collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Как выбрать якорь для своей лодки  (Прочитано 1966 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Якорь — символ надежды, атрибут спокойствия

Почему перешедшие Атлантику моряки делают себе татуировку в виде якоря, какие два известных корабля не имели якорей, для чего яхтсмену отличать Дэнфорт от плуга и как выбрать якорь для своей лодки. Ниже – короткая история якорей от истоков мореплавания до наших дней.

Греки, скифы и край земли
 
Якорь – довольно консервативная часть судового обихода. Изобретенный несколько тысяч лет назад, он по-прежнему незаменим на борту. Первыми якорями были обычные камни, обвязанные веревкой. Эту простую и эффективную конструкцию и сегодня с успехом применяют для небольших лодок.

Несколько тысяч лет человечество пользовалось якорями из твердого дерева. Иногда с прикрепленным к ним камнем, иногда – окованные свинцом.  Технологический прорыв произошел в VII веке до нашей эры в Средиземноморье, когда якоря стали делать полностью из металла и они приобрели знакомый нам вид. Этому усовершенствованию, как и многим другим полезным вещам, мы обязаны грекам.



Каменно-деревянные якоря прошлых эпох

Насчет того, кто именно сделал первый двурогий железный якорь мнения расходятся. Одни говорят, что это был царь Мидас (тот, который потом попросил у богов способность превращать все, к чему прикоснется, в золото – и умер от голода, потому что еда тоже ставала золотом у него в руках). Другие выступают за грека Евлампия. А третьи, например знаменитый историк и географ Страбон, считают, что якорь сделал скиф Анахарсис – наш земляк, перебравшийся из Причерноморья в Грецию. Но кто бы это ни был, с уверенностью можно сказать: с этого момента якоря приобрели знакомую нам форму и в следующие тысячелетия фундаментально не менялись, только усовершенствовались.



Строение адмиралтейского якоря

Металлические якоря стоили дорого и ценились высоко. О важности якоря говорит и тот факт, что в христианстве он стал означать надежду. Вероятно, именно отсюда появилась традиция наносить татуировку якоря после перехода Атлантики. Это был первый океан, который пересекли европейцы. И если сейчас он хорошо исследован, то участникам первых экспедиций казалось, что они отправляются не в Новый свет, а прямиком в ад. Конечно, в такой ситуации нужно было на что-то надеяться. Якорь, эта «надежда для души», и стал символом отчаянных мореплавателей.

Трансатлантику даже сегодня нельзя назвать простым делом. Поэтому многие моряки, сделавшие такой переход, по традиции набивают себе якоря в качестве знака отличия.



Вам Дэнфорт или плуг?

Основой конструкции якоря является продольный стержень – веретено. В верху веретено оканчивается скобой для крепления к якорной цепи, внизу – «рогами», переходящими в заостренные лапы (или сразу в лапы, как на большинстве современных яхтенных якорей). Рога и лапы могут крепиться к веретену неподвижно или на шарнире. В некоторых якорях есть также поперечный стержень-шток, придающий положение, при котором лапы лучше врезаются в грунт. Современный якорь стремится не так удержать судно на месте неподъемным весом, как обеспечить более сильную и быструю сцепку с дном. Отсюда экспериментально выверенные углы лап к веретену, и распределение массы.

Сказать, какой якорь для яхты «лучше вообще» нельзя. У каждого есть свои особенности, недостатки и предпочтительные грунты. Однако существует несколько якорей, которые хорошо себя зарекомендовали и приобрели популярность среди яхтсменов:

Первым в этой группе равных идет якорь, изобретенный в середине ХХ века американским инженером Дэнфортом. Состоит из длинного веретена и подвижных плоских лап, стоящих близко друг к другу. Расположенный внизу шток не дает якорю заваливаться на бок при касании с грунтом.

Дэнфорт (Danforth) любит плотный песок, на котором способен удержать до 50 килограммов на 1 килограмм собственного веса. Однако может долго цепляться за галечные или каменистые грунты и держать ненадежно. А на слишком мягком песке, наоборот, часто уходит слишком глубоко – и добавляет проблем при поднятии. Кроме того, если яхту водит на стоянке, попавший между лапами якорный конец способен вырвать якорь из грунта.

Разновидностями Дэнфорта являются якоря Britanny, Guardian, Fortress и Непотеряйка. Два последних стоит отметить особо. Непотеряйка имеет скользящую скобу якорной цепи, и при сильном увязании в грунте может быть освобождена маневрированием. А особенностью Fortress является то, что он сделан из алюминиевого сплава и его регулируемый до 45 градусов угол отклонения лап улучшает сцепку на разных грунтах.





Якорь-непотеряйку легко узнать по скобе, скользящей по веретену

Хорошую славу и многих сторонников завоевал себе якорь «плуг» (plow или plough), прозванный так за характерную форму. Плуги имеют шарнир, соединяющий лапу и веретено (CQR), либо крепятся неподвижно (Delta).



CQR – одна из разновидностей якоря-плуга, имеющая шарнирную связь веретена и лапы



Якорь Delta

Более ранние модели плугов иногда упрекали в маленьких лапах, что влияло на силу удержания. Поэтому разработчики нового поколения плугов, типа Rocna или Mantus, двинулись в сторону увеличения массы острия – оно может составлять до 60% от общей массы якоря. Результаты не заставили себя ждать: Rocna быстро забирает грунт и хорошо держит яхту. Этот тип якоря полюбили многие шкиперы, несмотря на довольно внушительные размеры из-за большого бугеля – дуги, выполняющей роль штока.



Rocna – современный, более эффективный вариант плуга с бугелем

Кстати, популярный ранее якорь Брюса тоже принадлежит к семейству плугов. Его особенностью является широкая плоская лапа, хорошо загребающая мягкие грунты. Но сегодня якорь данного типа потеснили его более функциональные собратья.



Якорь Bruce

Самый простой способ рассчитать необходимую массу якоря для яхты – заложить по килограмму массы якоря на каждый метр длины судна. Это – предельный минимум, и лишние килограммы в запасе только добавят владельцу яхты спокойствия на стоянке. Наибольшую удерживающую силу якорь имеет тогда, когда веретено лежит на грунте. Поэтому шкиперы советуют, в зависимости от типа грунта и погоды, отдавать 4-5 глубин якорной цепи – чтобы веретено наверняка легло на дно.

Якорей на борту лучше иметь два – носовой и кормовой. Первый рабочий. Второй скорее страховочный, его наличие убережет вас от лишних волнений во время стоянки. Но если вы планируете оторваться от берега надолго, то не помешает и третий. Море полно неожиданностей, и всегда хорошо иметь в трюме «запаску» на всякий пожарный.




Не на правах рекламы. Гид по главным производителям

Как мы уже говорили выше, невозможно дать один универсальный совет, какой якорь выбрать. Но есть производители, которым верят яхтсмены по всему миру, и чья продукция была протестирована в сотнях тысячах миль переходов. Поэтому, выбирая якорь на свою яхту, имеет смысл обратить на них внимание.

Американская компания Fortress Marine Anchors производит свои версии Дэнфорта. И делает это весьма успешно: на сайте производителя указана цитата Военно-морского флота США, что «Fortress имеют намного большую удерживающую силу, чем любые другие протестированные якоря». Модели FX-37, FX-55, FX-85 и FX-125 сертифицированы как якоря с супер-высокой удерживающей способностью (Super High Holding Power). Оценку проводила авторитетная международная сертификационная компания DNV GL, расположенная в Норвегии. Fortress Marine Anchors дает пожизненную гарантию на одноименные якоря: в случае повреждений или погнутостей, производитель гарантирует бесплатную замену частей. Оплатить придется только доставку и собственно работы по замене. Также компания производит еще одну разновидность Дэнфорта – Guardian. На них распространяется однолетняя гарантия.



Британский Lewmar, в свою очередь, специализируется на «плугах». Брендами компании являются знаменитые Delta и CQR. Крупнейшее в мире классификационное общество Ллойда сертифицировало эти якоря как обладающие повышенной удерживающей способностью (High Holding Power). Производитель дает на них пожизненную гарантию от поломок (но не от погнутостей или деформации). Якоря доступны из нержавейки или оцинкованной стали.



Французская Plastimo производит еще одну вариацию плуга – якорь Kobra, также обладающую отличными показателями «сцепки». У Кобры нет громких сертификатов, но и стоимость у нее ощутимо ниже, чем у якорей Fortress или Lewmar. Европейские яхтенные издания охарактеризовали Кобру как отличное сочетание цены и качества, отмечая ее быструю и крепкую хватку за грунт, особенно за илистый или песчаный. Также компания предлагает якоря с шарнирным креплением SOC – французскую версию британского CQR.



Якорь Plastimo Kobra

Канадская Rocna известна своими «бугельными» плугами и их впечатляющими удерживающими характеристиками. Разработанная новозеландским шкипером и конструктором яхт Питером Смитом на основе собственных морских путешествий, Rocna заслужила признание многих яхтсменов.  Компания выпускает и якорь Vulcan – изогнутую версию плуга, младшего брата Rocna. Производитель дает на свои якоря пожизненную гарантию, покрывающую как поломки, так и погнутости/деформации.



Rocna – современный, более эффективный вариант плуга с бугелем



Якорь Rocna Vulcan

Американец Mantus похож на Rocna и «играется» скорее с деталями, чем с принципиальными конструкторскими различиями. Компания Mantus Marine была основана в 2012, тоже став результатом личного опыта пары яхтсменов, решивших создать свой идеальный якорь. Производитель дает пожизненную гарантию на якоря от поломок и производственных дефектов. И обещает без вопросов вернуть деньги, если покупатель обнаружит, что якорь не работает так, как было заявлено в рекламе.



Якорь Mantus

Далее рассмотрим SPADE компании Sea Tech&Fun. На яхтах вы его отличите по жёлтому цвету верхней части плуга. Это позволяет контролировать его заглубление в грунт сквозь толщу воды. Производиться из оцинковки, полированной нержавеющей стали и даже из алюминия. SPADE привел в изумление журналистов многих стран на тестах и получил невероятные отклики. И всё благодаря особой вогнутой форме плуга, он готов зарыться быстрее своих собратьев. Веретено у него съёмное, что позволит легко найти ему место, как запасному. Плотно прилегает к большинству носовых роульсов, представляя закругленную переднюю поверхность.

Эта же компания производит интересный SKREW ANCHOR, представляющий из себя ввинчивающийся шток. По сути вы можете организовать себе швартовый рым на пляже. Особенно актуально для владельцев яхт с подъемным килем, таких как Allures 40.9.



Якорь Spade

Промышленный инженер на пенсии  John Willis  и основатель Anchor Concepts, Inc. заморочился созданием идеального якоря не на шутку. В итоге появился самый необычный якорь HydroBubble

Причина, по которой он работает так хорошо, состоит в том, что баллон плавучести заставляет якорь сразу же ориентироваться в вертикальном положении при спуске в воду, и естественная физика удерживает центр тяжести так, что HydroBubble  всегда  достигает грунта в совершенно вертикальном положении. Наиболее важным аспектом всего этого является то, что HydroBubble не нужно реагировать с землей, чтобы помочь ему стать правильно. HydroBubble,  единственный, использует естественные факторы, связанные с разворачиванием якоря; Этими естественными факторами являются вода и гравитация. Все другие якоря должны иметь дело с  переменными состояния грунта, чтобы помочь установить якорь в рабочее положение.



Якорь HydroBubble

Интересен так же якоря SUPREME и THE BOSS новозеландской компании MANSON. Главное отличие этих якорей продольная щель в веретене, что позволяет менять вектор при поднятии якоря. Это помогает высвобождать якорь попавший в “сложную ситуацию” под корягу или скалу.



Якорь Manson Supreme



Якорь Manson Boss

И напоследок якорь, о котором ходят легенды из не совсем морской страны Чехии. Фирма ULTRAMARIN ANCHORS производит высокотехнологичные якоря и аксессуары к ним. Чехи соpдали якорь, который отличается в производстве от всех других. Во-первых веретено сделано полым, сварным из двух половинок. Это сделано с целью облегчения. В тоже время в носик плуга залит свинец. Эти две инновации по утверждению конструкторов должны заставлять якорь ложиться на грунт правильно, и быть готовым к заглублению. Плуг якоря сделан методом ковки, это позволяет носику быть закругленным и активней захватывать грунт. ULTRAMARIN выпускается только из полированной нержавеющей стали, это позволяет лучше захватывать грунты из мягкой грязи. Конечно, такая сложная технология производства сказываться на цене не в лучшую сторону.



Якорь Ultramarine



Послесловие: Два известных корабля, не имевших якоря

Двумя известными кораблями, не имевшими якорей, были Ноев ковчег и Летучий Голландец. Первому он был не нужен потому, что вставать на стоянку было незачем – вся земля находилась под водой. А второму – потому что он не может остановиться до второго пришествия. Именно тогда перестанет действовать проклятие, которое навлек на судно озлобленный капитан.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 299
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal