collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Люди и лодки: Джошуа Слокам и «Спрей»  (Прочитано 2233 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


История первого человека, совершившего кругосветку под парусом, да еще и на лодке, фактически построенной собственными руками

«Я был рожден под бризом и, пренебрегая всеми радостями жизни, изучил море, как пожалуй мало кто на свете». Это откровенное признание как нельзя лучше характеризует Джошуа Слокама, но бесспорно справедливой представляется лишь заключительная его часть. Действительно, мало кому удалось столь же хорошо познать море – ведь за свою долгую жизнь капитану удалось почти пять раз (!) обогнуть Земной шар.

Что же касается морских бризов, то они не так уж сильно веяли над деревушкой Маунт-Хэнли, расположенной в нескольких милях от берега залива Фанди (Канадская провинция Новая Шотландия), где 20 февраля 1844 года у Джона и Сары Слокомбов (Sic!) появился пятый ребенок, нареченный библейским именем Джошуа. После окончания двух классов сельской школы фермерского сына ожидал тяжелый труд на родительском клочке земли летом и ученичество у сапожника зимой. 



Сельская школа в Маунт-Хэнли, в которой два года проучился юный Джошуа Слокомб. Теперь здесь музей

Море стало ближе, когда спустя несколько лет Слокомбы переехали на островок Брайер. В редкие свободные минуты мальчишка вместе со сверстниками катался по заливу Фанди на самодельных плотах и маленьких лодках, ежедневно рискуя утонуть (хорошенько плавать капитан Слокам так и не научился до конца жизни).

Однако суровый отец (хотя и сам происходил из рода моряков) не одобрял «странного» увлечения одного из своих отпрысков морем, видя в нем лишь будущего фермера. Неизбежным результатом оказалось то, что в 14 лет Джошуа в первый раз сбежал из дома, став юнгой (заодно уж) и коком на рыбацкой шхуне.

Дебют оказался неудачным: недовольная кулинарными изысками юного повара команда чуть не взбунтовалась, так что ему поневоле пришлось возвратиться в родительский дом.

Но удержать на суше мальчика, который незаметно превратился в юношу, даже самому строгому отцу удалось ненадолго: 16-летний Джошуа вторично ушел из дома, теперь уже навсегда, и нанялся матросом на торговое судно, выполняющее дальние рейсы в Японию, Китай и Австралию.

Вместе с новой, по-настоящему яркой жизнью, он обрел и новую фамилию, изменив родительскую «Слокомб» (Slocombe) на «Слокам» (Slocum), которую ему и предстояло прославить. Впрочем, полученные в детстве уроки жизни явно пошли на пользу будущему капитану.

В своих позднейших воспоминаниях он откровенно отмечал, что «отец принадлежал к числу людей, которые, попав после кораблекрушения на необитаемый остров, сумели бы вернуться домой, имея лишь складной нож в кармане и подходящее бревно».

Подобное умение (причем в самом буквальном смысле) впоследствии весьма пригодилось и самому Джошуа...

Возвращение Робинзона

Год за годом поднимаясь по крутым трапам морской карьеры, к концу 1850-х Слокам стал капитаном (и совладельцем) клиппера Nothern Light («Северное Сияние»), который сам называл лучшим американским парусным судном того времени.



Барк Nothern Light на рейде Бостона

Судьба продолжила благоприятствовать Джошуа как в материальном плане, так и в личной жизни: к 30 годам он поднялся на капитанский мостик уже своего собственного барка «Акуиднек», на котором вместе с ним будут впоследствии плавать жена и дети. Однако фортуна оказалась дамой переменчивой...

В свой последний рейс «Акуиднек» вышел в феврале 1886-го из Нью-Йоркского порта в Монтевидео (Уругвай) с грузом керосина. Затем, говоря современным языком, барку предстояло поработать в качестве трампового судна в Южной Америке, причем поиском соответствующих грузов должен был заниматься сам Слокам. Поскольку общая продолжительность предприятия диктовалась сугубо экономическими соображениями,  оно могло растянуться на несколько лет(!), так что капитана сопровождали жена и двое сыновей. Старший из них, 15-летний Виктор, уже исполнял обязанности помощника капитана, помогая отцу в управлении судном и десятком матросов.

Начало рейса стало многообещающим: буквально через сутки барк попал в ураган, причем скорость ветра временами достигала 80 узлов!

С учетом вынужденной стоянки на островах Зеленого мыса, переход к уругвайским берегам занял почти два месяца. Затем «Акуиднек» более года трудолюбиво сновал между различными портами Бразилии и Аргентины, перевозя самые разнообразные грузы: от вина и мате до паровых машин и даже ... фортепиано!



Барк «Акуиднек» на выходе из п. Рио де Жанейро

За это время команда успела  переболеть холерой (четверо умерли), а барку пришлось полгода простоять в карантине. Попытка нанять новых матросов не увенчалась успехом: большая их часть сбежала, едва получив аванс, а оставшиеся задумали захватить барк.

К счастью, вовремя разбуженный супругой (как видим, женщина на корабле может принести и удачу!) Слокам в нужный момент появился на палубе с винтовкой и двумя выстрелами уложил двоих вооруженных ножами мятежников. Итогом был суд – скорый и правый. Капитана оправдали и он благополучно вернулся на свое судно, которое его сын  Виктор к тому времени самостоятельно привел в Монтевидео. Однако несчастья продолжали преследовать «Акуиднек»: в этом уругвайском порту началась эпидемия оспы, так что Слокаму в очередной раз пришлось практически полностью заменить команду...

Роковой удар судьба нанесла в декабре 1887: приняв груз леса на рейде у бразильского местечка Гуаракасава, барк при выходе в море был выброшен на отмель. Спасти судно и груз не удалось. Слокам рассчитался с командой, а сам с семьей остался без денег на диком бразильском берегу – совсем как Робинзон Крузо на необитаемом острове.

Положение казалось безвыходным, но... в кармане у капитана  обнаружился не только складной нож, а погибший «Акуиднек» предоставил в его распоряжение сколько угодно бревен.

К тому же с барка удалось спасти многие по-настоящему ценные (для моряка) вещи – в первую очередь, компас, навигационные карты и даже вполне исправный хронометр.

Оставалось только построить лодку и вернуться на ней домой! Решено – сделано: менее чем за пять месяцев Слокам вместе с женой и двумя сыновьями (17-ти и 8-ми лет) из подручных материалов соорудил 35-футовое суденышко, с осадкой всего в 2 фт. 6" (около 70 см), оснастил его по типу китайской джонки и в честь отмены рабства в Бразилии назвал Liberdade («Свобода»).



Схема джонки Liberdade, на которой семья Слокамов прошла свыше 5000 морских миль

Дальше все просто: лодка со своим маленьким, но отважным экипажем вышла в море и за 55 суток преодолела более 5500 миль до побережья Южной Каролины – т.е. со средней скоростью не менее 4 узлов – а затем торжественно прибыла в родной Бостон.



Liberdade и ее экипаж: Дж. Слокам со своей (второй) женой Хетти, сыновьями Гарфилдом и Виктором

Как видим, дебют Слокама в качестве кораблестроителя оказался вполне успешным, впрочем, как и первые попытки испытать свои способности в качестве писателя. В 1890 г. в Бостоне вышла его первая книга – «Путешествие Liberdade», из которой читатель сможет узнать все подробности последнего рейса «Акуиндека» и триумфального возвращения «Свободы». Книга эта принесла начинающему автору некоторую известность и довольно существенный гонорар, так необходимый капитану, вдруг оказавшемуся на мели. Тем более что дальше его ожидали новые испытания...

Рождение «Спрея»

В 1892 году 48-летний Слокам оказался, согласно его собственному определению, буквально «выброшен» на берег. На море парус все больше уступал дорогу пару. Гордые барки и клиппера переоборудовали в угольные баржи, а их капитаны лишались работы. Что уж говорить о достаточно пожилом (по меркам того времени) моряке, потерявшем свое судно, а вместе с ним – и практически все свое состояние.

Джошуа  оказался перед мучительным выбором: продолжать попытки найти работу по своей основной специальности или устроиться рабочим на верфь. Последний вариант представлялся ему все более предпочтительным, но для его осуществления необходимо было уплатить целых 50 долларов в качестве вступительного взноса в судостроительную гильдию. Лишних денег у безработного капитана не было, но... тут на помощь пришел Его Величество Случай.

Один из старых друзей Слокама предложил подарить ему судно, скромно отмечая при этом, что оно требует «некоторого» ремонта. Обещанным судном и оказался «Спрей» – старый устричный шлюп, сооруженный (вероятно) еще в самом начале XIX века.



Таким Слокам впервые увидел свой «Спрей»

К моменту их первой встречи «Спрей» стоял в чистом поле на более чем почтенном расстоянии от моря, ожидая разборки на дрова.

«Будете ломать?» –спросили Слокама. «Нет, перестраивать!» – твердо ответил он и погрузился в работу.

В наши дни может показаться невероятным, чтобы один человек, без специального образования и особого опыта фактически заново построил и оснастил 11-метровое судно при помощи простейших инструментов – топора, пилы, молотка, долота и ручного сверла.

Никакого пластика, стекловолокна и герметиков: на форштевнь пошел комель дуба, срубленного на соседнем поле, из него же набирались шпангоуты. Кстати, для их изготовления Слокам сам соорудил котел и паровую камеру.

Полуторадюймовая (почти 4 см!) обшивка и настил палубы были выполнены из сосны, фальшборт – из белого дуба, а пазы проконопачены хлопком и паклей. Понадобилось 13 месяцев самоотверженного труда, чтобы, перебирая доску за доской, создать лодку, которой предстояло стать настоящей легендой уходящего века Паруса. Вот ее основные размерения:

  • Длина: 36 фт. 9" (11,2 м)
  • Ширина: 14 фт. 2" (4,3 м)
  • Осадка: 4 фт. 2" (1,3 м)
  • Вместимость (нетто/брутто): 9/12,75 рег. тонн.

Заметим, что перестраивая старый шлюп, Слокам уже заранее готовил его к дальним плаваниям, нарастив надводный борт в носу на 18", в корме на 14", а по бортам на 12" (соответственно на 45, 35 и 30 см.). «Перестроенное»  Слокамом судно на деле оказалось абсолютно новым.

По свидетельству самого капитана от прежнего «Спрея» уцелел лишь резной клипперский форштевнь и брашпиль. Последний, впрочем, представлял собой обычную горизонтальную ручную лебедку, при помощи которой единственному члену экипажа в будущем предстояло поднимать с любых грунтов один из трех якорей – весом в 18, 45 или 80 кг.

Согласно подсчетам Слокама, общие затраты на создание нового «Спрея» достигли 553 долларов 62 центов – суммы весьма почтенной для 1890-х.

В пересчете на современные «дешевые» доллары США это составляет порядка $14 200, однако сегодня за эти деньги вряд ли можно рассчитывать на повторение подобного судостроительного шедевра (тем более из натуральных материалов).

Уточним, что «Спрей» никогда не был собственно яхтой, т.е. лодкой для прогулок под парусом, планировка и конструкция которой предполагает целый комплекс дополнительных мер по обеспечению остойчивости и максимальной скорости.

Так, у него отсутстовал фальшкиль, а обычный киль не был дополнительно утяжелен ни свинцом, ни железом.

Остойчивость обеспечивалась за счет балласта из бетонных блоков, надежно заклиненных специальными стойками. Количество и расположение балласта можно было регулировать, в том числе и замещая его часть полезным грузом. Например – гигантскими раковинами-тридакнами, сотню которых Слокам впоследствии загрузил во время плавания в Южных морях для последующей продажи.

Помимо достаточно обширных жилых помещений – кормовой полурубки 10х12 фт. (3,05х3,65 м) и камбузной выгородки 6х6 фт (1,83х1,83 м), обновленное судно обладало и довольно вместительным грузовым трюмом, глубиной в 4 фт. 2" (ок. 1,4 м). Как увидим, это дополнительное пространство также весьма пригодилось предприимчивому путешественнику.

Спокойные обводы «Спрея» так же не слишком напоминали яхтенные, зато (несмотря на малую осадку) помогали ему надежно «держаться» за воду даже при самом сильном ветре и сохранять заданный курс с минимальной помощью рулевого даже в самый крутой бейдевинд!



«Спрей»: поперечное сечение и обводы шпангоутов

Что же касается парусного вооружения, то в свое кругосветное плавание «Спрей» отправился классическим шлюпом: с кливером, стакселем и большим тяжелым гафельным гротом – не слишком удобный набор для управления одним человеком.



Такелаж и парусное вооружение «Спрея» в первоначальном (шлюп) и последующем (иол) вариантах. 1. Бом-кливер 2. Кливер. 3. Стаксель. 4. Уменьшенный грот (вариант иола) 4а. Большой грот (начальный вариант шлюпа). 5 — Бизань (стоячий люгер)

Уже во время плавания Слокам оптимизировал парусное вооружение, существенно уменьшив длину бушприта и мачты, а также площадь грота. На корме появилась небольшая бизань-мачта, фактически превращающая шлюп в йол, хотя сам капитан продолжал именовать свое судно по-старому.

При попутных ветрах бизань спускалась, зато на укороченном бушприте поднимался бом-кливер, который капитан использовал в качестве спинакера. Кстати, для его установки использовался шест из бамбука, посаженного самим Робертом Льюисом Стивенсоном, который капитану на Самоа подарила вдова автора знаменитого «Острова Сокровищ» вместе с лоциями Индийского Океана и Средиземного моря. Но все это было еще впереди – ведь знаменитое путешествие могло бы и не состояться...

Киты? Рыбалка? Нет – кругосветка!

К сожалению, в своих воспоминаниях Джошуа Слокам не говорит, что именно натолкнуло его на мысль об одиночном кругосветном плавании. Более того, в них явственно проглядывают намеки на то, что особенности реконструкции «Спрея» первоначально были направлены на использование шлюпа для охоты на китов, что предполагало плавание в суровых полярных морях.

В описываемый период продукция китобойного промысла все еще была востребована рынком и, несмотря на огромные риски, это занятие могло принести значительную прибыль.

По неизвестным нам причинам, Слокаму так и не суждено было испытать себя в роли китобоя. Тем не менее, целый сезон после спуска «Спрея» на воду он пытался использовать свой шлюп для рыбной ловли в прибрежных водах. Дела, по всей видимости, пошли неважно – могли сказаться как повышенная конкуренция, так и недостаток специфического рыбацкого опыта.

Вероятно, оригинальный выход из финансового тупика подсказали воспоминания о гонорарах, полученных за первые публикации о необычайных приключениях в море, а душа вновь запросилась на океанские просторы, где так счастливо прошла молодость. Немного зная характер Слокама, нельзя исключить и его желание прославиться, совершив невозможное.  Так или иначе, решение было принято.

«Я твёрдо решил совершить кругосветное путешествие», – коротко сообщает об этом капитан.

24 апреля 1895 года «Спрей» вышел из Бостона, чтобы вернуться к месту своего второго рождения через три года, два месяца и девять дней.



«Спрей» выходит в кругосветное плавание шлюпом...

Как видно из схемы путешествия, Слокам не стремился поставить рекорды скорости, пропускать удобные стоянки или противоречить Природе, выбирая оригинальные маршруты. При этом капитан пользовался любой возможностью, чтобы по пути давать отдых своему маленькому «Спрею», тщательно его осматривать и, при необходимости, лечить.

Схема кругосветного плавания «Спрея»



Бостон – Глочестер – Новая Шотландия – Азорские о-ва – Гибралтар – Бразилия – Аргентина – Уругвай – Чили – Магелланов пролив – о.Хуан-Фернандес – о-ва Самоа – Австралия – Тасмания – Австралия – Кокосовые о-ва – о.Маврикий – Южная Африка – о. Св. Елены – о. Вознесения – о. Гренада – о. Доминика – о. Антигуа – Ньюпорт (о.Род-Айленд) — Фэрхейвен.

Пользуясь хорошо знакомыми господствующими ветрами и течениями, он сперва пересек Северную Атлантику с запада на восток (с обычным и для многих современных яхтсменов заходом на Азорские острова) и даже заглянул было в Средиземное море. Однако во время стоянки в Гибралтаре капитан изменил свое первоначальное решение продолжить путешествие в восточном направлении и выйти в Индийский океан через Суэцкий канал.

Вместо этого, опасаясь пиратов у берегов Северной Африки (которые, кстати, чуть не захватили «Спрей» при выходе из Гибралтарского пролива) он снова пересек Атлантику, теперь уже в юго-западном направлении. Далее последовал спуск вдоль хорошо знакомых Слокаму берегов Бразилии, Уругвая и Аргентины к Магелланову проливу, на проход через который ушло более двух месяцев! При этом встречный тихоокеанский шторм едва не унес «Спрей» к мысу Горн, так что Слокаму пришлось вторично преодолевать Магелланов пролив.

По пути к берегам Австралии капитан не отказал себе в удовольствии заглянуть на о. Хуан Фернандес и посетить пещеру, в которой четыре года и четыре месяца (а не почти 25 лет, как у Даниэля Дефо) в одиночестве прожил Александр Селкирк – прототип знаменитого Робинзона Крузо. Далее путь «Спрея» лежал через архипелаг Самоа, где Слокам и обзавелся историческим бамбуком для своего бом-кливера.

Спустившись к югу вдоль восточного побережья Австралии, Слокам посетил о.Тасмания, после чего, продвигаясь вдоль Большого Барьерного рифа, обогнул северо-восточную часть самого маленького континента Земли и вышел в Индийский океан. После безмятежного 23-дневного плавания, во время которого капитану пришлось провести у руля всего лишь три (!) часа, «Спрей» ненадолго зашел на о. Родригес (Кокосовые о-ва), а затем проследовал на о.Маврикий. Там Слокам простоял больше месяца, готовясь к преодолению зимних штормов у мыса Доброй Надежды. Счастливо обогнув этот Мыс Бурь, капитан позволил себе и своему судну еще более длительный (трехмесячный) отдых в Кейптауне, после чего взял курс на о. Св. Елены – место последней ссылки императора Наполеона.

 Затем была кратковременная стоянка на о.Вознесения и «Спрей» в третий раз с начала путешествия пересек Атлантический океан, теперь уже в северо-западном направлении.

На подходах к Карибскому морю снова появились признаки бури, на сей раз политической. Как оказалось, Слокаму довелось возвращаться к родным берегам в  самый разгар американо-испанской войны.

«Предлагаю держаться вместе для взаимной защиты» – просигналил маленький «Спрей» гиганту-линкору «Орегон», моряки которого надолго запомнили эту встречу.

Заглянув на острова Гренаду, Доминику и Антигуа и пережив заключительный ураган на подходах у о. Фэйр, Джошуа Слокам, наконец, замкнул кольцо своего кругосветного путешествия длиной в 46000 морских миль.



...а возвращается домой с оснасткой йола

Триумфальной встречи не было: вместо этого «Спрей» буквально прокрался между скалистым берегом и минными заграждениями при входе в Ньюпорт. А еще неделю спустя капитан ошвартовал своего верного друга к старому кедровому палу в своей колыбели – заливе Фэрхейвен.

В очень дальние страны

А потом настали времена известности и даже относительного материального благополучия. Уже в 1899 году сборник репортажей Слокама о различных этапах кругосветного плавания (ранее они последовательно публиковались в газетах) вышел в одном из журналов, а годом позже появилась и книга «Под парусами в одиночку вокруг света».

Как и надеялся автор, гонораров за эти издания, прочитанные попутно лекции, а также денег за продажу случайных грузов (вроде бочек с салом, спасенных с разбитого парохода у берегов Огненной Земли) хватило, чтобы выбраться из финансовой пропасти. Более того – он стал собственником фермы на о. Мартас Винъярд у побережья Массачусетса. Однако море по-прежнему манило и поздней осенью стареющий капитан почти ежегодно отправлялся в плавание – то по Карибским островам, а то и в любимую (и так хорошо знакомую) Южную Америку.

14 ноября 1908 года 65-летний Джошуа Слокам как обычно поднял якорь и отдал швартовы. На вопрос, куда проложен курс в этот раз, он загадочно ответил: «В дальние страны». Больше капитана и «Спрей» никто и никогда не видел.

Все подробности первого одиночного кругосветного путешествия необыкновенно живым языком отписаны в замечательной книге, которую уже почти 120 лет читают и перечитывают все любители паруса. При этом представляется целесообразным обратить особое внимание на некоторые сугубо практические аспекты этого плавания, которые могут пригодиться и сегодня – особенно при форс-мажорных обстоятельствах, когда подводит даже самая современная техника. Итак...

Управление лодкой

Не только якоря, но и все паруса на «Спрее» поднимались и опускались вручную, при помощи обычных блоков. Вручную же брались/отдавались и рифы – о закрутках и прочих приспособлениях, облегчающих эту работу в те времена не приходилось и мечтать. При этом единственному члену экипажа часто доводилось оставлять руль (также ручной штурвал), который фиксировался обыкновенной стропкой.

Отдельно стоит отметить уникальную способность «Спрея» удерживаться на курсе как бы самостоятельно. Например, во время 2700-мильного перехода к Кокосовым островам, Слокаму пришлось провести у штурвала всего три(!) часа за 23 суток.

Это «чудо», скорее всего, объясняется не только особенностями строения корпуса лодки и характеристиками ее рулевого устройства и стоячего такелажа, но и оптимальным парусным вооружением.

Навигация

У  Слокама не было GPS-навигатора, радара и эхолота – только секстан, буксируемый (вертушечный) лаг и ручной лот. А в дополнение к этому – точный, «морской» глазомер, огромный опыт плавания и фотографическая память основных навигационных ориентиров, очертаний побережья и глубин в тех районах, где он когда-то хоть раз побывал. Именно это и позволяло капитану, по его собственному признанию, определять место «Спрея» не «рабским» методом математических рассчетов, а буквально «по интуиции».

Показания лага (пока его вертушку не повредила какая-то крупная рыба) позволяли вести элементарное счисление, которое исправлялось поправками на снос ветром и/или течением. Сила первого определялась на глаз, а скорость и направление второго брались из лоции (если нужная оказывалась на борту) или (гораздо чаще) из архива памяти предыдущих плаваний.

Широта текущего места достаточно точно  определялась по меридиональной высоте Солнца (в полдень) или в сумерки – по высоте Полярной (в северном полушарии) или созвездия Южного Креста (в южном). Гораздо сложнее дело обстояло с определением долготы.

Дело в том, что в свое кругосветное плавание капитан отправился без хронометра, поскольку для его чистки и проверки требовалась головокружительная сумма в 15 долларов (ок. $400 современных).

Не готовый нести подобные затраты, Слокам всего за 1 доллар (со скидкой) приобрел обычные часы в жестяном корпусе, которые и стали единственным хранителем времени на борту. Впоследствии эти часы лишились еще и минутной стрелки, что однако не помешало опытному мореплавателю и далее использовать их по прямому назначению.

Но одно дело – идти с такими часами в районах достаточно оживленного мореплавания, где со встречного судна герою-одиночке могут любезно сообщить точное время по хронометру, координаты места, да еще и передать бутылку доброго вина. В стороне же от проторенных судоходных путей пришлось прибегнуть к почти забытому даже в XIX веке методу лунных расстояний (метод Игоганна Вернера).

После достаточно сложных наблюдений и громоздких (действительно рабских) вычислений, Слокам получил неувязку в несколько сотен миль. Казалось бы, какой удар по «интуитивным» методам обсерваций! Но капитан верил своему опыту, поэтому перепроверил результат и... нашел ошибку, но не в своих вычислениях, а опечатку в таблицах логарифмов!

Впрочем, определенное с таким трудом место еще нужно нанести на карту, которая иногда исчезает в силу поистине форс-мажорных причин.

На «Спрее» настоящим источником навигационной угрозы неожиданно оказался обыкновенный...козел, подаренный Слокаму на острове Св. Елены.

Вслед за капитанской шляпой животное сожрало карту Карибского моря, что впоследствии доставило даже опытному судоводителю немало неприятных минут.



«Спрей» снова выходит в море – современная копия лодки капитана Слокама

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 284
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal