collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Последний бой лейтенанта Гулда  (Прочитано 1087 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


В апреле 1943 года в Средиземном море продолжились тяжёлые бои в воздухе и на море. Именно здесь британские торпедные катера понесли одну из своих самых тяжёлых потерь за всю войну

Операция «Флакс»

5 апреля 1943 года в 06:15 на зачистку в Сицилийский пролив вылетели 18 B-25 321-й бомбардировочной группы в сопровождении 32 P-38 82-й и 24 P-38 1-й истребительных групп ВВС США. В 08:15 в 15 милях севернее мыса Бон был обнаружен «конвой из 15 малых судов, барж и «Зибелей» на курсе 40°» — фактически вышедшие на траление четыре раумбота 6-й флотилии и вспомогательные катера-тральщики 66-й флотилии, а также большая группа вражеских транспортных самолётов и истребителей, летевших в Тунис.

«Митчеллы» набросились на морские цели, а P-38 атаковали воздушного противника. В результате сражения B-25 потопили катер-тральщик HR 6611, а «Лайтнинги» сбили 14 из 31 Ju 52 и три прикрывавших их истребителя. В тот же день 36 B-25 310-й бомбардировочной группы с 10 000 футов забросали осколочными бомбами беспечно скучившиеся на аэродроме Бориццо (Сицилия) вражеские самолёты. 23 B-17 97-й бомбардировочной группы бомбили аэродром Эль-Ауина (Тунис), ещё 19 — Сиди-Ахмед (Бизерта), а «Крепости» 301-й бомбардировочной группы накрыли осколочными бомбами скопление вражеских транспортных самолётов на аэродроме Бока ди Фалко (Палермо).

Всего за 5 апреля признанные люфтваффе потери в транспортной авиации составили 14 самолётов сбитыми, а также 11 уничтоженными и 67 повреждёнными на земле. Союзники претендовали на уничтожение 201 вражеского самолёта. Так началась операция «Флакс» (Flax) — разработанный командующим Северо-Западноафриканского стратегического командования генерал-майором Джеймсом Г. Дулиттлом (James H. Doolittle) комплекс мероприятий союзных ВВС по срыву воздушных перевозок Оси из Италии в Тунис, запущенный в действие 2 апреля.

После операций 10 и 11 апреля союзники добавили к уничтоженным ещё 67 транспортников и 13 эскортировавших их самолётов противника.

Захват в середине апреля 1943 года аэродромов в Центральном Тунисе и перебазирование туда тактической авиации позволил союзникам с 17 апреля подключить её для атак маршрута Сицилия — Тунис. В ходе наиболее крупного воздушного сражения 18 апреля, когда 47 американских P-40 перехватили на высоте 300 м над Тунисским проливом возвращавшиеся из Африки 68 Ju 52 с эскортом из 21 истребителя, было сбито 10 немецких истребителей и 24 транспортника, а ещё три десятка повреждены. Утром 22 апреля южноафриканскими и английскими Р-40 у мыса Бон были сбиты 14 Ме-323 из I./KGzbV 323 – все «Гиганты», вылетевшие из Помильяно в Тунис с грузом горючего. Это стоило союзникам пяти истребителей.

Тяжёлые потери понесла и итальянская авиация. Так, 16 апреля 13 «Спитфайров» 244-го крыла RAF перехватили большую группу транспортников и сбили семь SM.82, 19 апреля на подходе к побережью Туниса две эскадрильи P-40 7-го южноафриканского крыла уничтожили ещё 16 SM.82, а 22 апреля – 12 SM.79. За время операции с 5 до 27 апреля безвозвратные потери одних только немцев составили 157 из 263 имевшихся на начало апреля, а всего Ось лишилась 432 транспортников.

Огромные потери транспортной авиации вынудили Геринга 25 апреля отдать приказ, запрещавший перевозки в Тунис по воздуху. По настоянию Кессельринга он затем разрешил ночные рейсы с Сардинии «не более 60–70 за ночь», но эти урезанные поставки в масштабах боевых действий в Северной Африке уже имели не более чем символическое значение – за день до начала операции «Флакс» немецкой транспортной авиацией было выполнено 250 вылетов. Всего в апреле люфтваффе доставили по назначению 5040 тонн материалов и 883 военнослужащих. Полёты транспортных самолётов в Тунис продолжались до 4 мая, когда были доставлены последние 117 тонн горючего и боеприпасов.

Ситуация в Сицилийском проливе в середине апреля 1943 года

Срыв воздушных перевозок из Италии в Тунис привёл к серьёзному снижению доставок подкреплений для итало-немецких войск в Северной Африке. У транспортных судов Оси с техникой и снаряжением шансы добраться до Бизерты и Туниса также были невысокие, поскольку союзники прекрасно знали как фарватер через минные заграждения, так и маршрут в обход их с востока. Из-за чудовищных потерь в транспортной авиации итальянцы вынуждены были возобновить доставку войск в Тунис на эсминцах – первые два рейса совершили «Панкальдо» и «Пигафетта» ночами на 17 и 23 апреля.

Под давлением немцев Супермарина решила провести силами III дивизии крейсеров («Гориция» и «Триест»), базирующейся в Ла-Маддалене, на Сардинии, вылазку к берегам Северной Африки. Предусматривался ночной поиск конвоя в районе Бона с последующей его атакой и отходом на максимальной скорости, а в случае отсутствия целей в море — обстрел гавани Бона. Тяжёлые крейсера должен был сопровождать оснащённый радаром эсминец «Ориани». 18 марта крейсера вышли в море для учебных стрельб, которые из-за нехватки топлива не проводились уже полгода. Начало операции было намечено на 12 апреля.



Западное Средиземноморье

Союзники получили информацию о готовящемся рейде и приняли меры. В 14:45 10 апреля, когда на корабли грузили припасы, над Ла Маддаленой появились 84 бомбардировщика B-17 301-й, 97-й и 99-й бомбардировочных групп 12-й воздушной армии. Их появление было внезапным, так как радары и аэрофоны в ПВО базы отсутствовали. Американцы действовали как на полигоне — вражеских истребителей в воздухе не было, а устаревшие 76-мм и 102-мм зенитки не добивали до 5000–6000 метров.

Бомбардировщики разделились на три группы – 24 самолёта атаковали базу подводных лодок (там находилось пять лодок), 36 машин имели целью «Горицию» и 24 «Крепости» занимались «Триестом»; первая группа сбрасывала 500-фунтовые бомбы, две других – 1000-фунтовые. В результате 6-минутной бомбардировки база подлодок была разрушена (но серьёзно повреждена только «Мочениго»), катера MAS-501 и MAS-503 уничтожены, разбитый прямыми попаданиями «Триест» через 2 часа перевернулся и затонул, а «Гориция» была серьёзно повреждена, но позднее отбуксирована в Специю. Последняя угроза со стороны итальянских надводных сил была устранена.

Помимо уничтожения плавсредств в ходе непрерывных налётов на гавани, самолёты союзников вылавливали вражеские суда и в открытом море. Вечером 22 апреля 19-узловой пароход «Акино» (5079 тонн), загруженный топливом в бочках, вышел с эскортом эсминца «Митральере», которого затем заменил миноносец «Гроппо», из Ливорно с намерением добраться до Туниса. Однако союзники от «Ультры» узнали о рейсе и в 17:15 23 апреля в 34 милях к северо-западу от острова Мареттимо 17-узловой «бег» «Акино» прервали три бомбовых попадания от 19 нашедших его «Крепостей» 97-й бомбардировочной группы, которых сопровождало 27 P-38; судно потеряло ход и загорелось, после чего было оставлено.

На добивание были направлены мальтийские «Бофорты» из 39-й эскадрильи. Ведущий первой пары поразил торпедой дрейфующее судно в мидель. Около полуночи на цель вышли ещё два «Бофорта» и «Акино» получило ещё одну торпеду в мидель, после чего взорвалось и затонуло в течение пяти минут. «Акино» приобрело печальную славу как последнее потопленное во 2-й Мировой Войне «Бофортами» судно.

В эти дни американцы начали использовать против целей в открытом море вооружённые бомбами истребители P-38 «Лайтнинг». После неудачного вылета 23 апреля днём 26 апреля группа «Лайтнингов» атаковала караван следовавших из Марсалы в Тунис паромов «Зибель» и отправила на дно SF-166 и SF-167. Ещё два «Зибеля», SF-214 и SF-217, союзная авиация уничтожила в 11:00 28 апреля в 15 милях западнее острова Зембра.

Существенное противодействие кораблям и судам Оси оказывали подводные лодки 8-й флотилии из Алжира и 10-й с Мальты. Здесь шёл беспощадный обмен ударами.



Итальянский транспорт «Акино»

В 04:00 18 апреля из Бизерты в Италию вышло судно «Мостаганем» (1942 тонны) с военнопленными на борту в сопровождении миноносца «Тифоне». Далеко оно не ушло. После полуночи 19 апреля на подходе к Эгадским островам начинаются атаки мальтийских торпедоносцев-бомбардировщиков. «Мостаганем» был подбит и потерял ход, а в 01:20 в 20 милях к западу от острова Леванцо он поражается торпедой 3-торпедного залпа лодки «Анривеллед» и идёт на дно. В 10:38 18 апреля «Ансин» западнее Палермо заметила следовавший оттуда в Бизерту конвой в составе итальянского танкера «Бивона» (1646 тонн) в сопровождении трёх немецких и двух итальянских охотников. Приняв головной Uj-2205 (1168 тонн) за «маленький танкер», лодка в 11:06, в 3 милях к северо-западу от мыса Галло, торпедировала его; охотник затонул в 11:45.

Танкер вернулся в Палермо, а охотники безуспешно бомбили лодку до 14:00. После полуночи 19 апреля танкер в сопровождении двух немецких охотников снова вышел в Бизерту. В 14:55 у мыса Сан Вито конвой заметила «Анривеллед». Основная цель была правильно опознана и в 15:47 с 1500 ярдов последовал 4-торпедный залп. В 15:50 в «Бивону» попала одна торпеда, в результате чего судно взорвалось и немедленно затонуло с почти всем экипажем в 20 милях северо-западнее Трапани. Двухчасовая бомбёжка субмарины оказалась безрезультатной.

В полдень 21 апреля в 40 милях западнее острова Фавиньяна подводная лодка «Унисон» двумя торпедами безнаказанно отправила на дно итальянское судно «Марко Фоскарини» (8073 тонны), который возвращался в Италию из Бизерты в сопровождении двух миноносцев.

Утром 24 апреля у северного побережья Сицилии подводная лодка «Сахиб» торпедировала следовавший в Тунис в сопровождении двух миноносцев и двух корветов транспорт с боеприпасами «Галиола» (1428 т), который взорвался и затонул в течение трёх минут, но при этом сама была контратакована самолётом Ju 88, миноносцем «Климене» и корветами, из-за полученных повреждений всплыла и была потоплена. Но уже 28 апреля возмездие настигло «Климене» — в 10:30 28 апреля, примерно в 35 милях к юго-западу от Мареттимо, едва приняв под охрану следовавшие в Тунис KT-5 и KT-14, миноносец был поражён одной из 3 торпед подводной лодки «Аншейкен» и через пять минут затонул с 53 членами экипажа.

«Доги» осваивают Средиземное море

В 02:45 21 апреля эсминцы «Лейфори», «Лойял» и «Лукаут» перехватили возвращающиеся из Туниса в Трапани немецкие 850-тонные военные транспорты КТ-5 и KT-7. Первому удалось удрать в Трапани, но второй был расстрелян и погиб от взрыва боеприпасов. Однако, из-за минной опасности союзники не могли в полной мере реализовать своё превосходство в морских силах в тунисских водах и противнику, максимально использующему тёмное время суток, на боевых кораблях и десантных судах удавалось доставлять подкрепления и боеприпасы сражающимся в Северной Африке войскам.

И без того немногочисленные 10-я и 7-я флотилии MTB 2 апреля понесли серьёзные потери – на переходе из Бенгази на Мальту в шторм погиб MTB-267, а MTB-63 и MTB-64 затонули после столкновения друг с другом у Бенгази (один погибший на MTB-64). Чтобы изменить ситуацию, для передислокации на Средиземное море были намечены 4 флотилии наиболее мощных боевых катеров, 115-футовых «Догов» — 32-я и 33-я флотилии MTB и 19-я и 20-я флотилии МGB, каждая из 8 боевых единиц.

Операция осуществлялась с марта по май 1943 года в несколько этапов. Первым из Милфорд Хейвена 4 марта в Гибралтар ушёл MTB-635 32-й флотилии. За ним 16 марта последовали ещё 6 катеров этой флотилии во главе с её командиром, 26-летним лейтенантом Филипом Френсисом Стюартом Гулдом (Philip Francis Stewart Gould), на MTB-640. Участник сражения с немецким флотом в Канале 12 февраля 1942 года, Гулд тогда с MGB-43 и MGB-41 отчаянной атакой отогнал преследовавший отходившие торпедные катера вражеский эсминец, за что получил DCO. 23 марта туда же ушли пять MGB 19-й флотилии. Следующие пять катеров были отправлены 6 апреля, в результате чего 32-я флотилия оказалась полностью укомплектованной. После этого все имеющиеся в Гибралтаре «доги» перешли в Бон. Следующая партия катеров – вся 33-я флотилия MTB и 4 MGB, покинула Англию только 30 апреля.



Лейтенант Филипп Гулд

Уже ночью 14 апреля, через 4 часа после прибытия в Бон, Гулд с MTB-640 и MGB-644 (19-я флотилия) вышел на патрулирование к Бизерте. Следующую вылазку 32-я флотилия провела ночью на 15 апреля. После наступления темноты 14 апреля MGB-643, MTB-634 и MTB-638 покинули Бон с задачей уничтожить сидящие на мели у мыса Зебиб суда «Аквила» и «Беневенто». В 00:25 катера вышли в окрестности Бизерты и остановились для определения целей. Большее судно, «Беневенто», было на плаву. Около 01:00 MTB-634 сблизился с ним и выпустил в него торпеду, которая, однако, ушла по правому борту от цели и взорвалась на пляже. Тогда MTB-634 «выпустил вторую торпеду, поразившую судно, после чего все три катера сблизились с ним и расстреливали его из орудий около 4 минут». Затем англичане прочесали район, дважды безуспешно пытались перехватить замеченные контакты, после чего обстреляли цели на мысе Дукара и в 08:45 15 апреля благополучно вернулись в Бон.

В 21:30 16 апреля из Бизерты в Неаполь вышел в конвой в составе судна «Монгиневро» (5324 тонны) и танкера «Тарн» в сопровождении трёх миноносцев. Вскоре после полуночи он был обнаружен воздушной разведкой союзников. В 02:08 в нескольких милях к северу от Зембретты головной в ордере миноносец «Саггитарио» «заметил впереди тень», и все миноносцы открыли огонь. «Затем появились ещё две тени». Стало ясно, что это торпедные катера. Они скрылись за дымзавесой, а «Монгиневро» в 02:10 получил торпеду в корму. Миноносец «Персео» попытался буксировать судно, но через час вынужден был прервать буксировку и в 03:40 оно затонуло.

Блестящую атаку обнаруженного «между Земброй и Зембреттой конвоя из двух транспортов и 4 эсминцев» провели патрулировавшие в этом районе MTB-634 и MTB-656. Именно MTB-634 «торпедировал одно из судов, которое загорелось» — «Монгиневро», затонувшее затем 9,5 милях от Зембретты. «Эсминцы обстреляли оба катера», но они благополучно скрылись с незначительными повреждениями.



Британский торпедный катер MTB-655 33-й флотилии

Ночью 19/20 апреля MTB-640 и MGB-644 имели контакт «с тремя торпедными катерами» у мыса Блан, севернее Бизерты. По утверждению англичан, «все три противника были повреждены, причём один серьёзно, и отступили». При этом как английские катера, так и их оппоненты, «попали под обстрел немецких ночных истребителей». Противниками англичан были два итальянских торпедных катера. MS.22 и MS.25 вышли из Бизерты в 20:30 19 апреля «на перехват любых кораблей из Бона, двигающихся в направлении Сицилийского пролива». В 02:10 20-го к северу от мыса Блан они увидели два вражеских торпедных катера, следовавших на восток. Итальянцы немедленно атаковали их и в 02:12 открыли огонь. Англичане немедленно ответили. Перестрелка продолжалась около получаса, после чего один из англичан прекратил стрелять и начал отходить, прикрываемый дымзавесой и огнём своего товарища. В 02:40 бой прекратился — англичане оторвались от преследования и скрылись в северо-западном направлении. Итальянцы получили крайне незначительные повреждения.

Последний поход лейтенанта Гулда

10 апреля наступающие с юга войска 8-й британской армии генерала Монтгомери взяли Сфакс, а 12 апреля — Сус. Союзники ожидали начала эвакуации итало-немецких войск морем и готовились противодействовать ей. «Москитных» сил в Боне было уже предостаточно – 27 апреля сюда пришли первые четыре из 18 американских торпедных катеров 15-й эскадры лейтенанта-коммандера Стенли Барнса (Stanley M. Barnes), которые уже 28 апреля вышли на патрулирование вместе с катерами 10-й флотилии лейтенанта Денниса Джермейна (Dennis Germaine).

Поэтому, чтобы усилить блокаду Туниса ещё и с востока, из Бона в Сус были направлены несколько катеров 32-й флотилии. MTB-639 лейтенанта Джорджа Л. Расселла (George L. Russell) с Гулдом на борту и MTB-635 лейтенанта Перкса (Perks) вышли из Бона после наступления темноты 25 апреля. У мыса Зебиб англичане благополучно разминулись с дозорными итальянскими торпедными катерами. В 23:00, следуя в восточном направлении, в 7 милях к востоку-северо-востоку острова Плэйн они обнаружили баржи МРF-158 и МРF-343, следовавшие в Бизерту с 130 тоннами грузов на борту.

MTB-639 внезапно остановился и дал двухторпедный залп. Шедший за ним катер, избегая столкновения, резко отвернул вправо и открыл огонь по головной барже, в то время как Гулд тотчас после пуска торпед взял под обстрел заднюю. Обе цели загорелись, были оставлены экипажами и через полчаса затонули. После того, как MTB-639 добрал несколько выживших, англичане ушли в Сус. Немцы констатировали, что из экипажей обеих барж, потопленных вражескими торпедными катерами в 00:20, погибло два, пропали без вести 11 и спаслись 26 человек.

Вскоре по прибытию Гулда в новый пункт базирования он был направлен в рейд вдоль занятого противником побережья Туниса. В 01:30 28 апреля из Суса вышли MTB-639, MTB-633 и MTB-637. Четвёртый катер, MTB-635 остался в базе из-за проблем с двигателем. Катера следовали на север примерно в миле от берега под немецкими флагами, фиксируя огневые точки, технику, объекты и деятельность противника – англичане в очередной раз попирали ими же подписанные на конференции в Гааге правила ведения войны.



Итальянский торпедный катер MS.25

В 07:30 Гулд прошёл маяк Келибия, а в 08:50 повернул за мыс Бон и вошёл в Тунисский залив. В 09:20 Гулд поднял британские флаги. В 09:30 к востоку от Рас-эль-Амара, в небольшой бухте, катера обнаружили итальянские вспомогательные тральщики R-32 и R-110 и расстреляли их в упор. Затем, подойдя к Рас-эль-Амару, они подожгли немецкий вспомогательный катер-тральщик. Увидев на пляже несколько транспортных самолётов Ju 52, катера приблизились к берегу и обстреляли их из «пом-помов», а затем из «эрликонов» — заходивший на посадку на пляж самолёт-разведчик «Шторх».

После этого Гулд покинул Тунисский залив, и в 12:00 в 12 милях к северо-востоку от мыса Бон обнаружил крупную надводную цель. Катера пошли на сближение, но это оказалось госпитальное судно «Тоскана», и Гулд, отказавшись от атаки, повернул на путь отхода, к Келибии. На этом курсе в 12:40 англичане заметили прикрываемый истребителями конвой на северном курсе — следовавшие из Поццуоли в Бизерту судно «Терамо» (1592 тонны) с грузом горючего в бочках и миноносец «Сагиттарио».

Этим утром итальянцы уже не раз были атакованы с воздуха; последняя атака «около 25 самолётов» в 11:25 пришлась на миноносец, потерявший от пулемётного обстрела троих членов экипажа убитыми и 20 ранеными. Гулд решил атаковать и пошёл на сближение на большой скорости. При этом MTB-639, израсходовавший свои торпеды в предыдущих столкновениях, должен был отвлечь головной в ордере миноносец, а остальные катера — атаковать торпедами транспорт. В 12:45 MTB-639 выставил дымзавесу, после чего отвернул на север. Семь минут спустя MTB-633 и MTB-637 выпустили торпеды с 2000 ярдов и также отвернули; все торпеды прошли мимо цели.

MTB-639 был поражён огнём артиллерии миноносца, его, а также MTB-633, штурмовали итальянские истребители. Командир MTB-639 лейтенант Расселл и три матроса были убиты, Гулд, второй офицер, штурман и ещё два матроса — тяжело ранены. В 13:10, в приблизительно 10 милях к юго-востоку от мыса Бон изрешечённый катер окончательно потерял ход; он горел, вся его артиллерия была выведена из строя из-за прекращения подачи энергии. Уцелевшие моряки установили подрывные заряды и выбросили за борт сейф. Экипаж MTB-639 принял на борт MTB-637, а MTB-633 подобрал людей из воды. После того, как MTB-639 был добит огнём артиллерии и затонул, остальные катера начали отход на юг, отбиваясь от вражеских самолётов до 13:48; MTB-633 претендовал на уничтожение одного из них. В 14:00 лейтенант Гулд умер от ран.



Итальянский миноносец «Сагиттарио»

Согласно отчёту командира «Сагиттарио» капитано ди корветта Антонио ди Монтеземоло (Antonio C. di Montezemolo), «три катера были замечены в 12 000 метрах по правому борту в 12:45». В 12:48 миноносец открыл по ним огонь, и уже в 12:50 «крайний правый противник загорелся и потерял ход» — это был MTB-639. Два других катера в 12:52 с 8000 метров выпустили торпеды, после чего пошли на помощь пострадавшему товарищу. «Сагиттарио» не мог сократить дистанцию из-за близости минных полей, но перенёс огонь на катер, ставивший дымзавесу. В 12:58, заметив, что два итальянских истребителя принялись обстреливать англичан, Монтеземоло прекратил стрелять и вместе с «Терамо» продолжил следовать по назначению.

Между тем, в 13:55 конвой атаковали три эскадрильи P-40 7-го южноафриканского крыла, которых прикрывали 12 «Спитфайров» 601-й эскадрильи RAF. «Сагиттарио» отделался осколочными повреждениями, но «Терамо» был поражён истребителями-бомбардировщиками и, по описанию самих итальянцев, «горел, как факел»; уцелевшие члены экипажа достигли берега на шлюпках. На следующий день транспорт сдрейфовал на мель в 6 милях к югу от мыса Бон, где догорал до вечера 30 апреля. «Сагиттарио» же в 15:35–15:48 попал под удар «около 40 вражеских четырёхмоторных бомбардировщиков, которые бомбили с 6000 метров», но ушёл невредимым и в 16:25 достиг Бизерты.

Лейтенант Филип Френсис Стюарт Гулд был похоронен в Хамаммете, близ Энфидавилля, и вошёл в историю Королевского флота автор одной из самых дерзких в его истории атак.

Источник
« Последнее редактирование: 15.07.2020, 21:19:26 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2972 Сообщений
grebenshch
594 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 689
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Апрель 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 [25] 26 27
28 29 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal