collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Первый и последний бой крейсера «Блюхер», Ослофьорд, 8 апреля 1940 года  (Прочитано 924 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


«Блюхер» был вторым тяжелым крейсером типа «Адмирал Хиппер». Он был заложен в Гамбурге 15 августа 1936 года как замена крейсера «Берлин». 8 июня следующего года его спустили на воду и нарекли в честь прусского фельдмаршала Гебхарда Леберехта фон Блюхера, победителя при Ватерлоо. Однако судьба корабля оказалась не такой удачной. Вступление судна в строй задержалось из-за изменений, постоянно вносимых в его проект. 20 сентября 1939 года «Блюхер» наконец был официально принят в состав Кригсмарине под командованием капитана 1-го ранга Генриха Вольдага. Но до полной боевой готовности было еще далеко, необходимо было исправить все дефекты и неполадки, что произошло только к 27 ноября, когда крейсер отправили на испытания в район Готенхафена. Но из-за того, что зима 1939−1940 гг. выдалась суровой, корабль так и не прошел всесторонних испытаний и должного курса боевой подготовки. Несмотря на это, весной 1940 года он все же был включен командованием в операцию по захвату Осло.

Для немцев Норвегия была ключом к Северному морю и путем для транзита такой необходимой шведской руды. 14 декабря 1939 года Гитлер поручил командованию вермахта изучить возможность захвата Норвегии. 27 января был создан отдельный штаб для разработки операции, которая получила кодовое название «Учения на Везере». После инцидента 16 февраля танкера «Альтмарк» с британскими эсминцами в нейтральных водах Норвегии разработка плана была форсирована. Уже 24 февраля штаб под руководством генерала Николауса фон Фалькенхорст начал детальную проработку операции, а через 5 дней план представили Гитлеру. Предполагалось осуществить одновременную молниеносную высадку десанта в ключевые города, желательно без применения оружия.

В директиве от 1 марта 1940 года говорилось:"Принципиально нужно стремиться к тому, чтобы придать этой операции характер дружеского захвата, целью которого является вооруженная защита нейтралитета северных государств. Соответствующие требования будут переданы правительствам с началом захвата". Главнокомандующий кригсмарине Эхих Редер советовал провести операцию до окончания полярной ночи, т. е. до 7 апреля, однако Гитлер утвердил «днем Везер» девятое число. Кроме Норвегии под удар попадала и Дания, поскольку немцам нужно было обеспечить безопасное движение морского транспорта по датским проливам, кроме того, для снабжения своего десанта Германии нужны были аэродромы Ютландии.



«Блюхер» вошел в состав по захвату Осло под командованием адмирала Кюммеца, который перешел со штабом на крейсер. На борт взошли 830 военнослужащих, в том числе 200 сотрудников штаба, включая генералов Энгельбрехта и Штуссмана. Внутренние помещения и даже палуба были завалены боеприпасами для десанта и другими пожароопасными предметами. Перегруженность корабля ухудшала и его и без того слабую боеспособность. Военная разведка ввела кригсмарине в заблуждение из-за недостатка разведданных о силах норвежской стороны, поэтому войска не предполагали встретить никакого серьезного сопротивления со стороны скандинавов. Немецкие корабли, согласно указаниям адмирала Кюммеца, могли открывать огонь только по сигналу с флагмана, не обращая внимания на предупредительные залпы и освещение прожекторами, которые рекомендовалось не расстреливать, а ослеплять встречным боевым освещением.



Утром 7 апреля 1940 года из Свинемюнде вышли крейсеры «Блюхер» и «Эмден» в сопровождении миноносцев «Меве» и «Альбатрос». В районе Киля они соединились с оставшейся частью группы вторжения и смогли незамеченными дойти до Скагеррака. Вечером они были замечены двумя британскими подлодками «Тритон» и «Санфиш». «Тритон» был засечен «Альбатросом» и дал залп, но «Блюхер» сумел уклониться от выпущенных торпед. Позднее «Санфиш» тоже заметила немецкий отряд, о чем и доложила британскому командованию, однако атаковать не стала.



Отряд беспрепятственно вошел в Осло-фьорд, расчет на внезапность оправдался. Норвежский патрульный корабль «Пол III» открыл предупредительный огонь по «Альбатросу», однако не сумел нанести ему каких-то существенных повреждений. Экипаж миноносца взял норвежский корабль на абордаж, при котором погиб капитан-лейтенант Лейф Велдинг-Олсен — первый норвежец, погибший во Второй мировой войне.

«Блюхеру» и отряду предстояло пройти между островами Болерне и Раной.



На островах вспыхнули прожекторы и раздался предупредительный залп, но немцы четко следовали инструкции и не предприняли никаких ответных действий, спокойно следуя дальше. Норвежцы были немного удивлены подобным «дружелюбием» и поэтому запоздали с огнем с береговых батарей — снаряды упали позади немецкой колонны. Единственное, что удалось норвежцам — погасить огни на фарватере, что заставило немцев снизить скорость почти вдвое.

8 апреля в 00:45 Блюхер" дал сигнал на высадку в районе базы Хортене. Часть экипажа с него и «Эмдена» пересадили на сторожевые катеры и в сопровождении миноносцев отправили к берегу. Около 5 утра немецкие корабли подошли к узкому проходу Дробак. Для преодоления этого укрепрайона сложилась не очень благоприятная обстановка для немцев: десант не смог захватить береговые батареи и могли открыть огонь. Тогда контр-адмирал Кюммец принял неоднозначное решение — во главе колонны он решил поставить достаточно слабый по боевым меркам «Блюхер», а не бронированный броненосец «Лютцов».



Это решение выглядит еще более спорным с учетом того, что Кюммец знал о минировании норвежцами фарватера. Возможно, он был введен в заблуждение данными разведки и надеялся на благоприятный и быстрый исход.

В 5 часов 00 минут (по другим данным – 5 часов 20 минут) орудия калибра 150 и 280 мм батарей Кахольма и Копааса норвежского форта Оскарсборг (комендант – полковник Эрихсен) с обеих сторон открыли огонь с дистанции в 500 м (по другим данным – 1500 м) по «Блюхеру», шедшему со скоростью 7 узлов. Батарея из трех 280-мм орудий сделала два выстрела и добилась двух попаданий (один снаряд попал в пост управления огнем, а второй – в ангар левого борта, вызвав пожар складированных там ГСМ и боеприпасов десанта, что уничтожило два гидросамолета). Батарея из трех 150-мм орудий выпустила 25 снарядов, из которых около двух десятков попало в цель (попадания вывели из строя задний зенитный КДП правого борта и среднюю 105-мм установку, рулевую машину и связь с машинным отделением (руль заклинило в положении «лево на борт», и крейсер развернулся носом к берегу).



Попытка немецких артиллеристов открыть ответный огонь не увенчалась успехом. Из-за повреждения главного артиллерийского поста управление огнем пришлось передать третьему артиллерийскому офицеру, находившемуся в носовом КДП, который со своей низкой точки не мог обнаружить ни одной отчетливо видимой цели. Фактически ответный огонь свелся к бесцельной стрельбе 105-мм пушек и зенитных автоматов, не причинившей оборонявшимся никакого вреда. К слову, уже после гибели «Блюхера» подавление уже выявленной им 150-мм батареи стоило броненосцу «Лютцов» трех тяжелых повреждений.

В 5 часов 08 минут экипажу удалось установить временную связь с машинами через центральный пост и ввести в действие аварийное рулевое управление.



В 5 часов 20 минут корпус крейсера был дважды поражен торпедами с левого борта. Обе торпеды попали в центральную часть корабля: одна – в котельное отделение №1, вторая – в переднее турбинное отделение. Противоторпедная защита в какой-то мере выполнила свое назначение, ограничив первоначальные затопления, но все нижние помещения между отсеками V и VII (носовые турбинные отделения и котельные отделения 1 и 2) наполнились дымом. Отказ турбогенераторов при неснижающейся нагрузке привел к быстрому выходу из строя обеих сетей – постоянного и переменного тока.

В 5:23 норвежцы прекратили огонь. «Блюхер» был охвачен пожаром и завален на левый борт креном в 10 градусов. Боеприпасы, которыми был набит крейсер то и дело загорались и взрывались, пожары не удавалось локализовать.



«Блюхер» встал на якорь восточнее острова «Аскхольмен». Около 6 утра в погребе седьмого отсека произошел сильный взрыв, из бортовых нефтяных отсеков стала вытекать нефть, дым усиливался. После взрыва затопление корабля стало невозможно контролировать, крен увеличился до 45 градусов. Тогда капитан Вольдаг отдал приказ покинуть корабль. Несмотря на то, что вода была ледяной, многим солдатам удалось вплавь добраться до берега.



В 7:23 «Блюхер» стал медленно уходить под воду носом вниз. Вскоре крейсер достиг дна на 70-метровой глубине. После затопления раздалось несколько подводных взрывов, а на поверхности несколько часов горела нефть.

Причиной гибели крейсера стала совокупность различных факторов —

- Ошибочное решение идти на прорыв норвежской береговой обороны без разведки и поддержки с воздуха;

- Отсутствие разведывательной информации о береговой обороне противника, что привело к ее недооценке. Немцы не предполагали возможности торпедной атаки;

- Отличная стрельба норвежских береговых батарей, добившихся 22 попаданий из артиллерии (выпущено 27 снарядов) и 2 торпедных попаданий (выпущено 2 или, что менее вероятно, 3 торпеды). Нельзя не отметить и мастерство норвежских инженеров, спланировавших береговую оборону в Осло-фьорде;

- Нарушение немцами правил перевозки ГСМ и боеприпасов для десанта, что ускорило распространение пожара на «Блюхере» и усложнило его тушение.



Точное число жертв на «Блюхере» неизвестно до сих пор. По данным Германии погибли 125 членов экипажа и 122 десантника. Были спасены 38 офицеров корабля, 985 матросов и 538 солдат и офицеров армии.

Капитан Фольдаг сумел спастись, но на этом его невезение не закончилось – через неделю он погиб в авиакатастрофе. «Блюхер» ещё несколько десятков лет напоминал о себе жителям Осло масляной пленкой, появлявшейся на поверхности фьорда, пока в 1994 году из него не было откачано более 1600 тонн нефтепродуктов.



Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 285
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 [29] 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal