В рубрике «Инструкция» Сила Ветра регулярно публикует небольшие полезные заметки для тех, кто увлекается яхтингом и парусным спортом настолько, чтобы интересоваться мелочами Мы уже рассказывали о
работе с превентером, говорили о том,
как распутать якорные цепи, и разбирались
как завести генакер на чартерной лодке. Сегодня обсудим, что такое пузо паруса и как его настроить.
Для того чтобы достичь максимальной скорости, под разную силу ветра подбирают разные паруса. Для слабых ветров паруса легкие и пузатые, для сильных — плотные и плоские. Основная форма паруса задается при пошиве. Тем не менее, в определенных пределах форма каждого паруса настраивается при использовании. В этот раз разберемся с тем, как настроить пузо паруса.
Пузо — это глубина паруса или то, насколько он выпуклый. При настройке мы регулируем два параметра — размер пуза и его положение.
Размер— Полный парус (с большим пузом) подходит для более слабых ветров, так как создает больше тяги. Правда, при этом увеличивается дрейф под ветер.
— Плоский парус (пузо меньше) хорош для более сильных ветров, когда необходимо скинуть лишний ветер и, таким образом, уменьшить крен.
Положение— Универсальный вариант — когда самая выпуклая часть паруса находится примерно посередине, на 45-50% позади передней шкаторины.
— При смещении пуза вперед (40%) увеличивается курсовой сектор, что удобно, например, на волне, когда становится сложно держать курс очень точно.
— Смещение пуза назад (60%) — курсовой сектор становится меньше, точно держать курс сложнее, но такое положение пуза дает возможность идти острее к ветру.
НастройкаРазмер пуза в нижней части паруса мы настраиваем шкотами. Чуть потравленный шкот — пузо больше, выбранный — меньше.
В верхней части паруса регулируем размер пуза натяжением форштага. Если набить ахтерштаг, топ мачты немного уходит назад, натягивая форштаг. Передняя и задняя шкаторины стакселя растягиваются, следовательно пузо уменьшается. Травим ахтерштаг, выпрямляем мачту, форштаг немного провисает, и шкаторины паруса становятся ближе друг к другу, увеличивая пузо.
За положение пуза отвечает стаксель-фал. Чуть более набитый фал сместит пузо вперед, а потравленный — назад.
Настройка паруса будет зависеть от ветра: правильное натяжение фала можно определить по складкам паруса. Если фал перебит, вдоль передней шкаторины появляются вертикальные складки — это говорит о том, что его нужно чуточку ослабить. Фал потравлен слишком сильно — значит складки будут горизонтальными, тогда немного добираем его.
За размер пуза нижней части грота отвечает грота-шкот. Травим шкот — пузо увеличивается, набиваем — уменьшается.
Пузо в верхней части грота настраивается с помощью ахтерштага. Для его уменьшения немного изгибаем мачту ахтерштагом — так, что передняя и задняя шкаторины раздвигаются и парус между ними становится более плоским. Такая настройка подойдет для более сильных ветров, когда необходимо сбросить лишний ветер.
В более слабый ветер и на полных курсах пузо должно быть больше: ахтерштаг потравлен, мачта выпрямлена.
Для изменения положения пуза нужно настроить переднюю шкаторину, за это отвечает фал и оттяжка Каннингхэма. Набитые снасти смещают пузо вперед, потравленные — назад. Причем оттяжка Каннингхэма будет более эффективной, так как не приведет к закрытию задней шкаторины.
Дополнительно— У старых изношенных парусов пузо уже смещено назад, поэтому смещаем его вперед намеренно, набивая фал чуть сильнее.
— Пузо будет уходить назад при усилении ветра. Если нам это не нужно, возвращаем его на место. Постоянно регулируем настройку парусов, подстраиваясь под ветер.
— Размер пуза и его положение всегда настраиваем совместно: при корректировке одного параметра другой тоже может немного поползти. Не забывайте перепроверять и корректировать положение пуза после того, как поправили глубину и наоборот.
— Настройка грота с помощью изгиба мачты будет более заметна при дробном парусном вооружении, так как в верхней части мачты другие снасти не будут противодействовать ахтерштагу. При топовом вооружении изгиб мачты будет оказывать большее влияние на стаксель.
Источник