мою лодку, а следующей волной ее, видимо, через него перебросило. На яхте еще работали ходовые огни, но несколько ударов – и наступила кромешная темнота. Сделать хотя бы несколько шагов было рискованно, потому что ветер, брызги, скользко. Я приседал, пританцовывал, лишь бы не уснуть, потому что спать хотелось жутко. С рассветом стало попроще. Камень, на котором я оказался, формой напоминал полумесяц. И там была расщелина, куда выбросило часть вещей с лодки.

YR: От яхты что-то осталось?

ЕЗ: Картина была печальная. Мачту оторвало, киля нет, рубку вдавило в каюту. Оторвало штурвал и его стойку, перо руля и часть днища. Рядом плавал разорванный тузик. Я надеялся найти хоть что-нибудь из необходимого, но все как корова языком слизала. Внутри корпуса ни переборок, ни мебели, ни деревянной облицовки – ни-че-го.



YR: И что было дальше?

ЕЗ: Стал прикидывать шансы. Сигнал бедствия я подать не успел, но до этого была связь с предыдущим владельцем яхты, которому я сказал, что сомневаюсь насчет камней. Так что он примерно знал, в какой район я направляюсь. Плюс к тому я накануне каждые три часа переписывался с другом. То есть шансы, что спохватятся и станут искать, были достаточно весомыми.

YR: А в расщелину что-нибудь полезное прибило?

ЕЗ: Две пачки лапши, пакет с семечками, два пакетика растворимого нурофена. Капли для носа. И брикет зеленого чая – друг привез из Китая. Я потом его жевал, чтобы не заснуть.

YR: Какого размера был островок?

ЕЗ: Метров 70–100 в длину, 25–30 в ширину.

YR: А до ближайшей земли…

ЕЗ: Недалеко был остров, и тоже голый, разве что торчали две сосенки. А подальше еще один, уже большой, с лесом. Шведские спасатели потом сказали, что до него было три километра, а мне казалось, что меньше. Но когда я к нему поплыл…

YR: То есть вы решили на него перебраться.

ЕЗ: Да, уже ближе к вечеру. В спасательную подкову сложил весь свой оставшийся НЗ, привязал к ней веревку, конец ее держал в зубах.

YR: Конец октября, вода холодная.

ЕЗ: Градусов десять было.

YR: А температура воздуха?

ЕЗ: Днем те же десять. Ночью, наверное, не больше пяти.

YR: Долго плыли?

ЕЗ: Не знаю, у меня шоковое состояние было. Говорят, у страха глаза велики, а тут… Я был в спасжилете, так что утонуть – не утонул бы, но могло свести мышцы, и тогда меня унесло бы в море. Слава Богу, ветер был попутный. Плыл – и надеялся, что остров обитаемый или хотя бы там есть избушка, в Швеции так часто бывает. Когда оставалось, наверное, метров двести, понял: сил больше нет.

ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ МИЛЬ

YR: Раньше вам доводилось попадать в такие передряги?

ЕЗ: Лодки я не разбивал. К счастью.

YR: Но с такими погодными условиями сталкивались?

ЕЗ: Вы наверняка слышали о Сергее Васильевиче Седове, организаторе и начальнике Полярного парусного отряда. В 2010 году этот отряд совместно с Географическим обществом и Институтом культурного и природного наследия провел экспедицию с целью доказать, что поморы могли ходить на Вайгач и дальше. Был построен поморский карбас, на нем члены отряда дважды пересекли Белое море, я – один раз. Там условия, мне кажется, были даже жестче.

YR: Но тогда рядом с вами были товарищи по экспедиции. А кстати, какой у вас парусный опыт?

ЕЗ: Еще в шестом классе записался в клуб юных моряков – и заболел парусом. Первый опыт получил на «Ял-6». Та лодка, которую разбило о камни, была у меня уже третьей, так что не сказать, что я уж совсем профан. Но многих вещей, как выяснилось, не знаю.

YR: Но переходы у вас как у капитана были?

ЕЗ: Да, и на своей яхте, и в чартер лодки брал. В сумме около «десятки» накрутил.

YR: Десять тысяч миль – это в принципе приличный стаж, достаточно, чтобы чувствовать себя уверенно.

ЕЗ: Видимо, я оказался на той опасной грани, когда уверенность перешла в самоуверенность. Думаешь: я все знаю, все умею, а по факту…

МИНУСЫ И ПЛЮСЫ

YR: Продолжим историю...

ЕЗ: Я доплыл. На берег выбрался, наверное, с третьей попытки, до того смывало волной. И тут же чуть не провалился в сон. Но взял себя в руки: не спать! У меня все эти дни была четкая установка: главное – не уснуть. И я пустился бегом. Весь остров обежал. И какое же было жестокое разочарование – остров оказался необитаемым. Хотя плюсы тоже были. Во-первых, есть защита от ветра. Во-вторых, там были расщелины с пресной водой. В-третьих, там клюква росла, шиповник, даже пару ягод черники нашел. Еще грибы были. Собственно, не хватало только огня. Наступила ночь, и я снова провел ее на ногах, так боялся уснуть. Это мне отец рассказывал, как его друг на дороге зимой заснул в машине и замерз… Начались галлюцинации: появилась какая-то стойка вроде барной, вот, думаю, хорошо, сейчас облокочусь. Потом лавочка примерещилась. И стул.

Я отключался, несколько раз падал, вскакивал… Было еще темно, когда прилетели квадрокоптеры, внимательно обследовали камень, на котором я провел предыдущую ночь, и то, что осталось от лодки. Я очень надеялся, что меня заметят, свистел, кричал, махал. Все впустую. Подумал, что, может, утром прилетит вертолет, но вместо него появился еще один квадрокоптер, облетел все тот же камень, двинул было в мою сторону, но не очень близко, и убрался. Первая мысль: ну, все, на этом спасательная операция закончилась, больше искать не будут. И тут я начал жалеть, что уплыл с камня: мол, если бы не пустился вплавь, меня уже нашли бы, а теперь… На этом я себя одернул: хватит ныть, надо что-то делать, люди годами на островах живут, и ничего.

Одно было ясно: после всех этих приколов с галлюцинациями провести третью ночь на ногах просто нереально. Я пошел в лес и стал ломать сосновые ветки. А перед этим на всякий случай выложил на камнях надпись из мха – HELP, а рядом положил спасжилет, он оранжевый, приметный. Из веток я сделал себе лежанку. На ней ночь и провел. Было совсем холодно, я окоченел, а может, мне казалось, что стало холоднее, все-таки силы были на исходе. Во что бы то ни стало нужно было развести огонь, и всю ночь я прикидывал, как это сделаю, придумывал способы, вспоминал все, что знал из книг.



С рассветом этим и занялся. Попытался добыть огонь трением – не получилось. Тогда кинулся по побережью – искать бутылку. И часа через три нашел! Я ее отмыл, набрал сухих веточек, коры, бересты, бутылочное стекло предполагалось использовать как увеличительное. Я был уверен: обязательно разожгу!

И вдруг – два истребителя. Я подумал: наверное, учения. Потом появился транспортный самолет и стал нарезать круги над морем. Кругов тридцать сделал – и улетел. А ведь совсем рядом был, мог бы меня и заметить. Эх, шведы, бревна в глазу не видят.

Но буквально через несколько минут – вертолет. Я давай ему махать жилетом. Он делает круг – и тоже улетает. Вот тут я про шведов подумал совсем плохо. А вертолет, оказывается, просто готовился к посадке. Огромное спасибо Ивану Сушкову (именно он обратился к спасателям и координировал операцию из России), Евгению Хамедову (который скорректировал спасателей, уточнив мои координаты) и, конечно, спасательной службе Швеции.

Меня взяли на борт, дали какой-то питательный напиток, потом воды, шоколадку. В госпитале меня встретили как родного, будто домой попал. Привели в палату, говорят: ложись. А там часы висели. Я говорю врачам: ребята, отпустите меня, по расписанию скоро самолет в Москву, надо в аэропорт успеть. Они посмеялись и объяснили, что у меня обезвоживание. Пульс был 130. Даже на следующий день – 120. Видимо, какая-то защитная реакция организма.

Собственно, вот и вся история. Врачи привели меня в порядок и отпустили.

YR: И никакого переохлаждения?

ЕЗ: Даже насморка не схлопотал. Носом я начал хлюпать, когда приехал на малую родину, в Рязань. Там местные телекомпании узнали о моей эпопее и стали приглашать на интервью, причем каждой хотелось провести его на берегу Оки. Вот тогда насморк и случился.

ЗАКОН ТРЕХ ОПОР

YR: Какие уроки из этого печального опыта вы извлекли?

ЕЗ: Знаете, в бизнесе и у альпинистов есть закон трех опор. Одной опоры не стало – две остаются. Теперь думаю, что этот закон пригодится всегда и везде. Если бы я стартовал на месяц раньше… Если бы был навигатор не только в телефоне… Если бы были нужные карты… Если бы я мог проверить механическую помпу… Если бы я был с напарником, тогда один бы разбирался с течью, а второй штормовался… Конечно, нужны серьезные испытания перед большими походами, перед выходом в море, и они не должны длиться два дня, как было у меня. Хотя бы неделю, и это минимум. И по-хорошему, желательно заранее попасть в какие-то экстремальные условия, в небольшой шторм.

YR: И что теперь? Еще пойдете куда-нибудь?

ЕЗ: Уверен, нет такого человека, который, увидев море, полюбив его, потом сказал бы себе: нет, ребята, я тут лодку разбил, так что все, больше я никуда и никогда. Пойду!

Источник
« Последнее редактирование: 09.01.2018, 20:10:03 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 290
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal