collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: «Седов», пора домой!  (Прочитано 847 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля
«Седов», пора домой!
« : 21.02.2021, 00:42:08 »


Трудно поверить, что ему уже сто лет. Иная машина, простой механизм, отработает год-другой и - в утиль. А тут целый век по морям - по волнам, сколько штормов пережил, сколько соленая вода съела краски с его бортов - и ничего! Смотришь на этого красавца - как новенький. Чистенький, ухоженный, стильный. Это все о нем - о барке «Седов».

Самое крупное в мире учебное парусное судно, гордость русского парусного флота - так моряки разных поколений, кому удалось хоть сколько-то пройти на его борту, называют свой корабль. И сейчас уже представить сложно, что когда-то барк был гордостью флота германского. Построенный на немецких верфях в Киле в 1921 году, он почти два десятилетия носил женское имя - «Магдалена Виннен».



«Седов», 90-е годы.

В те времена парусник был грузовым. Из Европы в Южную Африку и Америку возил различные грузы - сахар, кофе, древесину. Потом барк «Седов» был «Командором Йонсоном», несколько лет в составе гитлеровского военно-морского флота. После войны побежденная Германия отдала его Советскому Союзу.

Он был приписан к Риге, но после того, как Латвия объявила о независимости, капитан «Седова» привел его в Мурманск.

Мне повезло несколько лет назад совершить на его борту пусть небольшое, но очень значимое для меня путешествие. Со Львом Федосеевым и другими мурманскими журналистами мы приняли участие в походе по Белому и Баренцеву морям.

Рейс был непростой. До этого парусник обогнул уже пол-Европы, семь тысяч миль прошел. И добрую половину под парусами. Для мурманских курсантов, в принципе, тот поход был точно таким же, как и для тысяч их предшественников, проходивших морскую практику на «Седове». Для меня все было в новинку.



Казалось бы, после сурового Бискайского залива и Северного моря, скалистых берегов Нордкапа и грозных волн вблизи Шпицбергена переход по домашнему Белому морю будет простым. И мы на это рассчитывали. Но не тут-то было. Осенняя погода непредсказуема, и завыл-задул лютый ветрюган то с севера, то с востока. И волны вроде бы никакой, уж никак не девятый вал. А болтало парусник из стороны в сторону неистово, и так день за днем, и никуда не деться.

На второй день, когда архангельский берег уже остался далеко позади, мы зашли в каюты, где размещались курсанты. А они в самом низу и в самом носу барка. А там качка - дай боже! Стали беседовать, писать интервью. Недолго выдержали - и в глазах помутнело, и естественные рефлексы заставили все бросать и бежать на палубу глотнуть свежего воздуха.

Нет, ихтиандров в том походе все мы покормили не один раз. Хоть и, казалось бы, привычные к морю и его болезням, но тут не выдержали.

А парни-курсанты, вчерашние сопливые школяры, рассказывали нам, как где-то в Датских проливах так качало, так качало, так ветер свистел, что паруса рвало. А они - на мачтах и реях, ночь-полночь! И никакого страха.

Я им верил. Потому что видел сам, как ребятишки без всякого страха карабкаются вверх, в небеса, уверенными шагами ступают по скользким реям, выверенными движениями убирают и разворачивают паруса. Потому что надо, потому что ветер - он и друг, и враг, потому что приказ капитана.



- Да для нашего парусника шторм не страшен в принципе, у него очень хорошая остойчивость, и ему все равно, какой ветер дует, он может даже полностью лечь на борт и обратно встанет - плавучесть у него всегда положительная, - рассказывали нам члены экипажа.

Помню, после отбоя ночного аврала зашли в штурманскую. А там тепло и сухо, но напряжение все же чувствуется. Еще бы, огромный барк в бурлящем море - просто щепка. Задача штурмана - подстроиться под волну, чтоб не било в борт, не заливало палубы.

А на палубе, в сырости и стуже, на посту номер один у штурвала круглые сутки стоят курсанты. И этот пост покинуть не могут они ни при каких условиях. Вот она, тренировка сил и настоящего северного морского характера.

На следующий день, когда немного стихло, нам, журналистам, разрешили тоже подняться вверх. Честно признаюсь, только до марсовой площадки добраться смелости и хватило.

Потом была экскурсия в «больницу» для парусов. Там многие годы вершит свое мудрое дело парусных дел мастер Игорь Евдокимов. В свое время, когда еще не было теплоходов и весь флот использовал только силу ветра, представители его профессии были в почете, за их труд судовладельцы платили им звонкой золотой монетой.

Ведь хорошо сшитый парус - это скорость корабля. А скорость - прибыль в бизнесе и победа в бою.

Еще через день довелось увидеть все великолепие «Седова» с борта лодки. Мы сделали несколько кругов вокруг.

Это трудно описать: четырехмачтовый барк, расправив паруса, словно парил над морем. Четыре тысячи квадратных метров материи, наполненной ветром. В зависимости от погоды - выглянуло ли солнце, спряталось ли за тучи - паруса меняют цвет от снежно-белого до густого кофейного.



Я не раз потом встречал «Седова» в море или на берегу. В Питере после его возвращения из кругосветки, видел стоящим в судоремонтном доке в Калининграде, на берегу у Мурманского морского вокзала. В прошлом году во время захода «Седова» после экспедиции по Северному морскому пути, опять же с фотографом Львом Федосеевым, не удержались и отправились встречать наш парусник в Кольском заливе.

Наш, именно наш, и по-другому быть не может. По недальновидности прежних властей области и руководства технического университета Мурманск лишился своей визитной карточки, своей гордости. «Седов» ушел в Калининград.

Сегодняшние власти предпринимают усилия, чтобы вернуть парусник домой. Удастся ли? Большой вопрос. Вряд ли калининградцы, получив нежданно такую жемчужину, захотят с ней расстаться. Но мы, мурманчане, верим, что дедушка «Седов» вернется в родную гавань. Навсегда.

Источник
« Последнее редактирование: 22.02.2021, 01:02:50 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 318
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal