collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: История паруса – когда и где изобрели парусную лодку?  (Прочитано 1101 раз)

Оффлайн grebenshch

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +11/-0
    • Просмотр профиля


В XXI веке парусные яхты это явление обыденное – лодкой никого не удивишь. Однако какая история скрывается за элегантными парусами?

Вопросы, вопросы, вопросы…

К сожалению, точно ответить на вопрос “Кто?” не представляется возможным. Однако мы все же можем опираться на последние научные исследования. Современные археологи сходятся в том, что первые парусные лодки появились около 6000 лет тому назад.

За прошедшие шесть тысячелетий парусные лодки прошли долгий путь развития. Парусник в современном понимании начал свою историю в конце 1700 и начале 1800 годов. Пик развития инженерной мысли пришелся на период после Второй мировой войны.

Сегодня парусники продолжают свое активное развитие и технологии не стоят на месте. Вероятно, сегодняшние тримараны, гигантские парусные суперяхты и лодки на подводных крыльях также займут важное место в истории парусного судостроения.

Начало начал

Парусная лодка сама по себе является одной из самых старых форм плавсредств. Однако она не была первой. До этого люди активно использовали лодки без мачт, плоты и т.п. Одни из самых ранних лодок без мачт были лодки из камыша.

Они появились в Древнем Египте. Когда египтяне поняли, какой потенциал скрывают в себе незамысловатые суденышки из камыша, то активно начали использовать более твердые материалы – древесину, т.н. “плавучий” тростник.

И все же эти лодки приводились в движение исключительно физической силой при помощи весел. Другим способом перемещению лодок было приведение их в движение с помощью длинного шеста с берега. Почти две тысячи лет египтяне пользовались примитивными способами. Но в какой-то момент поняли, что можно обуздать ветер.

Покорение ветра и начало истории паруса

Однозначно историки и археологи считают, что если не первая, то одна из первых парусных лодок появилась на территории Древнего Египта. До Рождества Христова оставалось еще 4000 лет, а египтяне уже придумали простую, но рабочую схему такелажа. По середине лодки они водрузили вертикальную балку – мачту – и повесили на нее кусок ткани. Так и появился парус.



Спустя почти тысячу лет такая модель лодок и судов получила широкое распространение по всему Египту. Однако не за горами было массовое использование парусных лодок, но уже в Средиземном море.

Средиземное море и выход в Атлантику

К 2000 году до н.э. парусники получили большое распространение практически по всему Средиземноморскому бассейну. Они стали больше в габаритах, теперь на них можно было перевозить больше припасов или оружия. Начали появляться первые важные принципы судоходства, люди учились управляться с ветром. Тогдашние судостроители укрепляли и улучшали конструкции лодок.



Приблизительно в то же время начали налаживаться первые океанические маршруты по внешним границам Европы. Пик моды того периода – парусная лодка, оснащенная дополнительными веслами. Если в прошлые тысячелетия ключевую роль в развитии судостроения сыграли египтяне, то сейчас эта роль досталась римлянам.

Римские парусные суда больше опирались на использование силы ветра, хоть и имели на борту места для гребцов. На большие расстояния римляне перемещались преимущественно под парусом.

Викинги и их великое наследие

Про викингов у нас была целая отдельная статья. Чтобы не повторяться добавим лишь то, что каких-то коренных изменений в устройство лодок викинги не вносили. Вместе с тем, именно они стали первыми людьми в Америке, активно путешествовали по самым сложным маршрутам и опасным водам.

Что касается парусных лодок, то викинги использовали схожу с римлянами технологию – на дальние расстояния под парусом, на более коротких дистанциях использовались и весла, и паруса. Если же драккары воителей заходили в узкие устья рек, то управление полностью могло переключиться на весла.

Интересно, что эта идея управления парусными судами была настолько удачной, что до 1400 года каких-то капитальных изменений не произошло.

Эпоха Великой торговли и открытий

В период с 1500 по 1700 года судостроение активно развивалось. И это еще мягко сказано. Именно парусные суда в тот период потеснили любые другие формы доставки продовольствия и товаров. Британцы, испанцы, китайцы активно использовали свои флоты для наращивания могущества не только военного, но и экономического.

Главным прорывом того периода можно считать увеличение размеров судов, а также улучшение их ходовых характеристик. Весла все чаще становились атавизмом. Интересно, что несколько суда XVII-XVIII веков дошли до наших дней. Среди них Vasa – военный парусный корабль XVII века. Единственный корабль, дошедший до нас в своем первозданном виде.

Небольшие парусные лодки

Пока громоздкие линейные корабли и маневренные фрегаты пересекали океаны в поиске новых земель, небольшие парусные лодки продолжали свою скромную службу у простых людей.



До 1600-х годов в конструкции таких лодок претерпевала минимальные изменения. Однако с развитием большим торговых и военных судов часть инженерных находок перекочевала и на маленькие парусники.

Вероятно, самое важное нововведение – переход на косой бермудский парус и постепенный отказ от прямых парусов. В 1600-1700 годах это изменение стало настоящей находкой для моряков.

Спустя сотни лет этот тип парусного вооружения все еще является одним из самых популярных. С высокой долей вероятности именно такой тип паруса установлен на вашей лодке.

В 1720 году появился первый яхт-клуб. Он был основан в Ирландии, город Корк. Именно с этого момент обычно отсчитывают начало истории любительского парусного спорта.

Однако еще в 1650 годах в Англии плавание на лодках с целью развлечения стало популярной забавой для знати. Плавание вверх и вниз по течению Темзы было привычным для королевских особ. Собственно, эти же королевские особы и стали основателями одних из самых первых регат

Современные парусные лодки

Именно в XIX-XX веках появились первые “современные” с точки зрения дизайна лодки. Многие судостроители приложили свои руки к созданию этого образа и стиля – среди них Натаниэль Херрешофф. Он усовершенствовал конструкции деревянных парусников малого и среднего размеров.



К началу XX века парусные рабочие лодки постепенно уходили в прошлое. Да и в целом парусные суда постепенно вытеснялись судами на пару, а не за горами были и суда на ДВС.

Парусные лодки небольших и средних габаритов все чаще использовались как лодки для отдыха и спорта. Хотя некоторые рыболовы все еще пользовались парусными яхтами, но это уже скорее стало стилем жизни, а не реальной потребностью.

Тогда же стали появляться полноценные каюты под палубой небольших парусных лодок. Потребность в рабочем трюме или грузовом пространстве также отходила на второй план.

Так, постепенно, почти до самой Второй мировой, парусные лодки эволюционировали в то, что все мы хорошо знаем. И хоть до настоящего “современного” вида оставалось еще прилично времени, концепция уже отчетливо прорисовывалась.

Стеклопластик и новейшая история

“Нет худа без добра, а добра без худа,” – так гласит народная мудрость. Вторая мировая принесла непомерное количество страданий и боли, но и вместе с тем – новые технологические решения. Среди таковых был стеклопластик. Он широко применялся во время войны и многие судостроители положили глаз на этот материал.

Действительно, он легок, в меру прочен, может заменить дерево и фанеру. Почему бы не сделать из него яхту? Такие компании как Catalina возникли на рубеже 1950 и 1960. Именно они и подарили нам узнаваемые очертания корпуса и все главные фишки яхт того времени.

Вплоть до начала 1990 наступила эра стеклопластика. Парусный спорт стал доступен широким массам, а величавые парусные гиганты вроде Памира окончательно завершили великую историю парусного торгового флота. Кстати, о Памире мы рассказывали в нашем Telegram-канале. Рекомендуем подписаться и не пропускать важных новостей мира яхтинга!

Теперь собственной лодкой 7-10 метров никого не удивишь. На этих яхтах все также преимущественно стоят бермудские паруса. Сотни марок и верфей производят огромное количество лодок в год.

Новые лодки отличаются от яхт начала XX века удобством и меньшей морокой в обслуживании. Но за прошедшие тысячелетия парус претерпел гораздо больше изменений. Одно всегда оставалось неизменным – страсть моряков к морю, приключениям и соленому ветру.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 313
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 1
  • Точка Сейчас на форуме:

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 [29] 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal