Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => Машинный телеграф => Тема начата: Craus от 20.08.2019, 23:03:34

Название: Техника сейлинга на катамаране: якорение и муринги
Отправлено: Craus от 20.08.2019, 23:03:34
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_20_08_19_10_40_51.jpeg)

Катамараны могут быть несколько резвыми на якоре, но у известного специалиста по катам Найджела Айренса есть пара фишек, которые сделают якорение и швартовку более удобными и безопасными.

К плюсам круизных катамаранов несомненно надо отнести то, что небольшая осадка дает им возможность вставать на якорь во множество скрытых и привлекательных, но не глубоких мест, часто недоступных для яхт с большими килями. 

Общий план якорения на кате под двигателем примерно таков же, как и на однокорпуснике – подход к месту, где вы планируете бросить якорь, постановка в левентик и сигнал на нос, когда вы готовы к отдаче цепи.

Единственная загвоздка – в упрямом нежелании катамарана сохранять стабильность в левентике при любом ветре, за исключением разве что легкого бриза. Но правда и то, что два двигателя позволяют хорошо удерживать позицию и курс, давая вам столько времени, сколько необходимо, чтобы хорошенько осмотреться. Впрочем, постарайтесь все же не зависать надолго – а то ветер может воспринять это как «приглашение» взять лодку под свой контроль.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_20_08_19_10_40_56.jpeg)

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_20_08_19_10_41_03.jpeg)

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_20_08_19_10_41_10.jpeg)

К безусловному плюсу катов следует отнести то, что у них гораздо больше возможностей встать на якорь, чем у обычной однокорпусной яхты с внушительным килем

Удерживая позицию

Как только якорь окажется на дне, вы можете отойти назад, используя управление двигателями, чтобы держаться в левентике – пока не окажетесь в точке, где цепь будет достаточно подтянута. 

Если вы находитесь в водах, где нет приливных или других течений, то можете планировать лечь в левентик, подобно другим лодкам вокруг. Но загвоздка в уже упомянутом нежелании ката держаться таким образом. Впрочем, при известном везении, на вашем катамаране окажется решение и для этого. 

Вот что происходит, когда кат начинает вилять вокруг якоря. Все начинается с того, что нос отваливается в одну или другую сторону и лодка движется прямо – скажем, под углом в 45° к оси ветра. Постепенно лодка будет вынуждена привестись носом к ветру, потому что ее направление движения ограничено радиусом вокруг якоря.

Она замедляется и приводится к ветру, но поскольку якорь тянет ее за нос в одну сторону, то лодка переваливается через точку левентика и все начинается по-новой. Нетрудно предположить, что этот сценарий будет повторяться все время, забирая слишком много места на стоянке и нервируя соседей. Физика этого явления мало чем отличается от колебания флага на ветру.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_20_08_19_10_41_16.jpeg)

Бридель – эффективное приспособление, чтобы минимизировать «шатание» ката на якоре

Чтобы решить эту проблему, цепь и трос якоря должны быть привязаны скорее к бриделю или усам, чем непосредственно к катушке на носу. Это означает, что концы  надо прикрепить к носу каждого поплавка и середину получившейся перемычки – к якорной цепи или скобе. И когда нос ката будет отваливаться от оси ветра, трос с подветренной стороны будет принимать на себя нагрузку, если наветренная ослабевает. 

Такая ассиметричная нагрузка будет куда более эффективной в приведении катамарана в левентик, до того, как он сможет набрать какую-либо скорость.

Последовательность якорения

Вы можете поэкспериментировать с длиной бриделя, но что-то похожее на равносторонний треугольник (как он видится с высоты) кажется работает лучше всего. Впрочем, лодка, на которой вы ходите, наверняка уже имеет отрегулированный и готовый к использованию бридель.

Таким образом, последовательность действий при постановке на якорь примерно такова:

Лучше всего это сделать с тендера. И хоть кривая обучения может быть довольно крутой, небольшое количество проб и ошибок поможет вам лучше подготовиться к тому дню, когда вам придется пережидать тяжелую погоду с известного направления.

Второй якорь должен быть отдан таким образом, чтобы угол между первой и второй якорной цепью составлял от 90° до 60°.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_20_08_19_10_41_22.jpeg)

Время, затраченное на обучение, взамен принесет уверенность и спокойствие, когда вы захотите встать на своем кате на якорь или муринг

Подбираем муринги

Если вы чаще встаете на муринг, чем на якорь, то видимость – точнее отсутствие таковой – может быть проблемой. Поэтому старая тактика велит нам отправить члена экипажа на нос держать багор и указывать им на буй – это гораздо лучший способ, чем просто рассказывать рулевому, что происходит.

Если буй, к которому вы хотите привязаться, не имеет ни веревки, ни цепи, то будет почти невозможным пропустить временный конец через кольцо без спуска тендера, особенно, если у вас высокий надводный борт. Если это так, можно пришвартовать лодку сначала кормой.

Для начала рулевому нужны как хороший обзор буя, так и возможность общаться со швартовым матросом. После того, как конец прикреплен, рулевой должен иметь возможность достаточно маневрировать лодкой, чтобы швартовый матрос смог затащить ослабленный конец муринга на нос – но не настолько ослабленный, чтобы возник риск намотать его на винт. Что может быть смущающим в лучшем случае и опасным – в худшем.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_20_08_19_10_41_28.jpeg)

Просто указывать рулевому на буй с помощью багра обычно более эффективно, чем пытаться до него докричаться, рассказывая, что происходит

Последовательность постановки на муринг

Резюме процедуры будет выглядеть примерно так:


Якорение или постановка на муринг у катамарана сложнее, чем у однокорпусной яхты. Это объясняется старой-доброй проблемой: катамараны «норовистее», чем яхты, больше подвержены ветровому сносу и имеют меньше корпуса под водой.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_20_08_19_10_41_35.jpeg)

Убедитесь в том, что на стоянке хватает места – катамарану нужно больше «жизненного пространства», чем однокорпусной яхте

Это не означает, что следует игнорировать возможности обучения, когда якорная стоянка достаточно просторная и не переполнена. Напротив, отработка таких умений в правильных условиях помогает укрепить уверенность и развить навыки, необходимые для управления катом в различных обстоятельствах.

В конечном итоге, большая часть удовольствия от сейлинга включает в себя овладение новыми навыками и развитие мастерства в управлении любой лодкой, на которой вы находитесь.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_20_08_19_10_41_41.jpeg)

Обучайтесь! Ведь значительная часть удовольствия от сейлинга именно в том, чтобы овладевать новыми морскими навыками и умениями

Что НАДО и чего НЕ НАДО делать

Источник (https://interparus.com/)
Защита SMF от спама от CleanTalk