Когда на любительской регате заходит речь о правилах парусных гонок, они нередко обретают образ чего-то формального, усложненного и несколько вторичного главной задаче — всех обогнать. Но парусный спорт тем и интересен, что не похож на простой «кросс», и гонки на яхтах на деле оказываются непростой тактической игрой с соперниками.
Играть — значит взаимодействовать, и правила парусных гонок — это всего лишь набор указаний, который позволяет всем яхтсменам одинаково понимать различные гоночные ситуации. Что делать, если курс пересекается с другой яхтой? Похоже, мы идем на мель, но соседняя яхта не дает повернуть. Как разобраться в толпе на знаке, если громко кричать не помогает? Надеемся, что наши статьи помогут ответить на эти и другие вопросы яхтсменов, чтобы изменить стиль их поведения с «гонок по понятиям» на «гонки по правилам».
В первом материале давайте вместе разберемся, что относится к этим «правилам игры».
Международные правила парусных гонокЗа принятие основных решений в парусном спорте отвечает международная федерация World Sailing (WS). Одна из задач World Sailing — выпуск Международных Правил парусных гонок, которые пересматриваются, меняются и дополняются каждые 4 года.
ППГ — это сборник пронумерованных правил парусного спорта, определений к ним и сигналов, которые охватывают практически все гоночные ситуации, возникающие во время гонки и после нее.
Правила собраны в разделы (части), одни из которых охватывают поведение экипажей, а другие — работу судей на гонках, процедуру разбора нарушений и подачи апелляций. Нам прежде всего интересны разделы первой категории, потому что мы пользуемся ими в процессе гонки, когда нет времени достать книжку, найти подходящее правило и вдумчиво его прочитать.
Членам экипажей вообще важнее знать, как разойтись с другими судами или разобраться в процедуре старта, чем знать, как подать апелляцию — особенно на любительских регатах. Эти «полевые» правила яхтсменам-гонщикам стоит изучить заранее. Мы расскажем о них подробнее в других статьях, а пока давайте скачаем ППГ и немного познакомимся с частями 1−4, чтобы понимать, о чем дальше пойдет речь.
Текст основных частей ППГ — это общие для всех правила, однако они могут дополняться или изменяться специфичными документами, которые также являются правилом и должны соблюдаться. Давайте узнаем, что это за документы.
Приложения к ППГПосле основного текста ППГ в издании идут приложения. В основном они содержат указания для особых форматов гонок — матчевых и командных соревнований, гонках на парусных досках и радиоуправляемых яхтах, а некоторые — гайды для организаторов соревнований и особых процедур. Если они изменяют правила из основного текста ППГ, то всегда имеют приоритет над ним.
Кому это важно знать. Их необходимо изучить участникам особых гонок, описанных в приложениях. Приложения с гайдами и процедурами важны для судей и организаторов.
Кодексы WSКодексы WS содержат увесистые указания в тех областях, где требования и процедуры не могут быть лаконично изложены. К этим областям относятся: реклама на яхтах, классификация яхтсменов, дисциплинарные правила, допуск на соревнования, противодействие допингу, ставкам и коррупции.
Кому это важно знать. Важнее всего эти правила для участников крупных национальных и международных соревнований, выступающих на профессиональном уровне, хотя формально они применимы на регатах любого масштаба.
Национальные предписанияWorld Sailing ведет работу в разных странах через национальные организации, которые являются ее членами. В России это Всероссийская Федерация Парусного Спорта (ВФПС), а в Великобритании — Royal Yachting Association (RYA). Национальные федерации могут выпускать предписания, немного уточняющие и модифицирующие ППГ.
Российские предписания действуют на всех соревнованиях в нашей стране и в основном проясняют некоторые моменты в области процедур протестов и ответственных органов, не затрагивая правила расхождения судов.
Кому это важно знать. Участникам соревнований за рубежом стоит изучить национальные предписания этой страны. Российские предписания могут пригодиться при рассмотрении протестов и подаче апелляций.
Национальные предписанияЯхты соревнуются друг с другом по-разному. Одинаковые (или очень похожие) яхты, то есть яхты одного класса (например, Platu25, SB20 или Open800), могут соревноваться «по приходам», то есть в итоге яхты получают места в том порядке, в каком прошли дистанцию. Требования к таким яхтам и их экипажам изложены в правилах этого класса, которые выпускают их ассоциации. Изучите правила своего класса на сайте его ассоциации, если вы участвуете в таких гонках.
С другой стороны, отличающиеся яхты гоняются друг с другом по системе с гандикапом, уравнивающей характеристики яхт, чтобы соревнование происходило за счет способностей экипажей. В таком случае правила гандикапа содержат указания для такого «уравнивания» и подведения результатов. Обычно это делается по формуле, где коэффициентами выступают гоночный балл яхты (полученный в результате обмера), характеристики дистанции и даже погоды. Существует множество систем гандикапа (например, ORC, IOR, LYS), которые определяют характер «формулы» и описывают особые требования в своих правилах. Особенности таких правил можно узнать у судей-мерителей, которые производят обмер яхты и вычисляют ее гоночный балл.
Кому это важно знать. Яхтсменам, соревнующимся в гонках определенного класса, точно надо знать его правила. Знание правил гандикапа тоже полезно — это может помочь оптимизировать балл яхты, которая участвует в гонках с пересчетом времени.
Положение о соревнованииЗа организацию соревнований отвечает проводящая организация (оргкомитет), которая собирает заявки на участие, приглашает судей, занимается медиа-обеспечением и береговой программой. Например, «Сила Ветра» — это проводящая организация Кубка Силы Ветра в Ореховой бухте и Регаты The Village в Строгино.
Оргкомитет выпускает свой документ с правилами — Положение о соревновании. Оно обязательно указывает сроки и название соревнования, участвующие классы и требования к заявкам, а также другие важные указания оргкомитета. Прочитайте положение о регате, в которой собираетесь участвовать, чтобы быть в курсе этой информации.
Кому это важно знать. Участникам любого гоночного события точно стоит прочитать положение о соревновании, в котором они решили участвовать.
Гоночная инструкцияОргкомитет нанимает судей, часть из которых формирует гоночный комитет и отвечает за непосредственное проведение гонок. Гоночный комитет выпускает гоночную инструкцию, в которой описывает правила стартовой процедуры и дистанции гонки, способ подведения итогов и особые требования к яхтам только на этом соревновании.
Судьи и участники обязаны соблюдать инструкцию. Внимательно прочитайте гоночную инструкцию до того, как окажетесь на воде, чтобы понимать особенности предстоящей гонки и не растеряться в ответственный момент старта или огибания знаков.
Кому это важно знать. Всем яхтсменам необходимо разобраться в гоночной инструкции, особенно чтобы не ошибиться во время старта и прохождения дистанции.
Положение о соревновании, гоночная инструкция и возможные дополнения к ним всегда расположены на официальной доске объявлений регаты.
Другие документыУказанные в статье правила — это «прожиточный минимум» любого соревнования, которым не ограничивается перечень применяемых правил. Полный их список всегда указывается в положении о соревновании и гоночной инструкции.
Мы постарались сориентировать читателя в мире правил парусных гонок и рассказали об основных общих и специфических правилах. В следующих статьях мы подробнее рассмотрим текст правил из 1−4 частей ППГ, будем подробно разбирать основные моменты их применения и тонкости их интерпретации.
Катерина Минакова