Изматывающая, жесткая, лишенная и намека на комфорт – такой является The Ocean Race, самая желанная гонка для яхтсменов
Десятки тысяч миль изнуряющей жары, холода, физических лишений и изматывающего труда. Но тот, кто побывал здесь один раз, стремится вернуться сюда снова. Самая престижная регата в мире, The Ocean Race, в третий раз сменила собственника и название. И по-прежнему остается событием номер один в мире парусного спорта. Благодаря кому она появилась, как проходила, ее герои жертвы – в этом материале мы вспомним самые значимые страницы гонки от ее начала до 2018 года.
Легенда, родившаяся в пабе Трое джентльменов с бокалами пива в руках сидели в пабе Портсмута. Они, как и положено джентльменам, говорили о яхтах и регатах. Одним был
Сэм Уитбред , владелец семейной компании по производству пива Whitbread brewery и любитель яхтинга. Двое других –
Энтони Черчилль (не родственник), автор и издатель журнала
Yachting and Boating Weekly и
Гай Пирс , гоночный промоутер. Дело было в начале 1970-х. Буквально недавно
Робин Нокс-Джонстон на яхте
«Суахили» завершил одиночную безостановочную гонку
«Золотой глобус» , став первым в истории человеком, обошедшим вокруг мира без захода в порт за 312 дней. За два года до него финишировал в своей одиночной скоростной кругосветке
Фрэнсис Чичестер , сделавший одну остановку в Сиднее.
Робин Нокс-Джонстон, единственный финишировавший в гонке The Golden Globe Race 1968-1969 гг., первый человек, совершивший безостановочную одиночную кругосветку
«Золотой глобус» (Sunday Times Golden Globe Race) стала первой в мире кругосветной одиночной гонкой нон-стоп. Несмотря на ажиотаж, результаты ее были неоднозначны. Из 9 яхтсменов финишировать сумел только
Нокс-Джонстон , один участник покончил с собой, и в целом она оказалась слишком изматывающей для того, чтобы стать регулярным соревнованием – по крайней мере, в то время. Вставал вопрос о командной кругосветной регате.
О чем-то подобном размышляли и в Королевской парусной ассоциации военно-морского флота, которая поддерживала яхтенные инициативы среди действующих членов ВМС и отставников.
В 1972 году пивовары и флотские решили организовать и спонсировать кругосветную командную регату, получившую название
Whitbread Round the World Race . Старт был намечен на сентябрь 1973 года.
Сами участники первой Whitbread Round the World Race признавали, что они были скорее романтиками, чем профессионалами
По маршруту быстроходных клиперов Организаторы решили, что в гонке будет 4 этапа: Портсмут – Кейптаун, Кейптаун – Сидней, Сидней – Рио-де-Жанейро, Рио-де-Жанейро – Портсмут. Такой маршрут был выбран не просто так. Он повторял кругосветные переходы клиперов XIX века, самых быстроходных кораблей своего времени.
Первая гонка была романтична, как и сама эпоха, в которую она происходила. На призыв поучаствовать в первой командной кругосветной регате откликнулись сотни людей. Были команды из самой
Британии, Франции, Италии, Польши, Мексики, Западной Германии и ЮАР . Как признавали сами участники, у них больше энтузиазма, чем реального опыта. Они жаждали приключений и славы – и вряд ли в мире есть более достойный стимул.
Фильм про первую Whitbread Round the World Race (англ.) VIDEO К регате допускались
однокорпусные лодки от 32 до 80 футов (9.8–24.4 м) различного оснащения.
8 сентября 1973 года сэр Алек Роуз , совершивший незадолго до этого кругосветную одиночку с двумя остановками, выстрелил из пушки Южного замка Портсмута. 17 яхт с 167 членами команды на борту стартовали с первого этапа. Им предстояло пройти 27 000 морских миль.
Эта первая гонка совсем не была такой аскетичной, какой является
The Ocean Race сегодня. Холодильники заполнялись мясом и фруктами, яхтсмены пили вино и закусывали икрой, и многие команды могли себе позволить целого кока, занимавшегося лишь готовкой. GPS еще не существовало. Яхты не только повторяли маршрут клиперов прошлого века, но и использовали те же самые методы навигации: секстант, небосвод, компас, карты. А в свободное время (у них еще оставалось свободное время!) участники регаты могли почитать книги или поиграть на гитаре.
Яхта Guia, участвовавшая в первой Whitbread Round the World Race, сегодня находится в частной собственности на Средиземном море, и иногда принимает участие в регатах винтажных лодок
Однако не была она и лишь легкой кругосветной «прогулкой». Гонка стоила жизни трем участникам (больше, чем любая другая впоследствии), три яхты потеряли свои мачты, и 5 – не смогли ее закончить.
Несмотря на засилье британцев, гонку выиграл мексиканский шкипер с интернациональным экипажем.
Кеч SAYULA II под командованием
Рамона Карлина , бизнесмена и яхтсмена-любителя, показал общее время 152 дня и 9 часов. В следующие годы организаторы меняли требования к яхтам и города, где регата делала остановку. Однако лодки оставались разноплановыми, что, конечно, влияло на стартовые условия команд.
Кеч SAYULA II под командованием мексиканца Рамона Карлина неожиданно победил в первой регате
Гонки 1977-1978 и 1981-1982 годов выиграл голландец
Конни ван Ритсхотен , поставив рекорд, действительный и сегодня. Он стал единственным шкипером, который победил в регате дважды. Более того, во время второй Конни пережил сердечный приступ, что было скрыто от организаторов и других команд.
В регате 1989-1990 годов впервые приняла участие лодка из-за «железного занавеса»: советская – а по сути грузинско-украинская – яхта
«Фазиси» .
А в 1993-1994 гг. участвовало две лодки уже из независимой Украины –
«Гетман Сагайдачный» под командованием
Евгения Платона и
«Одесса-200» под командованием
Анатолия Вербы . Оба шкипера были в свое время в команде
«Фазиси» (
судьбе «Фазиси» и участии уже независимой Украины в регате 1993-1994 гг. будет посвящена вторая часть этой статьи. – Авт. ).
Конни ван Ритсхотен, «летучий Голландец», легенда регаты. Единственный шкипер, победивший в ней дважды
Зрелищный спорт для большого бизнеса С каждым годом регата становилась все профессиональнее, привлекая к себе внимание большого бизнеса. Что-то нужно было делать с форматом: в некоторые годы самые большие лодки чуть ли не в два раза превышали по размеру самые маленькие. Снаряжение макси-яхт становилось неоправданно дорогим для спонсоров. Вопрос унификации лодок ставал все насущнее.
Так
в регате 1993-94 гг. появился новый класс яхт:
Whitbread 60 (после того, как гонка сменила собственника, переименованный в
Volvo Ocean 60 ). Характеристики лодки были такими: длина 19.50 м (64 фута), ширина 5.25 м (17 футов), осадка 3.75 м (12 футов), водоизмещение 13.5 тонн. Дебют оказался успешным. И уже в регате 1997-98 могли участвовать яхты только этого класса.
Whitbread 60 (впоследствии переименованный в Volvo Ocean 60) — первый унифицированный класс лодок для этой регаты
Однако эпоха
Whitbread в Round the World Race подходила к концу. Пришедший в 1997 спонсор,
Volvo , имел далеко идущие планы. И в 2001 году регата сменила свое название на привычное нам сегодня:
Volvo Ocean Race . Интерес шведской компании к гонке был вполне понятен, ведь подразделение
Volvo Penta является мировым производителем судовых и промышленных двигателей.
Старая пословица гласит, что новая метла по-новому метет. Смена собственника принесла несколько заметных изменений. Во-первых, спонсор сразу сделал «реверанс» своей родине и европейским странам, где находятся значимые рынки сбыта. Так в гонку впервые были добавлены Швеция (яхты делали остановку в Гетеборге, где расположена штаб-квартира Volvo), Германия и Франция. Кроме того, впервые за свою историю, она финишировала не в Великобритании, а в немецком Киле. Также, на смену классу
Whitbread 60 уже шел новый –
Volvo Open 70 .
Яхты класса Volvo Open 70, которым принадлежит большинство скоростных рекордов, впервые использовали качающийся киль
Лодки стали длиннее, быстрее и впервые на них стал использоваться качающийся киль. Атмосфера первых кругосветок Whitbread полностью исчезла. Гитары, икра, вино, энтузиасты на борту – все ушло в прошлое. Это стал полноценный большой спорт – жесткий и зарегулированный. Также в гонке оставалось все меньше английского, и с 2005 года регата стала стартовать и завершаться за пределами Великобритании. В 2008 году постоянным городом старта выбрали испанский
Аликанте , города финиша стали «плавающими».
Маршрут тоже постоянно менялся в силу геополитических или маркетинговых соображений. В начале XXI века экономический потенциал азиатских стран сделал их рынки весьма привлекательными для крупного западного бизнеса. Поэтому в 2008 году регата заходила в
Индию, Китай и Сингапур . А на борту впервые появился журналист, уже не участвующий в работе гоночной команды – его задачей была передача информации, фото и видео в штаб-квартиру. Дополнительным медиа-стимулом для спонсоров стали зрелищные портовые гонки. Проведенные в некоторых городах в 2005-м, сегодня они являются неотъемлемой частью
Volvo Ocean Race. Команда Puma, занявшая второе место на Volvo Ocean Race 2008-2009
Запрос спонсоров на зрелищность не удивителен. Яхта в такой регате – своего рода «визитная карточка» компании, и эту визитку должны увидеть как можно больше людей. Развитие телекоммуникаций, интернета и спутниковой передачи увеличивало медиа-отдачу в разы.
Регата 2008-2009 годов , еще до массового распространения смартфонов и социальных сетей, только средствами телевидения охватила аудиторию в два миллиарда человек! Такой промо-эффект позволяет «отбивать» многомиллионные вложения в гонку – на приобретение и оснащение яхты, зарплату команде, ремонты и поддержку в процессе. Так, бюджет победителя 2008-2009, команды компании
Ericsson составил 50 млн. евро. Занявшая второе место Puma потратила около 20 млн.
Зрелищные портовые гонки привлекают к Volvo Ocean Race дополнительное внимание зрителей
В 2014 году еще раз поменялся класс яхт, на
Volvo Ocean 65 , созданный компанией
Farr Yacht Design . Он стал ответом на постепенно устаревающий проект
Volvo Open 70 , высокая стоимость которого, к тому же, являлась препятствием для многих компаний, желающих войти в гонку. Представляя новый класс,
Кнут Фростад ,
СЕО Volvo Ocean Race , пообещал, что стоимость яхты с комплектом парусов будет в пределах 4.5 млн. евро, что позволит снизить общий бюджет участия для спонсоров примерно до 15 млн.
Также на регате отразились и современные тенденции к гендерному равноправию. Сегодня организаторы стремятся привлечь в гонку женщин, и поэтому в 2017-2018 гг. команды могли насчитывать от 7 до 11 человек по такому принципу: 7 мужчин; 7 женщин и 1 (2) мужчины; 7 мужчин и 1 (2) женщины; 5 мужчин и 5 женщин; 11 женщин.
Класс Volvo Ocean 65 заменил устаревающий и дорогой класс Volvo Open 70
Крайняя, 13-я 13 по счету регата 2017-2018 гг. , стартовавшая в
Аликанте и финишировавшая в
Гааге , стала не только самой протяженной по маршруту, покрыв 45 000 морских миль. Она стала также последней, прошедшей под брендом
Volvo. И регатой двух смертей.
В ходе гонки яхта
Vestas 11th Hour столкнулась с рыболовецким судном в 30 милях от Гонконга, шедшим без огней и сигналов. Один рыболов погиб. В Южном океане, при экстремально плохих погодных условиях, за борт смыло участника команды
Scallywag , британца
Джона Фишера , обнаружить которого не удалось.
Британец Джон Фишер был смыт за борт в Южном океане во время шторма, не смотря на использование страховочной экипировки
В 2021-2022 гг. гонка пройдет под названием
The Ocean Race . Собственником регаты стала компания
Atlant Sports Group . Одним из главных анонсированных изменений стал допуск к регате яхт двух классов:
Volvo Ocean 65 и IMOCA 60 (проект International Monohull Open Class Association) . Это позволит компаниям-спонсорам приобретать лодки, которые, помимо, собственно,
The Ocean Race , смогут участвовать также в других престижных парусных состязаниях.
Фильм To The Ends of The Earth — The First 40 Years | Volvo Ocean Race (англ.) VIDEO Эпилог Команды борются за каждый грамм веса, чтобы увеличить скорость своих лодок. Поэтому на борту нет свежей еды (только сухая и замороженная), нет душа, и яхтсмены имеют лишь пару перемен одежды на переход. Они переживают перепады температур от -5 до +40. Туалет отделен шторкой. Приватности не существует – вся жизнедеятельность проходит на глазах друг у друга. Соленая вода и концы разъедают кожу на руках, несмотря на перчатки. Сон в пропитанной потом и водой одежде редко длится больше двух часов подряд – больше не позволяет вахтенная система на борту.
Это – сущий ад, пройти который мечтает каждый яхтсмен. Ноль комфорта, отсутствие приватности и постоянная работа на износ – так выглядит Гонка гонок, самое престижное парусное состязание в мире
Гонка гонок: The Ocean Race
Источник