collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: 20 скромных открытий начинающего капитана  (Прочитано 309 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +8/-0
    • Просмотр профиля


Думаю, стоит написать сюда свои мысли, выводы и знания, которые пришли ко мне уже после обучения, во время первых самостоятельных походов. Часть из этого может оказаться спорным, часть — делом вкуса, но тем не менее, это то, чем я в данный момент руководствуюсь и готов поделиться с теми, кому интересно.



1. Самый страшный сон — это когда ты просыпаешься среди ночи, яхта идет своим курсом, а жены, стоявшей на вахте, нет. Из-за таких мыслей реально тяжело заснуть, оставив кого-то одного на вахте, а если и заснешь, то постоянно просыпаешься и дергаешься. Чтобы одному безопаснее дежурилось, а другому спокойнее спалось, мы договорились всегда брать с собой на вахту две вещи: дайверский фонарик и морскую рацию — у нас Simrad HH36 со встроенным GPS, который работает в воде, и даже не тонет. Мы обычно пристегиваем ее сзади на талии к ремню надувного спасжилета. Рацию берем полностью заряженную, но в выключенном состоянии, чтобы батарея оставалась полной. При этом, бортовую станцию яхты наоборот, оставляем включенной, но громкость убавляем до минимума, чтобы чужие переговоры не мешали команде спать. Если вдруг вахтенный упадет за борт, то он может сделать с рации DSC-вызов на уходящую яхту — мы занесли ее в быстрый доступ. Громкость такого вызова всегда максимальна, так что все спящие гарантировано проснутся и можно будет голосом сообщить им свои координаты (рация показывает их на экране). В самом крайнем случае, человек за бортом может самостоятельно дать сигнал бедствия береговой охране и окружающим судам. Для этого, опять же, все под рукой: рация показывает собственные координаты на экране, а также сбоку на ней есть кнопка "distress", которая будет передавать их автоматически. В общем, с рацией и фонариком, человеку за бортом вполне реально что-то делать для своего спасения, а не ждать чуда, как при падении в одном жилете без средств связи. И если подходящая рация есть не на каждой яхте, то уж яркий водонепроницаемый фонарик за 20 евро можно найти всегда — даже с ним шанс на спасение ночью уже возрастет на порядок.

2. Мы всегда пишем трек на чартплоттере, чтобы в случае чего (см. выше) можно было той же дорогой вернуться обратно.

3. Страховочные лини обычно имеют с одной стороны петлю, а с другой — карабин, которым надо пристегиваться к сбруе. Но я считаю гораздо более удобным в плохую погоду развесить их по всей яхте без карабинов, просто с петлей на обоих концах. Тогда они не будут летать везде, стуча карабинами по палубе. А карабин (или даже парочку) лучше при этом держать у себя на кольце сбруи (жилета) и пристегиваться, по сути, наоборот: не линь к жилету, а жилет к линю.

4. Про тот самый момент, когда пора рифиться. Существует много разных подходов к тому как его определить, каждому капитану удобнее какой-то свой. Лично я во время переходов всегда доверяю яхту автопилоту, а сам ухожу заниматься своими делами, и лишь иногда выглядываю осмотреться, поэтому мне удобнее всего определять этот момент одним взглядом на приборы: я смотрю положение руля на табло автопилота. На всех курсах кроме фордевинда, правило у меня такое: если руль работает в пределах десяти градусов, значит все хорошо. А вот если ему приходится отклоняться на 20-30 градусов, то это говорит о том, что парусов уже много для данной погоды. Обычно в такой ситуации после убавления парусов яхта начинает идти ровнее и быстрее, так как при больших углах руля, он уже становится поперек яхты и фактически работает как тормоз.



5. Не все инверторы (преобразователи c 12V на 220V) безопасны для техники. Например, наш предыдущий имел такую слабость — убивал зарядки от зубных щеток. Все работало отлично, вот только зубные щетки тихонько дохли. Две зарядки спалили, пока поняли в чем дело. Теперь вот новый поставили. К зубным счеткам относится лояльно, но начали глючить тачпады ноутов и тачскрины телефонов, когда те стоят на зарядке. В общем, суть в том, что в обычной розетке переменный ток синусоидален, а инвертор просто меняет полюса местами 50 раз секунду. Большинство техники нормально работает на таком электричестве, но кое-какие глюки все равно вылезают, а некоторые девйсы, так вообще умирают. В природе существуют так называемые "pure sine wave" устройства, но встречаются редко, и стоят в два раза дороже обычных.



6. Про дешевую спутниковую связь. Обычно она стоит 150-200 рублей за минуту, но есть один трюк, позволяющий сделать ее либо очень дешевой, либо даже бесплатной. Например, в телефон Турайа можно вставить симкарту МТС и он будет работать как обычный телефон МТС в роуминге. В том числе, и роуминговые опции тоже работают! То есть, например, люди звонят по обычным тарифам на наш московский номер МТС, а мы, подключив опцию "Супер ноль", бесплатно принимаем их входящие вызовы в открытом море через спутник. С Мегафоном (тариф "Вокруг света") формально такой трюк тоже должен работать, но в реале номер блокируют: без опций Мегафон через спутник отлично работает, но по обычным тарифам, а как только подключаешь опцию, он сразу теряет сеть ))). У Билайна ничего подобного нет. В общем, только МТС.

7. Про яхтенную обувь. Есть такая страшилка, якобы обувь с черной подошвой оставляет черные следы на белом гелькоуте, которые потом трудно смываются, поэтому правильные яхтсмены ходят в правильной обуви с белой подошвой. По моему опыту, это настолько же соответствует действительности, как и то, что русские играют на балалайках. То есть, когда-то давно все может так и было, но в наши дни почти не встречается. Китайцы давно научились делать подошвы из стойких к стиранию материалов. В общем, я такое явление встречал всего один раз, да и то это была не совсем обычная обувь, а какие-то хитрые подводные тапочки. Зато вот что реально черные следы оставляет, так это покрышки, которыми некоторые причалы просто-таки увешаны. Если наступать на них ногами, а потом ходить по гелькоуту — следы обеспечены. Поэтому при швартовке к покрышкам надо либо через них перепрыгивать, либо класть сверху тряпочку. Ну и бортом к ним тоже притираться не стоит, конечно же. Хотя бы кранцем. А лучше и там тоже тряпочку положить.



8. Про специальную "яхтенную посуду". Она отвратительна. Эта посуда только новая в магазине более-менее аппетитно смотрится, ну и максимум первую неделю на борту. Не проходит и половины сезона, как фужеры и бокалы мутнеют, а на тарелках появляются царапины от вилок. Все это начинает выглядеть тошнотворно. Куда приятнее есть из обычных тарелок, просто выбирать более ударопрочные — из закаленного стекла. Этой зимой мы так и сделали — заменили большинство специальной яхтенной посуды на обычную домашнюю. Самое смешное, что весной мы уже успели разбить одну "небьющуюся" яхтенную тарелку, но не разбили пока еше ни одной стеклянной.



9. Про правила расхождения судов. В жизни ими пользуются даже реже, чем ПДД в Москве. Грузовые суда часто расходятся с парусной яхтой как с моторным судном, особенно ночью. Скоростные катера, в том числе паромы на подводных крыльях, настолько быстро передвигаются, что им тихоходную яхту проще объехать как стоящую, чем ждать что кто-то кому-то уступит. Самое важное для успешного расхождения с большинством окружающих судов (грузовики, паромы) — иметь на мачте большой радарный отражатель, а лучше два. Если вы хорошо видны на их радарах, это уже половина дела, а ночью вообще обязательное условие.

10. Бортовые навигационные огни яхты во время плохой погоды закрываются волной, даже если она относительно небольшая, два-три метра достаточно. Поэтому в такую погоду я даже под парусами включаю все огни какие есть: бортовые, топовый, круговой якорный. С формальной точки зрения, я теряю свое парусное преимущество при расхождении, но зато меня значительно лучше видно.



11. Если ночью встречается судно с ярко освещенной палубой, и не понятно что это такое, то скорее всего это одно из двух: либо грузовик, который стоит на якоре или дрейфует, либо рыбак, который работает с сетью. Важно уметь отличать первого от второго (обычно, по размеру или по наличию навигационных огней у рыбаков) — дрейфующий грузовик можно обойти достаточно близко и безопасно, тогда как от рыбаков лучше держаться подальше. Еще ярко освещенными бывают и паромы, и круизные лайнеры, но их-то как раз легко опознать по характерным очертаниям. Еще бывает, что грузовики ярко освещают корму — спереди и сбоку видно только навигационные огни, а сзади — целая люстра. Но это тоже не опасно, ведь такое судно, фактически, удаляется.

12. Про уровень в баках. На каждой яхте необходимо уточнять, что именно измеряют приборы, показывающие уровень воды и топлива в танках. На многих яхтах они показывают уровень, а не объем. И так как баки на яхтах обычно повторяют форму днища, то есть сужаются к низу, получается, что половина бака по уровню, это вовсе не половина объема бака. Например, у нас половина бака по прибору соответствует ровно четверти бака по объему.

13. Про гальюн. Для того, чтобы смазать ручную помпу, вовсе не обязательно ее разбирать! Достаточно вылить прямо в унитаз пару столовых ложек масла и откачать. Трюк в том, что откачивая масло, помпа сама себя отлично смажет. Поэтому если на яхте гальюнная помпа стала работать туговато или со скрипом, то лучше не ждать пока от трения слетит уплотнитель с поршня, а просто плеснуть туда немного любого маслица, например, подсолнечного. А еще есть люди, которые боятся кидать в унитаз туалетную бумагу. Я считаю это полнейшим недоразумением. Лучшие умы мира придумали бумагу, которая при намокании превращается в мелкие хлопья размером с рыбные чешуйки. И это здорово! Но встречаются и другие умы, которые все равно в это не верят, и бросают свои грязные бумажки в ведро (фууу), да еще и других заставляют. Так вот, даже на яхте, где сечение труб в 4-8 раз меньше, чем на суше, забить унитаз туалетной бумагой можно только в одном случае, если ее плотно скомкать и не дать ей размокнуть. А вот если ту же бумагу не комкать, а дать намокнуть, то никаких засоров можно не бояться. Естественно, все это касается только туалетной бумаги, и никакой другой.

14. Удивительно, но факт: раздолбанными рукоятками лебедок пользоваться удобнее, чем новыми: их легче вставлять и вынимать. По этой же причине удобнее рукоятки без защелок, чем с защелками. Возможно, кому-то удобнее с защелками, раз уж их придумали и делают, но у нас на борту из четырех разных рукояток самой ходовой стала та, что самая раздолбанная и без фиксатора. И ничего, кстати, не утопили еще.

15. Самая мощная помпа на судне — система охлаждения двигателя. В самом крайнем случае, можно открыть моторный отсек, перекрыть краном заборное отверстие, снять с него патрубок и просто опустить на дно яхты. Если где-то серьезная течь, и на дне скопилось большое количество воды, то это позволит продержаться подольше. Но надо следить, чтобы помпа не работала на сухую (двигателю все же нужна вода для охлаждения), и чтобы на насосала со дна всякого мусора. Мне самому такой способ, к счастью, пока не понадобился, но слышал о нем от других ребят, после чего посмотрел у себя — да, и на моей лодке такой трюк тоже возможен.



16. Если за кормой тянется что-то опасное для попадания под винт (динги там, например, или удочка), надо обязательно что-то надеть на рукоятку реверса мотора. Например, перчатку, или вообще любую тряпку. Дело в том, что многие ситуации случаются внезапно (сидушка за борт упала), и в этот момент многие начинают маневрирование сразу же, не успев подготовиться и все проверить. Вот тут бы и вспомнить, что надо убрать сперва все веревки за кормой, да кто бы напомнил. Или вот другой кейс: поставили удочку, а в порт пришли уже затемно, про леску за бортом забыли, а в темноте уже и не разглядеть ее.

17. Дингой можно отлично управлять без рук, просто наклоном корпуса. Дело в том, что при слабом моторе и плоском дне лодки, на глиссирование очень сложно выйти —приходится садиться как можно дальше вперед. Рулить оттуда сложно. Зато можно отпустить румпель и поворачивать за счет наклона корпуса в нужную сторону. Возможно, этот трюк не на всех моторах/лодках работает, но в нашем случае просто отлично получается. Да и рука не устает. Единственное, страховочный тросик все равно одевать обязательно, без него вообще не стоит заводить мотор. Одному товарищу на моих глазах этот страховочный тросик реально спас ногу. Он-то как раз сзади сидел, дал с места полный газ и перевернулся. Получил винтом по ноге. Но в момент падения сработал тросик, мотор заглох и уже по инерции вращался, оставив ему лишь несколько синяков на долгую память.

18. Водонеприницаемые приборы в кокпите, на самом деле, не такие уж водонеприницаемые. Резиновые кнопочки автопилота, чартполттера, ветроуказателя и глубиномера со временем рассыхаются, что дает воде спокойно проникать внутрь. У нас так вышел из строя автопилот Raymarine, и чуть было не умер чартплоттер (начал глючить и жить своей жизнью). Всего лишь от обычного дождя! Помогло заполнение щелей вокруг кнопок силиконовой смазкой. Сперва, конечно, пришлось их разобрать и просушить на солнышке, так что после нескольких лет службы лучше герметизировать их силиконом заранее, а не ждать когда внутри уже будет влажно.

19. Электронные карты надо хорошенько прозумить на всем пути следования, так как многие важные вещи становятся видны лишь в большом приближении. Честно говоря, я вообще не согласен с логикой, по которой масштабируются морские карты в чартплоттерах и Навиониксе. Как по мне, так если при уменьшении масштаба карты, несколько участков или пикселей объединяется в один, то из соображений безопасности цвет этого участка должен соответствовать самому мелкому месту, правда? А вот фигушки, он усредняется! При уменьшении масштаба, такие опасные вещи, как мели и рифы могут попросту исчезнуть с карты, усреднившись с более глубоким окружающим морем. Так, например, риф Калогери (38°9'38"N 25°17'24"E) виден только в хорошем приближении, а при уменьшении масштаба исчезает с карты. То же самое касается многих других мелей и опасностей. В общем, для Навионикса желательно весь свой планируемый маршрут прозумить до масштаба 1 миля в 1 см, не меньше.



20. При хождении в прибрежных водах, недостаточно знать только глубину, надо еще смотреть на ее изменение. Глубина десять метров с изменением от восьми до двенадцати гораздо менее опасна, чем глубина пятьдесят с перепадами от двадцати метров до ста. Еще о рельефе дна можно что-то понять, посмотрев на рельеф суши вокруг. В любом случае, там где дно, покрыто песком, илом и водорослями, я спокойно хожу и на глубинах 2,5 — 3 метра, и это нормально. Как правило, в таких местах изменение глубины происходит в пределах десятых долей метра, и в случае чего можно успеть вовремя остановиться. А вот там, где дно каменистое или песок с валунами, меньше 5 уже напрягает, так как плюс-минус метр она может легко скакать. Ну а возле скал, где глубина в одно мгновение меняется на десятки метров, приходится ползти как партизану и быть начеку постоянно. Кстати, да! При включении заднего хода, глубиномер может начать реагировать на струю пузырьков из-под винта, и показывать глубины порядка метр-два. По незнанию, очень страшно становится. Помогает выключить задний ход и подождать пару секунд.

Источник
« Последнее редактирование: 02.02.2018, 01:56:08 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
1601 Сообщений
bigbird bigbird
1316 Сообщений
Grumete Grumete
314 Сообщений
root root
270 Сообщений
Xollms Xollms
63 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 61
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Август 2018
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
[19] 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal