collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Немцы в Северной Америке: операция «Курт»  (Прочитано 440 раз)

Оффлайн grebenshch

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +12/-0
    • Просмотр профиля


Немецкие моряки смогли в 1943 году установить свою станцию в Канаде. Про «Курта» союзники во время войны так ничего и не узнали. Немецкие свидетели почти все погибли. Об этой станции забыли и обнаружили её только в 1970-х годах.

Военная метеорология

Во время Второй мировой войны своевременная метеоинформация получила огромное значение. Военная авиация, флоты и войска воюющих держав действовали на огромных территориях, на материках и в океанах. Соответственно метеорология (наука о строении и свойствах земной атмосферы и совершающихся в ней физико-химических процессах) стала важнейшим инструментом военного планирования.

Авиация и флот сильно зависели от капризов погоды. В плохую погоду нельзя было вести боевые действия, или они были ограничены, планировать десантные операции и т. д. Для планирования многих военных операций нужно было подгадать с погодой.

История метеорологической службы Германии началась ещё в XVIII столетии. Метеослужба развивалась и стала частью обычной жизни Германии. Так, в Первую мировую войну химическое оружие применяли только после получения прогноза метеорологов, чтобы не накрыть свои войска. В 1920-х годах в Германии были созданы первые самолеты метеоразведки: для них переоборудовали часть истребителей Фоккер D. VII.

К 1930 году на восьми аэродромах Германии были сформированы метеорологические авиационные пункты – Wetterflugstelle (WeFlugSt). Каждый день с аэродромов самолеты метеоразведки совершали несколько вылетов. Полёты проводились на высоте от 5 до 8 тыс. метров, где и производился замер необходимых параметров. Инженеры создали метеорограф – прибор, который автоматически определял давление воздуха, температуру, влажность и скорость ветра.

Метеослужба постоянно развивалась. Появились и специально спроектированные самолеты для метеоразведки. Ими стали FW-47, Ju-A20, Ju-A35. После прихода к власти нацистов служба погоды была включена в состав люфтваффе, летчикам и ученым-метеорологам, входящим в состав эскадрилий погоды, присвоили военные звания.

Самолеты метеоразведки регулярно совершали полеты вдоль побережья Северного и Балтийского морей. Полученные данные (температура воздуха и скорость ветра) использовались на береговых батареях для расчетов при проведении учебных стрельб.

Первый реальный боевой опыт германские метеоразведчики получили в Испании. Осенью 1936 года был сформирован метеопункт «Кондор», который в дальнейшем трансформировался в WeFlugSt «Мадрид». Он остался в составе ВВС франкистской Испании. Во время Второй мировой войны Эскадрилья разведки погоды «Мадрид» передавала данные своих замеров в Германию, где в том числе и на их основе составлялись прогнозы погоды для немецких подлодок в Атлантике.

В метеорологии делают прогнозы трёх типов: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Для составления первых двух было достаточно данных наземных метеостанций, расположенных на территории Германии, и полетов специальных самолетов погоды с аэродромов Германии. А для составления долгосрочных прогнозов была необходима информация из нескольких районов Атлантики и из северного Ледовитого океана. Для получения такой информации стали использовать самолёты Не-111 и Ju-52, затем оборудовали четырехмоторные самолеты и летающие лодки.

Интересно, но с долгосрочным прогнозом погоды на зиму 1941–1942 гг. перед нападением на СССР немецкие метеорологи ошиблись. Немецкие учёные изучили состояние ледового покрова в Финском заливе, что является косвенным показателем погоды на территории европейской части СССР. Чем холоднее зима, тем больше преобладают северные и северо-восточные ветры, тем больше льда в Балтийском море вообще и в Финском заливе в частности. В январе 1941 года самолеты зафиксировали аномальное количество льда в Финском заливе.

Также приняли во внимание данные по зимам 1939–1940 и 1940–1941 гг., которые были очень холодными. Немецкие учёные знали, что с начала ХХ века в европейской части Российской империи и СССР в прошлом никогда не случалось более, чем двух морозных зим подряд. И сделали вывод, что зима 1941–1942 гг. будет умеренной или даже теплой. Но природа подвела. Зима была морозной. Это была одна из немногих ошибок немецких метеорологов во время Второй мировой войны.

Таким образом к началу Второй мировой войны Германия обладала самой совершенной методикой прогнозов погоды в Европе. Обширная сеть метеостанций, часть их которых работала в автоматическом режиме, самолеты-разведчики погоды и корабли помогали германскому военно-политическому руководству принимать нужные и оптимальные решения.

Северная Атлантика

Одним из важнейших театров военных действий была северная часть Атлантического океана. Германский флот пытался блокировать военные поставки на Британские острова, атаковал морские коммуникации противников. До начала 1943 года германское кригсмарине топило больше кораблей и судов, чем союзники вводили в строй.

С союзников было природное преимущество: в северном полушарии в умеренном климате все погодные явления – циклоны, антициклоны, ураганы, дожди и так далее – перемещаются только с запада на восток. Сеть метеостанций союзников, размещенных на побережье США, Канады, Гренландии и Исландии, давали точный прогноз погоды по Северной Атлантике. Немцы такой возможности не имели. Их станции располагались в западной части Европы от Норвегии до Испании и могли давать только текущий краткосрочный прогноз.

Корабли-разведчики, из-за преимущества ВМФ Англии и США, не могли спокойно собирать информацию в Северной Атлантике. Так, корабль-разведчик Lauenburg, переоборудованный рыболовецкий траулер, был довольно быстро вычислен, обнаружен, захвачен и потоплен в 1941 году. Поэтому в качестве метеостанций использовали подлодки. Их вспомогательной задачей были соответствующие замеры и передача информации в Третий рейх. Однако во время сеансов связи субмарину также мог обнаружить и уничтожить противник.

Полёты дальних самолетов-разведчиков Focke-Wulf Fw-200 Condor также не могли решить задачу: полёт был коротким, эффект краткосрочным. Самолет также могли обнаружить и уничтожить.

Выходом из ситуации могли стать автоматические станции, которые работали без присутствия человека. Их можно было поставить в безлюдных местах. Аккумуляторы периодически можно было менять. Радиоразведка противника могла их запеленговать, но на огромной территории их было трудно обнаружить. А при потере станцию можно было легко заменить.

Компания «Сименс» разработала в 1940 году метеобуй WFS, который подводные лодки устанавливали на якорь в нужном месте. Немцы установили 12 таких станций в водах Арктики и Северной Атлантики. При четырехразовой передаче информации, запаса энергии хватало на 2 месяца. Затем была создана метеостанцию Wetter-Funkgerät Land – WFL. Разработчиками метеостанции были доктор Эрнст Плетце и Эдвин Стобе. «Сименс» выпустил 26 таких станций.

Метеостанции были оснащены измерительными приборами, системой телеметрии и радиопередатчиком Lorenz 150 FK мощностью 150 Вт. Внешне она состояла из 10 небольших металлических контейнеров высотой около 1 метра и антенны высотой 10 метров. Станция могла работать без смены аккумуляторов до 6 месяцев. 14 станций были развернуты в Арктике, 5 – в Баренцевом море, 1 – на Балтике, на Аландских островах. Две станции планировали поставить в Северной Америке.


Командир капитан-лейтенант Петер Шрёве на мостике немецкой подводной лодки U-537 типа IXC/40, Атлантический океан, октябрь 1943 года

Операция «Курт»

Руководство германских ВМС приняло решение поставить первую метеостанцию в Канаде, в северной части полуострова Лабрадор. Операция получила название «Курт». Немецкая субмарина U-537 под командованием капитан-лейтенанта Петера Шрёве должна была доставить комплект под номером WFL-28 и двух военных метеорологов Курта Зоммермайера и его помощника Вальтера Хильдебрандта на Северный Лабрадор.

Поход планировали на лето 1943 года, но его перенесли на осень из-за повреждения подлодки. U-537 вышла в море 18 сентября. По пути к берегам Америки лодка вела радиоигру, чтобы ввести врага в заблуждение. Немцы выходили в эфир и имитировали радиообмен нескольких кораблей. 18 октября эта операция была завершена, и подлодка пошла к берегам Канады.

Место выбрали так, чтобы оно было безлюдным. Задача была сложной: с 18 по 21 октября над Лабрадором бушевала снежная буря. Навигационных знаков здесь не было, лодка шла вслепую в надводном положении.

К полудню 22 октября лодка вышла к мысу Чидли на северо-западе полуострова. Но Шрёве не рискнул высаживаться в этом месте, и к вечеру субмарина вошла в бухту Мартина. Разведчики нашли подходящее место в 200 метрах от берега. На двух надувных лодках перевезли метеорологов, матросов и оборудование. Установили станцию. WFL-28 были покрашены чёрной и белой краской для лучшей маскировки.

Также немцы разбросали кругом пустые пачки от американских сигарет, чтобы показать, что их установили американцы. На одном из контейнеров была английская надпись: «Канадская метеослужба». Правда, это была ошибка – канадской метеослужбы тогда не существовало. Канада была доминионом Британии.

Станция заработала. В эфир ушла первая передача. Вся операция по установке была проведена за 28 часов. U-537 капитана Шрёве благополучно вернулась на базу во Франции.

Некоторое время станция работала, но затем замолчала. Адмирал Дёниц собирался установить вторую станцию – операция «Герберт». Но предназначенная для операции подлодка U-867 осенью 1944 года погибла у берегов Норвегии.


Немецкие моряки в Северной Америке. 22–23 октября 1943 г.

Обнаружение

9 ноября 1944 года лодка U-537 была потоплена в Яванском море. Экипаж погиб. Из свидетелей операции «Курт» остались только метеорологи и несколько матросов, которые не пошли в последний поход. Об операции забыли.

Только в 1977 году канадский историк Питер Джонсон в рамках изучения побережья Лабрадора обнаружил станцию. Исследователь решил, что нашёл старую канадскую метеостанцию.

В ФРГ в начале 1980-х годов бывший работник «Сименса» Франц Зелинген решил написать книгу по истории германской метеослужбы. Изучая архив покойного доктора Курта Зоммермайера (участник операции «Курт»), он нашёл фотографию метеостанции и подлодки. Зелингер, изучив все станции периода войны, сделал вывод, что место на фотографии – это Канада.

Американские и канадские источники не подтвердили, что на их побережье была немецкая метеостанция. Зелингер продолжил исследование, идентифицировал по фото U-537 и выяснил детали операции в октябре 1943 года. В 1980 году Зелинген написал письмо официальному историку Минобороны Канады Алексу Дугласу, в котором рассказал о миссии U-537. Канадский ледокол Береговой охраны вышел в залив Мартин и обнаружил метеостанцию. Сегодня она в Канадском военном музее в Оттаве.

Таким образом это была единственная военная операция вермахта в Северной Америке. Субмарина U-537 в 1943 году совершила высадку десанта и установила метеостанцию, которую нашли только в 1977 году.

Автор: Александр Самсонов

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2972 Сообщений
grebenshch
595 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 526
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Апрель 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 [27]
28 29 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal