Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => История => Тема начата: Craus от 06.02.2018, 21:02:03

Название: Острова злобных призраков: Трагедия Батавии
Отправлено: Craus от 06.02.2018, 21:02:03
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_02_18_8_49_17.jpeg)
1616 г. Jacob Eduard-van-Heemskerck-van-Beest "Корабли на рейде Батавии"

Судно «Батавия» принадлежало Нидерландской Ост-Индской компании. Оно было построено в 1628 году в Амстердаме и 28 октября отправилось из порта Тексель (Север нидерладов) в свой первый и, как оказалось, последний рейс в Батавию (ныне Джакарта, Индонезия) на острове Ява за пряностями.

Экспедицией командовал Франциско Пелсарт (Francisco Pelsaert), в Ост-Индской компании его должность называлась opperkoopman («старший купец»). Капитаном корабля был Ариан Якобс (Ariaen Jacobsz). На борту был 341 пассажир, включая отряд солдат а так же 600 тонн груза. Среди экипажа был обанкротившийся фармацевт Иероним Корнелис (Jeronimus Cornelisz), занимавший в компании должность onderkoopman, «младшего купца». На борту был и ценный груз — крупная сумма денег  — более 200 тыс. гульденов, драгоценности, подарки для наместников.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_02_18_8_49_24.jpeg)
Залив Джакарта, 1841 Bartele Gallery

Деньги предназначались для выплаты жалований, ведения войн и покупки пряностей. В числе ценностей находился также агатовый кубок римской работы, принадлежавший Рубенсу. У великого художника было плохо с деньгами. Он считал, что в колониях живут самые богатые люди, там кубок смогут выгодно продать, он получит деньги и поправит свои дела. Корабль должен был обойти вокруг Африки и добраться до Индонезии за несколько месяцев. Нагруженную ценностями «Батавию» сопровождал конвой из семи других судов, в том числе одного военного, трех – двойного назначения, двух торговых и одной небольшой яхты.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_02_18_8_49_31.jpeg)
The VOC Batavia. (современная реплика)

Во время плавания Якобс и Корнелис решили захватить судно. Когда «Батавия» покинула Капстад (нынешний Кейптаун), они воспользовались тем, что Пелсарт был болен лихорадкой, и оторвались от других кораблей. Но поднимать открытый мятеж Якобс и Корнелис некоторое время не решались. «Батавия» все больше удалялась от намеченного маршрута к Яве. Наконец, заговорщики решили устроить провокацию. Подговоренные матросы напали на одну из пассажирок – Лукрецию ван дер Милес, которая направлялась на Яву к мужу. Они вытащили ее на палубу и изнасиловали. Якобс и Корнелис рассчитывали на то, что карательные меры, которые предпримет Пелсарт, спровоцируют мятеж среди матросов. Но подчиненные Пелсарту солдаты быстро взяли ситуацию под контроль. Франциско Пелсарт должен был выбрать, как поступить с преступниками. Суровое наказание могло вызвать бунт, бездействие убедило бы их в том, что им все сойдет с рук. Но принять решение ему не пришлось.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_02_18_8_49_39.jpeg)
Иллюстрация из книги Путешествие на Батавии, 1647. Wikimedia Com

4 июня 1629 года «Батавия» налетела на риф. В результате кораблекрушения 40 человек утонули. Остальные успели спастись, переправившись на небольшой островок. «Батавия» вскоре затонула на небольшой глубине. Островок, где очутились экипаж и пассажиры, и был тем самым островом Бикон, тогда еще безымянным.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_02_18_8_49_46.png)
Beacon Island 28°48S 113°79 E (Houtman Abrolhos)

Стоит помнить, что в 1629 году европейцы еще только-только узнали о существовании континента в южной части Тихого океана. К этому моменту берега континента Австралии,называемые Terra Australis (Южная земля), еще были не известны европейцам, да и сам материк посетило пять голландских мореплавателей: Виллем Янсзон (1606), Дирк Хартог (1616), Фредерик де Хаутман (1619), Ян Карстенс (1623), Франс Тейсен (1627). Плавание Абеля Тасмана, который описал ошибочно принятый за континет остров, названный в последствии остров Тасмания, состоялось лишь в 1642 году.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_02_18_8_49_55.jpeg)
Beacon Island Abrolhos

Итак, люди оказались на небольшом необитаемом острове. Вокруг находилось еще несколько островов, в пятидесяти с лишним километрах к востоку лежал неизведанный материк. Франциско Пелсарт выяснил, что пресной воды на острове нет, а пищи крайне мало: только птицы и морские львы. Пелсарт, Якобс, несколько членов экипажа, солдат и пассажиров отправились на девятиметровом баркасе на материк, чтобы найти воду. Воду не обнаружили. Тогда Пелсарт решил плыть на баркасе на Яву в порт Батавия (современная Джакарта), чтобы привести помощь. Удивительно, но они добрались до туда после 33 дней плавания. На баркасе было более двадцати человек, все выжили.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_02_18_8_50_03.jpeg)
Азиатские и голландские корабли на якоре у форта Батавия

Губернатор Батавии арестовал матросов, виновных в нападении на Лукрецию ван дер Милес.  Так как среди пассажиров баркаса были верные Пелсарту солдаты, капитан Якобс ничего не мог сделать, он также был арестован по подозрению в мятеже. К месту кораблекрушения был отправлен корабль под командованием все того же Пелсарта для спасения людей и подъема ценностей с затонувшего судна. Спасательная экспедиция достигла острова за 50 дней. Но все то время, пока Пелсарт добирался до Явы и обратно, на острове происходили трагические события.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_02_18_8_50_11.jpeg)
Верфь Батавия. Гравюра 17-го века

Оставшихся на острове людей возглавлял Иероним Корнелис. Он понимал, что Пелсарту известно о его участии в заговоре, и рассчитывал, что ему удастся захватить судно, которое придет на помощь, а также завладеть сокровищами с затонувшей «Батавии». Но для успеха ему надо было окружить себя исключительно надежными союзниками. Корнелис приказал собрать все оружие и запасы провианта, чтобы контролировать оставшихся на острове. Затем он решил избавиться от верных Пелсарту солдат, отправив их на один из соседних остров с заданием найти воду и пищу. Корнелис рассчитывал, что там они погибнут.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_02_18_8_50_20.jpeg)
Иллюстрация из книги Путешествие на Батавии, 1647 г.

Затем Корнелис и верные ему люди постепенно избавлялись от прочих обитателей острова. Сначала Корнелис приказывал казнить человека по обвинению в совершенном преступлении, чаще всего в краже продовольствия. Затем начались расправы просто без повода. В результате были убиты в общей сложности по меньшей мере 110 человек.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_02_18_8_50_29.jpeg)

Однако выяснилось, что отправленные на другой остров солдаты не только выжили, но и нашли воду. Как было приказано Корнелисом, они подали дымовой сигнал о своем успехе, не догадываясь, что творится по соседству. Однако часть обитателей острова Бикон сумела бежать к ним и предупредить о намерениях Корнелиса. Солдаты вооружились подручными средствами и соорудили укрепление из обломков кораллов и камней.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_02_18_8_50_37.jpeg)
Jeronimus Cornelisz, художник Johannes van der Beeck

Иероним Корнелис и его сообщники, припасы которых истощились, напали на соседний остров, но солдаты успешно отражали их атаки. Во время одной из попыток штурма они даже захватили в плен самого Корнелиса. Мятежников возглавил Ваутер Лос (Wouter Loos). Он организовал новый штурм острова и почти добился успеха, но в это время подошел посланный с Явы корабль. Скоро все мятежники были окружены и схвачены.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_02_18_8_50_45.jpeg)
The Houtman Rocks (British Admiralty Chart 1723)

Франциско Пелсарт провел суд над бунтовщиками прямо на острове. Иероним Корнелис и еще семь человека были приговорены к смерти. Им отрубили правую руку, а потом повесили. Остальные мятежники были доставлены в Батавию, где губернатор, рассмотрев дело, приказал повесить еще пятерых, а Якопа Питерса (Jacop Pietersz), который был вторым после Корнелиса главарем мятежников, подвергнуть колесованию. Прочих приговорили к наказанию плетьми. Ариан Якобс, не смотря на пытки, так и не признался в причастности к заговору, поэтому из-за недостатка доказательств казнен не был. Дальнейшая его судьба неизвестна, возможно, он умер в тюрьме в Батавии.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_02_18_8_50_52.jpeg)
Иллюстрация из книги Путешествие на Батавии, 1647 г.

Интересна судьба еще двух приговоренных. Ваутера Лоса и одного примкнувшего к бунтовщикам юнгу Пелсарт не стал казнить по причине несовершеннолетия. Но они были оставлены на диком берегу неизвестного материка. Позднее английские поселенцы обращали внимание, что у аборигенов, живущих в этом регионе необычно светлая кожа. Из-за этого возникла гипотеза, что два брошенных моряка были приняты в одно из племен. Более того, позднее было установлено, что среди представителей австралийского племени нанда (амангу) встречается группа крови, типичная для жителей нидерландского Лейдена.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_02_18_8_51_01.jpeg)
Иероним Бекс (II), The Arms of the Dutch East India

Однако необязательно, что причиной этого были именно Ваутер Лос и юнга. Аборигены западного побережья могли контактировать и с другими европейцами, выжившими после происходивших в этом районе кораблекрушений, например, с моряками корабля «Зёйтдорп», погибшего в 1712 году.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_02_18_8_51_08.jpeg)

Был наказан и Франциско Пелсарт. Власти сочли, что он не имел полномочий производить казни на острове. Но его наказание было только финансовым. Он был в 1629 году избран в правительство Батавии. Известно, что Пелсарт принимал участие в экспедиции на Суматру в 1630 году и, видимо, вскоре после этого умер, так как к исполнению своих новых обязанностей в Батавии он так и не приступил.

Солдат Нидерландской Ост-Индской компании Виббе Хайес (Wiebbe Hayes), который возглавил сопротивление мятежникам, был повышен в звании до сержанта, позднее стал лейтенантом. Всего из плывших на «Батавии» людей до Явы благополучно добрались 68 человек.

История «Батавии» стала известна благодаря опубликованным в 1647 году запискам Франциско Пелсарта Ongeluckige voyagie van ‘t schip Batavia («Несчастливое путешествие судна «Батавия»). Позднее история «Батавии» послужила темой для нескольких романов, стихотворений, пьес для радиотеатра, документальных книг. В 1995 году был снят документальный фильм Batavia Wreck, mutiny and murder. 11 мая 2001 года в Мельбурне состоялась премьера оперы «Батавия», написанной австралийским композитором и дирижером Ричардом Миллсом.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_02_18_8_51_17.jpeg)
Современная копия «Батавии»

В 1995 году в нидерландском городе Лилестад была построена копия корабля «Батавия». Постройка, инициатором и руководителем которой стал корабел Виллем Вос, длилась десять лет. В 1999 году новая «Батавия» была доставлена в Австралию, где выставлялась в Морском музее в Сиднее. В Австралии «Батавия» была спущена на воду и совершала самостоятельные плавания. Во время олимпийских игр 2000 года она была названа флагманом нидерландской сборной. В 2001 году «Батавия» вернулась в Лилестад.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_02_18_8_51_26.jpeg)
Останки судна Батавия. Западноавстралийский музей кораблекрушений.

Большая часть груза «Батавии» была поднята со дна тогда же, в 1629 году. В 1950-е годы историк Генриетта Дрейк-Брокман после длительного изучения архивов пришла к выводу, что место кораблекрушения находится в архипелаге Аброльос, точнее в той группе его островов, которая называется островами Валлаби. В начале 1960-х журналист Хью Эдвардс вместе с Дрейк-Брокман организовал на острова несколько поисковых экспедиций. В установлении точного места гибели судна у острова Бикон помог рыбак Дейв Джонсон, который заметил старинный якорь, когда ставил на дне ловушки на омаров.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_02_18_8_51_35.jpeg)
Excavating Batavia mutiny remains at Beacon Island

В 1970 – 1974 года морским археологам из Музея Западной Австралии   под руководством Джереми Грина смогли поднять на поверхность несколько пушек, якорь, другие предметы, а также фрагменты левого борта «Батавии». Часть пушек и якорей не были извлечены из воды, а превратились в экспозицию своеобразного «подводного музея», который любят посещать дайверы.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_06_02_18_8_51_43.jpeg)
Excavating Batavia mutiny remains at Beacon Island

Археологические работы проходили и на острове. Как мы уже говорили, найденный скелет стал 11 по счету. Он находился на глубине полутора метров под землей. Среди костей были обнаружены две мушкетные пули. Специалисты-антропологи определили, что скелет принадлежит подростку.

Источник (http://ocean-media.su/)
Защита SMF от спама от CleanTalk