Сегодня у нас в гостях человек, с которым давно хотелось пообщаться на тему яхтенного круизинга. Человек, который ничего не зная о яхте, навигации, парусах и прочих морских премудростях, однажды решил обойти вокруг света и, что самое главное, не только решил, но и перешел к практическим действиям.
Из “офисного планктона” в шкиперы своей яхты — прыжок через себя и океан.
Просим любить и жаловать —
Максим Печеник, проект «Три Гагарина». Ну что же, приступим к интервью…
Макс ПеченикМаксим, я слежу за твоей одиссеей с самого начала. С того момента, как вас было трое, что до сих пор отражено в названии проекта “3 Гагарина”.
Идея “всё бросить” не нова. Но почему именно яхтинг? Насколько я знаю, с яхтингом тебя ничего не связывало. Почему, человек принадлежащий к доблестному племени “офисного планктона” решил бросить это очень уютное и безопасное место в жизни и решился на такие кардинальные изменения?
Просто в один прекрасный момент проснулся с мыслью что должен пойти вокруг света и увидеть весь мир и причем непременно на яхте! ))
Было несколько, что называется “спусковых крючков”:
- Мы съездили на Филиппины и увидели едва ли треть от запланированного, в силу плохого транспорта и т.п неувязок. А посмотреть очень хотелось, и тогда пришла мысль: “Вот я никогда сюда больше не приеду и не увижу этого. Ведь есть еще 150 стран, которые надо посетить а отпуск только пару раз в году…
- Как-то прочел книгу, как один английский инженер, так же совсем без опыта яхтинга, всё бросил, купил яхту и пошел… и все у него получилось… “а чем я хуже?” подумалось тогда мне.
- Ну и наконец то, что все были против и делали всё, чтобы у меня ничего не получилось, тут сыграло чувство противоречия и желание доказать всем, но прежде всего себе, что я справлюсь сам несмотря на все козни и противодействия.
То есть “вокруг света” всё же цель? Или средство посмотреть мир? Думаю, что у каждого яхтсмена, особенно у мужчины, есть тайное желание поставить эту “галочку” в своей жизни. Но почему-то мало кто в этом признаётся даже себе. Такое ощущение, что яхтсмены находят особый шик в том, чтобы отрицать “кругосветку”, как таковую.
Цель все же посмотреть мир, кругосветка это лишь следствие подробного осмотра ))
А о кругосветке мечтают все яхтсмены, есть такие кто не сознается, но мечтают все. Просто я не яхтсмен изначально…. И для меня это не является галочкой.
Почему не монастырь в русской глубинке? Или тибетские горы, под заунывные песнопения? Что так привлекательно в нахождении внутри барабана стиральной машинки? Это ведь не так редко случается в яхтинге.
Я хочу увидеть весь мир, каждую самую отдаленную его часть. А “стиральная машинка” вещь редкая если следишь за погодой и никуда не торопишься.
Не первый раз слышу от опытных круизеров, что в парусе самое главное — не торопиться. Целиком с этим согласен. Но ты так же указываешь, что хотелось бы катамаран, который имеет большую скорость. Да и купил ты не самую медленную лодку, выбрав её, а не тяжелый крейсер.
Не нужно торопиться при планировании переходов и нужно ждать правильную погоду. А вот когда ты идешь между точками, то нет никакого смысла задерживаться, ведь самое интересное ждет в намеченной точке пути. Просто идти в море без берегов мне, честно говоря, скучно.
Что изменилось в тебе после такого длительного времени в отрыве от цивилизации?
Главные перемены, которые я вижу примерно такие:
- Я перестал быть белоручкой, боявшимся испачкать руки машинным маслом — теперь я многое умею делать своими руками
- Я признал, что у других людей тоже есть право иметь свое мнение, пусть даже отличное от моего. И вообще стал наблюдателем и перестал кому то что-либо навязывать. Я стал просто жить и наслаждаться каждым мигом.
- Я стал изначально считать людей хорошими и помогать всем при каждом удобном случае
Более подробно можно прочесть
здесь.
После Биская и перехода через Атлантику, скажи, ты не пожалел о том, что купил легкую и относительно современную лодку, а не “танк”, который ты тоже рассматривал?
Это далеко не легкая современная лодка, хотя и не “танк”. Это очень качественный компромисс между ними. Я очень доволен лодкой! Отлично держит курс и быстрая.
Я ортодоксальный поклонник румпеля на яхте. А у тебя на лодке достаточно экзотическая ситуация. Изначально румпельная, она была переделана под штурвал, с автопилотом которого ты наелся неприятностей от пуза. Что тебе больше импонирует? И что больше подходит для длительных путешествий.
Изначально я выбирал лодку обязательно со штурвалом — это романтичнее и красивее! ))) Хотя, как оказалось, на румпеле идти гораздо проще. Сейчас у нас опять таки компромисс — в хорошую погоду идем на штурвале, а если обстановка сложная то можем воткнуть румпель обратно и идти на нем.
Хотелось бы немного коснуться психологии взаимоотношений экипажа в длительных переходах. Мне, например, гораздо комфортнее быть одному. Но это физически тяжело и небезопасно. У тебя достаточный опыт, как одиночных оффшорных переходов, так и в составе полного экипажа. Что для тебя наиболее приемлемо? И не хотелось ли тебе хоть иногда повыбрасывать всех за борт?
Я первые два месяца своего путешествия шел один и понял что я ярый противник одиночных плаваний. Это во первых трудно, а во вторых скучно. А на тему конфликтов… Я научился хорошо ладить с людьми и решать такие ситуации. Люди бывают совершенно разные и задача капитана не только управлять лодкой, но и сделать так, чтобы экипаж стал сплоченным единым целым.
И всё же, как ты считаешь. Кругосветка в одно лицо проходима? Имею в виду без излишних героических свершений?
Вполне проходима, но это как в анекдоте про виды любви: “А еще есть любовь философская — есть с кем, есть чем, есть где… НО зачем?”
Безусловно, есть люди, которым нравится ходить на яхте в одиночку и я со многими такими познакомился, но понять их не могу. Я все таки социальный человек, хотя за этот год моя социальность уменьшилась катастрофически ))
Если бы у тебя была приличная сумма на другую лодку. Какая бы она была?
Тут у меня два варианта:
Это я бы наверняка вернулся к первоначальной задумке и взял бы хороший катамаран — много места, большая скорость и маленькая осадка это огромные преимущества, которые не даны “монохулам”, плюс возможность навесить кучу солнечных панелей и стать полностью автономным.
Это был бы стальной кэч, длиной 45-50 футов, лучше американской постройки — опыт показал что американки имеют в среднем на 30-40 см меньшую осадку чем европейки, а это очень важно в рифовых водах, плюс внутренняя компоновка очень рациональна.
А вот про солнечные панели и энергонезависимость хотелось бы поподробнее.
Что по твоему мнению важнее: солнечные батареи или ветрогенератор? Имеет ли смысл иметь на лодке и то и другое?
Если лодка позволяет надо иметь все, а ещё гидрогенератор и бензогенератор. И чем больше альтернативных источников энергии тем лучше!
Поговорим о поломках?
Что больше всего тебя достало из поломок на лодке? Какая из систем на яхте для тебя наиболее критичная и без чего можно с горем пополам обойтись?
Система гидравлики на руле достала неимоверно — трубка от привода гидравлической жидкости взрывалась уже раз 5-6. Сейчас я привез её в Москву, буду делать из металла…
А самая критическая система это автопилот, ибо именно он определяет комфортное хождение на яхте и существенно уменьшает трудозатраты.
Обойтись можно без всего — вон люди на плотах переходят океаны — все это лишь вопрос твоего комфорта.
Какие планы на Тихий океан? Пойдешь по “матрасному” маршруту или всё же попытаешься уйти куда-то в сторону от проторенной дороги?
Пока планы классические, но, как обычно, постараемся сильно отклоняться в разные неизведанные и неописанные стороны.
В январе возвращаемся по плану в Панаму, до февраля готовим лодку, в феврале ходим, тестируем вокруг панамы, в марте проходим панамский канал, далее Галапагосы и там уже через Тихий.
Так, что приглашаем на борт как на покатушки рядом с Панамой, так и на прохождение Панамского канала.
На данный момент у нас есть два свободных места на переход через Тихий океан.
Что ты хотел бы пожелать читателям этого интервью?
Следовать за мечтой.
Ленивый Макс