Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => Машинный телеграф => Тема начата: Craus от 21.04.2016, 23:33:32

Название: Швеция разрешила поднять "Сом"
Отправлено: Craus от 21.04.2016, 23:33:32
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_21_04_16_11_04_19.jpeg)

Шведские власти разрешили исследователям поднять со дна Балтийского моря российскую подлодку «Сом», затонувшую в 1916 году.
Об этом рассказал представитель исландской компании iXplorer Ocean Research, руководитель проекта Алексей Михайлов.

По словам Михайлова, разрешение на подъем «Сома» было получено в конце декабря. «Есть четкий план осуществить это непосредственно к 23 мая 2016 года, когда исполняется ровно 100 лет со дня гибели экипажа по новому календарю», — отметил он.

Планируется также провести церемониальное захоронение останков подводников, находившихся в субмарине.

Проектом занимается российско-шведская группа исследователей.

Напомню, сообщения о находке российской подлодки появились в 2015 году.

https://youtu.be/MaHDnNjjMgI

«Сом» — лодка во многом удивительная. Относившаяся к первому поколению строевых субмарин отечественного флота, она к моменту своей гибели безнадежно устарела, несмотря на отличные эксплуатационные характеристики и хорошую мореходность. Зато «Сом» успел послужить сразу на трех российских флотах.
Изначально это американская лодка Fulton, построенная в 1901 году фирмой Джона Голланда в инициативном порядке. Промышленники хотели продемонстрировать лодку и найти на нее покупателя.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_21_04_16_11_04_38.jpeg)

С 1903 года к лодке присматривались российские моряки. Но только в 1904 году, сразу после начала Русско-японской войны, Невский завод, представлявший интересы Голланда в России, получил от морского ведомства заказ на постройку пяти подводных лодок. Fulton перевезли в Россию, назвали «Сом», после чего по его образцу в 1904-1907 годах на отечественных верфях построили еще шесть лодок «рыбьей» серии.

«Сома» разобрали, доставили в Кронштадт пароходом в июне 1904 года (для соблюдения секретности груз именовался «паровым котлом»), и к сентябрю собрали и опробовали. В ноябре лодку погрузили на специально сконструированную железнодорожную платформу и отправили на Дальний Восток, где шла война. Торпеды, однако, задержались и попали во Владивосток только к апрелю 1905 года.

После войны с Японией «Сом» вместе с другими малыми субмаринами, перевезенными на Дальний Восток, служил на Тихом океане. В декабре 1914 года в связи со спокойной обстановкой и наладившимися отношениями с Японией подлодку было решено отправить на Черное море. «Сом» ходил в прибрежные дозоры у Балаклавы, потом его перевели в Одессу.

Летом 1915 года флот решил, что заслуженный аппарат (уже сильно устаревший) нужен ему на Балтике. Субмарину опять перевезли на железной дороге — на третий флот, к месту последней службы.
Лодка базировалась в Мариенхамне, на Аландских островах, и с осени 1915 года ходила в дозоры в южную часть Ботнического залива.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_21_04_16_11_04_56.jpeg)

Последний поход

В мае 1916 года «Сом» находился на обычном дежурстве в окрестностях Оландсгафа (Аландское море).
С апреля 1916 года командовал лодкой лейтенант Хрисанф Бугураев — представитель донского казачества на подплаве. Вместе с ним в тот раз в море вышли еще 17 человек.
В 4 часа утра 10 (23) мая «Сом» встретил в море небольшой пароход Angermanland тоннажем 645 брутто-регистровых тонн, принадлежавший шведской судоходной компании Stockholms Rederi AB Svea.

Дальше версии разнятся. В российских источниках принято указывать, что шведский пароход преднамеренно протаранил «Сома».

На чем основано это эмоциональное утверждение, сказать трудно. Скорее всего, это связано с аналогичным случаем, произошедшим чуть позже, 9 июня 1916 года, когда другой шведский пароход попытался таранить российскую подлодку «Волк» и смял ей поднятые перископы.

Очевидцы с борта шведского судна говорят, что лодка шла параллельно курсу парохода на дистанции около 150 метров, а потом пошла наперерез. Полагая, что подводники готовятся остановить и досмотреть судно на предмет контрабанды (то есть грузов, перевозимых в Германию), капитан отдал приказ остановиться. Лодка убрала перископ, поднырнула под судно, после чего шведские моряки почувствовали удар о подводную часть корпуса.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_21_04_16_11_05_27.jpeg)

Источники:
https://ru.wikipedia.org
https://lenta.ru
Защита SMF от спама от CleanTalk