Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)
Роза ветров => История => Тема начата: Craus от 25.10.2019, 20:27:49
-
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_25_10_19_8_19_02.jpeg)
История легендарного глиссера "Заря" и фотографии заброшенных теплоходов
«Заря» — линейка скоростных глиссирующих речных судов созданных для дневных пассажирских перевозок по малым рекам. На корабельном кладбище реки Белой нам удалось застать сразу две Зари 83-Р проекта и одну 946-го.
Теплоходы в линейке различались по проектам и сериям...
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_25_10_19_8_19_09.jpeg)
Строились глиссера Заря на Московском судостроительном заводе и были широко распространены на всей территории СССР.
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_25_10_19_8_19_16.jpeg)
У 946 проекта было четыре серии, каждая из которой была усовершенствованной версией предыдущей. Ранние версии Зари «83» почти полностью копировали третью и четвертую серию 946, а поздняя версия уже имела ряд существенных отличий.
Не буду останавливаться на описании каждой спецификации лучше приведу общие ТТХ судов серия «Заря»
Полное водоизмещение: 30 тонн
Максимальная скорость: 45 км/ч
Полная вместимость: 86 (66 сидячих мест)
Длина: 22,4 метра Ширина: 4,06 метра Осадка: 0.5 метров (на ходу 0.4)
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_25_10_19_8_19_23.jpeg)
В конструкцию "Зари" были внедрены инновационные по тем временам технические решения:
Комбинированные обводы в носовой части — обратная килеватость («морские сани»), а в кормовой части — нормальная килеватость. Согласно замыслу конструкторов такая форма должна была облегчить судну прохождение мелководных каменистых участков.
Широкое использование стеклопластика — что позволяло существенно облегчить конструкцию.
Одноступенчатый водомёт без спрямляющего аппарата — вэкспериментах со спрямляющим аппаратом было получено столь незначительное увеличение скорости, что установка его оказалась нецелесообразной.
Воздушная смазка днища — хоть технология и была довольно старой, но практическое применение на серийном судне состоялось впервые в мире.
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_25_10_19_8_19_32.jpeg)
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_25_10_19_8_19_41.jpeg)
"Заря" легко пришвартовывалась к пологому берегу даже не оборудованному пирсом. Очень удобно для доставки пассажиров в населенные пункты не имеющее собственного порта.
Интересный факт:
Благодаря плоскому днищу Заря на на отлогом берегу могла запросто выйти наполовину на песок, посадить-высадить людей а потом также легко сойти в воду обратно
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_25_10_19_8_19_50.jpeg)
Интересный факт:
Суда этого типа, обычно, не имели собственных имен и обозначались серийным номером, после которого указывалась модификация. Например, мы сейчас "находимся" на борту судна "Заря 284р".
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_25_10_19_8_20_00.jpeg)
Двигатели дизельного типа: на первых теплоходах стоял авиационный двигатель М-50, но большинство судов оснащались судовыми дизелями марки М-400 и м-401 (800 и 1000 л.с. соответственно). Двенадцать цилиндров, 48 клапанов!
Движитель — полупогружной одноступенчатый водомёт без спрямляющего аппарата с заслонками, выполняющими функции гидрореверса. В отличие от многих водометных судов, где заслонки выполняют ещё и функции руля, у теплоходов типа «Заря» имеется отдельный двухперьевой руль, установленный в струе водомёта.
Интересный факт:
Водомёты на Заре вызвали бы на сегодняшний день много вопросов к экологии. Основными претензиями к ним было размытие берегов в зоне посадки и высадки и массовая гибель мальков на путях следования теплохода.
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_25_10_19_8_20_08.jpeg)
Ну и парочка архивных фотографий судов серии «Заря» на ходу.
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_25_10_19_8_20_20.jpeg)
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_25_10_19_8_20_28.jpeg)
Надеюсь оформление получилось понятным!
Архив: Уфа, 2014 год. В настоящее время суда утилизированы.
Источник (https://pikabu.ru)