collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Буеры в боях за Ленинград  (Прочитано 958 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля
Буеры в боях за Ленинград
« : 30.01.2022, 21:03:04 »


История не раз доказывала: для защиты Родины хороши все средства. Особенно если эти средства эффективны. Опыт использования буеров в Великой Отечественной войне вряд ли можно назвать широко известным. Тем не менее, эти незатейливые, на первый взгляд, «ледовые яхты» внесли свой вклад в оборону Ленинграда.
 
Историческая справка:

Буер - кабина или платформа, установленная на коньках, лыжах или колёсах. При помощи парусов может передвигаться по льду или суше с ровным рельефом.
 
Первые парусные шлюпки на полозьях появились в России в XVIII в. Со временем шлюпку заменила треугольная рама. На Русском Севере парусом оснащали сани. Конструкцию использовали, например, рыбаки для промысла на замерзшем Онежском озере.
 
Первый настоящий русский буер был построен на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге в 1819 г. В том же году «ледовая яхта» была принята на вооружение в Гвардейский морской экипаж и выполняла фельдъегерские функции. Массовое строительство буеров началось в конце XIX века.
 
Первые спортивные гонки на буерах состоялись в России в 1890 году в петербургском речном яхт-клубе. К сожалению, изображения буеров того времени не сохранились. В довоенном СССР во многих города нашей страны при яхт-клубах создавались и секции буерного спорта. Выступали на буерах всё те же яхтсмены.
 
Разумеется, об использовании буеров в военных целях долгое время даже не задумывались. Впервые о них вспомнили в 1930-х годах: несколько буеров использовали для связи и ледовой разведки в зимних учениях Балтийского флота. Историки утверждают: хотя результаты применения этих парусных конструкций и впечатляли, военные поначалу отнеслись к ним скептически. Причина - зависимость от ветра. Она делала буеры не такими привлекательными, как те же аэросани, внедрение которых в практику шло тогда очень активно. В марте 1937-го моряки Балтфлота провели на буерах по льду Онежского озера успешный поход. Но даже он не изменил скептического отношения военного начальства к этой парусной конструкции.
 
Недоверие исчезло зимой 1939-1940 гг. Причиной тому были зимняя советско-финская война и… необычайно морозная погода. Акваторию Финского залива, от Ленинграда до Хельсинки, сковало льдом. Это создало прекрасные возможности для использования буеров для проведения разведывательно-диверсионных и контрдиверсионных операций. В штабе Балтфлота был сформирован буерный разведотряд.


 
Опыт показал: огромная акватория залива может легко контролироваться двумя-тремя буерными дозорами, которые при этом способны решать несколько взаимосвязанных задач. Главное, можно было снять многочисленные стационарные береговые дозоры и высвободить целые батальоны. Их место занимали мобильные контрдиверсионные группы, которые в случае необходимости легко было перебрасывать этими самыми буерами. Отпала нужда в воздушной разведке над озером. Следовательно, экономилось всегда нужное во время войны горючее. Буер оказался идеальной машиной для скрытного подхода и выброски собственных разведывательно-диверсионных групп на берег противника.
 
Боевое охранение финнов, как правило, действовало на аэросанях. На тот момент и советские, и финские модели боевых «моторных саней» уступали буерам в скорости, хотя при непосредственном боевом соприкосновении буер не мог оказать действенного сопротивления легкобронированным и вооруженным пулеметом аэросаням. Но это и не входило в число задач экипажей буеров.
 
Точки над «i» расставил боевой опыт – столкновения советских разведгрупп под парусами и финских дозоров на аэросанях. В ту зиму дули сильные ветра, и бронированные аэросани оказались не в силах догнать наших буеристов, легко ускользавших от менее расторопного противника. Как выяснилось, финские пулеметы в таких случаях не решали ничего…
 
Опыт финской войны был использован советскими войсками несколько лет спустя, в годы обороны Ленинграда. С наступлением первой блокадной зимы 1941-1942 гг. советским командованием было сформировано два буерных отряда, по 100 человек в каждом. Их костяк составили ленинградские спортсмены. В том числе, известные яхтсмены - старший лейтенант И.П. Матвеев, младший лейтенант Б.П. Дмитриев, старшина 1-й статьи Н.Е. Астратов.
 
Той зимой лед Финского залива был похож на зеркало. Экипажи буеров сразу же начали проводить разведку района Морского канала и всего «ледового фронта». Они же поддерживали связь с четырьмя баржами ПВО, вмерзшими в лед Невской губы. Ледовые яхты использовали также для обнаружения наблюдательных пунктов противника.
 
Самой яркой, уникальной боевой операций буеристов историки Великой Отечественной войны называют разминирование Морского канала - он связывает Ленинград с Кронштадтом. Канал оказался заминированным немецкими лыжными диверсионными отрядами. Советское командование минированию не мешало. После немецких диверсантов на трассу вышли наши буера - с глубинными бомбами малой мощности. Они подходили к сделанным немцами лункам. Саперы бросали под лед «глубинку», и буера стремительно уходили. Заряды детонировали заложенные немцами бомбы. Фарватер был очищен практически полностью. Хотя позже несколько судов и подорвалось на минах, но ни одно из них не затонуло.
 
Буера постепенно осваивали и акваторию Ладожского озера. Контр-адмирал Ю.А. Пантелеев (сам спортсмен-буерист) получил приказ найти среди военных моряков опытных яхтсменов-буеристов, переправить на озеро все имеющиеся в Ленинграде буера и использовать их для нейтрализации разведывательных групп противника. Очень быстро был создан отряд буеристов под командованием опытного яхтсмена И.И. Сметанина.
 
Одной из первых задач буеристов стала прокладка будущей Дороги жизни. Советские моряки размечали ледовую трассу флажками и ацетиленовыми фонарями, не видимыми с воздуха. Они же впоследствии осуществляли и военное сопровождение автоколонн и обозов, совершая ежедневные объезды маршрута с целью отыскания путей обхода разбомбленных противником участков дороги и оказывая помощь застрявшим во льду машинам.
 
Один из отрядов имел на вооружении 19 буеров, второй - 16. Основу составили буера тяжелого русского типа, созданные по чертежам конструктора, яхтсмена, организатора советского парусного спорта Николая Юльевича Людевига. Кстати, сам инженер умер от голода в блокадном Ленинграде весной 1942-го…


 
Каждый из буеров Людевига нес паруса площадью до шестидесяти квадратных метров. Боевой экипаж буера состоял из пулеметного расчета и рулевого, который обладал опытом вождения яхты. На решетчатой платформе размещались 6-8 автоматчиков. Вместо десанта можно было брать до 600 кг муки. При хорошем ветре буер успевал за день сделать от 4 до 6 рейсов. Блокадная арифметика такова - это 3500 кг муки. Или семь тысяч испеченных из нее буханок хлеба. Или двадцать восемь тысяч накормленных по блокадным нормам людей.
 
Мало кто знает, что первый мешок муки в умирающий от голода зимний Ленинград был доставлен по тонкому льду Ладоги именно на буере. И позже, когда на лед, еще недостаточно прочный для грузовиков, вышли санные обозы, буеристы, обгоняя выбивающихся из сил лошадей, летели по глади замерзшего озера, перевозя в осажденный город тонны муки. Курсировали буера и днем, и ночью, доставляя в город не только продовольствие, но и медикаменты, патроны, горючее.
 
Для защиты Дороги жизни, по воспоминаниям контр-адмирала Пантелеева, пришлось создавать отдельный фронт. Ни на каких картах он не значился. Но после того, как дозоры обнаружили на озере повышенную активность немецких диверсионных групп, стало понятно: ледовая трасса требует повышенного внимания. Силы для ее защиты привлекли немалые - около 37 тысяч бойцов и командиров, объединенных в ВОГ, внутреннюю охрану города. Костяк составили стрелковые рабочие бригады, моряки Ленинградской военно-морской базы и городская милиция.
 
Вот как вспоминает контр-адмирал Ю.А. Пантелеев один из боевых эпизодов, связанных с защитой Дороги жизни: «...на следующий день после обнаружения следов на льду мы выпустили наших белокрылых разведчиков. За несколько десятков минут они облетели район. Звено буеров И.П. Матвеева обнаружило вблизи трассы Морского канала возле рубки затонувшего буксира фашистских солдат, устанавливавших на льду антенну: по-видимому, они облюбовали буксир для наблюдательного пункта. Увидев быстро несущиеся к ним и стреляющие на ходу буера, гитлеровцы перепугались и попрятались в торосах, не успев произвести ни одного выстрела. Через несколько минут, как только мы получили донесение Матвеева, по этому району открыла огонь наша батарея из Лахты. Со вторично высланного буера донесли, что надстройка корабля полностью уничтожена, вокруг валяются изуродованные трупы гитлеровцев. Полетели донесения в штаб внутренней обороны города и в штаб флота. Только и было разговоров тогда, что о буерах и артиллеристах, метко бивших по врагу. Вообще в ту пору все ледяное поле залива простреливалось десятками орудий разного калибра из Ленинграда и Кронштадта».
 
Разумеется, кроме боевого патрулирования, разведки и доставки продуктов, буера вывозили из блокадного Ленинграда истощенных женщин и детей - спасали тех, у кого не было шансов выжить в окруженном врагом городе. Скорость этих спасительных ледовых яхт была такова, что переброшенные на Большую землю женщины устраивали истерику, когда следовала команда на выгрузку: измотанные до предела люди думали, что их бросают на произвол судьбы посреди озера. Они не могли поверить в то, что дорога от смерти к жизни занимает всего 20 минут. За это время, при отсутствии глубокого снега, загруженный буер успевал пройти 35 км ледовой трассы.
 
Конечно, автомобилями по ледовой трассе в осажденный Ленинград было перевезено неизмеримо больше продовольствия, медикаментов, боеприпасов. Обратно, на Большую землю, военные водители вывезли гораздо больше измученных голодом горожан. Но разве только в цифрах дело? Дело – в общем подвиге народа, сражавшегося за свою Родину. В этом подвиге есть и доля парусного транспорта – буеров, движимых силой ветра. И их героических экипажей, движимых силой своего духа…
 
Что касается цифр, то в этих эвакуационных рейсах ни один буер не был потоплен или подбит. Малые размеры судна, белый парус и высокая скорость перемещения обеспечивали хорошую маскировку с воздуха и не позволяли противнику вести по ним прицельный огонь.

А так выглядят современные буеры





Источник
« Последнее редактирование: 31.01.2022, 00:33:37 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2972 Сообщений
grebenshch
594 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 533
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Апрель 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 [25] 26 27
28 29 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal