collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Флоранс Арто: от комы до рекордов  (Прочитано 476 раз)

Онлайн grebenshch

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +12/-0
    • Просмотр профиля


История «маленькой невесты Атлантики», бросившей вызов мужскому яхтингу.

Во Франции на экраны вышел фильм «Фло» — биографическая драма о Флоранс Арто, одной из самых известных женщин в яхтинге XX века. В 1990 году ставшая первой представительницей женского пола, выигравшей одиночную трансатлантическую гонку «Ромовый путь», французская мореплавательница вошла в историю не просто как победительница и рекордсменка. В 1970-е и 1980-е ей удалось растолкать локтями чисто мужской клуб соревновательного яхтинга и пробить дорогу другим женщинам-капитанам.

В архивах сохранились кадры, на которых президент Франции Франсуа Миттеран, в 1990 году вручая Арто награду, называет ее не иначе как «святой Флоранс». Этот эпизод лишний раз подчеркивает особый статус Фло (как ее по-свойски окрестили в прессе). У себя на родине она была больше, чем титулованным капитаном: национальной героиней, поп-звездой, физическим воплощением страсти французов к авантюризму, их собственной Чудо-женщиной. В 17 лет она выжила в чудовищной автокатастрофе, но смогла полностью восстановиться и вернуться в спорт.

Когда в 2015 году пришла новость о гибели Арто, ее коллегам было трудно в это поверить — настолько неуязвимой казалась Фло. «Среди всех моряков [которых мне доводилось встречать] она выглядела самой неубиваемой, — писала редактор журнала Yachting World Элейн Бантинг. — Она излучала ауру спокойствия и внутренней силы». Но даже смерть мореплавательницы не была ординарной: погибнуть в столкновении двух вертолетов — это что-то из экшен-фильмов о Джеймсе Бонде или Итане Ханте. Есть люди, которым просто не суждено умереть в своей постели, и Флоранс Арто была одной из них. Ей вечно не сиделось дома.

Невеста Атлантики

Когда Арто впервые попала в поле зрения прессы, ее назвали «маленькой невестой Атлантики» — штамп прилип на долгие годы. И действительно, с морем Флоранс была обвенчана с ранних лет. То, что ее отец Жак руководил фамильным издательством, которое в числе прочего выпускало мемуары прославленных французских яхтсменов вроде Эрика Табарли, явно не мешало ее увлечению парусным спортом.

Девочку отдали в католическую школу в Париже с прицелом на поступление в медицинский колледж. Но никакую карьеру врача Флоранс делать не собиралась. После недолгих препирательств, оставив родителям короткую записку («Мне нужно выйти»), она сбежала из дома и присоединилась к яхт-клубу в Антибе.
Подростковый бунт, по воспоминаниям друзей Фло, начавшийся у нее лет в 15–16, чуть не обернулся трагедией. В 1974 году она попала в автокатастрофу и провалилась в кому. Врачи диагностировали у нее амнезию, афазию и паралич — следующие два года ей пришлось заново учиться говорить и ходить. Несмотря на страшные травмы, Арто полностью восстановилась и вернулась в яхтинг.

Об инциденте Флоранс позже вспоминала как о точке невозврата к буржуазной жизни на суше, к которой готовили ее школа и родители: «Мне повезло, что я вообще выжила. [Авария] выдернула меня из моей среды и показала мне мое предназначение. Я почувствовала, что у меня есть право делать все, что я захочу. В школе я особо не блистала интеллектом, да и в спорте не была хороша, но вот ходить под парусом — да, это я могла».

Ромовый рейс

Попав в новую семью — семью моряков, — Флоранс оттачивала свои навыки и ждала шанса проявить себя. Шанс подвернулся в 1978 году. К тому моменту французские яхтсмены и их спонсоры окончательно разругались со своими английскими коллегами, организаторами трансатлантической одиночной гонки OSTAR (Original Single-Handed Transatlantic Race). Последним не нравилось, что их соперники выставляют все более крупные и дорогие яхты, в результате чего допустимый размер парусников в OSTAR ограничили 56 футами (чуть больше 17 метров). В знак протеста французы организовали собственную гонку, которую называли «Ромовым путем» (Route du Rhum) — в память о колониальном торговом маршруте. Некогда из гваделупского порта Пуэнт-а-Питр в Сен-Мало в провинции Бретань возили антильский ром, теперь в обратном направлении следовали гоночные яхты. Без ограничений в размерах.



Арто едва-едва проходила по возрасту для того, чтобы участвовать в гонке — ей как раз исполнился 21 год. Финишировав 11-й, она изрядно удивила соперников и впечатлила газеты (тогда-то и вышел номер с заголовком «Маленькая невеста Атлантики, морская Жанна д’Арк рассказывает о тяготах женщины в море»). Совсем неплохой результат для дебютантки, если учесть, что 14 из 38 участников до пункта назначения не добрались вовсе. Но недостаточно хороший для самой Флоранс, для которой победа в «Ромовом пути» стала целью на многие годы.

Нельзя сказать, что Арто шла к ней фанатично. В 1986 году, во время третьей гонки, она получила сигнал бедствия с катамарана Лоика Карадека — и тут же бросилась на помощь коллеге. Она первой пришла к месту, откуда был отправлен сигнал, но к тому времени лодка Карадека бесследно исчезла (его тело так и не нашли). Позже Арто вспоминала, что ей трудно было смириться с тем, что ее товарища больше нет и она ничем не сможет ему помочь.

Четыре года спустя Флоранс вышла на пик своей карьеры. В 1990-м она не только наконец выиграла «Ромовый путь», но и смогла побить рекорд скорости трансатлантического путешествия, установленный ее соотечественником Бруно Пейроном. На специально созданном для нее тримаране Арто прошла из Нью-Йорка до мыса Лизард на юго-западе Великобритании за 9 дней 21 час и 42 минуты, улучшив достижение почти на двое суток.

Победа в «Ромовом пути» далась Арто нелегко: во время гонки у нее вышли из строя и радио, и автопилот. Кроме того, у Флоранс, по официальной версии, образовалась грыжа. Впрочем, ее друзья рассказывают другую историю — это была не грыжа, а выкидыш.

Звезда восходит и закатывается

В 33 года Арто становится любимицей всея Франции. Ту самую «ауру спокойствия и внутренней силы» она теперь излучает на фотосессиях и в телеэфирах. Мало кто удивился, когда Пьер Башле, шансонье и автор музыки к фильму «Эммануэль», предложил ей записать дуэтом песню — а она согласилась. Балладу «Flo» трудно назвать шедевром, но нельзя не отметить, насколько уверенно Фло чувствует себя на сцене.

Богемной жизни Арто не чуралась задолго до того, как ее накрыла слава. «Флоранс была невероятной на воде, но становилась совершенно неуправляемой на суше, — рассказывала Изабель Отисье, ученица Арто, первой из женщин совершившая одиночная кругосветное путешествие. — Она ела, пила, курила — в общем, воплощала принцип „нет никаких границ“. И это вредило ее отношениям со спонсорами». Шальная тусовщица, уверенная, что «если ты не живешь на всю катушку, ты зря занимаешь место», — совсем не тот образ, который нравился меценатам парусного спорта.

В 1997 году Арто к списку трофеев добавила еще и гонку Transpacific, которую она выиграла в дуэте с Бруно Пейроном. Но ее звезда понемногу стала закатываться. 2000-е нельзя назвать иначе как одной большой черной полосой для Флоранс. В 2005-м она вышла замуж, но брак не продлился долго. Из-за проблем с алкоголем она лишилась последних спонсоров. Самой чувствительной пощечиной стал «Ромовый путь» 2010 года: Арто надеялась отпраздновать 20-летие своей победы в гонке на 30-метровом тримаране «Оман», но владельцы предпочли ей другого капитана. «Меня это выбесило, и я сказала: „Все, с меня хватит!“»

«Дьявол не хочет прибрать меня к себе»

За падением символическим последовало буквальное: в 2011 году Арто вывалилась за борт в Атлантическом океане в районе Корсики. Если бы у нее с собой не оказалось водонепроницаемого мобильника, с которого она смогла дозвониться до матери (телефоном Фло разжилась буквально за несколько дней до инцидента), и налобного фонаря, по которому спасатели смогли в два часа ночи найти ее на воде, Флоранс почти наверняка ждала бы смерть от переохлаждения. «Я думаю обо всех, с кем я состязалась, о Табарли и других друзьях, которых мы потеряли в море. Я знала, что могу не выжить. Что тут скажешь — это чудо, — рассказывала Арто французским телевизионщикам. — Похоже, дьявол не хочет прибрать меня к себе».




Впрочем, у судьбы специфическое чувство юмора. В 2015 году, чтобы подзаработать (отношения со спонсорами к тому моменту не наладились), Арто согласилась участвовать в реалити-шоу «Сброшенные». Участников, среди которых были французские олимпийцы (пловчиха Камиль Мюффа и боксер Алексис Вастин), должны были с завязанными глазами высадить в неизвестной точке планеты, откуда им предстояло выбраться назад к цивилизации. Взлетая со стартовой площадки близ Вилья-Кастелли в Аргентине, два вертолета съемочной группы столкнулись в воздухе и рухнули на землю. Выживших не было. Тело Арто, согласно ее завещанию, кремировали — часть праха развеяли над морем.

Послесловие

Снимая фильм об Арто, ее подруга Жеральдин Данон решила рассказать биографию героини без купюр, взяв за основу книгу Яна Кеффелека. Родственники Флоранс идею не оценили и пытались через суд воспрепятствовать появлению на свет байопика, который, по их мнению, порочит честь покойной. Книгу они сочли вздором, а сценарий назвали «грязью». Суд встал на сторону создателей фильма, и в мае 2023 года «Фло» презентовали на Каннском фестивале — в качестве места для премьеры выбрали пляж близ острова Сент-Маргерит, над которым был развеян прах Арто.

Каким бы ни получился «Фло», сенсационалистским или, наоборот, предельно честным, наследие Флоранс Арто останется незыблемым. Многие знаменитые женщины парусного спорта именно ее называют своей героиней и первопроходцем. «Помню, как я маленькая вырезала невероятную фотографию Флоранс и повесила у себя в спальне, — вспоминает Сэм Дэвис, занявшая четвертое место в кругосветной одиночной гонке Vendé Globe в 2009 году, — На фото она стоит на сверкающем тримаране Groupe Pierre и выглядит такой женственной». «Когда она выиграла [„Ромовый путь“], она очень вдохновила девчонок во Франции и во всей Европе, — говорит Изабель Отисье. — Она показала, что не только мужские мускулы могут побеждать в одиночных гонках. Нужны мозги, точное чтение погоды и работа над дизайном яхты».

Текст: Дима Куркин

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2972 Сообщений
grebenshch
595 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 532
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 1
  • Точка Сейчас на форуме:

* Календарь

Апрель 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
[28] 29 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal