collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Инструкция по обнаружению и устранению течи  (Прочитано 2226 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Одну из самых больших опасностей для судна, находящегося в открытом море, представляет забортная вода. В связи с этим, важно уметь вовремя обнаружить место течи и устранить аварию в максимально короткие сроки.

Вероятные причины течи

Причины течи на яхте могут быть самыми разными. Чаще всего это механические повреждения, полученные в ходе эксплуатации судна:

  • Посадка судна на мель, столкновение с рифами и подводными камнями.
  • Столкновение с другими судами, навалы яхт друг на друга или на пирсы во время стоянки в порту.
  • Столкновение со льдиной или ледовое сжатие судна, оставленного зимовать на воде.
  • Физические перегрузки вследствие ударов волн о борта во время шторма
  • Слеминг – гидроудары носовой части яхты о воду при встречном волнении.

Пробоина в борту является наиболее частой и самой опасной причиной поступления забортной воды внутрь судна. Кроме этого, результатом протечек может быть какая-либо техническая неисправность — например, протекающие уплотнительные сальники, выход из строя запорной арматуры патрубков, пронизывающих борт яхты ниже ватерлинии, выпавшие клёпки и разошедшиеся швы корпуса.

Согласно официальной техдокументации, все пробоины подразделяются на четыре категории:


Классификация          Размер
Малая                        Менее 0,05 кв.м
Средняя                     От 0,05 до 0,2 кв.м
Большая                     От 0,2 до 2 кв.м
Очень большая           Свыше 2 кв.м

Вполне понятно, что подобное подразделение весьма условно. Пробоина, считающаяся небольшой для судна водоизмещением в тысячи тонн, может стать фатальной для малой парусной лодки. Это становится понятно, если учесть тот факт, что через пробоину диаметром в 5 см внутрь судна может поступать от 50 до 100 л воды в минуту. Объём поступления зависит не только от размера, но и от расположения пробоины, (находится она на корме или в носовой части), а также на каком расстоянии от ватерлинии. Напор воды через носовую пробоину увеличивается за счёт поступательного движения яхты. Кроме этого, напор через пробоину, расположенную ближе к килю будет выше за счёт давления воды.

Обнаружение места аварии

В связи с тем, что любая течь представляет угрозу живучести небольшой яхты, экипажу при первых же признаках протечки нужно принять все меры по её устранению. Основная проблема в данном случае заключается в сложности обнаружения места течи, особенно если оно уже оказывается скрыто водой.



Если поступление воды небольшое и не угрожает плавучести судна, а сама яхта имеет малые размеры, то можно воспользоваться простым способом. По прибытии к причалу нанять автокран, не откачивая воду, приподнять лодку в воздух на полчаса. В результате можно легко обнаружить места протечки по ручейкам и каплям на корпусе: набравшаяся внутрь корпуса вода будет покидать его теми же путями, по которым попала внутрь. Кроме сквозных пробоин, в зависимости от типа и конструкции судна это могут быть:

  • Потерявшая герметичность набивка сальников гребного винта, руля, забортных патрубков, датчиков и т.д.
  • Выскочившие клёпки металлической обшивки, разошедшиеся швы.
  • У стеклопластиковых моделей возможны микротрещины на корпусе, незаметные с первого взгляда.
  • У швертботов – вышедший из строя уплотнитель выдвижного киля.

Если протечка имеет значительные масштабы, то создаётся реальная угроза сохранности яхты и жизни экипажа. Особенно велика эта угроза, когда судно находится вдали от берега, в открытом море.



В данном случае команда яхты должна действовать немедленно, согласно следующей инструкции.

  • Самым первым шагом следует сбросить ход: остановить двигатель, убрать паруса. Это необходимо, чтобы по возможности уменьшить встречное давление набегающей волны.
  • Одновременно с этим нужно приступить к удалению воды из трюма с использованием всех имеющихся на борту средств: механических и ручных помп, вёдер, черпаков, банок и т.д. К этой работе привлекаются все члены экипажа, свободные от других экстренных работ. Немедленная откачка воды  позволит не только сохранить плавучесть судна, но и даст возможность быстрее обнаружить место течи.
  • На предмет пробоины обследуется весь корпус, от носа до кормы. Найти относительно крупную пробоину можно по характерному журчащему звуку, а если она скрыта под слоем воды, то по фонтанирующим струям, водоворотам, расходящимся по поверхности течениям и т.д. При обследовании не стоит жалеть внутреннее убранство яхты – при малейшем подозрении на расположение места пробоины, вскрывайте полы, отдирайте обшивку кубриков, демонтируйте мебель и т.д.
  • При поиске протечки особое внимание уделите тем местам ниже ватерлинии, где сквозь борт проходят различные детали и механизмы: патрубки водозабора, гребные винты, датчики. Осмотрите все запорные вентили и набивку сальников.
  • Когда поступление воды значительно и создаёт потенциальную угрозу плавучести яхты, шкипер должен подать в эфир сигнал бедствия. В зависимости от тяжести положения, это может быть PAN PAN (потенциальная опасность гибели судна), либо May Day (непосредственная угроза жизни команды).

После обнаружения места течи предпринимается весь комплекс мер по скорейшей заделке пробоины или устранению прочих неисправностей, ставших причиной поступления в трюм забортной воды.

Лучшая защита – профилактика

Давно известно, что гораздо легче предотвратить происшествие, чем бороться с его последствиями. Если вы владелец собственной яхты, то имеете примерное представление о нахождении «слабых звеньев» в конструкции своей лодки. Перед каждым выходом в море следует производить внутренний осмотр судна на предмет обнаружения скопления воды под пайолами, герметичности набивки сальников, работы кранов патрубков. Если же вы берёте яхту в чарт, то не поленитесь при чек-ине хорошенько ознакомиться с расположением потенциально опасных мест, не стесняйтесь задавать вопросы представителю судовладельца относительно внутреннего устройства яхты.

Во время эксплуатации судна следует помнить, что каждый сильный удар о причальную стенку, о пришвартованные рядом яхты, о подводные камни, посадка на мель, чреваты образованием небольших течей. Причиной могут быть выскочившие клёпки, трещины в пластике корпуса, расхождение сварных швов и т.п. Поэтому, после каждого подобного происшествия, пусть на ваш взгляд и незначительного, не поленитесь обследовать место удара. Даже небольшое ослабление конструкции корпуса может сыграть плохую шутку при попадании яхты в серьёзный шторм.



Инструкция по устранению течи на борту



Большую пробоину или несколько более мелких, располагающихся в корпусе рядом друг с другом, проще всего заделать пластырем. Это могут быть жёсткие или мягкие пластыри. Они изготавливаются заранее, и входят в аварийный комплект яхты. Для основания жёсткого пластыря подойдёт кусок толстой фанеры или дощатый щит. На него набивается слой мягкой резины, толстое одеяло или пакля, завёрнутые в парусину. Мягкий пластырь состоит из куска парусины с люверсами, расположенными по его периметру. Для того, чтобы пластырь не всплывал при заводке к пробоине, на его края пришиваются грузы.

Постановка пластыря

Жёсткий пластырь устанавливается на пробоину с внутренней стороны борта. Нужно соблюдать следующую последовательность действий:

  • Очищаем место вокруг пробоины от всех мешающих работе предметов: мебели, частей внутренней обшивки.
  • Часто края пробоины в металлических корпусах бывают загнуты внутрь, что создаёт помехи для плотного прилегания пластыря к стенкам. В этом случае — необходимо быстро выпрямить вогнутые края, либо загнуть их наружу при помощи кувалды или обуха топора.
  • Устанавливаем пластырь на место пробоины твёрдым щитом вверх, а мягкой стороной к борту.
  • Фиксируем пластырь над пробоиной любыми доступными или наиболее удобными способами. Для этого могут подойти саморезы и гвозди — для деревянного корпуса, либо импровизированные распорки — для металлического или стеклопластикового. Распорки можно изготовить из кусков внутренней обстройки, досок пола, уперев их одним концом в щит, а другим в потолок кубрика, либо в противоположную стену. Распорки также следует зафиксировать при помощи гвоздей или саморезов, во избежание их ослабления и выпадения во время качки.

В отсутствие заранее приготовленного жёсткого пластыря его можно довольно быстро соорудить из кусков внутренней деревянной обшивки и тех же спасательных жилетов, нужно распереть всю конструкцию доской.



Мягкий пластырь устанавливается снаружи корпуса, над пробоиной. Для этого заранее приготовленный кусок брезента с пропущенными с двух сторон в люверсы концами, заводится под судно. Обычно рекомендуется производить заводку с носа судна, чтобы избежать зацепления пластыря за гребные винты, рули или киль. Для этих же целей по периметру полотнища пришивают грузы: гайки и болты большого диаметра, брезентовые мешочки с галькой и т.д. Для того, чтобы было удобнее определить место положения мягкого пластыря под водой, к его верхнему краю крепится промаркированный конец.

Когда мягкий пластырь подведён к внешней стороне борта таким образом, что пробоина оказалась в центре полотнища, его притягивают посредством закреплённых на его краях тросов. На небольших лодках данная процедура производится вручную, а на больших яхтах можно использовать механические блоки и тали. Как только корпус судна плотно обжат пластырем и поступление забортной воды прекратилось, его концы надёжно крепятся на палубе. Вся работа по постановке пластыря должна производиться максимально быстро и слажено, для чего неплохо произвести предварительные тренировки команды. Часть экипажа, не занятая непосредственно в его установке, должна непрерывно удалять из корпуса яхты поступающую извне воду.

Другие способы заделки течи

Более мелкие пробоины можно заткнуть всё теми же подручными средствами (одежда, матрасы, жилеты), закрыв их досками и закрепив распорками. Щели, образовавшиеся между листами обшивки корпуса, можно заделать посредством клинышков из сухой древесины. При намокании, забитые вплотную друг к другу клинья разбухнут и закроют все просветы щели. Подобным же образом можно временно заткнуть вывалившуюся клёпку.

Другой способ заделки небольших пробоин – так называемые цементные ящики. Применяются они как для надёжной фиксации жёстких пластырей, так и в качестве самостоятельного средства ликвидации течи. Цементные ящики представляют собой рамку, сколоченную из досок. Данная рамка устанавливается над местом пробоины, предварительно заделанным при помощи подручных материалов. В рамку засыпается специальный быстротвердеющий цемент и заливается водой. На небольшую пробоину можно установить ящик без предварительной заделки. Для этого в сквозное отверстие забивается кусок металлической трубки для отвода воды, устанавливается рамка и заливается цементом. После этого водоотводная трубка глушится с внешнего конца.

Частой причиной протечек бывает не герметичность уплотнительных прокладок, сальников, вентилей трубопроводов. Для ликвидации подобных аварий нужно иметь на борту ремонтный комплект из кусков мягкой резины, уплотнительные сальники, просмолённую паклю. Трубки с вышедшими из строя вентилями можно заглушить при помощи подготовленных заранее пробок из мягкой древесины, обёрнутых парусиной или просмолённой паклей. Эти пробки следует прикрепить возле каждого крана, для оперативной ликвидации неисправности.

Профилактика

В целях предотвращения неприятных сюрпризов, перед каждым выходом в море следует производить профилактический осмотр судна. Любые протечки сальников и прокладок должны ликвидироваться заранее, все плохо действующие водозапорные краны заменяться на новые. Слабо держащиеся клёпки высверливаются и заменяются другими, либо болтами с резиновыми прокладками. Особое внимание перед выходом в море следует уделить учебным тренировкам экипажа на предмет действий в чрезвычайной ситуации. От этого во многом зависит скорость ликвидации аварии, а значит – жизнь людей, находящихся на борту.

Источник
« Последнее редактирование: 28.11.2017, 21:31:05 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 282
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal