collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: История одного разгильдяйства. Гибель крейсера "Жемчуг"  (Прочитано 1317 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Бронепалубный крейсер "Жемчуг" в Цусимском сражении.

Бронепалубный крейсер «Жемчуг» сразу после вступления в строй вошел в состав 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала Рожественского и направился на Дальний Восток. В Цусимском сражении «Жемчуг» получил более 10 попаданий снарядами различных калибров. Повреждения в целом были умеренными, что позволило крейсеру добраться до Манилы, где он был интернирован.

После войны «Жемчуг» прошел основательный ремонт и вошел в состав Сибирской флотилии, где принял участие в многочисленных учениях и походах. Во время Владивостокского восстания 1906 г. экипаж крейсера присоединился к мятежному гарнизону и вёл уличные бои с правительственными войсками. После подавления выступлений команда была разоружена и в полном составе списана на берег, с отдачей нижних чинов под суд.

С 1912 г. крейсер «Жемчуг» был выведен в вооружённый резерв и комплектовался личным составом по остаточному принципу. В июне 1914 г. командиром крейсера был назначен капитан 2-го ранга барон Иван Александрович Черкасов, род которого прослеживался до петровских времён и вёл свое начало от галерных дел мастера и участника Гангутского сражения Мокея Черкасова.

С началом Первой Мировой войны бронепалубный крейсер «Жемчуг» был прикомандирован к флоту союзников под командованием английского адмирала Джерамма. Крейсер обеспечивал конвойные операции в Индийском океане, занимаясь охраной английских и французских транспортов с войсками и грузами.


Находясь в отрыве от командования, барон Черкасов, пренебрегая уставом, фактически установил для себя и команды «курортный» режим службы.

Боевая тревога при появлении на горизонте неизвестных судов не игралась, отсутствовало расписание отдыха команды, прислуга ночью не находилась у орудий. При стоянке в портах игрался отбой, включались якорные огни, сигнальная вахта не усиливалась.

Получив информацию о появлении поблизости немецкого рейдера «Эмден» Черкасов продолжал вести себя крайне беспечно. В портах он позволял себе съезжать с офицерами на берег, для увеселений, вольно пользовался радиосвязью - в переговорах открытым текстом указывал местоположение крейсера. В письмах и телеграммах с мест стоянок, Черкасов сообщал жене, передвигавшейся за ним на частных пароходах, о маршруте движения корабля.



Бронепалубный крейсер «Жемчуг» был головным кораблём серии малых быстроходных крейсеров предназначенных для нужд Дальнего Востока (было построено две единицы – «Жемчуг» и «Изумруд»). Это была попытка глубокой переработки германского проекта крейсера типа «Новик» при отсутствии полного комплекта конструкторской документации, с учётом местной специфики и производственных возможностей Невского завода. Корабли представляли собой многоцелевые крейсера, предназначенные для выполнения функций ближнего эскадренного разведчика, способные самостоятельно осуществлять поиск целей и атаковать их, устанавливать минные заграждения в открытом море и выступать заменой устаревших канонерских лодок. Строительство крейсера велось крайне медленно - проект несколько раз пересматривался, постепенно приблизившись к «безбронному судну» с усиленным артиллерийским вооружением. Тем не менее, крейсер «Жемчуг» удалось ввести в строй к началу Русско-Японской войны.

Пренебрежение к соблюдению элементарных мер безопасности рано или поздно должно было привести к трагическим событиям. Пополнив в Рангуне запасы, крейсер «Жемчуг» прибыл в Пенанг, расположенный на острове Принца Уэльского, у западного побережья Малаккского полуострова.

Встав на якорь, барон Черкасов запросил разрешение адмирала Джеррама на ремонт агрегатов после длительного плавания. В тот же день на крейсере разобрали 13 котлов. В рабочем состоянии оставили только один, что не могло обеспечить одновременную работу основных систем корабля.

Несмотря на предупреждение о возможной опасности, Черкасов не усилил наблюдение. Мало того, вечером 14 ноября 1914 г. командир съехал к жене на берег, оставив за себя старшего офицера крейсера старшего лейтенанта Николая Владимировича Кулибина. По случаю жаркой погоды большая часть команды отдыхала на верхней палубе, не соблюдая боевого расписания.



Немецкий крейсер «Эмден»

Ночью в бухту Пенанга, где стояло много судов с освещенными иллюминаторами, зашел немецкий крейсер «Эмден». С рейдера обратили внимание на темный силуэт, который был опознан как русский крейсер «Жемчуг».

Немцы практически в упор выпустили торпеду, которая взорвалась в кормовой части корабля. Одновременно русский крейсер был накрыт огнем из палубных орудий. На «Жемчуге» началась паника, часть команды сразу бросилась за борт. Офицеры сумели восстановить порядок, но люди, вставшие к орудиям, не обнаружили боеприпасов — элеваторы подачи снарядов не действовали.

Наконец на «Жемчуге» собрались с силами и, доставив боеприпасы к орудиям, открыли редкий огонь. В ответ с немецкого крейсера выпустили вторую торпеду, которая вызвала детонацию порохового погреба. Корпус русского крейсера разломился и носом ушел в воду. Через 15 секунд на поверхности осталась только верхушка мачты.

Крейсер "Эмден", не получив повреждений, вышел из гавани и, потопив по пути французский миноносец, растаял в темноте.

В результате нападения погибло 88 человек. 9 офицеров и 113 нижних чинов получили ранения разной степени тяжести. По словам свидетелей, прибежавший на берег командир корабля, метался по пристани и пытался сорвать с себя погоны.



Следственная комиссия возложила вину за случившееся на капитана И.А.Черкасова и старшего офицера Н.В.Кулибина.

Впоследствии военно-морской суд за халатное отношение к службе приговорил барона Черкасова к исключению из военно-морской службы, лишению дворянства, всех прав и преимуществ и отдаче в исправительно-арестантское отделение гражданского ведомства на 3,5 года. В ходе утверждения решения суда, приговор был заменен на разжалование в матросы и отправку на фронт.

Матрос 2 статьи Черкасов воевал на Кавказском фронте, был награжден солдатским Георгиевским крестом и в апреле 1917 года восстановлен в чине капитана 2 ранга. В период гражданской войны Черкасов служил в армии Деникина и обеспечивал эвакуацию войск генерала Врангеля. В 1921 году его пакетбот «Великий князь Константин» первым вошёл в Бизерту, последнее пристанище русского императорского флота. Известно, что барон Черкасов умер во Франции в марте 1942 года.

Старший лейтенант Кулибин Н.В. был лишён орденов, дворянства, разжалован судом в матросы 2-й статьи и направлен для дальнейшего прохождения службы в «ударный батальон» Особой морской бригады, воевавшей на Северо-Западном фронте. Матрос Кулибин командовал подвижным пулемётным расчётом, выбился в унтер-офицеры и был награждён солдатским Георгиевским крестом. В 1916 году Кулибин был восстановлен в прежнем воинском звании с возвращением орденов, права на пенсию и прочих привилегий. Проходил службу в бригаде траления Балтийского флота. В 1917 году во время беспорядков был тяжело ранен матросом. Больше года пролежал в госпитале без движения. Скончался от последствий ранения в 1918 году.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 313
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 1
  • Точка Сейчас на форуме:

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 [29] 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal