collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Острова злобных призраков: Трагедия Батавии  (Прочитано 232 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +8/-0
    • Просмотр профиля

1616 г. Jacob Eduard-van-Heemskerck-van-Beest "Корабли на рейде Батавии"

Судно «Батавия» принадлежало Нидерландской Ост-Индской компании. Оно было построено в 1628 году в Амстердаме и 28 октября отправилось из порта Тексель (Север нидерладов) в свой первый и, как оказалось, последний рейс в Батавию (ныне Джакарта, Индонезия) на острове Ява за пряностями.

Экспедицией командовал Франциско Пелсарт (Francisco Pelsaert), в Ост-Индской компании его должность называлась opperkoopman («старший купец»). Капитаном корабля был Ариан Якобс (Ariaen Jacobsz). На борту был 341 пассажир, включая отряд солдат а так же 600 тонн груза. Среди экипажа был обанкротившийся фармацевт Иероним Корнелис (Jeronimus Cornelisz), занимавший в компании должность onderkoopman, «младшего купца». На борту был и ценный груз — крупная сумма денег  — более 200 тыс. гульденов, драгоценности, подарки для наместников.


Залив Джакарта, 1841 Bartele Gallery

Деньги предназначались для выплаты жалований, ведения войн и покупки пряностей. В числе ценностей находился также агатовый кубок римской работы, принадлежавший Рубенсу. У великого художника было плохо с деньгами. Он считал, что в колониях живут самые богатые люди, там кубок смогут выгодно продать, он получит деньги и поправит свои дела. Корабль должен был обойти вокруг Африки и добраться до Индонезии за несколько месяцев. Нагруженную ценностями «Батавию» сопровождал конвой из семи других судов, в том числе одного военного, трех – двойного назначения, двух торговых и одной небольшой яхты.


The VOC Batavia. (современная реплика)

Во время плавания Якобс и Корнелис решили захватить судно. Когда «Батавия» покинула Капстад (нынешний Кейптаун), они воспользовались тем, что Пелсарт был болен лихорадкой, и оторвались от других кораблей. Но поднимать открытый мятеж Якобс и Корнелис некоторое время не решались. «Батавия» все больше удалялась от намеченного маршрута к Яве. Наконец, заговорщики решили устроить провокацию. Подговоренные матросы напали на одну из пассажирок – Лукрецию ван дер Милес, которая направлялась на Яву к мужу. Они вытащили ее на палубу и изнасиловали. Якобс и Корнелис рассчитывали на то, что карательные меры, которые предпримет Пелсарт, спровоцируют мятеж среди матросов. Но подчиненные Пелсарту солдаты быстро взяли ситуацию под контроль. Франциско Пелсарт должен был выбрать, как поступить с преступниками. Суровое наказание могло вызвать бунт, бездействие убедило бы их в том, что им все сойдет с рук. Но принять решение ему не пришлось.


Иллюстрация из книги Путешествие на Батавии, 1647. Wikimedia Com

4 июня 1629 года «Батавия» налетела на риф. В результате кораблекрушения 40 человек утонули. Остальные успели спастись, переправившись на небольшой островок. «Батавия» вскоре затонула на небольшой глубине. Островок, где очутились экипаж и пассажиры, и был тем самым островом Бикон, тогда еще безымянным.


Beacon Island 28°48S 113°79 E (Houtman Abrolhos)

Стоит помнить, что в 1629 году европейцы еще только-только узнали о существовании континента в южной части Тихого океана. К этому моменту берега континента Австралии,называемые Terra Australis (Южная земля), еще были не известны европейцам, да и сам материк посетило пять голландских мореплавателей: Виллем Янсзон (1606), Дирк Хартог (1616), Фредерик де Хаутман (1619), Ян Карстенс (1623), Франс Тейсен (1627). Плавание Абеля Тасмана, который описал ошибочно принятый за континет остров, названный в последствии остров Тасмания, состоялось лишь в 1642 году.


Beacon Island Abrolhos

Итак, люди оказались на небольшом необитаемом острове. Вокруг находилось еще несколько островов, в пятидесяти с лишним километрах к востоку лежал неизведанный материк. Франциско Пелсарт выяснил, что пресной воды на острове нет, а пищи крайне мало: только птицы и морские львы. Пелсарт, Якобс, несколько членов экипажа, солдат и пассажиров отправились на девятиметровом баркасе на материк, чтобы найти воду. Воду не обнаружили. Тогда Пелсарт решил плыть на баркасе на Яву в порт Батавия (современная Джакарта), чтобы привести помощь. Удивительно, но они добрались до туда после 33 дней плавания. На баркасе было более двадцати человек, все выжили.


Азиатские и голландские корабли на якоре у форта Батавия

Губернатор Батавии арестовал матросов, виновных в нападении на Лукрецию ван дер Милес.  Так как среди пассажиров баркаса были верные Пелсарту солдаты, капитан Якобс ничего не мог сделать, он также был арестован по подозрению в мятеже. К месту кораблекрушения был отправлен корабль под командованием все того же Пелсарта для спасения людей и подъема ценностей с затонувшего судна. Спасательная экспедиция достигла острова за 50 дней. Но все то время, пока Пелсарт добирался до Явы и обратно, на острове происходили трагические события.


Верфь Батавия. Гравюра 17-го века

Оставшихся на острове людей возглавлял Иероним Корнелис. Он понимал, что Пелсарту известно о его участии в заговоре, и рассчитывал, что ему удастся захватить судно, которое придет на помощь, а также завладеть сокровищами с затонувшей «Батавии». Но для успеха ему надо было окружить себя исключительно надежными союзниками. Корнелис приказал собрать все оружие и запасы провианта, чтобы контролировать оставшихся на острове. Затем он решил избавиться от верных Пелсарту солдат, отправив их на один из соседних остров с заданием найти воду и пищу. Корнелис рассчитывал, что там они погибнут.


Иллюстрация из книги Путешествие на Батавии, 1647 г.

Затем Корнелис и верные ему люди постепенно избавлялись от прочих обитателей острова. Сначала Корнелис приказывал казнить человека по обвинению в совершенном преступлении, чаще всего в краже продовольствия. Затем начались расправы просто без повода. В результате были убиты в общей сложности по меньшей мере 110 человек.



Однако выяснилось, что отправленные на другой остров солдаты не только выжили, но и нашли воду. Как было приказано Корнелисом, они подали дымовой сигнал о своем успехе, не догадываясь, что творится по соседству. Однако часть обитателей острова Бикон сумела бежать к ним и предупредить о намерениях Корнелиса. Солдаты вооружились подручными средствами и соорудили укрепление из обломков кораллов и камней.


Jeronimus Cornelisz, художник Johannes van der Beeck

Иероним Корнелис и его сообщники, припасы которых истощились, напали на соседний остров, но солдаты успешно отражали их атаки. Во время одной из попыток штурма они даже захватили в плен самого Корнелиса. Мятежников возглавил Ваутер Лос (Wouter Loos). Он организовал новый штурм острова и почти добился успеха, но в это время подошел посланный с Явы корабль. Скоро все мятежники были окружены и схвачены.


The Houtman Rocks (British Admiralty Chart 1723)

Франциско Пелсарт провел суд над бунтовщиками прямо на острове. Иероним Корнелис и еще семь человека были приговорены к смерти. Им отрубили правую руку, а потом повесили. Остальные мятежники были доставлены в Батавию, где губернатор, рассмотрев дело, приказал повесить еще пятерых, а Якопа Питерса (Jacop Pietersz), который был вторым после Корнелиса главарем мятежников, подвергнуть колесованию. Прочих приговорили к наказанию плетьми. Ариан Якобс, не смотря на пытки, так и не признался в причастности к заговору, поэтому из-за недостатка доказательств казнен не был. Дальнейшая его судьба неизвестна, возможно, он умер в тюрьме в Батавии.


Иллюстрация из книги Путешествие на Батавии, 1647 г.

Интересна судьба еще двух приговоренных. Ваутера Лоса и одного примкнувшего к бунтовщикам юнгу Пелсарт не стал казнить по причине несовершеннолетия. Но они были оставлены на диком берегу неизвестного материка. Позднее английские поселенцы обращали внимание, что у аборигенов, живущих в этом регионе необычно светлая кожа. Из-за этого возникла гипотеза, что два брошенных моряка были приняты в одно из племен. Более того, позднее было установлено, что среди представителей австралийского племени нанда (амангу) встречается группа крови, типичная для жителей нидерландского Лейдена.


Иероним Бекс (II), The Arms of the Dutch East India

Однако необязательно, что причиной этого были именно Ваутер Лос и юнга. Аборигены западного побережья могли контактировать и с другими европейцами, выжившими после происходивших в этом районе кораблекрушений, например, с моряками корабля «Зёйтдорп», погибшего в 1712 году.



Был наказан и Франциско Пелсарт. Власти сочли, что он не имел полномочий производить казни на острове. Но его наказание было только финансовым. Он был в 1629 году избран в правительство Батавии. Известно, что Пелсарт принимал участие в экспедиции на Суматру в 1630 году и, видимо, вскоре после этого умер, так как к исполнению своих новых обязанностей в Батавии он так и не приступил.

Солдат Нидерландской Ост-Индской компании Виббе Хайес (Wiebbe Hayes), который возглавил сопротивление мятежникам, был повышен в звании до сержанта, позднее стал лейтенантом. Всего из плывших на «Батавии» людей до Явы благополучно добрались 68 человек.

История «Батавии» стала известна благодаря опубликованным в 1647 году запискам Франциско Пелсарта Ongeluckige voyagie van ‘t schip Batavia («Несчастливое путешествие судна «Батавия»). Позднее история «Батавии» послужила темой для нескольких романов, стихотворений, пьес для радиотеатра, документальных книг. В 1995 году был снят документальный фильм Batavia Wreck, mutiny and murder. 11 мая 2001 года в Мельбурне состоялась премьера оперы «Батавия», написанной австралийским композитором и дирижером Ричардом Миллсом.


Современная копия «Батавии»

В 1995 году в нидерландском городе Лилестад была построена копия корабля «Батавия». Постройка, инициатором и руководителем которой стал корабел Виллем Вос, длилась десять лет. В 1999 году новая «Батавия» была доставлена в Австралию, где выставлялась в Морском музее в Сиднее. В Австралии «Батавия» была спущена на воду и совершала самостоятельные плавания. Во время олимпийских игр 2000 года она была названа флагманом нидерландской сборной. В 2001 году «Батавия» вернулась в Лилестад.


Останки судна Батавия. Западноавстралийский музей кораблекрушений.

Большая часть груза «Батавии» была поднята со дна тогда же, в 1629 году. В 1950-е годы историк Генриетта Дрейк-Брокман после длительного изучения архивов пришла к выводу, что место кораблекрушения находится в архипелаге Аброльос, точнее в той группе его островов, которая называется островами Валлаби. В начале 1960-х журналист Хью Эдвардс вместе с Дрейк-Брокман организовал на острова несколько поисковых экспедиций. В установлении точного места гибели судна у острова Бикон помог рыбак Дейв Джонсон, который заметил старинный якорь, когда ставил на дне ловушки на омаров.


Excavating Batavia mutiny remains at Beacon Island

В 1970 – 1974 года морским археологам из Музея Западной Австралии   под руководством Джереми Грина смогли поднять на поверхность несколько пушек, якорь, другие предметы, а также фрагменты левого борта «Батавии». Часть пушек и якорей не были извлечены из воды, а превратились в экспозицию своеобразного «подводного музея», который любят посещать дайверы.


Excavating Batavia mutiny remains at Beacon Island

Археологические работы проходили и на острове. Как мы уже говорили, найденный скелет стал 11 по счету. Он находился на глубине полутора метров под землей. Среди костей были обнаружены две мушкетные пули. Специалисты-антропологи определили, что скелет принадлежит подростку.

Источник
« Последнее редактирование: 06.02.2018, 22:41:01 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Полезности
[Машинный телеграф]
Craus
26.05.2018, 20:55:16
topic «Приз открытия навигации» В Санкт-Петербурге
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
26.05.2018, 20:51:24
topic 10 Мобильных приложений для тех, кто в море
[Машинный телеграф]
Craus
25.05.2018, 21:13:21
topic Осторожно, «чайники»! Как я в первый раз попала на регату и взяла серебро
[Машинный телеграф]
Craus
25.05.2018, 21:08:39
topic «Кубок федерации». Первый этап – завершен!
[Регаты и Матч-рейсы]
Craus
24.05.2018, 21:23:44
topic Кругосветка на яхте длиной 6,36 метра
[Машинный телеграф]
Craus
24.05.2018, 21:19:09
topic Людевиг Николай Юльевич
[История]
Craus
23.05.2018, 23:43:53
topic Открытие парусного сезона состоялось!
[Машинный телеграф]
Craus
23.05.2018, 23:38:27
topic Знакомьтесь – Seabubbles
[Техника]
bigbird
23.05.2018, 23:20:10
topic Будущее фьордов – в руках человека
[Машинный телеграф]
Craus
22.05.2018, 22:08:25
topic «Оптимисты Северной столицы. Кубок Газпрома»
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
Craus
22.05.2018, 22:06:10
topic 21 мая - День ТОФ ВМФ России
[Машинный телеграф]
bigbird
22.05.2018, 01:42:38

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
1460 Сообщений
bigbird bigbird
1240 Сообщений
Grumete Grumete
314 Сообщений
root root
269 Сообщений
Xollms Xollms
63 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 23
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Май 2018
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 [28] 29 30 31

  • - Праздники -
  • holiday Memorial Day

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal