Пропагандистская открытка по сбору средств для немецкого подводного флота
Это одна из тех историй, после которых пропадает всякое желание играть на войне в благородных рыцарей.
В Первую мировую войну у немецких подводников было принято проявлять благородство по отношению к своим жертвам – имея возможность торпедировать вражеское транспортное судно с экипажем, немецкая субмарина позволяла вражеской команде на шлюпках покинуть судно, и только потом топила пустой корабль.
Иногда такое благородство приводило к печальным результатам.
2 сентября 1917 года около 11:55 немецкая подводная лодка U28 под командованием лейтенанта Георга Шмидта к северо-востоку от мыса Нордкап на свое несчастье перехватила британское транспортное судно Olive Branch («Ветвь оливы»), следующее с боеприпасами в Романов-на-Мурмане (будущий город Мурманск). Пароход построили в Глазго в 1912 год, и первоначально дали имя «Беллорадо». Он считался везучим — в феврале 1917 года отбился от немецкой подводной лодки, вступив с ней в артиллерийскую дуэль. В перестрелке погибли три члена экипажа «Беллорадо», но пароход спасся, сменил владельцев и был переименован в «Олив Бранч».
Капитан-лейтенант Г. Шмидт был четвертым командиром U-28, и, несмотря на его талант, успех принадлежал также экипажу и лодке, считавшейся везучей. U-28 построили в 1913 году на верфи в Данциге. Она имела надводное водоизмещение 675, подводное — 867 тонн, длину 64 метра, надводную скорость 16,7 узла, подводную — 9,8 узла и дальность плавания 9779 миль. На вооружении лодка имела четыре торпедных аппарата, шесть торпед, одно 105-мм орудие. Экипаж составлял 39 человек. За пять боевых походов в 1914—1917 гг. она отправила на дно 40 судов противника общим водоизмещением 90 тыс. тонн, повредила три судна и два захватила в качестве приза.
Немецкая подлодка U-28 16 марта 1915 года во время захвата голландского транспортника Batavier V (фото сделано с голландского корабля)
Англичане шли без конвоя из Ливерпуля с грузом взрывчатки, артиллерийских снарядов и военного снаряжения для союзной Российской империи.
Субмарина U28 торпедировала Olive Branch, а после того как пароход был подбит, всплыла в надводное положение и благородно предложила британской команде покинуть судно.
Удивительно, что Olive Branch сразу не взлетел на воздух.
Экипаж U-28 16 марта 1915 года аналогично предлагает голландскому экипажу Batavier V покинуть судно (фото сделано с голландского корабля)
Терпеливо подождав, пока весь экипаж британских моряков, успеет погрузиться в спасательные шлюпки и отплывет на безопасное расстояние от обреченного судна, U-28 открыла огонь из палубного орудия по пустому кораблю. Снаряд со второго выстрела попал в боеприпасы, находящиеся в грузовом трюме. Взрыв был настолько силён, что взрывной волной и обломками судна была нарушена герметичность корпуса субмарины.
Со слов британцев, события развивались так:
«2 сентября торпеда с U-28 угодила в машинное отделение британского судна Olive Branch. К счастью, судно не сразу пошло ко дну, и у его экипажа было достаточно времени, чтобы сесть в спасательные шлюпки. В этот момент подлодка всплыла и приблизилась к тонущему судну на расстояние в две с небольшим сотни метров, чтобы добить его из пушки. Первый же выстрел оказался и последним, причем не только для судна, но и для подлодки. Раздался мощный взрыв — судно везло боеприпасы.
Тяжелый грузовик, перевозившийся на баке судна, взрывом был подброшен высоко в воздух и обрушился прямо на подлодку, которая скоро затонула...»[1]
Но это еще не конец истории. Большая часть экипажа U-28 незадолго до взрыва вышла на палубу поглазеть, как артиллеристы будут расстреливать и топить «Olive Branch» и поэтому очутилась в воде.
«Несколько немецких подводников поплыли в сторону спасательных шлюпок с Olive Branch, прося взять их на борт. Как потом объясняли английские моряки, шлюпки были заполнены, кроме того, некоторые из немцев были вооружены. Так или иначе, немцев в шлюпки не взяли, и их в конце концов поглотил океан...
Экипажу Olive Branch повезло больше: спустя некоторое время все они (за исключением погибшего при взрыве торпеды кока) высадились на берег в Норвегии»
Погибший экипаж немецкой подлодки U-28
Интересно, почему историки ограничиваются коротким «от взрыва погибла и подводная лодка» — без объяснения причин? Думаю, они не верят в чудеса, которые иногда происходят — когда все звезды и напряжения сходятся в одной точке.
[1] - Андрей Ольховатов. Британские моряки на Русском Севере в Первую мировую войну. Отечественные записки. №6. 2013.
Источник