collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Подводная лодка под парусом  (Прочитано 2554 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Русская подводная лодка «Нерпа» с поставленным для маскировки парусом, 1916 г.

Подводная лодка под парусом — это не фантастика. И речь не о первых опытах подводного плавания. В истории ХХ века тоже бывали случаи, когда паруса, поднятые над субмариной, оказывались весьма кстати.

Например, пока подлодки были лишь «ныряющими» и большую часть крейсерства проводили в надводном положении, поставленный на перископе парус или его имитация служил отличным средством маскировки: издали субмарину легко было принять за маленькое рыбачье судно. Подводники получали возможность первыми опознать встреченное судно и предпринять соответствующие действия.

Именно так поступали, в частности, командиры подводных лодок Черноморского флота в годы Первой мировой войны.

А вот обстоятельства, вынудившие в апреле 1942 года поднять импровизированные паруса над советской подлодкой «Щ-421», были весьма драматическими. «Щука» подорвалась на немецкой противолодочной мине, лишилась хода и возможности погружаться. Чтобы предотвратить дрейф к вражескому побережью, из чехлов дизелей экстренно сшили парус и подняли его на перископе. Конечно, доплыть с таким движителем до базы было нереально, поэтому после подхода подлодки «К-22» и неудачной попытки буксировать аварийную «щуку», последнюю пришлось затопить. Экипаж «Щ-421» перешёл на «катюшу» и прибыл в базу без потерь.



Экипаж подводной лодки «Щ-421».



Встреча подводных лодок «К-22» и «Щ-421». Художник А. Заикин.

Следует также упомянуть об экспериментах с применением парусов на современных эсминцах, проводимых американцами перед Второй мировой войной. Определённая логика в этих опытах была: огромные просторы тихоокеанского театра заставляли рассматривать паруса и как средство экономии топлива, и как аварийный движитель. Правда, в боевых условиях использовать парусное вооружении на военных кораблях оказалось невозможным.



Американский эсминец «Tucker» под парусами, конец 1930-х гг.



Импровизированные паруса на эсминце «Somers», 1941 г.

Зато несколько советских катеров типа МО-4, базировавшихся на Тихом океане, в 1942-1943 годах по инициативе их экипажей были оснащены парусами наподобие шлюпочных. Это было вызвано тем, что установленные на катерах шумопеленгаторы «Посейдон» при работе двигателей оказались малоэффективны, а движение под парусами в режиме прослушивания резко увеличивало дальность обнаружения подводных целей. Столь оригинальную идею предложил капитан-лейтенант М.Сагуленко, а проект парусного вооружения катера разработал бывший севастопольский яхтсмен старший лейтенант Н.Полонский.



Морской охотник типа МО-4 под парусами. Художник А. Сазанов («Катера и яхты» №2 за 1986 г.).


По мнению командира экспериментально «парусного» катера капитан-лейтенанта Я.Копылова, применение парусов попутно давало еще два преимущества: делало морской охотник абсолютно незаметным для акустиков вражеской субмарины, а также позволяло экономить топливо. Правда, в 1943 году на вооружение поступили новые гидролокаторы «Тамир», эффективность работы которых уже мало зависела от шума собственных двигателей. Соответственно, надобность в парусах на морских охотниках отпала.



А вот совсем недавно разрабатывался проект грузового парусного судна в Токийском университете. Вернее, даже не судна, а складного пятисекционного пластико-аллюминиевого автоматически контролируемого паруса шириной 20 м высотой 50 м. Установить такие паруса можно будет на любое грузовое судно, наиболее эффективным использование таких парусов разработчикам представляется на танкерах и балкерах. Предполагаемая стоимость кождого паруса ~ $2.5 млн., ожидаемая окупаемость (за счет экономии топлива) - от 5 до 10 лет.







Источники:

http://ocean-media.su/submariny-i-e-smintsy-pod-parusami/
http://www.morehod.ru/forum/kajut-kompanija/torgovoe-sudno-s-parusom-t14953-60.html

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Что надеть? Руководство по одежде для яхтсменов
[Полезные вещи]
grebenshch
09.05.2024, 14:36:57
topic Косатки. Взгляд из глубины
[Машинный телеграф]
grebenshch
09.05.2024, 14:30:56
topic Джимми Корнелл: “Катамараны обречены на электрификацию”
[Техника]
grebenshch
09.05.2024, 14:24:16
topic 9 мая из Нижнего Новгорода отправится первый рейс нового «Метеора-120Р»
[Машинный телеграф]
grebenshch
08.05.2024, 11:45:11
topic Стоянка бок о бок
[Машинный телеграф]
grebenshch
08.05.2024, 11:40:02
topic Helena – самодельная лодка мечты
[Машинный телеграф]
grebenshch
07.05.2024, 23:08:22
topic Немного о ветре
[Машинный телеграф]
grebenshch
07.05.2024, 16:13:37
topic Парусный слет 18 -19 мая в ВМК №1 в Петергофе
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
bigbird
06.05.2024, 23:51:36
topic Маршрут: путеводитель по Сейшелам
[География]
grebenshch
05.05.2024, 00:07:47
topic Первомай! С праздником, дорогие товарищи!
[История]
grebenshch
01.05.2024, 15:50:03
topic Арктическое меню
[Машинный телеграф]
grebenshch
28.04.2024, 17:02:40
topic «С вами не соскучишься»: удивительные приключения газотурбохода «Буревестник»
[История]
grebenshch
26.04.2024, 00:13:13

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2973 Сообщений
grebenshch
605 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 595
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Май 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4
5 6 7 8 9 [10] 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal