collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Как безопасно снять яхту с мели  (Прочитано 2142 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля

this topic in English

Выдохните и вспомните первое правило ям: если ты в яме — прекрати копать

Многое из того, что приходит на ум сразу после посадки на мель, может лишь усугубить ситуацию. Приготовьтесь гадать, нервничать и сомневаться в себе. А еще — выслушивать множество советов от других, которые окажутся не применимыми на практике.

Сев на мель, сначала обдумайте ситуацию и действуйте очень осторожно, иначе хаос поглотит вас. Если это ваша первая посадка на мель, то вы либо новичок в яхтинге, либо очень осторожный человек. У бывалого яхтсмена на рассказ обо всех подобных случаях могут уйти целые выходные. И наверняка в этом рассказе не обойдется без историй о членовредительстве: нередко бывает, что посадка на мель приводит к ушибам, порезам, а иногда даже переломам и сотрясениям. Так что первое, что вам нужно сделать, это проверить состояние вашего экипажа. Если кому-то нужна медицинская помощь, сразу же окажите ее. В худшем сценарии при посадке на мель лодка может дать течь. Убедитесь, что на всех членах экипажа надеты спасательные жилеты. Если яхта набирает воду, не отправляйте никого в каюту: выбраться оттуда будет трудно.



Перед тем, как начать сниматься с мели, определите характер дна в том месте, где с ним встретился ваш киль. Если это коралловый риф, представьте, что под вами сотня ножовок на обеденном перерыве. Как только ваша яхта начнет движение, перерыв у ножовок закончится.

РАЗРАБАТЫВАЯ ПЛАН СПАСЕНИЯ, ПЛАНИРУЙТЕ КАК МОЖНО МЕНЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ДВИЖЕНИЙ.

Постарайтесь избежать «болтанки» и крена. По логике (и как показывает статистика), лучше всего дать назад и уйти тем же путем, каким вы зашли на мель. Если у вас достаточно мощный мотор и вас не развернуло, попробуйте завести его и сойти с мели на гребне волны. Но все должно быть выверено, иначе, когда волна вас опустит, вы можете вновь оказаться на рифах.

Камни — это второй худший вариант после кораллов. Даже если камень, на который лег ваш киль, гладкий и ровный, вы не знаете, в каком месте вас поджидает острая кромка. У камня нет амортизирующего эффекта, так что удар о скалу с гораздо большей вероятностью разболтает крепление киля и погнет перо руля.

Песок и грязь схожи по характеристикам, и именно они — самые популярные среды для посадки на мель. Если вы начнете поворачивать киль, застрявший в грязи, он только глубже зароется — вспомните, что происходит с вашими ступнями, когда вы идете по песку. Лучший вариант выбраться из такой ловушки, — самый очевидный: в случае, когда при посадке на мель ваш киль прорыл в песке или грязи канал, постарайтесь вернуться назад по нему же.

Сняться без двигателя



Хуже всего, если у вашей яхты нет мотора. Выйти назад под двигателем проще всего, но если он не работает или его вовсе нет, остаются только паруса, а это значит, что направление и тяга ограничены. Если ветер по носу, вы счастливчик! Попробуйте вынести гик на ветер, а стаксель вынести вручную, чтобы он надулся в другую сторону, и двигайтесь назад. В любом другом случае вам нужно быть уверенным, что глубокая вода впереди, потому что лодка пойдет вперед и в подветренную сторону. Если вы знаете, что глубокая вода с подветренной стороны, попробуйте накренить яхту. Осадка уменьшится и вас снесет по ветру.

Некоторые советуют забраться на мачту и таким образом создать крен. Но это стоит делать только в том случае, если вы уверены, что яхту снесет на глубокое место. Если такой уверенности у вас нет, не накреняйте яхту, не просчитав все последствия.

ТЕОРЕТИЧЕСКИ МОЖНО ПОПРОБОВАТЬ СТЯНУТЬ ЯХТУ С МЕЛИ ПРИ ПОМОЩИ ВЕРПОВАНИЯ.

Если у вас есть шлюпка, вывезите на ней якорь к тому месту, где вы были до посадки на мель. Возьмите с собой цепь, людей и все, что имеет хоть сколько-нибудь значительный вес. Осушите баки с водой. Вам нужно по максимуму облегчить лодку. Это поможет уменьшить осадку яхты, и вытягивать ее с мели станет значительно проще. В ином случае тяги даже через лебедку может оказаться недостаточно. Угол, под которым вам придется вытягивать лодку с мели, скорее всего будет неудачным, а при появлении спасательного буксировщика вам будет трудно освободить ему путь, чтобы дать возможность подобраться к вашей лодке. Если на борту нет шлюпки, нужно будет забросить якорь как можно дальше. Спросите себя, насколько далеко вы сможете забросить якорь весом в 10 кг? А в 20 кг?

Тем не менее одна бесспорно ценная функция при посадке на мель у якоря имеется: он может держать вас на месте. Якорь помешает течению, ветру и волнам сносить яхту еще дальше на мель. Если вы видите, что отлив закончился, или есть другие причины, по которым оставаться на месте безопаснее — немедленно бросьте якорь против направления ветра, волны или течения, которое вас сносит. Если шлюпки у вас нет, забросить якорь достаточно далеко не получится, но можно попробовать повесить перед основным якорем дополнительный груз. Якорный конец прижмется ко дну, и тем самым держащая сила якоря увеличится. Позже будет немного проблематично его вытянуть, но это лучше, чем если якорь поползет. Так что стоит воспользоваться таким шансом.

Будьте осторожны, пытаясь сняться с мели на моторе

Пытаясь выйти на двигателе кормой, помните о том, что винт работает. Чем больше вы даете газу, тем больше он поднимает со дна ила, песка и прочей грязи. Всё это оседает в системе охлаждения двигателя. После того, как заглушите мотор, не грех проверить состояние фильтров и при необходимости сразу прочистить их.

Когда вы поддаете газу, двигаясь задним ходом, увеличивается крутящий момент винта, и вас может начать разворачивать. Нужно внимательно следить за тем, чтобы яхта двигалась прямо назад, и компенсировать тенденцию к развороту. Вы же не хотите, чтобы киль еще больше застрял, или чтобы нос ударился о скалу. Лучше идите назад на минимальной необходимой мощности, осторожно регулируя ручку газа. Все эти рекомендации касаются ситуации, когда вы застряли безнадежно и полностью. Если же (как это обычно бывает) вы почувствовали легкий предупреждающий удар по дну, давайте полный задний ход и надейтесь на лучшее.

Что делать, когда вы на катамаране

Сняться с мели на катамаране сложнее, особенно если сел только один поплавок. Когда вы, в попытке сойти с мели, включите оба двигателя, вас начнет разворачивать. К примеру, если правый поплавок на мели, а левый на глубокой воде, то при реверсе вы начнете разворачиваться против часовой стрелки. В этот момент не стоит забывать о том, с чего началась эта статья — учитывайте характер дна.



Tanda Malaika на рифе во Французской Полинезии. Риф не был отмечен на картах Navionics

Чтобы освободить поплавок правого борта, нужно отработать задний ход на двигателе правого борта, подрабатывая левым двигателем, чтобы избежать эффекта вращения. Получится, что мель у вас по правому борту, и, когда киль освободится, вас развернет по часовой стрелке и вы возьмете курс на мель. Чтобы избежать повторной посадки, сразу после освобождения киля нужно включить двигатель на передний ход и развернуться кормой к мели.

В случае, когда знакомый яхтсмен, соперник по регате или другие участники движения на воде приходят вам на помощь, сохраняйте бдительность. Необходимо четко понимать, не навредят ли вам и вашей лодке советы и указания, которые они дают. Следите за направлением, в котором вас будут буксировать. Не вяжите буксировочный строп за места, не предназначенные для этого, даже если вам настоятельно советуют так сделать. Если вы все же решите вязать буксировочный строп за слабые места, то вяжите узел со страховкой, чтобы его легко можно было развязать. Если это возможно, закрепите буксировочный конец через специальную петлю, чтобы можно было контролировать направление буксировки. Следите за винтами — как своим, так и того, кто вам помогает.

Еще несколько слов о разведке мест, где вы не знаете глубин.

ДЕРЖИТЕ НОС ПО НАПРАВЛЕНИЮ К ВОЗМОЖНОЙ МЕЛИ. КРЕПЛЕНИЕ ПЕРА РУЛЯ УЯЗВИМО: ПРИ УДАРЕ НА НЕГО ДЕЙСТВУЕТ ОГРОМНОЕ ПЛЕЧО. БАЛЛЕР, РУДЕРПОСТ — ВСЕ ЭТО ЛЕГКО ГНЕТСЯ, ЛОМАЕТСЯ И МОЖЕТ ПОВРЕДИТЬ КОРМОВУЮ ЧАСТЬ КОРПУСА.

Когда вы сошли с мели и все закончилось, сядьте и обдумайте ситуацию заново от начала и до конца, чтобы сделать выводы. Как это произошло? Врет ли карта? Правильно ли вы прочитали ее? Какой сейчас период отливов и приливов? Сломалось ли что-либо? Нужно ли докупить дополнительное оборудование на такие случаи?

Если вы сняли яхту с мели самостоятельно — отличная работа! Яхтсмены сталкиваются с такой проблемой тысячу лет и успешно справляются с ней. Но даже если вам пришлось звать на помощь — не расстраивайтесь, иногда это — единственный вариант. Главное, чтобы к концу дня и яхта, и ее экипаж были готовы отправиться в море снова.



Даже лучшие из лучших ошибаются: яхта команды Vestas села на мель в Индийском океане во время Volvo Ocean Race — 2015




Источник
« Последнее редактирование: 26.09.2018, 00:35:52 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 286
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 [29] 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal