Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => История => Тема начата: grebenshch от 14.03.2023, 23:35:00

Название: Удивительная битва за Даймонд-рок
Отправлено: grebenshch от 14.03.2023, 23:35:00
(http://sail-friend.ru/gallery/4382_14_03_23_11_29_55.jpeg)

У многих армий и флотов мира имеются странные традиции, не совсем понятные постороннему наблюдателю. На Филиппинах устраивают военные парады с обязательным распитием пива, в Штатах награждают собак медалями… А в Британии все береговые укрепления именуют "Каменными фрегатами". Не потому, что так поэтично, а потому, что береговые форты у них обозначаются так же, как боевые корабли – HMS (His/Her Majesty's Ship). И комплектуются, соответственно, штатами военно-морского стандарта, так что командуют береговыми крепостями самые настоящие капитаны и служат на них самые настоящие матросы. Которые, к слову сказать, и моря-то за всю службу могли не увидеть – разве что из бойницы.

Начало этой традиции имеет конкретную дату – 7 января 1804 года. Хотя, если рассказывать об этом событии, следуют допустить еще одну ретроспективу и дать общий план. Потому что иные реалии того времени не совсем понятны современному человеку.

В век паруса корабли, как ни странно, были больше привязаны к точным маршрутам, чем сейчас. Почему? Да потому что для перемещения требовался ветер. Желательно попутный. Но в мире не так уж много мест, где можно наблюдать дисциплинированные перемещения масс воздуха. А ведь еще следует учитывать течения и тот фактор, что даже в одном проливе ветер может сильно меняться. У берега он почти всегда тише. А там еще прибой, подводные скалы… Так что из Старого Света в Новый, к примеру, корабли ходили примерно одним маршрутом. И не важно, откуда вышел корабль – из Франции или Британии. Рано или поздно он выходил на всеобщий маршрут. При этом кривая обратного пути имела иную конфигурацию. Но все равно возвратные трассы тяготели к очень узкому участку мирового океана, что облегчало задачу пиратам. И не только.

Стоит сказать, что такая приверженность к проторенным путям, ветрам и течениям проявлялась не только на глобальных участках маршрута. В частностях наблюдалась точно такая же картина: в иные бухты получалось зайти, только прижимаясь к определенному берегу. И даже в определенное время суток. Соответственно, и обратно выходить приходилось, учитывая особенности местных течений, приливов, капризов Эола. Поэтому одна батарея, грамотно установленная на берегу, или затопленный в нужном месте корабль контролировали судоходство лучше всякой цепи, перетянутой поперек византийской бухты.

На рубеже XVIII и XIX столетий англичанам приходилось туго – им регулярно требовалось латать дыры в империи, в то время как через плечо заглядывала масса недоброжелателей. То американцы норовили укусить, то французы кровь портили. Причем не всегда своими руками – хватало и каперов. И одной из каперских баз в районе Карибов была Мартиника.

(http://sail-friend.ru/gallery/4382_14_03_23_11_29_16.jpeg)
Карта острова Мартиника 1735 года. Слева внизу близко к острову находится скала Дьяман (или Даймонд-рок), о которой пойдет речь. Картограф: Matthäus Seutter

Если посмотреть на карту Атлантики, то видно, что Карибское море отделено от него группой островов, вытянутых дугой. От Флориды и почти до Южной Америки. И на одном из самых удобных проходов через эти острова как раз лежит Мартиника, из которой регулярно выходили легальные пираты, ангажированные Францией для борьбы с Англией. И Соединенное Королевство пыталось эту самую угрозу нейтрализовать. Да уж очень много сил требовалось для штурма местных твердынь.

И вот в 1803 году коммодор Сэмюэл Худ появился в данном районе с задачей как-то ослабить или даже устранить корсаров Мартиники, не имея, собственно, достаточно сил для ее решения. И тогда он обратил внимание на скалу Даймонд-Рок, выраставшую прямо из воды совсем близко к одному из главных портов – Форт-де-Франс. Оседлав ее, можно было, во-первых, непосредственно огнем диктовать свою волю местному судоходству. А во-вторых, контролировать и другую часть прибрежной акватории, посылая вдогонку хитрому купцу военные корабли. Сложность была в том, что облюбованная скала не годилась даже для пеших прогулок к вершине – только для альпинизма. А еще на ней не имелось источников пресной воды (а дожди в регионе шли редко), на острове в избытке водились ядовитые змеи (гадюки-эндемики, чей укус часто оказывался смертельным), да и пристаней природа не предусмотрела – прибой и рельеф дна крепко осложняли высадку.

С помощью канатов англичане поднимают на Даймонд-рок орудия с корабля "Кентавр". На "Кентавре" также находился Джон Экштейн, зарисовавший усилия моряков. Экштейн в письме другу позже отмечал, что на скале кипела такая активная работа, что его карандаш не поспевал за происходящим.

Худа эти обстоятельства особо не смутили, и он принялся изучать скалу, посылая офицеров на шлюпках фланировать вокруг. В результате нашли участок побережья, где высадка была все же возможна. Хотя и не идеальна – пришлось для приема грузов городить дебаркадер. А потом исследовать остров отправили лейтенанта Мориса – на счастье Худа, его подчиненный оказался любителем-альпинистом. И довольно скоро он нашел путь на вершину и обозначил тропу вехами. Понятное дело, что в качестве гарнизона решили оставить моряков – они к высоте привычные. Ну а командиром этой сотни назначили Мориса, присвоив ему по случаю звание капитана.

Скальному гарнизону даже выделили небольшой разъездной кораблик на свои нужды. И чтобы привести эти расходы в соответствии с адмиралтейскими требованиями, скалу назначили шлюпом с экипажем в 100 человек. Имелся даже собственный хирург, ну и казначей с младшим офицером, заведовавшим трюмом – то есть запасами.

Англичане быстренько соорудили цистерну для питьевой воды. А местные пещеры и скальные навесы переоборудовали в кузницы, мастерские и казармы. И с трудом и риском перетащили на остров несколько пушек. Первые две 24-фунтовки установили у подножия скалы, в пещерах – они играли роль казематов. Потом две 18-фунтовки установили на половине пути к вершине. Причем работа была нелегкой – на веревках, вручную..

Потом, устроив мозговой штурм, придумали способ затянуть пару 24-фунтовых пушек на вершину. Для этого поставили корабль на несколько якорей в проливе, с него протянули канат на вершину. И по канату, как по подъемнику, затянули пушки на вершину. Причем пушку, чтобы она не раскачивалась, пришлось оттягивать в сторону шлюпками. Корабль дважды срывало с якорей, моряки на шлюпках выбились из сил, но пушки затянули.

Сразу этот канатный путь не демонтировали, а взяли бочку, распилили пополам и устроили люльку для быстрой отправки людей и запасов на вершину. И переправили воды, пороха, еды и лекарств на 4 месяца. Ну и постоянно торговали с местными – чернокожее население сочувствовало англичанам и не любило французов.

Надо сказать, что в оборудовании скалы участвовали в основном два британских корабля. И были в это время весьма уязвимы. Тем не менее губернатор Форт-де-Франс спокойно на это дело смотрел, ничего не предпринимая. То ли не осмелился, то ли не имел на это сил, то ли ждал указов от начальства. Так что англичане оборудовали свой пост более или менее спокойно. Как только завершили неотложные дела по новоселью, принялись контролировать судоходство, понемногу продолжая обустраиваться на скале. Да так удачно контролировали, что каперство в регионе захирело совсем. Морис командовал скалой 17 месяцев. И все это время пираты англичан не беспокоили, но теперь сами англичане беспокоили французов.

Сначала те решили напротив скалы устроить свою батарею, чтобы подавить врага на скале. Но о приготовлениях донесли чернокожие местные доброхоты. И они устроили засаду на том месте, захватив трех рабочих и цельного инженера, отвечавшего за оборудование огневого рубежа. После чего французы решили, что контрбатарея напротив скалы – плохая идея.

Они тогда посадили на шлюпки солдат и отправили тех ночью на штурм скалы. Мол, высадятся тихонечко и ночью захватят врасплох недругов. Не высадились – их течением унесло в море. Экспедиция в итоге выгребла к родным берегам, но на скалу они таки и не заходили. И вернулись совершенно вымотанными, практически без сил. Так что такая схема тоже оказалась порочной – пришлось ждать подкреплений.

14 мая 1805 года к хлопотной скале прибыл флот Пьера де Вильнева, усиленный испанскими кораблями – они тогда были союзниками с французами. На штурм скалы выделили немалые силы. Два линейных корабля, фрегат, бриг, шхуну и одиннадцать канонерских лодок. К морским экипажам добавили 350 солдат. Это против 100 моряков Мориса.

Понятное дело, что в лоб французы лезть не стали. А принялись с моря бомбардировать позиции англичан. Стоит отметить, что штурм случился довольно скоро. Но изначально безуспешный – французы умудрились забыть штурмовые лестницы. Морис же оставил нижние позиции и сосредоточился на обороне верхнего яруса.

В это время случилось землетрясение. Не особо жестокое – свидетели говорят о трех толчках. Но землетрясение оказалось усилено сотрясением от пушечной пальбы (в обе стороны). И водяная цистерна англичан треснула. Вдобавок, часть складов оказалась недоступна из-за обстрела с моря. И потеря воды усугубилась недостатком продовольствия – его в доступе имелось не больше чем на две недели.

Даже без воды, под палящим солнцем, англичане продержались несколько дней. Они потеряли двух человек убитыми. У французов погибло 30 матросов, и три канонерки упокоились на дне морском. Сложно сказать, как бы пошло дальше, да у англичан кончился порох. И Морис решил 2 июня начать переговоры о сдаче острова. К 17:00 гарнизон капитулировал с весьма завидными условиями. Офицеры сдали шпаги, но сохранили командование над подчиненными. Весь гарнизон перевезли в Форт-де-Франс, а потом переправили в британские поселения, что оказались поближе.

В это же время Вильневу пришла депеша от Наполеона, в которой содержался приказ всячески вредить английским колониям в акватории Карибского моря. Вот только у Вильнева наблюдался избыток только в живой силе, а припасов имелось недостаточно. Да тут еще на штурм Алмазной скалы потратились.

Вильнев ушел от Мартиники – ему сообщили о британском купеческом караване из 16 кораблей. Караван догнали, взяли 15 призов (один сумел удрать). И получили сведения, что в Карибском море появился Нельсон с желанием поохотиться на Вильнева. Последний, взвесив обстоятельства, ушел на свои базы, избегая генерального сражения. Так закончилась эпопея с Алмазной скалой. Англичане вернут ее в 1809, когда захватят Мартинику. Ну а капитан Морис…

(http://sail-friend.ru/gallery/4382_14_03_23_11_29_32.jpeg)
Французы штурмуют "каменный фрегат". Художник: Auguste Mayer

Капитан Морис предстал перед трибуналом. Все же номинально его скала считалась кораблем. А потому, согласно принятой процедуре, потеря корабля разбиралась трибуналом, на котором Джеймса Уилкса Мориса полностью оправдали. И он продолжил службу во флоте Его Величества.

Морис дослужился до адмирала, хотя со времен Даймонд-Рок его стали считать специалистом по береговым укреплениям. И куда чаще давали под командование крепости, чем корабли и соединения. В 1811 году, обороняя остров Анхольт от датчан, Морис подтвердил свою квалификацию, сумев малыми силами отбить штурм неприятеля. Умер он в 1857 в звании вице-адмирала, на пенсии, в окружении семьи.

Источник (https://dzen.ru/battlez?utm_referer=dzen.ru)
Защита SMF от спама от CleanTalk