collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Куда послала мужа? Или Поиски продолжаются  (Прочитано 2127 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


В этом году моего мужа, Хрящёва Бориса, пригласили в полярную экспедицию в качестве капитана яхты «Alter ago». Времени на обдумывания такого решения не было: если задержится яхта с выходом - не успеют дойти до Архипелага по свободной воде. Выйти позже – значить сорвать экспедицию или вмёрзнуть во льды. Авантюрист в душе, мой муж согласился почти сразу. Проводив его в поход через 10 дней, после того, как ему сделали это предложение, я решила побольше узнать о целях и задачах экспедиции, и в какой мере мне за мужа волноваться.

Из обрыков фраз и доклада идейного вдохновителя похода, Марии Гаврило, я поняла, что последние три года Русское Географическое Общество совершает третью экспедицию к берегам Архипелага Земли Франца Иосифа, с целью изучения флоры и фауны, посвящения проблеме арктической экологии, и, всё же, одна из главных причин – поиски следов пропавшей полярной экспедиции Брусилова на «Святой Анне». Но так уж вышло, что искали «Анну», а нашли «Эйру».

В1881-1882 годах, осваивая Арктику в этих местах осталась на вынужденную зимовку английская экспедиция Бенджамина Ли Смита, после того как затонула его шхуна «Эйра», раздавленная льдами. Команда спаслась, и труды Ли Смита не пропали даром: его картами с очертаниями берегов и островов с успехом пользуются до сих пор полярные мореплаватели.

Эта находка дала толчок к новым исследованиям.
Но напомню, с чего всё началось - о первых русских экспедициях, которые принесли огромную славу и пользу нашей стране и всему мореплаванию, не смотря на то, что эти знаменитые исследователи не вернулись домой.

К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции (В. А. Русанова, Г. Л. Брусилова и Г. Я. Седова) считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Главным Гидрографическим Управлением были организованы несколько поисковых экспедиций, которые мало что узнали о пропавших героях-исследователях.

Что послужило идеей этим замечательным полярникам отправится в Арктику, практически, в одно и то же время?

Было несколько причин. Во-первых, близилась значительная дата – 300 лет династии Романовых в 1913г. Вторая причина – первые исследования Русанова островов Архипелагов Шпицбергена и Новой Земли доказали наличие там полезных ископаемых. Третья - поиск торгового пути в Сибирь Северным морским путём. Четвёртая – исследовать, до сих пор мало известные, берега, острова и проливы. Пятая – изучение течений Баренцева и Карского морей. Шестая – на нашей земле безнаказанно промышляли норвежцы, которым следовало напомнить, кто в доме хозяин. Ну и другие исследования: метеорологические, гидрологические, мир флоры и фауны.

ВЛАДИМИР РУСАНОВ к тому времени уже имел за плечами большой опыт исследования арктических земель и славился отличным геологом, гидрографом, метеорологом, написал ряд статей по наблюдению и изучению морских течений и других исследований. Тщательно изучив причины неудач всех пред принимавшихся попыток проникнуть в глубь Северного Ледовитого океана, Русанов пришел к выводу, что основной ошибкой являлся неправильный выбор пути, что в Карское море надо идти не под берегом материка, где льды особенно непроходимы, а либо вокруг Новой Земли, либо через пролив Маточкин Шар. Все его экспедиции были удачными. Он имел огромный вес в научных кругах. Но… он, к тому же, был ярым революционером. Всё это помогало ему в подготовках к экспедициям, и последнее обстоятельство играло в этом не последнюю роль. (Простите за эту и последующую тавтологию)



Последняя экспедиция В.Л. Русанова, на Шпицберген, началась 09.07.12 на парусно-моторной 24-х тонной шхуне «Геркулес» (капитан А.Кучин). Выполнив все намеченные работы и отослав на большую землю, с тремя членами экипажа, весь собранный материал, Русанов двинулся дальше к Новой Земле, откуда из пролива Маточкин Шар, отправил последнюю свою телеграмму. В ней говорилось о его планах продвигаться далее на восток, и попытаться достичь Берингова моря. Здесь же он докладывал о достаточном провианте на судне, и хорошем самочувствии всех членов экипажа.

О дальнейшем продвижении судна и его экипажа мы точно пока ничего не знаем, хотя разные версии в Интернете имеются.

В свою последнюю экспедицию ГЕОГИЙ БРУСИЛОВ, сын знаменитого адмирала и племянник московского землевладельца (судно было переименовано в честь супруги дяди, пожертвовавшей на экспедицию значительную сумму), вышел 28 июля (10 августа) 1912 года на паровой шхуне «Святая Анна» из Санкт-Петербурга. Обогнув Скандинавский полуостров, Брусилов зашел в Александровск-на-Мурмане (ныне Полярный), чтобы поменять часть экипажа и пополнить провиант. На борту оказалось только 7 профессиональных моряков из всего экипажа. 28 августа (10 сентября) судно отправилось в путь. У Брусилова не было в планах оказаться у берегов Архипелага Земли Франца Иосифа, он хотел пройти на восток северным морским путём. Но войдя в Карское море, шхуна оказалась зажатой льдами у западного побережья о. Ямал  и начала дрейфовать под воздействием южных ветров в северном и северо-западном направлениях. В результате дрейфа, судно оказалось севернее архипелага ЗФИ.

Пережив 2 зимовки, в апреле 1914г. экипаж разделился на две группы: 11 человек во главе со старпомом Альбановым ушла на юг, 13 осталось на судне с Брусиловым. В последствии, 28.08.14г. Альбанов с матросом Конрадом были подобраны экипажем Седова на мысе «Флора». Дальнейшая судьба судна «Святая Анна» и оставшихся на ней обитателей – не известна. Но много ценных сведений наука узнала из отчётов Альбанова, а так же мы имеем сведения о их продвижении на юг после выгрузки с судна.



Борис и Ко на мурманском водохранилище

Экспедиция ГЕОРГИЯ СЕДОВА на «Святом Великомученике Фоке», переименованном в «Михаила Суворина», началась 14 (27) августа 1912 года из Архангельска. Т.к. Седов выбился из низкого сословия, ему казалось, что великосветское окружение (его жена была дворянка) постоянно хочет его унизить, оттого «вставляют палки в колёса». Желание быть всегда на высоте торопило его организовать экспедицию до празднования юбилея Дома Романовых, преподнести царствующей семье подарок в виде научно-исследовательских достижений. Целей своих всенародно он не раскрыл, а объявил экспедицию прогулкой. Естественно, государство в финансах ему отказало, и Седов собирал средства с членов географического общества и тех, кто в него верил. Кстати, Николай II пожертвовал на экспедицию не малую сумму из личных денег.

Второпях собранная экспедиция дала о себе знать: старое, вбиравшее в себя воду, судно, не полностью отремонтированное из-за спешки, скудный провиант, полусгнившая солонина и треска, из того, что было заказано – не подвезено вовремя, собак отлавливали бродячих по всему Архангельску. В последний момент подвезли партию ездовых собак, но они составляли треть от нужного количества для экспедиции. Часть экипажа, в том числе и капитан, видя такую подготовку, списалась с судна, и приходилось добирать народ «с улицы». К тому же, грузоподъёмность судна оказалась мала, вследствие чего, часть продовольствия, топлива, питьевой воды и снаряжения (в том числе примусы) остались на берегу.

Но не смотря ни на что, судно двинулось к цели. Два года Седов исследовал острова и берега Новой Земли и Земли Франца Иосифа. Изучал течения и прибрежные глубины и грунты. Пережил две зимовки. Во время второй зимовки была отправлена в Архангельск группа моряков с бумагами для пересылки в Географическое общество Петербурга. В них содержались результаты исследований и просьба прислать судно с запасом продовольствия и другого провианта, что так и не было выполнено.

В феврале 2014г., оставив судно в Тихой бухте на ЗФИ, Седов с двумя матросами на собаках продолжил путь к Северному Полюсу, будучи тяжело больным цингой. Пройдя всего 200 км из 2000, 20-го февраля Седов скончался. Похоронили матросы его на южной оконечности острова Рудольфа, могилу соорудили из камней, из лыж сделали крест. В могилу положили флаг, который должен был быть водружён на полюсе. Затем, вернулись на судно. По словам этих двух матросов, одна из собак по кличке Фрам, осталась у могилы, как её не звали, она так и не вернулась. (В 1929г. экспедиция  В.Самойловича пыталась найти могилу, но безуспешно. В 30-х годах на северной оконечности о.Рудольфа, полярники обнаружили бамбуковое древко флага, который должен был быть установлен на полюсе, и обрывки спецодежды. Есть предположение, что Седов не умер, а продолжил свой путь, отпустив матросов обратно).



Борис и Ростислав Гайдовский

6 марта, чуть не заблудившись, они добрались до «Святого Фоки» и судно отправилось к Архангельску. По пути на судне кончилось топливо. В топку пошла мебель, палубная надстройка и даже переборки. 20 июля 1914г. на старой базе Джексона на мысе Флора, они случайно подобрали двоих выживших из экипажа Брусилова.

Судно добралось до рыбацкого становища Рында на Мурмане 15.08.14 в полуразрушенном состоянии. Здесь их подобрал рейсовый пароход «Император Николай II» и доставил в Архангельск.

Обстоятельства трагедий, постигших экспедиции, до сих пор не выяснены: не найдено захоронение Г. Я. Седова на Земле Франца-Иосифа, не обнаружено до сих пор никаких следов гибели «Св. Анны», не раскрыта и тайна гибели экспедиции Владимира Русанова.
Но кое-какие сведения, всё же появились.

Географов заинтересовали письма, пришедшие в адрес Дома-музея В. А. Русанова в Орле от старожилов Таймыра А. М. Корчагиной и Л. Н. Абрамовой и, возможно, касающиеся судьбы русановцев.

Не буду переписывать полностью это письмо - оно есть в И-нете, дам здесь только выдержку:

«От кочевников-оленеводов я слышал, что еще при царе они где-то на побережье нашли лодку, около которой лежали погибшие люди, а один находился в самой лодке. Число их было нечетное. Кочевники захоронили трупы, обложив их камнями. А двое или трое из этой экспедиции со своим главным начальником еще до гибели остальных сумели дойти до волока. В пути они ослабели, бросили часть груза и позже были найдены замерзшими. Кто их похоронил и сделал надписи на столбиках — неизвестно. Все они прибыли с Большой земли, нашли много полезных ископаемых. В могилы захороненных на лесной тропе, как передавали оленеводы-кочевники, были положены в деревянном ящичке рукописи и документы погибших»



Борис на Альтер эго

А вот сообщение Лидии Николаевны Абрамовой, жительницы города Авдеевка Донецкой области: «В 1975 году, проживая в поселке Новорыбное  Хатангского района, я разговаривала с преклонного возраста долганкой, которая показывала на самом берегу Хатанги, напротив старого кладбища, две просевшие могилы. По словам долганки, в них еще во времена ее детства, когда здесь постоянного поселения не было, а лишь стойбище кочевников, были похоронены русские — беременная женщина и ее муж, которых еще живых привезли ее родители откуда-то из тундры. Долганка видела, как в могилу женщины были положены какие-то «книги, писанные рукой», которыми очень дорожили умершие».

Так как проверка сведений Корчагиной и Абрамовой связана с поисками и вскрытиями давних захоронений, Географическое общество обратилось за помощью к всесоюзным органам юстиции и поддержало намерение группы туристов из Орла — земляков В. А. Русанова организовать поход по рекам Пясинского бассейна.

На основе событий экспедиции Брусилова и Седова у Каверина появилась повесть «Два капитана». Многие зачитывались этим литературным шедевром, но узнав, что оно написано на основе реальных событий, стали интересоваться дальнейшей судьбой этих экспедиций. Попытки отыскать их следы были в 21, 29, 34, 37, 50-х, 70-х годах, в 2010-х, а так же в наши дни.



Борис на мурманском водохранилище 2

В 1934 году у западного побережья Карского моря на безымянном о-ве был найден столб с надписью: «Геркулес 1913г.» Сейчас он хранится в музее Арктики-Антарктики в С-Пб. Экспедиция из г.Орла предпринятая в 1977г. обнаружила останки судна, похожего на «Геркулес», останки нарт, были найдены часы, компас, записная книжка матроса Чукчина, по имени которого был назван остров Попова-Чукчина, рядом с полуостровом Таймыр. Эти артефакты хранятся в музее В.Русанова, на его родине, в Орле.

В 2000г новая Орловская экспедиция на п-ве Таймыр в р-не горы Минина (?) нашла человеческие останки. Экспертиза показала, что они принадлежат капитану судна «Геркулес», А. Кучину. (Кости найдены без черепа. Специалисты утверждают, что труп не сам здесь оказался, что его сюда затащил медведь).

В 2013г. по следам экспедиции Русанова идёт яхта «Апостол Андрей» (Капитан Н.Литау) с высадкой на эти острова и находит там новые артефакты: ножницы, расчёска, патроны разных калибров, что приводит к мысли, что Русановцы могли разделиться на группы и добраться до этих островов порознь...

Уже заканчивая изучение этих арктических плаваний и написав эту статью, наткнулась на ряд статей последующих поисковых экспедиций и даже фильмов, которые будто сделаны по моему сценарию. Обидно, что наткнулась на них после того, как потратила на статью трое суток, а не до того. Ведь написано уже о трёх капитанах много. Зачем писала? Впрочем, писала, чтобы самой узнать, куда послала мужа.



Я с Машей и полярником

Но вот яхта вернулась из первого похода в Мурманск и я еду на своей машине к мужу на свидание. Ну не просто увидеться, а чем-нибудь помочь ребятам. В основном, машиной: чтобы команда была мобильной и смогла легче отовариться. К тому же, у яхты не всё в порядке с двигателем. Потребовались кольца и фильтры. Двигатель ярославский, отечественный. Фильтры должны быть не дорогими. Звоню по питерским каналам. Мне предлагают фильтры по 100 с лишним тысяч за один.  Нужно 4 штуки. У меня таких денег нет. Везу в Мурманск только резину (благо дочь работает в «ООО  Мир резинотехники»). В Мурманске ребята находят аналог от автомобильного и прилаживают к месту. Резина тоже подошла. Всё бы хорошо, но вот ведь не задача: второй этап экспедиции упирается в начальника, в ведомстве которого находится ЗФИ. Ну не хочет он пускать эту экспедицию на свою территорию!

Маша и Саша (организаторы экспедиции) летят в Питер и Москву. Одна – уламывать этого упёртого начальника, второй – объясняться с начальством повыше. Не стану ни называть фамилии, не причины этой проволочки – это не моих ушей дело. Но яхта простояла в Мурманске десять дней. А это огромный срок для полярной экспедиции. В результате разрешение получено, но на работу на месте остаются 5-6 дней. А этого ой как мало! Для погружений под воду надо найти нужное место и выбрать благоприятную погоду,  что в это время уже проблематично.



Ночь в бухте

На яхту прибывают дайверы и мне надо освободить койко-место. Поэтому, выполнив свою миссию, я прощаюсь с Борисом и экипажем и отправляюсь домой, в Питер. Далее из редких коротких отчётов на странице в «Вконтакте.ру» («Открытый океан» Архипелаги Арктики») я узнаю, что экспедиция достигла берегов бухты Тихой и вышла на нужную точку. Результаты работы экспедиции будем знать либо из их дальнейших отчётов, либо из рассказов самих членов экипажа по их возвращении домой.
А пока – ждёмс.



Айсберг

P.S. В Мурманске, пока яхта стояла, и ремонтом двигателя занимался Андрей, участник экспедиции, Борис, как капитан, не очень был нужен на судне, поэтому он мог себе позволить два дня отдыха. А что для него за отдых без яхты? Естественно, что мы поехали за 70 км от Мурманска, по приглашению директора, Вячеслава Мальцева, в  яхт-клуб, прихватив бутылочку вина и мои книги. Выходные удались на славу! Вечер посидели за яхтенными разговорами и просмотром слайдов и видео. Далее гостеприимные хозяева оповестили  нас о том, что выбраться отсюда не будет возможности, т.к. началось оцепление территории силами ГИБДД из-за спортивного фестиваля. Сюда пускают только участников фестиваля, который должен начаться на утро. Нам предоставили домик с 4 койками, столиком, стульями и всем необходимым. Утром в клуб съехались люди разных возрастов из Петрозаводска, Архангельска, Медвежьегорска, Кандалакши, Североморска и других мест. Началась борьба по гребле, волейболу, других видов соревнований, которых я не видела из-за гребли. А привлекли моё внимание девушки лет эдак за 70. Они с таким азартом гребли, но всё ни туда: то в берег, то сталкиваясь друг с другом. Оказывается, они на соревнованиях впервые. Но радость всеобщая объединила всех: и старых и молодых.



Встреча во льдах

Когда гребля закончилась, закончился и дождь, который не испугал соревнующихся. Выглянуло солнышко и стали выходить из гавани яхты. На одной из них вышли и мы. Капитан нашей яхты «Либерти» сшил (силами того же Славы – он и директор и парусный мастер) новые паруса и мы начинаем прикидываться с двумя рядом идущими яхтами, опробывая «новьё» в работе. Обойдя одну за другой обе яхты и дав положительную оценку парусам, заходим в бухточку с милым пляжиком, куда швартуются и наши соперники по самопальной регате. Вскоре, я первая пробую воду, и она не кажется мне холоднее нашей Сайменской (в Финляндии). Иду купаться, а следом за мной и остальной народ. Вечером, когда на шоссе снято оцепление ГИБДД, заезжаем в магазин  в Туломе (посёлок в 10 км от яхт-клуба). Ну не сидеть же на шее у гостеприимных хозяев два дня!
И новый вечер посиделок с яхтенными рассказами в кругу новых  друзей. Выясняем, что во многих гонках мы участвовали в одно и то же время, нашлось много общих знакомых. На утро третьего дня мы, всё же, решили освободить от себя радушных Славу и Ольгу (его жену и отличную хозяйку, кстати, прокурора г.Мурманска) и отправились обозревать окрестности Мурманской области. Едем на Тиреберку, где нам обещали красивые водопад и берег моря. После  90 км от Мурманска в обратную сторону от яхт-клуба, дорога уходила от основной  влево по вершине сопки, где гулял уже жуткий ветер, подняв вихри пыли (кончился асфальт, началась  грунтовка). В считанные минуты наша машина покрылась густым слоем пыли. Окна в машине открыть невозможно. Сделав снимок у памятного поморам креста, повернули обратно. Пока мы ехали по этой трассе, на каждом выступе от дороги ютилось множество машин с грибниками. Здесь начался грибной сезон. Но время обеда уже прошло, и мы решили перекусить тем, что у нас было с собой, приткнувшись куда-нибудь. Вскоре мы нашли съезд, на котором, хоть и в небольшом отдалении, но стояли уже три машины. Пообедав, решили прогуляться по пятачку, не рассчитывая найти что-нибудь достойнее сыроежки. Но каково было наше удивление, когда мы насобирали столько красных и белых, что приехав на лодку, я смогла накормить грибной солянкой и грибным супом пятерых: ужином, завтраком, обедом и ещё на второй ужин осталось!

Вот такой получился у нас двух двухдневный совместный отпуск!

(С) Галина Гусева
« Последнее редактирование: 06.09.2018, 22:21:04 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 294
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal