collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Осторожно, шашень!  (Прочитано 894 раз)

Оффлайн bigbird

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +13/-0
    • Просмотр профиля
    • Яхтинг от и до. Справочный портал
Осторожно, шашень!
« : 28.06.2022, 13:49:09 »

Чтобы расправиться с толстым стволом дерева, teredo требуется от 2 до 5 лет

Многие века не было у моряков врага злее и беспощаднее, чем морской червь

В 1974 году в Тихом океане затонула «Тай Ки» - реплика китайской джонки, такими их строили в первых веках нашей эры. Группа ученых, поддержанных искателями приключений, собиралась пройти на ней от Южно-Китайского моря до Америки, а затем спуститься вдоль американского побережья до Эквадора, где были найдены некие «китайские артефакты». В общем, дело Тура Хейерадла живет и побеждает... но не в данном случае.

После 115 дней, проведенных в океане, экипаж «Тай-Ки» был вынужден послать сигнал «SOS», потому что плыть дальше было не на чем - древоточцы превратили корпус джонки в решето. Увы, как сберегали свои лодки древние китайцы, этого участники экспедиции не знали. Поэтому, ради аутентичности, обошлись без современных токсичных красок и лаков, гибельных для морских червей, чье латинское название - teredo.

Ныне корабельный червь teredo уже не представляет прежней опасности, хотя ущерб от них по-прежнему велик – порядка одного миллиарда долларов в год. А раньше...

* * *

В 1503 году, во время своего четвертого плавания к берегам открытой им земли, Христофор Колумб был вынужден провести на Ямайке целый год в ожидании спасения, так как его корабли не могли вернуться в Испанию, древоточцы чуть не отправили их на дно.

В 1731-1732 гг. корабельные черви, неожиданно размножившись в небывалом количестве у берегов Голландии, привели в негодность деревянные сваи дамб, из-за чего под угрозой затопления оказались две провинции этой страны.

В начале XX века Сан-Франциско лишился практически всех пирсов - они были съедены teredo.

То же самое происходило в российском Севастополе, где у морского червя было свое название – шашень (согласно толковому словарю Даля, «шашиться» - возиться, копошиться): на Черном море сваи пирсов не служили более двух лет.

* * *

А что же корабли?

Разные народы в древности защищали суда от морских червей по-своему: египтяне их красили, римляне обивали металлом, на Востоке обшивали козьими шкурами, потом корабли стали смолить. Еще капитаны старались так прокладывать маршруты, чтобы время от времени заходить в устья рек – было замечено, что teredo не переносит пресной воды. Другой вариант – заходить в холодные воды, что для teredo тоже смертельно, но отправляться ради этого, скажем, на Балтику? Для абсолютного большинства европейских мореплавателей это была непозволительная роскошь.

Одним из действенных способов было вытаскивать корабли на берег для просушки. Так поступали древние греки и другие народы Средиземноморья, отсюда береговые эллинги античных городов или знаменитое адмиралтейство Венеции. Правда, и тут была своя сложность. Teredo могут запечатывать свои ходы, так что погубить его не так-то просто – требуется терпение и время. Неизбежная деформация корпуса способствовала ускорению процесса вымирания колонии червей, но и конопатчикам потом приходилось немало потрудиться. Опять дилемма…

Как бы то ни было, средний срок эксплуатации кораблей составлял редко когда более двух десятков лет. Если же о предосторожностях забывали, то в теплых и соленых водах teredo быстро превращал корпуса кораблей в труху. На это требовалось от 2 до 5 лет, тут многое зависело от материала, из которого был построен корпус судна: дуб и кедр сопротивлялись упорно, сосна и ель слабее, а лиственные сдавались почти без боя. Было еще красное дерево, железное, которые не поддавалась вообще (или морские черви просто брезговали?), но строить из них было безумно дорого, проще было пожертвовать кораблем, отдав его на съедение прожорливому созданию, и построить новый.

Не иначе как признанием своего поражения следует считать то, что в XVI веке придумали голландцы. Они стали делать корабельную обшивку двойной: внутренний слой - из прочной древесины, наружный ниже ватерлинии – из «бросового» дерева. Между ними укладывалась просмоленная пакля, чтобы у червя не возникло желания покинуть отданный ему на съедение слой.

Метод переняли англичане, но вскоре отказались от него: и хлопотно, и дорого. Они предпочли обивать днище свинцом или медью, пусть и это стоило немалых денег.

Позже подводную часть корпуса стали пропитывать различными ядовитыми растворами. Это было эффективно, но, увы, яд вымывался морской водой. Чтобы этого не происходило, корпус красили свинцовым сурик, который и сам по себе ядовит. Уже в XIX веке, после того как из каменноугольного и древесного дегтя научились получать креозот, роль яда была поручена ему. И уже казалось, что вот-вот наступит перелом в многовековой войне с teredo, но она не закончилась, лишь утихла, и по причине самой прозаической – эпоха деревянных кораблей подошла к концу.

* * *

Так что же это за твари такие, корабельные черви?

В те годы, когда голландцы лихорадочно меняли изъеденные червями сваи дамб на новые, они обратились к ученому Готфриду Зеллю с просьбой заняться изучением этого коварного и ненасытного существа. И он выяснил, что на самом деле червь вовсе и не червь, а моллюск, который сумел измениться и приспособиться к условиям обитания в узких и длинных ходах, именно они спасают его от врагов и служат источником пищи.

Впрочем, ошибка была простительна, так как teredo действительно напоминают длинных червей беловатого цвета. Но! На переднем конце туловища у них имеется небольшая двустворчатая раковина с острыми зазубринами. Еще на стадии личинки teredo, закрепившись с помощью ножки в передней части туловища, поступательными сверлящими движениями (8-12 раз в минуту) начинает рыть для себя туннель в куске древесины. (Любопытно, но именно наблюдая за этим моллюском, французский инженер Марк Брюнель придумал проходческий щит, который и сегодня применяют в горном деле.) Teredo продолжает это делать по мере роста, поэтому входное отверстие норы размером обычно не более пяти миллиметров, но в дальнейшем ход расширяется и может иметь в диаметре до пяти сантиметров, длина же взрослой особи teredo колеблется от двадцати пяти сантиметров до двух метров. Примечательно, что ходы корабельных червей не пересекаются. Биологи считают, что звук, который издают teredo при выскабливании древесины, слышат их соседи и старательно обходят уже занятую территорию.

Проделанный ход древоточец покрывает известковыми выделениями мантии, благодаря чему формируется защитная трубка. В задней части тела располагаются два тонких отростка, которые могут вытягиваться из туннеля наружу для фильтрации воды – питаются моллюски планктоном. В случае опасности черви втягивают сифоны внутрь и закрывают отверстие туннеля хитиновой пластинкой, расположенной на конце туловища. Но teredo питаются еще и опилками, остающимися от рытья хода: их желудок вырабатывает ферменты, расщепляющие целлюлозу и превращающие ее в глюкозу..

Идеальными для teredo считаются воды тропических и умеренных широт. Особенно полюбились им мангровые леса: корни этих деревьев всегда находятся в воде, а стволы, упавшие в море, становятся жилищем для teredo. Комфортность существования сказывается на плодовитости корабельных червей – три-четыре раза в год они продуцируют от 1 до 5 млн. яиц.

В настоящий момент ученым известно более семидесяти видов корабельных червей. Некоторых из них народы Океании разводят для употребления в пищу, считая деликатесом. Но то в Океании… Что касается нашего родного Черного моря, то в нем живет Teredo navalis, длина тела которого доходит до 25 сантиметров. Несколько мелких видов древоточцев обитает в дальневосточных морях. А с  начала 1990-х годов шашень стал активно расселяться вдоль датского и немецкого побережий Балтийского моря, что стало следствием потепления его вод. А в 2016 году ученые, занимаясь тралением дна Северного Ледовитого океана возле берега одного из островов Шпицбергена, нашли живых корабельных червей в палубных досках давным-давно затонувшего корабля.

Похоже, мы на пороге новой войны с teredo…
 
NOTA BENE

Исследователи из Северо-Восточного университета (США) обнаружили на Филиппинах, в реке Абатан, на острове Бохоль, новый вид шашней, которые поедали… карбонатный известняк! Новый вид назвали Lithoredo abatanica. Ученые предполагают, что известняк может помогать червям измельчать планктон, хотя, не исключено, что они научились извлекать питательные вещества из самих камней способом, о котором мы пока не знаем.

Текст Павла Дигая
Опубликовано в Yacht Russia №9-10 (130), 2020 г.

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 289
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal