Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => История => Тема начата: Craus от 17.11.2019, 22:37:57

Название: История одного разгильдяйства. Гибель крейсера "Жемчуг"
Отправлено: Craus от 17.11.2019, 22:37:57
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_11_19_10_30_14.jpeg)

Бронепалубный крейсер "Жемчуг" в Цусимском сражении.

Бронепалубный крейсер «Жемчуг» сразу после вступления в строй вошел в состав 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала Рожественского и направился на Дальний Восток. В Цусимском сражении «Жемчуг» получил более 10 попаданий снарядами различных калибров. Повреждения в целом были умеренными, что позволило крейсеру добраться до Манилы, где он был интернирован.

После войны «Жемчуг» прошел основательный ремонт и вошел в состав Сибирской флотилии, где принял участие в многочисленных учениях и походах. Во время Владивостокского восстания 1906 г. экипаж крейсера присоединился к мятежному гарнизону и вёл уличные бои с правительственными войсками. После подавления выступлений команда была разоружена и в полном составе списана на берег, с отдачей нижних чинов под суд.

С 1912 г. крейсер «Жемчуг» был выведен в вооружённый резерв и комплектовался личным составом по остаточному принципу. В июне 1914 г. командиром крейсера был назначен капитан 2-го ранга барон Иван Александрович Черкасов, род которого прослеживался до петровских времён и вёл свое начало от галерных дел мастера и участника Гангутского сражения Мокея Черкасова.

С началом Первой Мировой войны бронепалубный крейсер «Жемчуг» был прикомандирован к флоту союзников под командованием английского адмирала Джерамма. Крейсер обеспечивал конвойные операции в Индийском океане, занимаясь охраной английских и французских транспортов с войсками и грузами.


Находясь в отрыве от командования, барон Черкасов, пренебрегая уставом, фактически установил для себя и команды «курортный» режим службы.

Боевая тревога при появлении на горизонте неизвестных судов не игралась, отсутствовало расписание отдыха команды, прислуга ночью не находилась у орудий. При стоянке в портах игрался отбой, включались якорные огни, сигнальная вахта не усиливалась.

Получив информацию о появлении поблизости немецкого рейдера «Эмден» Черкасов продолжал вести себя крайне беспечно. В портах он позволял себе съезжать с офицерами на берег, для увеселений, вольно пользовался радиосвязью - в переговорах открытым текстом указывал местоположение крейсера. В письмах и телеграммах с мест стоянок, Черкасов сообщал жене, передвигавшейся за ним на частных пароходах, о маршруте движения корабля.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_11_19_10_30_21.jpeg)

Бронепалубный крейсер «Жемчуг» был головным кораблём серии малых быстроходных крейсеров предназначенных для нужд Дальнего Востока (было построено две единицы – «Жемчуг» и «Изумруд»). Это была попытка глубокой переработки германского проекта крейсера типа «Новик» при отсутствии полного комплекта конструкторской документации, с учётом местной специфики и производственных возможностей Невского завода. Корабли представляли собой многоцелевые крейсера, предназначенные для выполнения функций ближнего эскадренного разведчика, способные самостоятельно осуществлять поиск целей и атаковать их, устанавливать минные заграждения в открытом море и выступать заменой устаревших канонерских лодок. Строительство крейсера велось крайне медленно - проект несколько раз пересматривался, постепенно приблизившись к «безбронному судну» с усиленным артиллерийским вооружением. Тем не менее, крейсер «Жемчуг» удалось ввести в строй к началу Русско-Японской войны.

Пренебрежение к соблюдению элементарных мер безопасности рано или поздно должно было привести к трагическим событиям. Пополнив в Рангуне запасы, крейсер «Жемчуг» прибыл в Пенанг, расположенный на острове Принца Уэльского, у западного побережья Малаккского полуострова.

Встав на якорь, барон Черкасов запросил разрешение адмирала Джеррама на ремонт агрегатов после длительного плавания. В тот же день на крейсере разобрали 13 котлов. В рабочем состоянии оставили только один, что не могло обеспечить одновременную работу основных систем корабля.

Несмотря на предупреждение о возможной опасности, Черкасов не усилил наблюдение. Мало того, вечером 14 ноября 1914 г. командир съехал к жене на берег, оставив за себя старшего офицера крейсера старшего лейтенанта Николая Владимировича Кулибина. По случаю жаркой погоды большая часть команды отдыхала на верхней палубе, не соблюдая боевого расписания.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_11_19_10_30_28.jpeg)

Немецкий крейсер «Эмден»

Ночью в бухту Пенанга, где стояло много судов с освещенными иллюминаторами, зашел немецкий крейсер «Эмден». С рейдера обратили внимание на темный силуэт, который был опознан как русский крейсер «Жемчуг».

Немцы практически в упор выпустили торпеду, которая взорвалась в кормовой части корабля. Одновременно русский крейсер был накрыт огнем из палубных орудий. На «Жемчуге» началась паника, часть команды сразу бросилась за борт. Офицеры сумели восстановить порядок, но люди, вставшие к орудиям, не обнаружили боеприпасов — элеваторы подачи снарядов не действовали.

Наконец на «Жемчуге» собрались с силами и, доставив боеприпасы к орудиям, открыли редкий огонь. В ответ с немецкого крейсера выпустили вторую торпеду, которая вызвала детонацию порохового погреба. Корпус русского крейсера разломился и носом ушел в воду. Через 15 секунд на поверхности осталась только верхушка мачты.

Крейсер "Эмден", не получив повреждений, вышел из гавани и, потопив по пути французский миноносец, растаял в темноте.

В результате нападения погибло 88 человек. 9 офицеров и 113 нижних чинов получили ранения разной степени тяжести. По словам свидетелей, прибежавший на берег командир корабля, метался по пристани и пытался сорвать с себя погоны.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_17_11_19_10_30_34.jpeg)

Следственная комиссия возложила вину за случившееся на капитана И.А.Черкасова и старшего офицера Н.В.Кулибина.

Впоследствии военно-морской суд за халатное отношение к службе приговорил барона Черкасова к исключению из военно-морской службы, лишению дворянства, всех прав и преимуществ и отдаче в исправительно-арестантское отделение гражданского ведомства на 3,5 года. В ходе утверждения решения суда, приговор был заменен на разжалование в матросы и отправку на фронт.

Матрос 2 статьи Черкасов воевал на Кавказском фронте, был награжден солдатским Георгиевским крестом и в апреле 1917 года восстановлен в чине капитана 2 ранга. В период гражданской войны Черкасов служил в армии Деникина и обеспечивал эвакуацию войск генерала Врангеля. В 1921 году его пакетбот «Великий князь Константин» первым вошёл в Бизерту, последнее пристанище русского императорского флота. Известно, что барон Черкасов умер во Франции в марте 1942 года.

Старший лейтенант Кулибин Н.В. был лишён орденов, дворянства, разжалован судом в матросы 2-й статьи и направлен для дальнейшего прохождения службы в «ударный батальон» Особой морской бригады, воевавшей на Северо-Западном фронте. Матрос Кулибин командовал подвижным пулемётным расчётом, выбился в унтер-офицеры и был награждён солдатским Георгиевским крестом. В 1916 году Кулибин был восстановлен в прежнем воинском звании с возвращением орденов, права на пенсию и прочих привилегий. Проходил службу в бригаде траления Балтийского флота. В 1917 году во время беспорядков был тяжело ранен матросом. Больше года пролежал в госпитале без движения. Скончался от последствий ранения в 1918 году.

Источник (https://picturehistory.livejournal.com/)
Защита SMF от спама от CleanTalk