Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => Машинный телеграф => Тема начата: Craus от 19.05.2019, 22:37:11

Название: Зачарованные Океаном: Golden Globe Race 1968-69 гг.
Отправлено: Craus от 19.05.2019, 22:37:11
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_19_05_19_10_14_04.jpeg)

«Господи, я так мал, а океан Твой так велик…»

Это была беспрецедентная гонка за славу первопроходца, национальный престиж и финансовый приз. Пройти в одиночку на паруснике вокруг света без остановки – даже сегодня это суперсерьезный вызов для яхтсмена. Что же говорить о 1960-х, когда еще не было ни GPS, ни радаров, ни спутниковой связи; когда ты оставался с Океаном один на один – в прямом смысле этого слова.

Они были отчаянными парнями. И эта статья посвящена им.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_19_05_19_10_14_12.jpeg)

Одним из обязательных условий гонки Golden Globe Race 1968-69 гг. был проход «трех великих мысов»: Горн, Доброй Надежды и Лювин

У гонщиков, независимо от вида спорта, есть аксиома: чтобы финишировать первым, надо как минимум финишировать.

На старте их было девять, на финише – только один. Тотальное одиночество, постоянная опасность, нервные срывы, духовный поиск, мистификация, воля к победе любой ценой, самоубийство.  Первая кругосветная одиночная безостановочная регата оказалась сильным испытанием. Настолько сильным, что, несмотря на огромный резонанс, в таком формате она не повторялась 50 лет.  О том, как проходила Golden Globe Race 1968-69 гг. – в этом материале.

22 апреля 2019 года яхтенное сообщество отметило значимую дату: прошло полвека с того дня, как человек впервые совершил безостановочное кругосветное плавание на скорость. Мы вспоминали и чествовали сэра Робина Нокс-Джонстона – легендарного яхтсмена, обошедшего земной шар в режиме нон-стоп за 312 дней в ходе гонки The Golden Globe Race в 1968-1969 году.

Так устроена наша память – мы помним первых, но не следующих з ними. Однако их было девять и каждый заслуживает своего места в этой истории: Робин Нокс-Джонстон, Бернар Муатесье, Джон Риджуэй, Чарльз Блис, Найджел Тэтли, Билл Кинг, Лоик Фужерон, Алекс Кароццо и Дональд Кроухерст.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_19_05_19_10_14_22.jpeg)

Робин Нокс-Джонстон хотел не просто быть первым – он хотел разделить эту славу с своей родиной, Великобританией

Предыстория

Сначала в XVI веке люди впервые обошли на паруснике земной шар. Затем человек обошел земной шар в одиночку – в конце XIX. Потом, во второй половине ХХ, в одиночку с одной остановкой. Следующий вызов был понятен: перебить этот рекорд могло только безостановочное одиночное кругосветное плавание на скорость под парусом. 28 мая 1967 года в Плимуте, Англия, завершил свою одиночную кругосветку  британец Френсис Чичестер. Путешествие заняло 226 дней, единственная остановка, которую он сделал на этом пути – австралийский Сидней. Достижение Чичестера имело оглушительный эффект. Великобритания, «владычица морей», гордилась своим сыном, остальной мир – завидовал. Через несколько недель королева Елизавета II даровала Френсису Чичестеру рыцарский титул, для церемонии использовался тот же меч, которым королева Елизавета I посвящала в рыцари самого Френсиса Дрейка.

За сэром Френсисом Чичестером следило множество восхищенных глаз. Среди них были и те, кто уже планировали побить установленный рекорд. Стремясь капитализировать это внимание, английская газета Sunday Times, которая поддерживала и экспедицию Чичестера, хотела проспонсировать яхтсмена, способного совершить полностью безостановочную кругосветку. Проблема была в том, чтобы определить такого – газета не хотела вкладываться в того, кто не победит.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_19_05_19_10_14_30.jpeg)

В возрасте 65 лет Фрэнсис Чичестер отправился в одиночное скоростное кругосветное плавание с одной остановкой, которое и стало прологом к Golden Globe Race 1968-69

Пока суть да дело, Кинг, офицер-подводник Королевского ВМФ в отставке, заручился поддержкой газеты Express. Риджуэй, переплывший на весельной лодке Атлантику вместе с Блисом, получил помощь от издания The People. Тэтли сумел договориться с музыкальной компанией Music For Pleasure (Музыка для удовольствия) о ее продакт-плейсменте под девизом «Вокруг света з 80 симфоний». Дональд Кроухерст, «яхтсмен выходного дня» явно не производил впечатление моряка, на которого стоит делать ставку. Также – ирония судьбы! – не произвел впечатления на руководство Sunday Times и яхтсмен-любитель Робин Нокс-Джонстон, обращавшийся в газету, но получивший отказ. В конечном итоге ему предоставила спонсорство Sunday Mirror.

Sunday Times оказалась в щекотливом положении. Свободных британцев не осталось, а спонсировать не британцев она не хотела по имиджевым и патриотическим соображениям. Выкрутиться из этой ситуации можно было только одним способом – взять под свою опеку всю гонку.

Издание попросило Френсиса Чичестера объявить о беспрецедентной яхтенной регате: вокруг света в одиночку нон-стоп. Вызов был брошен – и вызов был принят.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_19_05_19_10_14_38.jpeg)

Газета Sunday Times взяла гонку под свою опеку и учредила два приза: за первое место и за лучшую скорость

Правил было немного. Один на борту, никакой помощи, никаких остановок и проход «трех великих мысов»: Горн, Доброй Надежды и Лювин. Лодка любая, старт между 1 июня и 31 октября 1968 года, чтобы проскочить суровый Южный океан летом. Финиш – в любом британском порту.  Два приза: специальный приз первому закончившему гонку и 5 000 фунтов тому, кто покажет лучшее время (в ценах нынешнего времени это примерно 60 тысяч фунтов).

Сэр Френсис Чичестер, член жюри регаты, попросил участников адекватно оценивать свои силы, учитывая огромную трудность и опасность такой затеи.

А дальше эта история распадается на девять разных судеб.

Джон Риджуэй

1 июня 1968 года, в первый возможный день, из ирландского Инишмора вышел Джон Риджуэй на 30-футовом шлюпе English Rose IV. Буквально сразу в него врезалось судно одной из съемочных групп. Инцидент хоть и не привел к серьезным повреждениям, но явно не был хорошим знаком. Скоро стало очевидно, что судно не подходит для такого плавания. Также, выяснилось, что Риджуэй мучительно переносит одиночество. У Мадейры он встретился с товарищем, которому передал фото и первые лог-буки. А взамен взял у него почту и газеты. И тут же в газете прочитал о еще одном появившемся правиле, которое запрещало что-либо брать на борт – в том числе почту и газеты.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_19_05_19_10_14_47.jpeg)

В 1966 году Джон Риджуэй, и Чарльз Блис (еще один участник Golden Globe Race) пересекли на весельной лодке Северную Атлантику

Технически, Риджуэй оказывался дисквалифицирован по незнанию этого правила. Момент, безусловно, дискуссионный. Он продолжает плавание в еще более мрачном расположении духа. Выходит в Южную Атлантику. Палуба лодки постепенно разрушается, вдобавок из строя вышел радиопередатчик. Впереди встреча с Южным океаном, к которому Риджуэй не готов ни технически, ни морально.

16 июля Джон Риджуэй признает поражение и берет курс к бразильскому Ресифи, где и завершает свое участие в регате 21 июля 1968 года. Бывший морской офицер оставляет в бортовом журнале запись: «Никогда в жизни я не сдавался. Теперь я чувствую себя опустошенным…».

Так их осталось восемь.

Чарльз Блис


8 июня, через неделю после своего бывшего товарища и нынешнего соперника в гонке, из Хамбла выходит Чарльз Блис на 30-футовом шлюпе Dytiscus III. Он – единственный участник, у которого вообще нет опыта в парусном спорте. Несмотря на это, Блис обходит мыс Доброй Надежды и оказывается в Индийском океане. Там из строя выходит авторулевой механизм. Надо запрашивать детали, но делать этого нельзя. Кое-как устранив поломку Блис продолжает гонку.

Впрочем, вопрос уже даже не в регате как таковой – вопрос в личных пределах возможностей и силе духа. Однако, в Индийском океане шлюп чувствует себя не очень уверенно. Лодка регулярно переворачивается, в один из дней – 11 раз. Снова ломается авторулевой.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_19_05_19_10_14_56.jpeg)

Выбыть – не значит сдаться. Чарльз Блис совершит свою одиночную кругосветку через несколько лет

Блис решает, что еще вернется к этому вызову – на лучше подготовленной лодке и ради себя самого, а не гонки. 13 сентября он берет курс на Ист-Лондон, город в ЮАР, где 17 сентября 1968 года прекращает участие в Golden Globe Race.

Так их осталось семь.

Алекс Кароццо

Алекс Кароццо вышел на своем 66-футовом кече Gancia Americano из английского Коуза в последний разрешенный день, 31 октября. Он вступил в гонку случайно и довольно экстравагантно. Уже участвуя в гонке одиночек в Атлантике, он встретился с там с Риджуэем, стартовавшим в Золотом Глобусе. Вероятно, данная встреча мотивировала итальянца примкнуть к этой амбициозной затее. Он вернулся в Англию, и по собственному проекту получил за 7 (!) недель судно, готовое к кругосветке.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_19_05_19_10_15_07.jpeg)

Кеч Gancia Americano итальянца Алекса Кароццо

Это был опытный яхтсмен, имевший опыт трансокеанических переходов. Его кеч был самым большим среди участвующих в регате и был готов показать хорошие скоростные характеристики – если шкипер в одиночку справится с управлением.

Однако этого моряка из гонки выбила не поломка судна и не психологический надрыв – его подвело физическое здоровье. В Бискайском заливе Алекс Кароццо почувствовал сильные боли в желудке. Ему диагностировали язву. Продолжать гонку в таком состоянии было невозможно. Лодку отбуксировали к португальскому Порто, где 14 ноября 1968 года, всего через две неделе после выхода, Алекс Кароццо завершил участие в Golden Globe Race.

Так их осталось шесть.

Билл Кинг

Билл Кинг вышел из Плимута 24 августа, на 42-футовой джонке Galway Blazer II. Для 58-летнего командора Королевского подводного флота, гонка была не столько состязанием, сколько возможностью насладиться красотами океанов, которые до этого он видел преимущественно из подводного ракурса. Как говорил он сам, это было чем-то вроде психологической реабилитации после 15 лет службы на субмаринах. Он планировал одиночную кругосветку и до этого. Golden Globe Race стала лишь удобным поводом не откладывать идею в долгий ящик.

Кинг взял на борт самую простую пищу и много книг – Библию, Коран, буддийские писания, романы Толстого… Он признавался, что ни разу не испытывал депрессию во время плавания, потому что был зачарован окружавшей его красотой.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_19_05_19_10_15_17.jpeg)

Билл Кинг воспринимал гонку как своего рода «психологическую реабилитацию» после многих лет службы в подводном флоте

Однако такелаж судов типа «джонка» имеет свою специфику. У них не предусмотрены ванты, отчего крепления мачт подвергаются увеличенной нагрузке. В один из дней к северо-востоку от острова Гоф в Южной Атлантике, джонку Кинга опрокинули 15-метровые волны. Обе мачты были сломаны. Продолжать гонку не было возможности. Galway Blazer II был отбуксирован в Кейптаун, ЮАР.

Так их осталось пять.

Лоик Фужерон

Он вышел из Плимута 22 августа на 30-футовом паруснике с гафельным вооружением Captain Browne. Фужерон был другом Бернара Муатесье, они выходили в один день, и оба отказались брать на борт радиопередатчики.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_19_05_19_10_15_27.jpeg)

Лоик Фужерон выбыл из гонки не так из-за повреждения судна, как в силу соображений здравого смысла

30 октября он прошел архипелаг Тристан-да-Кунья в Южной Атлантике, вслед за Кингом, который был на несколько сотен миль впереди. На Хеллоуин они попадают в жестокий шторм, лодку Фужерона ночью опрокидывает. Кажется, что «наступает конец, что море раздавит меня, не позволит, чтобы я снова показался на поверхности», — запишет потом Фужерон. Судно цело, но он решает, что с него достаточно испытаний – и берет курс на остров Святой Елены, завершая гонку.

Так их осталось четыре.

Бернар Муатесье


Споры о том, победил бы Муатесье Нокс-Джонстона, если бы остался в гонке, продолжаются до сих пор. И, как все споры, содержащие в себе условие «если бы», они не имеют смысла.

Этот худощавый, если не сказать – тщедушный, француз был из тех людей, которые в массовом сознании обычно получают ярлык «странных». Его 39-футовый кеч Joshua был назван в честь американца Джошуа Слокама – первого человека, совершившего одиночную кругосветку в 1895-1898 гг. Он родился во французском Индокитае, слыл «бродягой Южных морей», не любил и не понимал Европу.

Влюбленный в море романтик, бессребреник и идеалист, он стартовал 22 августа, когда Нокс-Джонстон был в океане уже 69 дней. Имея большой опыт одиночных переходов, Муатесье показывал отличное время, идя более чем в два раза быстрее Нокс-Джонстона. К началу декабря Нокс-Джонстон боролся со встречными ветрами в южной части Тихого океана, а Муатесье подходил к Тасмании. В середине января у мыса Горн их разделяло всего 20 дней. При сохранении такой динамики, он мог показать не только лучшее время – но и прийти в Англию одновременно с Нокс-Джонстоном.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_19_05_19_10_15_37.jpeg)

Формально не завершив гонку, Муатесье, тем не менее, и не проиграл ее – в какой-то момент он просто отправился в свою личную кругосветку

Однако стоит ли суровая и прекрасная бесконечность океана той суеты, в которую погружены люди на земле? Даже если наградой тебе станут слава и деньги? Бернар Муатесье отвечает себе на этот вопрос: нет, не стоит.

Коммерциализация парусного спорта не совместима с представлениями Муатесье. Пережив депрессию и занявшись йогой, он с помощью самодельной пращи отправляет на борт проходящего мимо судна послание, в котором сообщает, что выбывает из гонки, потому что счастлив в море. Однако это не конец его кругосветки: Муатесье делает полтора витка вокруг земного шара и покрыв за 10 месяцев 37.5 тысяч морских миль финиширует в своей личной регате на Таити.

Так их осталось трое.

Найджел Тэтли

Найджел Тэтли вышел из Плимута 16 сентября на серийном 22-футовом тримаране Victress, на котором он жил вместе со своей женой и детьми. Тримаран мог развивать впечатляющую скорость до 22 узлов, но имел и существенный недостаток – в случае опрокидывания его невозможно было вернуть в исходное положение. Тем более к такой гонке не был готов обычный серийник, предназначенный для несложных семейных переходов. Но другого судна у Тэтли не было. Сдержанный и подтянутый флотский офицер, наверное самый методичный из всех участников, он был гурманом и эстетом. На борту Victress была отличная акустическая система, которая стала причиной того, что Тэтли поддержала компания звукозаписи, продающая классическую музыку.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_19_05_19_10_15_51.png)

Тэтли совершал гонку на серийном 22-футовом тримаране, который служил домом ему и его семье

Несмотря на проблемы с лодкой, Тэтли тщательно ухаживал за ней и упорно продвигался вперед, показывая хорошее среднее время. Финишировать первым он не мог – но мог взять приз за лучшую скорость.

20 мая 1969 года, в Северной Атлантике, рядом с Азорами и всего в тысяче морских миль от дома, Тэтли попал в суровый шторм. Рано утром следующего дня он проснулся от треска ломающегося дерева. Левый поплавок отвалился, проделав дыру в основном корпусе Victress. Вода прибывала слишком быстро. Найджел Тэтли успел передать сигнал Mayday, на который сразу же получил ответ, и покинул судно буквально перед тем, как оно пошло ко дну. Вечером 21 мая его подобрали дрейфующим на спасательном плоту.

Так их осталось двое.

Дональд Кроухерст

Впрочем, «двое» — не самая корректная формулировка. Кроухерст не участвовал в гонке, а симулировал ее, стоя в Южной Атлантике, подделывая лог-буки и надеясь получить приз в 5 000 фунтов за лучшую скорость. Он рассчитывал, что никто не будет тщательно проверять отчеты третьего финишировавшего, и это даст ему возможность скрыть обман. Но после выбывания Тэтли и заявления Чичестера, что он изучит маршрут Кроухерста, этот план рухнул.

О нем – как и Робине Нокс-Джонстоне – больше всего написано и снято в контексте этой регаты. Аферист, обманщик, безумец с одной стороны. И с другой – человек, верящий в свои, пусть и странные, идеи, желающий счастья и процветания своей семье.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_19_05_19_10_16_05.jpeg)

Дональд Кроухерст рассчитывал, что его 40-футовый тримаран Teignmouth Electron покажет впечатляющую скорость, но все с самого начала пошло не так

Он хотел быть «идеологом» подобной гонки. Но Sunday Times проигнорировала его идею – чтобы буквально через год объявить о ней под впечатлением от рекорда Френсиса Чичестера. Он хотел отправиться в путь на Gypsy Moth IV, лодке Чичестера – но ему отказали из-за недостатка опыта.

Наконец он нашел спонсора под проект собственного тримарана, заложив для этого фирму и дом – и рассчитывая покрыть долги из призовых денег. Но все с самого начала пошло не так. И это «не так» в конечном итоге привело его к выбору между жизнью и смертью, обманом и бесчестьем своей семьи.

История Дональда Кроухерста хорошо известна тем, кто интересуется яхтингом. Особенно благодаря фильму «Гонка века» (в оригинале «The Mercy»«Милосердие», но также и со значением «Прощение»), вышедшему в 2018 году.

Наверное, самое впечатляющее в судьбе Кроухерста – не та неприглядная часть, где он собирался подделать лог-буки, фальсифицируя свою кругосветку. А та, где он, уже переживая психическое расстройство, «играя в шахматы с космическими существами» и размышляя над своим положением, решает отказаться от своей затеи. И за 20 минут до самоубийства делает в судовом журнале запись: «На свете только одна совершенная красота — это красота истины».

Робин Нокс-Джонстон

Его история известна лучше всех – такова судьба победителей. Завершил гонку Golden Globe Race. Отдал выигранные деньги семье Дональда Кроухерста. Стал кавалером Ордена Британской империи, а потом и рыцарем. Много ходил (и ходит!) под парусом. Недавно отметил 80-летие.

Именно он, выходец из торгового флота, по оценкам журналистов «очень слабый претендент на победу», на своем старомодном, но надежном кече Suhaili, единственный прошел ту безумную регату до конца.

Многая літа, сэр Робин!

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_19_05_19_10_16_12.jpeg)

Яхтсмен-легенда, сэр Робин Нокс-Джонстон и сегодня остается гимном человеческому духу – и яхтингу!

https://youtu.be/Ph_Qq87ja9Q

Заключение

Джон Риджуэй основал Школу приключений, а в 1977-78 гг. принял участие в Whitbread Round the World Race (http://https:/en.wikipedia.org/wiki/Whitbread_Round_the_World_Race). В 1983-84 вдвоем с еще одним яхтсменом на кече English Rose VI, совершил безостановочную кругосветку, поставив рекорд своего времени – 203 дня.

Чарльз Блис действительно вернулся в 1971 к своей кругосветке, став первым человеком, прошедшим нон-стоп за 292 дня против пассатов и течений. За это получил титул командора Ордена Британской империи. Много ходил, участвовал в других гонках и ставил рекорды.

Алекс Кароццо строил лодки, писал книги, участвовал в океанических гонках многокорпусников. В 1990 году на самодельной лодке Zentime прошел Атлантику по маршруту Колумба.

Билл Кинг в 1973 году, после нескольких попыток, завершил-таки свою кругосветку. Он умер в 2012 году, в возрасте 102 лет, став самым старым командиром подводной лодки – ветераном Второй мировой войны.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_19_05_19_10_16_23.jpeg)

Билл Кинг с нескольких попыток завершил свою кругосветку и дожил до 102 лет

Лоик Фужерон вернулся к обычной жизни, и продолжал сейлить в более спокойном режиме. Написал несколько книг, умер в 2013 году в возрасте 86 лет.

Бернар Муатесье так и не поладил с цивилизацией. Защищал природу, познавал себя, перебивался разными заработками, особенно после того, как в 1982 году в кораблекрушении потерял свой кеч. Написал несколько книг, самая известная из которых – «Долгий путь». Покинул мир в 1994 году.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_19_05_19_10_16_33.jpeg)

Бернар Муатесье так и не поладил с современным ему миром, оставаясь в глазах большинства «чудаком»

Найджел Тэтли получил утешительный приз в 1000 фунтов за участие в Golden Globe Race. Но этого было мало, чтобы построить новый тримаран. Тэтли искал деньги, написанная им книга продавалась слабо. В феврале 1972 года он вышел из дома и пропал. Его нашли через три дня в лесу повешенным. Полиция оставила заключение открытым, не найдя достаточных подтверждений версии самоубийства.

История Дональда Кроухерста довольно хорошо известна благодаря фильму «The Mercy» (в русском переводе – «Гонка века»), роли в котором сыграли Колин Ферт и Рейчел Вайс

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_19_05_19_10_16_44.jpeg)

«The Mercy» (в русском переводе – «Гонка века»)

Лодка Нокс-Джонстона, Suhaili, до сих пор принадлежит ему и стоит в Национальном морском музее в Фалмуте, Британия. Восстановленная лодка Муатесье, Joshua, находится в Морском музее в Ла-Рошели, Франция.

Golden Globe Race стала толчком для других, менее жестких, одиночных кругосветок: BOC Challenge (сегодня –  Velux 5 Oceans Race) и Vendée Globe. Вторая Golden Globe Race стартовала через 50 лет после первой – 1 июля 2018 года. О ней мы напишем в следующий раз.

Источник[url] (https://interparus.com/)
Защита SMF от спама от CleanTalk