collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Среди вечных льдов и снегов  (Прочитано 868 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Как перезимовать на яхте в Антарктиде и Гренландии и уцелеть

Тревору Робертсону не раз предлагали написать книгу. Издатели не сомневались, что она будет пользоваться успехом. Она просто обречена на успех! И деньги автору сулили немалые… Робертсон отказывался. Он всегда был противником публичности, предпочитая оставаться в тени. Это был его выбор, только его. Единственную уступку, которую он сделал, поддавшись на уговоры супруги, это завести блог и рассказать в нем хоть что-нибудь. Ведь что получалось? Появлялись снимки, сделанные случайными свидетелями его зимовок, и тут же находились те, кто ставил их под сомнение. И надо сказать, скептики имели на то основания, потому что зимовать на яхте в Антарктиде, да еще в одиночку, а потом и в Гренландии, это, знаете ли, фотошопом попахивает!

Возможно, именно эти сомнения и побудили Тревора Робертсона чуть приподнять завесу, оставив, впрочем, без ответа самый главный вопрос: зачем ему это было надо?

Он родился в 1949 году. Детство и юность провел в Западной Австралии. Получил хорошее образование, став обладателем востребованной профессии – геолога, с еще более актуальной специализацией – поиск и разработка нефтяных месторождений. Несколько лет работал на морских буровых платформах. И это было важно, что на морских, потому что свою жизнь без моря Робертсон не мыслил. Как и море – без парусов.

С яхтами он познакомился, когда ему еще не было двадцати. И что называется, заболел парусами. При всякой возможности – были бы время да лодка – он уходил в море. И наконец, наступил год – 1976-й – и день, когда Тревор сказал себе, что теперь может изменить свою жизнь, направив ее по судьбой предначертанному руслу. Он купил 34-футовый шлюп и стал готовить его для дальнего перехода. Впрочем, он не слишком заботился о полноценном оснащении. Достаточно сказать, что секстант у него был из самых дешевых – пластмассовый, а функции эхолота выполнял обычный лот – веревка с узлами и свинцовой гирькой на конце. Тревор Робертсон считал, что этого вполне достаточно, чтобы пересечь океан. В одиночку.

Он покинул Австралию и направился к берегам Африки. Обогнув мыс Доброй Надежды, взял курс на Бразилию, откуда перешел на Карибы. Острова, многими почитающиеся за райские, оказались к нему немилостивы. Они отобрали яхту – штормовые волны и береговые скалы довели ее до состояния «не подлежит восстановлению».



Iron Bark в Антарктиде. 1999 г.

Несколько лет Робертсон работал наемным шкипером в чартерной компании, пока не понял, что так ему денег на новую яхту не скопить. По крайней мере, быстро. А хотелось побыстрее. Пришлось вернуться к работе на буровых, благо их было предостаточно в Мексиканском заливе.

Через два года он купил видавший виды полутонник, построенный еще по IORовской формуле. Яхта была в плачевном состоянии, так что пришлось потрудиться, чтобы привести ее в божеский вид, благо в австралийском Фримантле хватало опытных мастеров, готовых в этом помочь.

Яхту он назвал Salvation Jane. Так кличут сорняк, который во время цветения превращает овечьи загоны в Австралии в пурпурное полотно. Он не ядовитый, этот сорняк, но несъедобный, а потому абсолютно бесполезный. Хотя и особой головной боли фермерам не доставляет. Вот в точности как его яхта: купил задешево, отремонтировал за гроши и в море особых трат и ухода не потребует. Особенно хорош якорный механизм… своим отсутствием, якорь надо выбирать вручную. В общем, очень удачное название.

На этой яхте Тревор Робертсон, отправившись в путь в 1985 году, совершил кругосветное путешествие. Он никуда не торопился, избегая ненужных приключений, хотя без них, разумеется, не обошлось. У берегов Новой Зеландии Salvation Jane положило парусами на воду, волна выбила иллюминатор, внутрь хлынула вода, вмиг поднявшись выше диванов в каюте. Откачивая ее, когда яхта выпрямилась, Тревор порадовался тому, что на яхте нет стационарного дизеля, а только подвесной мотор на 15 л. с., иначе в каюте наверняка все пропиталось бы растекшимся топливом. Это было одним из похвальных качеств мистера Робертсона – находить достоинства среди сплошных недостатков.



Снег оказался спасением – яхта, заметенная им, оказалась будто в коконе, она стала «термосом», сохраняя тепло

Были и другие инциденты. У берегов Южного Йемена он ненароком попал под перекрестный огонь каких-то очень военизированных и крайне воинственных группировок. Ему удалось удрать, а через неделю-другую по бортам Salvation Jane стали расползаться ржавые потеки от засевших в корпусе осколков.

А на Мальте в мачту яхты вонзилась молния. Вся электропроводка оказалась выведенной из строя, а была бы электроника – и ее бы не стало. Но электроники не имелось, а с проводкой Тревор разобрался за один день, при трех-то фонарях на все судно…

Он вернулся во Фримантл в 1991 году и продал Salvation Jane. Да, это была хорошая яхта, хотя она неважно слушалась руля и требовала постоянной работы с парусами. Тревор был благодарен ей, но для того, что он задумал, требовалась совсем другая лодка.

Строительство яхты заняло несколько лет. Так много, потому что Робертсон почти все делал сам, своими руками, освоив профессии и сварщика, и столяра. Он строго придерживался проекта, разработанного дизайнером Ником Скейтсом, и в 1997 году в Квинсленде спустил на воду стальной гафельный тендер длиной 35 футов. Не поступаясь принципами, Тревор и этой лодке дал «растительное» имя – Iron Bark. Так в Австралии называется один из видов эвкалипта с чрезвычайно прочной корой. И опять же название было дано не без умысла – прочность и корпуса, и рангоута яхте была необходима, потому что капитан Робертсон собирался повести Iron Bark в Антарктиду. И зазимовать там!



Перед первой зимовкой Тревор не знал, насколько трудно доставать продукты из заиндевевших рундуков

Ему предстояло невероятное приключение, но об этом никто не знал. Робертсон покинул берега родного континента без газетной шумихи, в ней он не нуждался. И спонсоров у него не было – за продовольствие и топливо он платил из своего кармана. Еще на борту Iron Bark не было рации, поскольку засыпать эфир мольбами о помощи Тревор не собирался ни при каких обстоятельствах. Он рискует – это его осознанный выбор, но чтобы кто-то подвергал свою жизнь опасности ради его спасения – нет, так не пойдет, это нечестно.

Сделав остановку в Новой Зеландии, в ноябре 1998 года Тревор Робертсон продолжил свой путь, и в январе следующего года достиг берегов Антарктиды. Поиски подходящего места для зимовки заняли несколько месяцев, и в конце концов такое место было найдено – бухта Alice Creek в заливе Port Lockroy на острове Wiencke, что в архипелаге Палмера, у самой северной оконечности Антарктического полуострова (64°50’S 063°32’W).

В залив Port Lockroy часто заходили корабли с туристами, прибывающими из аргентинской Ушуайи с целью осмотреть музей, в который была превращена находящаяся на острове британская антарктическая база. Яхты здесь тоже были не в редкость. Но это – в летние месяцы, долгой антарктической зимой здесь не было ни одной живой души. Теперь таковая будет…

Ближе к концу марта напомнила о себе зима. Ушло последнее судно с туристами. Начали линять пингвины. Вскоре потянутся на север птицы – крачки, буревестники, поморники. Робертсон готовился к холодам. Припасенными пенополиуретановыми плитами он обшил стены каюты. Вставил в иллюминаторы дополнительные стекла. Слил воду из баков. Имевшегося у него керосина было недостаточно, чтобы обогревать лодку. Керосин предназначался только для примуса, без которого ни лед растопить, ни продукты разморозить. Но и примус требовал заботы: чтобы развести его, требовалось для начала разогреть керосин на спиртовке, а саму спиртовку предварительно нагреть пламенем свечи.



Гафельный тендер Тревора Робертсона Iron Bark показал себя не очень быстрым, но очень надежным судном

Распорядок дня, сложившись, оставался неизменным. Утром Тревор зажигал свечу, топил на примусе воду для завтрака (мюсли, порошковое молоко, кофе) и отправлялся на берег считать пингвинов. На обед были блины или лепешки (сухое молоко плюс яичный порошок). Затем работа по поддержанию в надлежащем порядке судна и вторая прогулка на берег – к пингвинам. Меню ужина было тоже неизменным: рис с тушенкой и фасолью, приправленным сушеным луком. Раз в неделю Робертсон устраивал «баню»: нагревал шесть-семь литров воды, мылся и стирал вещи.

В начале мая ему очень досаждали тюлени. У них был период спаривания, и они совсем распустились – шумели, вопили, проявляя активность не только на суше, но и под водой. Их перебранки… или это были признания любви?.. были отчетливо слышны внутри корпуса лодки.



Iron Bark в той самой бухте, которую яхта покинула 17 лет назад после долгого ледяного плена

Вечерами Робертсон заполнял бортовой журнал, после чего наступали самые лучшие часы. Он читал. Правда, сам процесс чтения был сопряжен с немалыми трудностями: имевшиеся на яхте книги пропитались влагой во время летнего плавания, страницы их смерзлись, и Тревору приходилось снимать перчатку и разогревать ладонью страницу, прежде чем перевернуть ее.

В марте, апреле и мае вода в заливе то покрывалась льдом, то освобождалась от него благодаря штормам, случавшимся по меньшей мере раз в неделю. Льдины сдирали краску с бортов яхты, но главное – вскоре они сделали невозможным переправку на берег с помощью надувного тузика.

Пришел день, когда солнце перестало подниматься над горной грядой, окружавшей Port Lockroy. В полдень оно лишь освещало вершины, даря Робертсону три-четыре часа серых сумерек. И он был безмерно рад этому подарку, позволявшему работать без фонаря.

В июле ударили настоящие морозы, и лед схватился окончательно. Все в яхте промерзло так, что достать консервную банку из рундука стало проблемой. Теперь Тревор жил в ледяной пещере. Было очень холодно. Очень. С другой стороны, перебираться на берег стало проще  – не на тузике, не на фанерной крышке от ящика, подтягиваясь за швартов, просто ногами.

Раз в три-четыре дня Тревор ломом и киркой обкалывал швартовы, чтобы они не вмерзли в лед, по весне это грозило обернуться серьезными неприятностями. Еще он очищал от снега нос и корму Iron Bark, чтобы лодку не затянуло под лед. Это была тяжелая работа, и единственное, что утешало Тревора, это мысль, что со стороны он выглядит как настоящий «белый рыцарь», безупречный в своих помыслах, и это ничего, что доспехи его из снега и льда…



Свои океанские перехода Тревор Робертсон, как правило, совершает в одиночку

Он ждал, а солнца все не было. Только в конце июля светило на мгновение появилось над зубцами гор. Через месяц оно уже являло себя во всей красе. Морозы ослабевали, и Тревор понял, что самое тяжелое позади. Он выжил!

В начале сентября лед был еще достаточно крепок, чтобы совершать долгие прогулки, и Робертсон пользовался такой возможностью, не пропуская ни единого дня. Его все радовало – солнце, нарождающееся тепло, а более всего новорожденные тюленята. Тревор различал их  по пятнам, рассыпавшимся по шкуре, давал им имена и с умилением следил, как они суетятся вокруг матерей в поисках их сосков. Жизнь, народившись, продолжалась!

Потом стало больше пингвинов. Каждый день, переваливаясь с лапы на лапу, они маршировали тысячными колоннами от мест гнездовий до кромки льда.

Вернулись птицы и принялись восстанавливать порушенные непогодой гнезда. В воздухе вдруг радостно запахло весной, и это было так странно, потому что ничего, кроме сомнительных ароматов оттаявшего птичьего помета, в воздухе не было.

22 сентября сосульки перестали расти на релингах яхты, вместо этого никелированные трубки были влажными от испарины. Пора было заняться большой приборкой, и Тревор Робертсон взялся за дело.  Лодка была такой грязной, вся в саже от свечей, остатках пищи, каких-то бумажках и кусках целлофана, до того таившихся под игольчатым инеем, что наведение должного порядка заняло несколько дней. Самой большой проблемой оказалось выковыривать из отказывающегося таять льда, скопившегося в рундуках, оставшиеся продукты… Трюмный насос все еще был заморожен, и воду из трюма Тревор вычерпывал консервной банкой.

Да, теплело, и все же было еще достаточно холодно, чтобы борода Тревора смерзалась в ледяную «лопату».



Тревор Робертсон

14 ноября 1999 года в залив пришло первое в этом сезоне судно, доставившее двух сотрудников антарктического музея, которым для начала предстояло оживить свои владения на острове Гудьир. На следующий день пришло первое круизное судно – российский теплоход «Профессор Молчанов». Такой возможностью грех было не воспользоваться, и Тревор Робертсон не упустил шанс подняться на борт корабля, принять душ, отобедать, вволю поболтать с пассажирами.

Ему бы уйти, но лед, скопившийся в бухте Alice Creek, по-прежнему сжимал в своих объятиях Iron Bark. Снег на берегу начал таять. Тревор извлек припрятанные на берегу паруса и поднял их, чтобы убедиться, что с ними все в порядке.

В первых числах декабря появилась первая яхта, она пришвартовалась у кромки льда заливе Port Lockroy. Вечером Робертсон отправился к новоприбывшим яхтсменам в гости…

Через несколько дней после Рождества, чтобы попасть на берег, Тревору вновь пришлось воспользоваться тузиком. Его яхта была уже на плаву. И трюмный насос заработал, и вода в раковине уже повиновалась кранам – текла и сливалась.



Во время зимовки в Гренландии Робертсон превратил свою яхту в «иглу»

4 января 2000 года Тревор Робертсон запустил мотор и, отталкивая мелкие льдины, вывел Iron Bark на чистую воду. Оставалось выбрать швартовы, отданные, но все еще вмороженные в лед, и найти авторулевой, неосторожно оставленный на берегу и так занесенный снегом, что все попытки его найти оказывались тщетными.

Только 2 февраля Робертсону удалось сделать и то и другое – вытащить швартовы и найти автопилот, увы, проржавевший и неработающий. Можно было отчаливать, но Робертсон не спешил, ведь он обещал другу-орнитологу Роду Дауни помочь с подсчетом пингвинов на берегах залива Port Lockroy. Работа эта заняла неожиданно много времени – так много, что снова стало холодать, а бухта снова, будто ее застеклили, подернулась льдом.

18 февраля Робертсон попытался покинуть залив, но сплошной лед заставил его повернуть назад. На следующий день он предпринял новую попытку. Виляя среди айсбергов, Iron Bark протиснулась на свободу. Тревор Робертсон направил свою яхту на Фолклендские острова. На север. Туда, где тепло.



Энни Хилл во время первой зимовки в Гренландии. Весна 2005 года…

Зимовка в Антарктиде оставила его совсем без денег. Свое финансовое благополучие Робертсон восстанавливал на острове Тринидад, работая то чартерным шкипером, то по основной специальности – инженером-нефтяником. Но это была лишь пауза, вынужденно взятая перед новым большим приключением, перед новой зимовкой, теперь среди льдов Гренландии.

На этот раз Тревор был не один. Он женился на Энни Хилл, яхтсменке с очень впечатляющим «багажом». Англичанка, она покинула родину еще в 1975 году на 28-футовом катамаране Wharram. Ко дню ее знакомства с Робертсоном в ее активе было 17 трансатлантических переходов, кругосветное путешествие, а всего «на круг» – 165 тысяч  миль под парусом.

В 2002 году они с Тревором несколько месяцев бороздили воды северной Канады, а два года спустя вновь прибыли в эти места. В Галифаксе они загрузили на Iron Bark провизии на 500 дней и 1 июля 2004 года направились к Гренландии, чтобы найти место для зимовки. 5 ноября яхта была вморожена в лед бухты острова Нако. Освободилась она ото льда лишь 11 месяцев спустя, 8 июня 2005 года.



Зимовка в Гренландии мало отличалась от зимовки в Антарктиде, разве что соседями Робертсона в первом случае были песцы, а во втором – пингвины

Потом были новые дальние плавания – в Новую Зеландию через Панамский канал, «кружевные» маршруты по островам Полинезии, возвращение в Атлантику. В марте 2012 года Iron Bark вновь отправилась на север с Энни и Тревором на борту. В Галифаксе супруги расстались – Энни предстояло остаться на Большой земле, а Тревор вновь отправлялся в Гренландию. 14 июля 2012 года он вышел в море, чтобы встать на зимовку в той самой бухте, где восемь лет назад он провел несколько счастливых месяцев со своей Энни.

Там, на 73° с.ш., год делится на четыре почти равные части. В начале августа солнце уходит за горизонт впервые за три месяца. В течение следующих трех месяцев дни становятся все короче. В начале ноября начинается 80-дневная ночь. Солнце напоминает о себе в начале февраля. Дни удлиняются до тех пор, пока солнце не зависает в небе, там оно будет до августа…

Время в тех местах течет неторопливо, но шаг его размерен и неостановим. И никого вокруг. Только ты и белое безмолвие. Тревору Робертсону всегда нравилось такое соседство.



Командор Cruising Club of America Шейла МакКерди, Тревор Робертсон и Энни Хилл, в руках которой Blue Water Medal. 2010 г.

21 января 2010 года в зале Нью-Йоркского яхт-клуба командор Cruising Club of America Шейла МакКерди вручила Энни Хилл и Тревору Робертсону Blue Water Medal за заслуги перед парусным спортом и в знак глубочайшего уважения к людям, сделавшим то, что до них считалось немыслимым.

Но это не конец истории. Осенью 2017 года яхта Iron Bark  – единственное судно в мире, зимовавшее во льдах Арктики и Антарктики, – бросила якорь  в бухте Alice Creek, что в заливе Port Lockroy, это на острове Wiencke. Эти места ей были знакомы и памятны.

Источник
« Последнее редактирование: 26.05.2020, 00:14:44 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 308
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal