collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Легендарная буря 1854 года в Крыму неподалеку от Балаклавы  (Прочитано 490 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +8/-0
    • Просмотр профиля


Многие уже знают, что в 1853 году началась Крымская (Восточная) война между Российской империей, с одной стороны, и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства, с другой. Боевые действия разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке и Курилах. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму.

И мы поговорим об одном важном эпизоде этой войны. Этот эпизод рассказывает о невероятно мощной и сильной буре, это был невиданный шторм, который сыграл против неприятеля, доставив ему множество неприятностей.

В 1854 году, 14 ноября жестокий шторм у берегов Крыма привёл к потере союзниками более 53 кораблей (из них 25 транспортов). Дополнительно, под Евпаторией потерпели крушение два линейных корабля (французский 100-пушечный «Генрих IV» и турецкий 90-пушечный «Пеики-Мессерет») и 3 паровых корвета союзников.

В частности, были утеряны посланные десантному корпусу союзников запасы зимней одежды и медикаментов, что в условиях надвигающейся зимы поставило союзников в тяжёлое положение. Буря 14 ноября по тем тяжким потерям, какие она причинила флоту союзников и транспортам с припасами, приравнивалась ими к проигранной морской битве.

Но перед этим событием для концентрации сил при осаде Севастополя, коалиция войск Британии, Франции и других стран высадилась в узкой и удобной гавани Балаклавской бухты. Эта бухта извилиста, глубока, что одновременно дает защиту от ветра с моря и позволяет кораблям базироваться в глубине бухты. Именно здесь стоял лагерь коалиции. Однако бухта не могла вместить абсолютно все корабли и суда, поэтому большая часть стояла на рейде неподалеку от Балаклавы.



При этом, берега рядом с бухтой скалисты и обрывисты, а глубина моря достигает местами 60-80 метров практически сразу возле стенок скал. Обычно в Крыму ноябрь и декабрь - месяцы с самыми сильными ветрами и штормами.

Что же произошло во время знаменитого ноябрьского шторма - свидетельства очевидцев тех событий.

Из-за отсутствия метеорологической службы в те времена были допущены серьезные просчеты в расположении кораблей и судов в бухте и на рейде. Изабелла Дуберли написала 10 ноября: «Сильный ураганный ветер нёс такое страшное волнение в команды кораблей, стоящих как внутри, так и вне бухты, что некоторые владельцы последних стали протестовать, что им не разрешено укрыться в бухте».

Экипажи транспортов с ценными военными грузами: боеприпасами, продовольствием, теплой одеждой для солдат, так необходимой в это время в Крыму, — не встретили понимания со стороны главного смотрителя за транспортами в Балаклаве — капитана Кристи. Он отказался дать разрешение ввести их суда в гавань.



12 ноября путешественник Джордж Тейлор, находившийся на флагманском линкоре «Agamemnon», записал в своем дневнике: «Сильный ветер. Так как стоянка в Балаклавской бухте из-за тесноты и силы ветра стала небезопасной, «Agamemnon» вышел из нее и стал на якорь в Камышовой бухте, на виду у города, Севастопольской бухты, русского флота и наших батарей. Множество транспортов и пароходов осталось в Балаклавской бухте, у некоторых уже ползли якоря».



Ночь на 13 ноября была холодная. 13-го полил дождь, который залил весь лагерь и затруднял приготовление пищи. Лагерь стал похож на затоптанное вспаханное поле, ничего кроме грязи и слякоти. В течение этого дня дул свежий юго-западный ветер. Экипажи кораблей предчувствовали приближение страшной катастрофы. И она не заставила себя ждать.

К рассвету 14-го поднялся шторм, к половине седьмого утра превратившийся в настоящий ураган, ураган, какого не запомнят жители этой страны. Гром, молния, ливень сопровождали его.

На утро шторма на якорях у входа в Балаклавскую бухту находились паровые суда: «Retribution», «Niger», «Vesuviur», «Vulcan», паровые транспорты: «Prince», «Melbourn», «Avon», «City of London», парусные транспорты : «Mercia», «Resolute», «Lady Valiant», «Caducens», «Rride of the Ocean», «Kenilwoth», «Medora», «Wild Wave», «Pilvan», «Winkle», «Sir Robert Sale», грузовые суда «Progress», «Wanderer», «Peltoma» с частным бригом «Maltese», составляли в общем 22 парусника.



«14 ноября — ужасный ураган начался примерно в 5 часов утра, — вспоминает Изабелла Дуберли, бывшая в это время на борту корабля «Star of the South» в Балаклавской бухте. — В 7 часов, когда я выглянула в окно каюты, бухта буквально кипела и была покрыта пеной, а корабли страшно раскачивало.

К 9 часам это усилилось до такой степени, что я едва могла, даже цепляясь за надстройки, продвигаться по палубе. Брызги, рассыпаясь над скалами на много сотен футов, казались сильным дождем. Корабли сталкивались и наносили друг другу сильные повреждения. Корму «Star of the South» протаранил мощными бортами «Medway», возвышавшийся над ней.



К 10 часам мы узнали, что самые ужасные крушения происходят снаружи, у Балаклавских скал среди кораблей, стоящих на якоре, и некоторые из капитанов — капитан Сайер, мистер Рошфор и Фрейн — направили свои корабли на скалы, чтобы попытаться любыми средствами спасти жизни. Следующей вестью стало то, что «Prince»,«Resolute»,«Rip Van Winkle», «Wanderer»,«Progress» и иностранный барк погибли, и с них не спаслось и дюжины человек.

В 2 часа дня, несмотря на ветер и непогоду, мне удалось, перебираясь с корабля на корабль, добраться до берега и своими глазами увидеть эту зловещую картину. К моменту моего появления на берегу прекрасный небольшой клипер «Wild Wave» уже двигался навстречу своей гибели. Капитан и команда, — все, кроме трех юношей, — покинули корабль в 9 часов, и теперь он со всеми своими мачтами, беспомощным грузом на борту, своими изящными обводами и душой дуба необратимо стремится к смерти. Теперь он внизу под нашими ногами.»



Рассказ миссис Дуберли пронизан реальностью происходившего и представляет большую ценность, но не менее интересным и информативным представляется повествование офицера линейного корабля «Sanspareil» Уильяма Гордона, команда которого также приняла активное участие в спасении людей:

«Лейтенант, боцман и отряд сильных людей корабля ее Величества «Sanspareil» были немедленно посланы к утесам, и до того, как ночью спаслись тридцать два человека, выброшенных на скалы, общее число спасенных составляло пятьдесят четыре. Кроме того, лейтенант и восемь моряков оставались на камнях всю ночь, и утром имели счастье спасти единственных оставшихся в живых членов экипажа «Wild Wave», мужчину и мальчика, которые провели всю ночь в расселине среди камней».



Корабли, стоявшие на внешнем рейде, срывало с якорей и несло на отвесные скалы у входа в Балаклавскую бухту. Первой жертвой разбушевавшейся стихии стал американский транспорт «Progress», за ним ураганный ветер сорвал с якорей и понес к берегу британский парусник «Resolute».

Третьим разбилось американское парусное судно «Wanderer», а за ним погиб «Kenilworth», который, потеряв свои мачты, столкнулся с пароходом «Avon». Это единственный пароход, которому в этот день с большим трудом удалось прорваться через узкий проход в Балаклавскую гавань и спастись. Тем временем неугомонный ветер продолжал срывать с якорей и нести на скалы все новые и новые жертвы...

Так выглядит вход в бухту Балаклавы сейчас



Почти все палатки в лагере Балаклавы были сорваны, и все бывшее внутри унесено. Офицеры и солдаты, едва одетые, бегали вокруг и собирали остатки вещей и одежды. Ветер усиливался с каждой минутой, и все лагерные вещи летали в воздухе. Брезенты палаток («tentes dabri») были снесены и летали сотнями, только несколько тяжелых английских палаток, значительно тяжелее французских, снесенные, упали там, где их застал налетевший шквал.

Горы интендантских запасов, провизии и прочего исчезли совершенно. Огромные бочки катились, как крикетные шары, и исчезали Бог ведает куда. Многие крыши с депо Главной Квартиры (штаба коалиции) были снесены, и дома устояли только благодаря тому, что все это были полуподвальные помещения, противостоявшие бешенству урагана без особых повреждений. Госпитальные же палатки были сорваны, и страдания несчастных раненых и больных увеличивались тем, что они промокли насквозь.

Лагерь коалиции в Балаклаве



По возможности скоро они были перенесены в конюшни Главной Квартиры лорда Раглана, и медицинский персонал старался оказывать им посильную помощь. Еще до наступления темноты их палатки были восстановлены и они были водворены под их кров.

Французские госпиталя помещались в четырех больших деревянных бараках. Они были снесены, и до четырехсот человек больных и раненых получили еще тяжкие увечья. Лошади французской кавалерии вырвались на свободу, и некоторые из них никогда не были пойманы.



Нужно сказать, что поведение солдат двух армий представляло собою величайший контраст. Французы бежали толпами через равнину во всех направлениях, стараясь найти укрытие за старыми стенами или насыпями. Англичане, более замкнутые и твердые, стояли впереди сравненных с землей палаток под бесновавшимся над ними ветром и дождем или же собирались в группы впереди их прежнего лагеря.

(Перевод с английского: Englands Battles by Sea and Land. vol. IV. By Williame Cooke Stafford, Esq.).



Ситуация на море была еще более трагичной.

- Всякая мысль о горизонтальной поверхности моря, вся правильность волнения, казалось, были утрачены в кипящей и клокочущей массе, которая с громом разбивалась о неподвижные скалы, - вспоминал командир английского корабля.
Еще один очевидец тех страшных событий утверждал:
- Моряки, подвергавшиеся опасностям на всех морях, не помнят, чтобы им приходилось быть свидетелями подобной бури.

Газета «Shipping Gazette» в № 569 от 2 апреля 1855 года опубликовала для широкой аудитории моряков и судовладельцев всего мира письмо Стефена Оуэна, написанное Ричарду Грину 16 ноября 1854 года на борту транспорта Ее Величества «Trent»:

"Как единственный уцелевший офицер корабля «Resolute», я считаю своим долгом уведомить Вас, сэр, со всеми подробностями, о крушении несчастного судна и моряках, принесенных в жертву из-за бесчеловечного капитана Кристи, — главного агента и командующего флотом транспортов в Черном море. «Resolute» вместе с 30 другими судами благополучно стоял в Балаклавской бухте, пока не последовал приказ выйти из нее. Буксир вывел нас на внешний рейд, где мы стали на якорь на глубине 40 саженей и вытравили 90 саженей якорной цепи правого борта. Ветер тогда был очень слабым. На следующее утро наш капитан посетил капитана Кристи и заявил протест против опасной якорной стоянки и верной гибели корабля со всем экипажем в случае крушения на скалах.



В результате капитан получил строгий выговор от главного командующего транспортами и заявление, что он не разрешает диктовать свои условия ни одному из капитанов транспортов. Несколько раз Левис настойчиво просил капитана Кристи разрешить ему вход в бухту, но всякий раз получал отказ. За день до катастрофы капитан Левис написал письмо Кристи и получил через своего второго помощника такой же ответ, как и в первый раз.

Капитан Левис счел нужным немедленно предпринять все возможное для предотвращения катастрофы. После полудня мы спустили брам-стеньги, втянули утлегарь, сняли все лисель-спирты для того, чтобы уменьшить вес корабля и повысить устойчивость. Следующим утром (пятница, 14 ноября) около 7 часов ветер, дувший всю ночь с юго-запада, начал очень быстро усиливаться, погода стала резко ухудшаться и на море поднялось волнение.

Это предвещало сильную бурю. Капитан Левис вышел на палубу и распорядился отдать левый якорь и оставить за бортом 80 саженей его цепи. Затем мы начали маневрировать на цепях двух якорей, пока с правого борта не осталось в воде 140 саженей, а с левого 95.



Погода портилась быстро: через полчаса началась сильная буря, каждое проявление которой сопровождалось все большим волнением моря. Капитан Левис приказал старшему офицеру срубить бизань-мачту, что и было сделано немедленно. Начавшийся сильный ураган разогнал по морю высокие волны, которые то поднимали, то бросали корабль вниз.

Вскоре лопнула якорная цепь правого борта, после чего мы срубили фок и грот-мачты, развернулись на левой якорной цепи. Море захлестнуло палубы бака и юта, а срубленные мачты катались от одного борта к другому, калеча матросов корабля, не оставляя им шансов на спасение. Меня дважды зажимало между двумя частями рангоута, и я с величайшим трудом избежал верной смерти. Около 10 часов утра лопнула якорная цепь левого борта, и вместе с этим все надежды выжить были утрачены. Штормовые волны перекатывались по палубе, разрушая все на своем пути. Те из нас, у кого еще имелись последние силы, собрались на кормовой палубе и готовились встретить смерть или спастись.



Напор ветра в тот момент был таким сильным, что сбил двух моих товарищей с палубы, а находившиеся рядом спрыгнули за борт. Через несколько минут мы оказались на отвесных скалах и увидели, как корма нашего корабля разбилась на тысячи частей. Тогда одни поплыли в одном направлении, а другие — в другом. Как они достигли берега и спаслись, я не могу сказать.

Что касается меня, я спасся следующим образом: когда корабль разбился, громадные волны поглотили нас и я почувствовал, как попал в быстрый водный поток, и меня швырнуло плечом на скалу. Оглушенный, я лежал без движения, пока море опять не ударило меня о скалу, подняв выше, чем в первый раз. С помощью потерпевшего крушение моряка я выбрался из воды на сухую часть скалы, но туча водяных брызг окатила нас.



Один из наших моряков был травмирован куском шпангоута, брошенного морем. Собрав всех выживших людей из нашей команды, я обнаружил, что нас осталось всего девять человек. Оказавшимся в воде морякам с кораблей «Trent», «Medway», «Tonning» и «Harbingen» помогли спастись члены экипажа линейного корабля «Sanspareil», а затем меня и матросов, находившихся на камнях, подняли наверх на высоту 360 футов посредством установленной на вершине скалы балки с проведенным через блок канатом.

Нас поддержали торговцы, передав вино и печенье. Капитан Понсонби, командующий кораблем «Trent», вместе с несколькими другими командирами могут подтвердить обоснованность протеста погибшего капитана Левиса так же хорошо, как и мистер Янг, начальник Артиллерийского департамента. Сейчас я нахожусь на борту транспорта «Trent». Капитан Понсонби очень внимателен к нам, потерпевшим кораблекрушение. Все знали капитана Левиса как отличного и храброго моряка, что побудило меня рассказать Вам историю моего спасения. Имею честь оставаться Вашим покорным слугой, Стефен Оуэн, корабль "Resolute".

К письму офицер приложил список спасенных членов экипажа: Thomas Slater, Hugh M'Leary, John Disney, John Allison, John Cauty, John M'Master, John Smith, A. Butcher.

Один из вынесенных на берег кораблей



Клипер «Rip Van Winkle» разделил участь несчастных своих «соотечественников», незадолго до бури гордо стоявших на якорях рядом с ним. Первым разбился о скалы транспорт «Progress», третьим — «Wanderer», а шестым погиб «Rip Van Winkle». Военный корреспондент британского правительства в Балаклаве Уильям Симпсон изобразил корабль в последние минуты борьбы со стихией на рисунке «Шторм в Балаклавской бухте 14 ноября 1854 г.». С креном на левый борт клипер несет на скалы, а с палубы падают в море члены экипажа корабля и военные. Вместе с кораблем на дно Черного моря ушло снаряжение и запасное оборудование 8-й саперной роты.

Среди погибших оказался британский фотограф Ричард Никлин вместе со своими ассистентами — младшим капралом Джоном Хаммондом и капралом Джоном Пендередом, на которых британское правительство возлагало особые надежды, а также 29-летний капитан королевских драгунов Гарри Крофт, сын известного в то время полковника Крофта из Йорка.

Британский флот в одночасье потерял первоклассный корабль с моряками и ценным военным грузом на борту. Американский клипер «Rip Van Winkle» вошел в историю Крымской войны как один из лучших парусных транспортов с винтовым рулевым устройством.



Вообще, драматические события того дня произвели огромное впечатление на очевидцев — ни один из англичан, оставивших литературные или живописные воспоминания о Крымской войне, не избежал описания той страшной бури. Дата 14 ноября 1854 года и название Балаклава в английской истории слились воедино и окрасились в черный цвет.

В «Описании Восточной войны» Гейрота, изданном в Санкт-Петербурге в 1872 году эти события описаны следующим образом:

« Буря началась в 7 часов утра, проливным дождем, сопровождаемым жестоким снежным ветром. Она быстро усилилась и превратилась в ураган. Херсонесская губа, огражденная с юга двумя рядами холмов, сильно волновалась и пенилась, как кипящий котел.

Ветер срывал верхушки волн, разбрасывая их на берег вихрями соляных паров до того густых, что корабли, стоявшие в глубине бухты, невидимы были из за морской пены. Сквозь тучу виден был только лес наклонившихся мачт, разорванные снасти и разлетающиеся со свистом лоскутья парусов в воздухе. При столь неожиданном действии бури, неприятельские матросы спешили принять все необходимые меры предосторожности, тогда как сухопутные войска неприятеля, столпившиеся на берегу бухты, старались укрепить свои досчатые бараки и палатки.



Но все меры предосторожности оказались тщетными, когда ветер вдруг направился к западу с ожесточенной силою и яростью: палатки, бараки, унесенные порывом ветра, перемешивались с бочками, связками фуража и тюками, скачущими по скату холмов. Доски, кастрюли, котлы летали в воздухе, как сухие листья….

«...Моряки, подвергавшиеся опасностям во всех морях, не помнят, чтобы им приходилось быть свидетелями подобной бури, — писал командир уцелевшего британского корабля. — Представьте себе страшный ветер, угрожающий опрокинуть горы, потоки дождя, наводняющие атмосферу, частый град, с ожесточением ударяющий во все, что встречается на пути, и, наконец, взволнованное море, валы которого равняются горам, — и вы будете иметь еще не полное представление об ужасном урагане, свирепствовавшем 14 ноября... Несомненно, распорядительность адмиралов, искусство командиров, энергия офицеров и неустрашимость матросов позволили избежать полной катастрофы».

Скалы на берегу неподалеку от Балаклавы



Масса кораблей, загнанная сначала ветром к северу, вдруг, от действия урагана, быстро устремилась к востоку, где ей угрожало совершенное разрушение. Корабли союзников, сильно сталкиваясь между собою, сцеплялись реями и снастями, нанося один другому значительные повреждения. Некоторые суда опрокинулись и утонули, другие сели на мель, иные разбились вдребезги о подводные камни, иные лишились всех мачт и, совершенно обломанные, выброшены на берег…

Генерал-адъютант князь Меншиков, в донесении своем от 6-го ноября, исчисляя убытки, нанесенные неприятельскому флоту этою бурею, говорит, что наиболее пострадали французские корабли… У Евпатории и в других местах выброшено на берег более 25 судов, в том числе два военных фрегата. С высот, господствующих над Балаклавой, замечено было также 2 неприятельских фрегата, стоявших на рейде с изломанными мачтами.



… Но самою тяжкою для союзников была гибель огромного винтового парохода «Принц», в 2700 тонн, перевозившего в Балаклаву 46й английский полк, запасы для Скутарийского госпиталя, множество ядер и бомб, а главное – всю зимнюю одежду, припасенную для союзной армии: 40 000 шинелей, шерстяные фуфайки, носки, перчатки, и пр. За исключением 46-го полка, который кое-как успели высадить у Балаклавы, все погибло, и от многочисленного экипажа Принц уцелело едва только шесть человек. Пароход Принц стоил 3,750,000 франков, а грузу на нем было на сумму 12,000,000 франков!

Несмотря на такую грозную бурю, наши войска оставались в совершенном порядке и даже, подвергая самих себя крайней опасности, употребляли все усилия, чтобы спасти экипаж, пассажиров и груз с неприятельских судов.»

Скалы у Балаклавы



Разбушевавшаяся стихия несла неприятельские корабли на отвесные скалы перед входом в бухту. Первый разбился американский торговый транспорт «Progress», вторым английский «Resolute», третьим американское парусное судно «Wanderer», за ним «Kenilwoth».Такая же учесть постигла транспорты «Kemlworth», и «Panola” погибших со своими экипажами. Пароход "Avon» столкнулся с «Kemlworth», но, миновав скалы, все же вошел в гавань.

Остальные суда, лишившись всех своих мачт, были поставлены в критическое положение. «Vesuvius» срубил грот-мечту, но держался на своих якорях. «Niger» действовал своей машиной в помощь якорям. В таком же положении находился и «Vulcan», на котором находились русские пленные. «Melbourn» стоял без мачт и не мог действовать винтом. «City of London» удалился на значительное расстояние в открытом море.

Кроме того, получили важные повреждения, следующие суда: Турецкий корабль (имя неизвестно) был выброшен на берег близ Евпатории и лишился мачт, но не потерпел крушения.



На «Agamemnon» загорелась машина, и он едва мог удержаться в море. Военные пароходы: «Samson» лишился трех мачт; «Retribution» выбросил за борт все свои орудия; на «Terrible» загорелась машина, волнами снесены кожухи и сделаны другие опустошения; этот, лучший пароход во всем флоте едва не был выброшен на берег, и только на 4-х якорях успел удержаться;

«Britania» имел в трюме до 5 футов воды; французский военный фрегат «Sane» потерял пушку тридцатифунтового калибра, она оборвала крюк, вырвала рамы, и никого не задев, перелетела через борт. О других потерях еще не получено официальных известий, но некоторые корреспонденты замечают, что крымский берег усеян, в полном смысле этого слова, обломками кораблей и останками их груза.

Английский винтовой пароход «Prince», потонул у балаклавских берегов, почти со всем экипажем, состоявшим из 150 человек, с зимнею одеждой для армии, грузом по разным оценкам от 500 тысяч франков и более, а также с водолазным аппаратом, доставленным из Англии и назначенным для взрыва русских кораблей, затопленных при входе на Севастопольский рейд.



Итоги бури 14 ноября 1854 года на Черном море для британского флота были катастрофические:
«Prince» - разбит в щепки, все на корабле погибли, кроме одного младшего офицера и шестерых матросов.
«Resolute» - утонул, все на борту погибли, кроме 3-го помощника и 8 моряков.
"Rip Van Winkle" – утонул, все на борту погибли.
«Kemlworth» - разбит в щепки, все на борту погибли, кроме 3 человек.
«Wild Wave» - утонул, все на борту погибли, кроме юнги.
«Progress» - утонул, кроме двух человек, все погибли.
«Peltoma» - утонул, все погибли, кроме капитана.
«Maltese» - утонул, все погибли.
«Wandemer» - утонул, все погибли.
Большенство парусных судов получили сильные повреждения :
«Vesuvius» - мачты уничтожены, много повреждений, корпус почти разрушен.
«Retribution» - потерян руль, запасы и другие значительные повреждения, и значительные потери экипажа.
«Melbourn» уничтожены мечты, едва избежал разрушения.
«Mercia» полностью разрушен.
«Lady Valiant» полностью разрушен.
«Caduccus» полностью разрушен.
«Pride of the Ocean» полностьюразрушен.
«Medora» полностью разрушен.
«Sir Robert Sale» полностью разрушен.



Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Rolex Middle Sea Race 2018: старт дан!
[Регаты и Матч-рейсы]
bigbird
Сегодня в 13:34:19
topic «Таватуй» - чемпион мира!
[Регаты и Матч-рейсы]
bigbird
Сегодня в 13:30:21
topic В кругосветку! «Вымпел» построит самую большую парусную яхту в мире
[Машинный телеграф]
Craus
21.10.2018, 20:02:19
topic Национальная парусная Лига сезон 2019
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
21.10.2018, 19:55:40
topic Огненный рейс танкера «Туапсе»
[История]
Craus
20.10.2018, 20:01:53
topic Личный опыт: Как я выжил в атлантическом шторме
[Машинный телеграф]
Craus
20.10.2018, 19:31:44
topic «Пираты Черного моря»
[Машинный телеграф]
bigbird
20.10.2018, 14:22:29
topic Когда появились первые регаты в России и в мире?
[История]
Craus
19.10.2018, 21:14:16
topic Морские дьяволы во плоти: восход и закат ирландских пиратов
[История]
Craus
19.10.2018, 21:12:00
topic Необычное хобби семьи Гибсон
[История]
Craus
18.10.2018, 19:46:22
topic Sochi Winter Cup. Объявлен график зимней серии-2018/2019
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
18.10.2018, 19:42:26
topic «Сила Сибири» села на мель в Пальма-де-Мальорке
[Машинный телеграф]
bigbird
18.10.2018, 14:14:53

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
1711 Сообщений
bigbird bigbird
1413 Сообщений
Grumete Grumete
314 Сообщений
root root
270 Сообщений
Xollms Xollms
63 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 58
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Октябрь 2018
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 [22] 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal