Попутный ветер легко надувает яркий треугольный кусок парусины, и яхта несется по воде, навстречу приключениям. Спинакер! Этим романтичным английским словом назвали большой и красивый парус, использующийся в яхтинге. А на жаргоне яхтсменов он называется «спинч».
Это дополнительный парус, имеющий выпуклую форму. Принцип его работы схож с раскрытым парашютом, все это благодаря большой площади и высокой парусности. Он используется, когда яхта идет полным курсом (от галфвинда до фордевинда). Его главная задача – ускорить движение судна.
Чтобы успешно управлять спинакером – нужна хорошая морская практика. Этот парус отличается «строптивым» характером, и не каждому яхтсмену дано с ним совладать.
Парус из девятнадцатого векаСколько существует человечество – столько времени изобретаются новые виды парусов. История спинакера начинается во второй половине девятнадцатого века, а точнее – в 1865 году. Изначально он создавался как дополнительный парус, поднимающийся на судне при попутном ветре. Быстро стал популярным у мореходов как очень эффективный в использовании.
В 1936 году парус получил симметричную форму, 1950 год ознаменовался горизонтальной формой раскроя ткани (автор идеи Тэд Худ), парус 1969 года получил «звёздный» крой изобретённый Брюсом Бэнксом. В конце двадцатого века развивался парусный спорт и производилось много экспериментов, призванных улучшить аэродинамические качества паруса.
За полтора века крой и форма существенно изменялись, но в наше время спинакер опять делают асимметричным.
Современная жизнь большого парусаОсновная особенность спинакера – большая площадь и глубокий профиль. Парус бывает симметричным или асимметричным.
Парус имеет такие виды покроя:
- радиальный;
- горизонтальный;
- смешанный (радиально-горизонтальный);
- три-радиальный;
- звёздный.
Асимметричный спинакер отличается геометрией покроя. Он имеет шкаторины разного размера (переднюю и заднюю) и обозначенный галсовый угол. У асимметричных парусов много подвидов. Всех их объединяет геометрия кроя, а различаются они формами поперечных сечений, аэродинамическими качествами, величиной.
Особенности управления спинакеромУправлять спинакером трудно, но очень интересно. Советы яхтсменам включают в себя подробные инструкции по поднятию, спуску и управлению парусом, а люди, овладевшие мастерством управления спинакером, считаются опытными спортсменами.
Все начинается с правильной укладки паруса. Для этого используют особый мешок – кису. Если нет мешка, то можно аккуратно сложить все в обычное пластиковое ведро или в большую коробку на баке яхты. Главное – правильно сложить парус и не перепутать концы, на «свободе» должны остаться нижние углы и верхний фаловый угол. Потом все три конца аккуратно укладываются сверху, к ним крепятся фал, шкот и брас. Правильно сложенный спинакер ставится очень быстро, а если перепутать концы парус просто скрутится.
Установка паруса начинается после команды рулевого «Ставь спинакер». Ответственный за установку резко выбирает и закрепляет фал, пропуская руками парусину. Тут главное не дать ему быстро наполниться ветром и «нырнуть» в море. Параллельно необходимо аккуратно расправлять боковые шкаторины. После того как выбран фал нужно подобрать спинакер-гика-топенант, закрепить наветренный угол при помощи спинакер-гика в вертикальном положении и закрепить оттяжку. Последний этап – нужно выбрать шкот и брас. После этой процедуры спинакер заполняет ветер, и яхта мчится на приличной скорости.
Устанавливая спинакер и управляя им с бака судна, необходимо строго соблюдать технику безопасности. Требуется наличие спасательного жилета и страховочного конца. Управлять парусом надо так, чтобы его не покидал ветер. Это достигается при помощи регулировки спинакер-реи и браса. Нижние углы паруса должны находиться на одном уровне. Ошибки в управлении спинакером могут привести к потере управляемости и крену яхты.
Процесс сворачивания паруса не менее ответственный, чем его установка. Особенно нелегко свернуть спинакер во время сильного ветра. Первая задача – обезветрить парус, закрыв его гротом. Обвисший спинакер быстро сворачивают, убирают в кису или в другое место хранения.
Иногда спинакер заменяют парусом, называющимся «геннакер». Он является симбиозом спинакера и генуи. Отличается способом крепления (галсовый угол крепится к бушприту) и настраивается как генуя. Но при попутном ветре работает как спинакер.
Спинакер вдохновляет архитекторовКрасивый парус вдохновил архитекторов на создание строений, напоминающих его форму. Например, в 1999 году в Арабских Эмиратах воплотили смелый проект построив прямо в море пятизвездочный отель Бурдж аль-Араб. Огромное здание спроектировано в виде закрепленного на мачте развернутого спинакера.
Еще одно подобное строение является символом Портсмута (Великобритания). Башню, высотой в 170 метров, хорошо видно со стороны моря. Небоскреб, именуемый Spinnaker Tower, весьма условно похож на парус, но в нем можно разглядеть контуры спинакера.
Спинакер – это самый большой, привлекающий внимание парус. Иногда яхтсмены делают из него большую рекламную площадку. Кстати, эта услуга пользуется популярностью у рекламодателей.
Может пришло время развернуть яркий спинакер и отправиться в захватывающее дух путешествие под парусами?
Источник