collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Золотая эпоха: лайнеры класса Olympic и судьба Titan  (Прочитано 547 раз)

Оффлайн grebenshch

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +12/-0
    • Просмотр профиля


Лайнеры Olympic, Titanic и Britannic будоражат умы до сих пор. Недавняя гибель батискафа Titan лишь подогрела интерес общественности. Разбираемся в этой запутанной истории.

Небольшое вступление

Всем привет! В этом лонгриде мы не ставим перед собой цель поминутно исследовать гибель Titanic или субмарины Titan, впрочем как и не собираемся подробно изучать каждую палубу Olympic.

Сегодня мы поговорим про след, который оставили гигантские лайнеры начала XX века в истории судоходства, техники безопасности и в умах людей. Эта история продолжает резонировать в сердцах людей со всего мира – и не просто так!

Гонка скоростей и роскоши

Эта волшебная эпоха началась в конце XIX века. Это было время соревнований и конкуренции. Индустриализация шла полным ходом, компании по разные стороны Атлантики намеревались урвать как можно больший куш – особенно те, которые занимались трансатлантическими перевозками.

Чем больше людей и груза могли вместить ваши суда, тем большими были и деньги, которые вы могли заработать. Судоходные компании тратили миллионы долларов, фунтов стерлингов и франков на строительство “самых-самых”: судов, которые превосходили своих предшественников и конкурентов во всем.

В Европе две крупные немецкие компании (Norddeutscher Lloyd и Hamburg America Line) создали несколько крупных судов, которые претендовали на звание “самых роскошных и быстрых”. Среди них были Kaiser Wilhelm II и Kronprinzessin Cecilie, которые были спущены на воду в начале XX века. Это были большие, 200-метровые лайнеры, которые уже тогда поражали воображение. Впрочем, красота была на втором месте – немцы делали ставку на скорость.

Другой компанией, которая решила покорить Атлантику скоростью, была британская Cunard Line. Уже на тот момент суда компании не раз получали Голубую ленту Атлантики. Это особая награда, которую получало судно за установление рекорда скорости при пересечении Атлантического океана. Но Cunard Line не собиралась останавливаться. Успехи немцев не давали британцам покоя – пришла пора померяться силами с конкурентами.

Британские войны

Результатом “войны скоростей” стали два известных лайнера. Вы наверняка слышали их имена – RMS Lusitania (Лузитания) и RMS Mauretania (Мавретания). Cunard Line удалось создать лайнеры, которые превосходили конкурентов в скорости. Шутка ли, RMS Mauretania удерживала рекорд скорости около 20 лет. 240-метровые лайнеры быстро обрели заслуженную популярность.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

RMS (Royal Mail Ship) – это префикс для названий судов, который был принят в Великобритании в 1840 году. Этим префиксом помечались суда, компании-владельцы которых заключили договор с Британской королевской почтой. С конца XX века почту стали доставлять преимущественно самолетами.
Немного в стороне от гонки скоростей оставалась одна очень интересная и важная для истории судоходная компания. Британская компания White Star Line отличалась от других компаний своего времени тем, что делала упор на роскошь своих судов. Скорость хоть и была важной составляющей, но пышность убранства была в приоритете.

Когда RMS Lusitania и RMS Mauretania уже вовсю бороздили Атлантику, White Star Line понимала, что необходимо дать достойный ответ судам Cunard Line. Однако состязаться в скорости с Lusitania и Mauretania было уже бессмысленно – как покажет история, Cunard Line действительно удалось создать одни из самых быстрых лайнеров своего времени.

Оставалось конкурировать в роскоши. И вот, в 1907 году, два человека решили создать нечто особенное. Нечто такое, что войдет в историю.

Начало легендарной истории

В 1907 году Джозеф Брюс Исмей и Уильям Пирри собрались для обсуждения того, чем затмить Cunard Line с их пароходами Lusitania и Mauretania. Первый, Брюс Исмей, был президентом и владельцем White Star Line, а второй, Уильям Дж. Пирри, был директором верфи Harland & Wolff, которая долгие годы сотрудничала с White Star Line.

Тогда Исмей и Пирри пришли к мысли, что нужно создать нечто особенное. “Нечто особенным” стали три судна, гигантских трансатлантических лайнера. Так как до того не существовало настолько больших и роскошных лайнеров, то было решено создать целый отдельный класс – Olympic.

Первый лайнер носил в качестве названия наименование класса – RMS Olympic. Второй лайнер было решено назвать RMS Titanic, а третий назвали RMS Britannic. Исмей и Пирри изначально думали над созданием четверки судов, однако позже пришли к выводу, что для непрерывного курсирования через Атлантику хватит и трех гигантских лайнеров. Кроме того, согласно плану, сначала должны были быть построены RMS Olympic и RMS Titanic, а затем должен быть спущен на воду третий “брат”.

Путаница с именами

Несмотря на то, что среди историков и интересующихся людей популярна теория про то, что суда названы в честь разных народов греческих мифов – олимпийцев, титанов и гигантов – реальная мотивация создателей судов во время выбора имен остается неизвестной. В ходе подготовки данного материала было обнаружено, что RMS Britannic если и носил имя Gigantic (олицетворяя собой народ гигантов), то только на протяжении недолгого периода и в неофициальной документации. Официально же RMS Britannic никогда не назывался иначе.



ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

В английском языке слово «ship» (в значении судно, корабль) имеет женский род. Поэтому три лайнера класса Olympic были именно «sisters», т.е. «сестрами». В русском и украинских вариантах, когда речь заходит про героев сегодняшнего материала, чаще можно встретить вариант «суда-побратимы», «лайнеры-братья».
Более того, по тогдашней моде (1901-1918)  каждая судоходная компания по-своему называла свои суда, чтобы их легко можно было идентифицировать на слух. Так, суда компании Cunard Line в названии имели окончание -ia (Lusitania, Mauretania, Carpathia, Slavonia), а White Star Line использовала окончание -ic (Oceanic, Adriatic).

Вероятнее всего, имена Olympic и Titanic должны были просто вызывать у пассажиров ассоциации чего-то большого, надежного и роскошного, без сложных поисков глубинных отсылок на греческие мифы.

Строительство и реклама

Первых двух “гигантов” начали строить в 1908 (RMS Olympic) и 1909 (RMS Titanic) годах. Olympic и Titanic строились практически одновременно, на соседних стапелях. Согласно плану, первым должен был быть спущенным на воду Olympic и его место в доке занял бы Britannic.

В октябре 1910 года Olympic был спущен на воду и уже через полгода, в июне 1911, был введен в эксплуатацию. Буквально за ним спешил Titanic. Уже в мае 1911 года Titanic был спущен на воду, а в начале апреля 1912 года введен в эксплуатацию.

Рекламная кампания была помпезной. Интересно, что главным действующим лицом был именно Olympic, а не Titanic. RMS Olympic был своеобразным флагманом класса и наиболее популярным судном из троицы. Несмотря на то, что Titanic был немного больше “старшего брата” и роскошнее, а также претерпел ряд конструкторских изменений, Olympic оставался “звездой вечера”.

До широко известной трагедии суда класса Olympic позиционировались как “непотопляемые”. Непотопляемость гарантировали 16 водонепроницаемых отсеков и 12 герметичных дверей. Лайнеры должны были пережить затопление четырех отсеков и при этом сохранять способность двигаться по заданному курсу. А при повреждении днища попаданию воды в отсеки препятствовало двойное дно.

Другой мерой безопасности должны были стать шлюпки. Согласно тогдашнему международному морскому законодательству, количество шлюпок рассчитывалось не по количеству людей на борту, а по тоннажу судна. Таким образом, на судах с тоннажем свыше 10 000 т должно было быть 16 шлюпок. В результате, на борту Olympic (водоизмещение 52 067 т) и Titanic (водоизмещение 52 310 т) было даже немного больше шлюпок – 20 штук.

Все три лайнера были беспрецедентно роскошными по меркам своего времени. На борту каждого из них были:

– обеденные салоны;

– корт для игры в сквош;

– ресторан «À La Carte»;

– полноценные лифты;

– курительные комнаты;

– гимнастические залы;

– плавательный бассейн;

– турецкие бани;

– библиотеки.



RMS Olympic и RMS Titanic буквально задали тренд и установили стандарты того, какими должны быть роскошные лайнеры.

Трагедия RMS Titanic

Подробно останавливаться на затоплении не будем, но упомянем про главные моменты истории. Итак, с уверенностью сегодня можно утверждать о том, что в трагедии непосредственных виновников нет.



Ни капитан Смит, которого обвиняли в халатности, ни Брюс Исмей, который стал объектом осуждения сначала из-за того, что был мужчиной и выжил, а затем из-за того, что якобы подгонял капитана и вынуждал “бить рекорды скорости”, ни радисты, ни другие члены экипажа не были виновниками катастрофы.

Вся история затопления Titanic это огромная цепочка трагических случайностей, которая привела к катастрофе. Что следует помнить о трагедии, которая случилась ночью 15 апреля 1912 года:

1. Радист получил 7 предупреждений об айсбергах и ледовых полях, но только 4 дошли до мостика – на протяжении всего 14 апреля радиостанция Titanic получала предупреждения об опасности в районе следования, но должного внимания со стороны экипажа эти предупреждения не получили. Почему? Потому что никто всерьез не отнесся к опасности, которую представляют айсберги. Последнее крушение судна из-за столкновения с айсбергом случилось за 50 лет до трагедии на Titanic. Особенно важным было последнее сообщение об айсбергах, которое было получено за полтора часа до столкновения. Оно также не дошло до мостика.

2. Titanic действительно был сконструирован по последнему слову техники безопасности – главной проблемой стало то, что переборки судна не доходили до палубы, что привело к тому, что вода затопляла один отсек, а затем переливалась в другой. Никто не мог себе представить такие последствия встречи с айсбергом. В других ситуациях, как показала эксплуатация Olympic, судно более чем надежно.

3. Шлюпок не хватало, а экипаж и пассажиры не проходили инструктаж по действиям в чрезвычайной ситуации – еще одна трагическая случайность, которой не должно было быть. Сроки рейса поджимали, команду собирали впопыхах, а высшее руководство было уверено в надежности судна. Несмотря на то, что офицерский состав собрался достойный, некоторые офицеры до того не служили на судах класса Olympic. Про инструктаж по действиям в чрезвычайной ситуации также говорить не приходится. Результатом стали сложности при спуске шлюпок на воду. Одним из главных последствий затопления Titanic стал пересмотр международного законодательства относительно числа шлюпок на борту.

На фото: вероятный «виновник» катастрофы – айсберг со следами свежей красной и черной краски. Фото сделано 16 апреля с борта судна «Принц Адальберт»

4. Погодные условия усложнили работу впередсмотрящих – в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в Северной Атлантике было удивительно тихо и спокойно. Луны не было, но звезды светили достаточно ярко. Однако этого было недостаточно для того, чтобы практически в полной темноте увидеть т.н. “черный” айсберг (айсберг, который перевернулся своей подводной, более темной частью, вверх). Существует версия, что впередсмотрящие в ту ночь сначала увидели не сам айсберг, а “нечто более темное на фоне остального неба”, что подтверждает теорию о “черном” айсберге.

5. Корпус RMS Titanic не был пробит – существует расхожее мнение, что корпус Titanic был пробит, но это не так. В результате столкновения айсберг деформировал корпус Titanic таким образом, что стальная обшивка не выдержала и прогнулась, образовав зазоры. В общей сложности суммарная длина “пробоин” составила 91 метр.

Главной причиной такого количества жертв стало недостаточное количество шлюпок на борту. Кроме того, дрейфующее неподалеку судно Californian также могло прийти на помощь, но экипаж слишком легкомысленно отнесся ко всем сигналам тревоги, поступающим от Titanic.

В целом, действия экипажа, несмотря на его неподготовленность, непрофессиональными назвать нельзя. Все члены экипажа – от кочегаров до судоводителей – делали все возможное, чтобы спасти как можно больше людей. До последних мгновений экипаж героически помогал пассажирам всех классов добраться до шлюпок.

Проклятый лайнер

Вокруг Titanic успело сформироваться гигантское количество мифов. Степень их серьезности разнится, но в целом ни один из популярных мифов не был подтвержден. Напротив, они регулярно развенчивались. Так, долгое время считалось, что Titanic ушел под воду целым, несмотря на заявления очевидцев, что он разломился на две части. Подводная экспедиция 1985 года показала, что это не так.

Также считалось, что вместо Titanic затонул Olympic и все это было подстроено компанией White Star Line для получения страховых отчислений. Однако этот миф не выдерживает критики из-за того, что Titanic достаточно сильно визуально и менее серьезно конструкционно отличался от “старшего брата”.

Также народ с особым усердием принялся сочинять другие теории о том, что лайнер, мол, был изначально проклятым. Вон, на борту и мумию перевозили египетскую, и знамения во время спуска на воду были, и… Впрочем, вы и сами вероятно слышали пару-тройку подобных теорий. И хотя эти мифы все же остаются просто догадками, в глазах общественности RMS Titanic действительно оставался проклятым лайнером.

Еще одним известным мифом является т.н. “классовая дискриминация”, из-за которой пассажиры третьего класса якобы не допускались на шлюпки, а первым делом экипаж спасал пассажиров первого класса. Этот миф является правдой лишь отчасти, но не из-за какого-то пренебрежительного отношения членов экипажа к малоимущим пассажирам.

Да, большую часть спасенных составляли именно пассажиры первого класса, но только по той причине, что их каюты располагались ближе всего к шлюпочной палубе. Женщинам и детям из третьего класса не препятствовали в посадке на шлюпки.

Что же касается значимости трагедии, то сегодня люди не совсем верно оценивают влияние крушения Titanic. Да, общество начала XX века было потрясено масштабом катастрофы – до этого еще никогда не тонуло столько людей в одном месте (около 1500 человек). Но потопления судов схожего размера случались и до этого. В этом смысле Titanic не стал чем-то особенным.

Влияние катастрофы на безопасность судоходства

Однако именно количество жертв приковало всеообщее внимание к лайнеру. Однажды кто-то выдал очень мрачную шутку: “Titanic погубил полторы тысячи человек, но спас миллионы”. И в этом есть доля правды. Не только White Star Line в спешном порядке модифицировала два оставшихся лайнера класса Olympic, но и международные инстанции приняли опыт трагедии во внимание.

Так, наконец, начали брать на борт шлюпки не по тоннажу судна, а по количеству людей на борту, надзор за соблюдением правил техники безопасности стал на порядок жестче.

С 1912 года ВМС США также начали усиленно отслеживать дрейфующие льды и оповещать о них суда, которые заходили в опасные районы. Со временем ответственность за наблюдением переложили на Береговую охрану США. В общем и целом, трагедия RMS Titanic навсегда изменила подход к правилам техники безопасности на гражданском флоте.

Забытый и покинутый

Менее трагично, но не менее драматично сложилась судьба RMS Britannic. После крушения Titanic еще не спущенный на воду Britannic в спешном порядке модернизировался с учетом обновленных правил техники безопасности. Его строительство было приостановлено и инженеры начали вносить изменения в конструкцию.

Главным обновлением стало добавление дополнительного отсека и еще одной переборки – 17 переборок вместо 16 на Olympic и Titanic. Кроме того было добавлено еще 28 шлюпок.

Работа над RMS Britannic шла медленно. Компания White Star Line и верфь Harland & Wolff терпели убытки и переносили спуск на воду несколько раз. Под конец строительства Britannic во всем превосходил предыдущие лайнеры класса Olympic. Он был больше, быстрее и роскошнее.



Увы, Первая мировая война изменила судьбу судна – Britannic так и не совершил ни единого коммерческого рейса. Естественно, ни о какой рекламной кампании больше речь не шла. RMS Britannic остался коммерческим судном только на страницах рекламных буклетов.

Война и крушение HMHS Britannic

С самого начала войны судно было поставлено на прикол в Белфасте. В ноябре 1915 года Britannic был реквизирован правительством в качестве госпитального судна. В том же месяце Britannic был введен в эксплуатацию и получил префикс HMHS.

На фото: HMHS Britannic в госпитальной раскраске (белые борта, зеленая линия и красные (или зеленые) кресты, трубы окрашены в желтый цвет).

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

HMS – еще один префикс для обозначения судов, но уже Королевского военно-морского флота Великобритании. Расшифровывается как “Her (или His) Majesty’s Ship” – Корабль Ее/Его Величества. В случае с Britannic добавлялась буква H – Hospital (госпитальное).
В качестве госпитального судна Britannic успел отходить по водам Средиземноморья около года. Он исправно выполнял задачи по эвакуации солдат и гражданских до ноября 1916 года.

21 ноября 1916 года HMHS Britannic шел на скорости 20 узлов между островами Кея и Макронисос, Греция. Именно здесь судно подорвалось на мине. Спустя 55 минут лайнер ушел на дно Эгейского моря. С борта судна спаслась большая часть экипажа и пассажиров, погибло всего 30 человек.

Шлюпок на борту было в достатке, эвакуация прошла относительно спокойно. Кроме того, температура воды в тот момент составляла более 20 C, что также дало возможность даже упавшим за борт людям спокойно добраться до ближайших шлюпок.

Судьба RMS Olympic

Olympic с самого начала был обласкан вниманием общественности. Несмотря на то, что и Titanic, и Britannic были лучше, больше и роскошнее “старшего брата”, именно RMS Olympic было суждено относительно спокойно завершить карьеру спустя 24 года после спуска на воду.

За все время эксплуатации лайнер столкнулся с несколькими трудностями. Во-первых, камнем преткновения стали постоянные модернизации лайнера. Стоимость каждого ремонта была нешуточной, на содержание судна White Star Line и верфь Harland & Wolff тратили миллионы фунтов стерлингов. Одной из самых дорогостоящих модернизаций стало переоборудование котельных и замена угольных бункеров на цистерны с жидким топливом. Также были изменены и обновлены шлюпки.

Второй проблемой для Olympic стали морские происшествия с непосредственным участием лайнера. Еще до первого рейса судно не разминулось с военным кораблем HMS Hawke, в результате чего получило огромную 14-метровую пробоину по правому борту. Нос корабля Hawke после столкновения был, что называется, “всмятку”. К счастью, никто не пострадал.

Периодические столкновения с меньшими судами не помешали Olympic по праву продолжать перевозить тысячи людей регулярными рейсами через Атлантику. Однако Первая мировая, как и в случае с Britannic, поменяла планы.

Военная карьера

На протяжении всей Первой мировой Olympic зарекомендовал себя как маневренный и надежный лайнер. Не раз и не два Olympic приходил на помощь в качестве гуманитарного судна, спасая жизни тысяч солдат. Служба в Средиземном море продлилась недолго, что и стало залогом дальнейшей удачной карьеры. Olympic отправили нести службу в Северной Атлантике.



Лайнер использовался в качестве транспортного судна на маршруте Галифакс-Великобритания. Именно в британских водах произошел вероятно самый известный “подвиг” лайнера. Проходя Ла-Манш, экипаж Olympic заметил немецкую подлодку U-103. Быстро и скоординировано экипаж начал атаковать подлодку орудием на борту.

Когда капитан подлодки понял, что в прямом столкновении с гигантом не выстоять, то принял решение погрузиться под воду и сбежать. Увы, подлодка не была быстрой настолько, чтобы скрыться от Olympic. В тот день за штурвалом был опытнейший штурман – капитан Хейс. Он славился своими навигационными навыками и отвагой. Под его командованием гигантский лайнер весом 46 359 регистровых тонн на полном ходу смог протаранить подлодку. Выживших немцев подобрал американский военный корабль.

После тарана Olympic отделался совсем легкими “травмами”. Форштевень был немного погнут, но пробоин или протечек не было. Это был триумф лайнера, а капитана Хейса встречали в порту чуть ли не с овациями.

Удачливый, любимый, благословленный

После войны Olympic вернулся к коммерческим рейсам. Время от времени его модернизировали, иногда лайнер попадал в аварии, но всегда продолжал достойно нести свою службу на гражданском флоте.

Предпоследнему капитану Olympic Маршаллу предложили перейти на другое судно компании  White Star Line – RMS Majestic. На тот момент именно он считался самым большим судном в истории. Перед тем, как передать лайнер капитану Паркеру, Маршалл сказал: “Полагаю, это честь для меня [стать капитаном Majestic], ведь это самый большой лайнер в мире, но вам, Паркер, я оставляю лучший”.

И в этой фразе сконцентрировано все отношение людей того времени к Olympic. Гигантский, как сама гора Олимп, надежный, удачливый и просто “самый-самый”. Именно Olympic был воплощением всего одноименного класса.

За все время своего существования Olympic не раз попадал на первые полосы газет. Нередко это происходило в связи с инцидентами (вспоминаем HMS Hawke), но не менее часто он был лицом рекламных кампаний и сохранял образ четырехтрубного лайнера.

Днем 11 сентября 1935 года RMS Olympic в последний раз вышел из гавани Саутгемптона и отправился на разборку и утилизацию. Главный инженер судна отмечал, что несмотря на то, что судно отправили на слом, его двигатели “были также исправны, как и в день спуска на воду”.

Стиль и образ лайнеров класса Olympic

Нельзя недооценивать тот вклад, который сделали компания White Star Line и верфь Harland & Wolff. Именно эти компании создали узнаваемый образ четырехтрубного лайнера. Да, до троицы “олимпийцев” существовали и другие лайнеры, которые внешне очень походили на творение Harland & Wolff, но именно Olympic, Titanic и Britannic дополнили внешний образ богатым внутренним убранством и непревзойденным дизайном, который даже сейчас вызывает восторг.

Лайнеры компании White Star Line, несмотря на трагическую судьбу, все же действительно были “лайнерами мечты”. Это были мечты их создателей – про самые большие и роскошные суда на планете. Это были и мечты миллионеров – про стильные и мощные лайнеры, выводящие путешествия на новый уровень комфорта. Это были мечты среднего класса – про достойные условия плавания и приятные круизы. Это были мечты пассажиров третьего класса – про билет в новую жизнь в новой стране, куда с невероятной скоростью их доставил бы новый, еще пахнущий свежей краской лайнер.

Кто-то из журналистов после крушения Titanic писал, что “закончилась эпоха оптимизма и самонадеянности”. Но главным символов класса все еще оставался Olympic и, по скромному мнению автора, реальный конец эпохи пришелся именно на выведение из эксплуатации “старшего брата”.

И все же, в глазах общественности Titanic не просто стал именем нарицательным, но и символом надменности, самонадеянности и гордыни. Доля правды в этом есть. Однако не стоит забывать, что все три судна серии заложили новый стандарт роскоши и комфорта не только для кают первого класса, но и удобства для пассажиров третьего. Да, условия отличались, но именно на лайнерах класса Olympic пассажиры третьего класса чуть ли не впервые в истории могли достойно провести рейс.

Явного пренебрежения или плохого сервиса на нижних палубах, где и были каюты третьего класса, не наблюдалось. Напротив, каюты третьего класса никогда не позиционировались как места для бедных или малоимущих. Тут подавали достойную пищу, на прогулочных палубах было много места, а каюты были опрятными и чистыми. И на заметку – каюты т.н. “третьего класса” на борту Titanic соответствовали каютам второго класса на других лайнерах. Питание входило в стоимость билета.

В любом случае, все три гиганта имели необычайно интересную, порой трагичную судьбу. Эти лайнеры действительно были символом надежды, символом воли и отваги. Спустя столетие трагедия Titanic отзывается в сердцах всех неравнодушных, подвиги Britannic заставляют восторгаться самоотверженностью экипажа во время войны, а спокойная служба Olympic дает возможность увидеть какой бы была судьба суперлайнеров класса Olympic, если бы не череда трагических и порой нелепых совпадений.

Подводный туризм

Судьба лайнеров компании White Star Line будоражила умы не одного поколения. В целом, волн интереса к Titanic было несколько. Первая пришлась на период сразу после катастрофы, вторая началась в 1950-х с выходом книги Уолтера Лорда “Последняя ночь” и последовавшим за ней одноименным фильмом. Затем общественность встрепенулась после выхода легендарного фильма Titanic авторства Джеймса Кэмерона. Последняя (текущая) волна интереса наступила после крушения лайнера Costa Concordia в 2012 году.

Однако энтузиасты практически сразу после затопления Titanic предпринимали попытки раскрыть тайну кончины лайнера. Семьи миллионеров, погибших в катастрофе, предлагали миллионы (в пересчете на сегодняшний курс миллиарды) долларов за то, чтобы поднять останки судна со дна. Увы, в 1912 году таких технологий не существовало.

Годами судьба Titanic не давала покоя не только обывателям, но и искателям приключений и мародерам. Удача улыбнулась лишь океанографу Роберту Балларду в 1985 году. Спустя 73 года после крушения обломки были обнаружены в изрядно обветшалом состоянии. После этого, с разной периодичностью, к обломкам спускались различные экспедиции. Со дня обнаружения Titanic на дне Атлантики на поверхность были возвращены некоторые вещи пассажиров, части внутреннего убранства и даже 17-тонный кусок обшивки.

С развитием технологий коммерческие экскурсии были лишь вопросом времени. И вот, в 2009 году была основана компания OceanGate. Компанию создал Стоктон Раш – инженер и предприниматель. OceanGate занималась организацией и проведением экскурсий под водой на различные глубины. Постепенно компания расширялась, приобретались новые аппараты и конструировались собственные. Цены за билет росли и уже в 2012 году максимальная стоимость составляла 40 000 долларов. OceanGate так бы и осталась компанией, широко известной в узких кругах, если бы не амбиции Стоктона.

Создание Titan

Первым подводным аппаратом, произведенным OceanGate, стал Cyclops. Изначально планировалось, что “Циклоп” будет изготовлен из углеродного волокна, но со временем от идеи отказались в пользу корпуса из стали. Спустя несколько лет, в 2016 году Стоктон решил, что пора взяться за Cyclops 2, но на этот раз сделать субмарину из углеродного волокна.



В декабре 2016 были заказаны первые титановые компоненты для Cyclops 2. Уже в январе 2017 OceanGate заключила контракт с Spencer Composites. Условием сделки было создание корпуса для Cyclops 2 из углеродного волокна.

В марте 2018 было принято решение переименовать Cyclops 2 в Titan. Спуск на воду и испытания проводились в том же году.

“Он непотопляем”

Заявленной глубиной погружения Titan было 4000 м. На эти глубины аппарат спускался во время испытаний в 2018 и 2019 годах. Казалось бы, тогда проблем не возникло. Более того, Titan с пассажирами на борту провел несколько погружений к Titanic в период между 2020 и 2023 годами.

СОКРЫТИЕ ПРОБЛЕМ БАТИСКАФА TITAN

Проблемы сопровождали Titan на протяжении всех его погружений. Во время недавних экспедиций Titan потерял связь с поверхностью приблизительно на час. Другой инцидент случился когда неправильно закрепленный двигатель заставит батискаф вращаться вокруг своей оси. Это были не единичные случаи, а регулярные проблемы, о которых широким массам не сообщалось.

Однако в этот период ряд экспертов предупреждали Стоктона и OceanGate про проблемы в устройстве аппарата. Titan погружался под воду в международных водах и на него не распространялись общепринятые меры безопасности, чем и пользовался Стоктон. Неоднократно в интервью он прямо говорил, что нарушил некоторые принципы безопасности не только во время погружения, но и в процессе проектирования аппарата.

Еще в 2018 году Общество морских технологий направило OceanGate открытое письмо с выражением “единогласной обеспокоенности разработкой субмарины Titan”. И такие письма не были единичными – Стоктон регулярно получал предупреждения об опасности и недостаточной изученности поведения углеволокна на таких глубинах. В то же время сам Стоктон периодически названивал авторам писем и тщетно пытался убедить их в том, что “технологические стандарты производства и безопасности лишь тормозят инновации”.

В какой-то момент в разговоре с Робом Маккаллумом (океанограф и исследователь глубин) Раш непонимающе жаловался: “[Я] так устал от игроков отрасли, которые пытаются использовать аргумент безопасности, чтобы остановить инновации. Мы слишком часто слышали беспочвенные обвинения: “Ты собираешься кого-нибудь убить!” Я воспринимаю это как личную обиду”. Для справки: перед этим Маккаллум, как и другие опытные исследователи, пытался отговорить Стоктона от погружений или хотя бы довести аппарат до ума.

Пропажа субмарины

Стоктон продолжал собирать деньги и продавать билеты на будущие погружения на борту Titan. 16 июня 2023 года судно Polar Prince с батискафом Titan на борту отправился в сторону точки погружения. Минувшая зима на Ньюфаундленде (регион) была очень холодной и злой, в результате чего “погодное окно” для безопасного погружения было очень небольшим по времени.

Утром 18 июня, в 9:30 по местному времени, было начато погружение Titan. Первые полтора часа Titan выходил на связь с Polar Prince каждые 15 минут, но в 11:15 связь оборвалась. Экипаж Polar Prince не придал этому особого значения, ведь это был не первый подобный инцидент.

Согласно расписанию, Titan должен был подняться на поверхность в 16:30. Однако уже в 19:10 Береговая охрана США получила уведомление о пропаже подводного аппарата. Следующие шесть дней вся планета следила за судьбой Titan и его поисками. В первые дни считалось, что у аппарата отказало управление, но запасов воздуха хватит еще на 96 часов – к этому времени должны были подоспеть спасатели. Однако все оказалось гораздо трагичнее.

Поиски Titan и реакция общественности

Сказать, что в период между 18 и 23 июня интернет стоял на ушах, это не сказать ничего. Поток новостей в перемешку с мемами не прекращался, казалось бы, ни на секунду. Один из пользователей TikTok писал в комментариях под видео о батискафе: “А представьте, если бы Titanic затонул сегодня, а не сто лет назад”. И правда, интересный вопрос.

На протяжении дней Интернет с интересом наблюдал за обновлением информации о поисках от береговой охраны. Среди первых и, как оказалось, самой правдивой версией стала теория о том, что батискаф просто взорвался в первые часы погружения. Но люди не хотели верить в такой исход.

“Я ТАК УСТАЛ ОТ ИГРОКОВ ОТРАСЛИ, КОТОРЫЕ ПЫТАЮТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ АРГУМЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ, ЧТОБЫ ОСТАНОВИТЬ ИННОВАЦИИ".
- Стоктон Раш

Напряженные поиски длились почти 6 дней. Точно можно сказать только то, что равнодушных к этой истории практически не было. Кто-то считал созданные мемы аморальными, но находились и те, кто радовался смерти пассажиров. Короче говоря, мир разделился даже не на два, а на множество лагерей, у каждого из которых была своя правда и свой взгляд на происшествие. 

Около 4:00 часов утра были найдены обломки батискафа Titan на глубине около 3800 метров. Буквально в 500 метрах лежат останки Titanic. Согласно предварительным результатам расследования и анализа обломков, Titan взорвался вследствие имплозии корпуса. Судя по всему, смерть экипажа батискафа была мгновенной.

Кроме того, на данный момент считается, что гибель батискафа произошла еще до начала каких-либо поисковых работ. Утром 18 июня система акустического обнаружения ВМС США обнаружила акустический сигнал, который прозвучал через несколько часов после погружения Titan. Из этого можно сделать вывод, что батискаф взорвался в самом начале погружения.

Причины катастрофы

Пока что расследование продолжается. Но уже сейчас можно сделать несколько выводов:

1. Ненадежность конструкции – создатели OceanGate получали десятки предупреждений о том, что конструкции их подводных аппаратов не соответствуют технике безопасности, но вместо доводки и/или переработки своих батискафов, компания лишь угрожала исками тем, кто осмелился усомниться в их надежности.

2. Карбон не предназначен для таких погружений – Джеймс Кэмерон (режиссер Titanic), а также ряд других, более авторитетных экспертов говорят о том, что карбон не предназначен для погружений на такие глубины. Даже при условии 10 успешных погружений, судьба аппарата на 11 будет под вопросом. Композиты и карбон недостаточно изучены в отличие от стали и других материалов, которые годами используются для создания подводных аппаратов.

В принципе, в случае с Titan этого уже достаточно, чтобы сделать выводы. Делаем небольшой прогноз – в результате расследования вскроются факты преступной халатности всей OceanGate, а также лично Стоктона Раша. Каких-либо новых шокирующих подробностей, вероятно, мы уже не узнаем.

Джойстик… Да, джойстик! Точнее геймпад. Многие шутят, что причиной затопления стало то, что субмарина управлялась геймпадом фирмы Logitech, который предназначен для компьютерных игр. На субъективный взгляд автора, геймпад модели Logitech F710 был одним из самых надежных вещей на борту Titan.

В отличие от композита в качестве материала для корпуса, геймпады Logitech проходят всю необходимую сертификацию – существует неоднократные свидетельства того, что геймпад этой модели переживает прямой удар об стенку без критичных повреждений. Кстати, использование подобных контроллеров не является чем-то необычным для таких небольших субмарин как Titan.

Жертвы

Сейчас на дне Атлантики, буквально в 500 метрах от гигантской братской могилы под названием Titanic появилась новая, немного более скромная. В результате аварии погибли:

– Стоктон Раш – основатель и исполнительный директор OceanGate.

– Поль-Анри Наржоле – бывший командующий ВМС Франции, водолаз, а также директор компании RMS Titanic, Inc., которая владеет правами на поднятие обломков судна.

– Гемиш Гардинг – британский бизнесмен, летчик и космический турист. Один из нескольких людей на планете, который спускался в Марианскую впадину и летал в космос.

– Шахзада Давуд – британо-пакистанский бизнесмен.

– Сулеман Давуд – сын Шахзада, студент.

Самое страшное в истории с Titan – самоуверенность, которая привела к гибели людей. Стоктон Раш может быть десятки раз виновен в том, что нарушал правила техники безопасности, но беда в том, что поплатились за это другие люди. Новую подлодку можно построить, а вот вернуть к жизни людей, увы, нельзя.

Эпилог

Titanic поразил мир масштабами катастрофы, но ненадолго – буквально через 5 лет взорвалось судно “Монблан”, унеся с собой 2 000 душ, а под занавес Второй мировой было торпедировано судно Wilhelm Gustloff. Тогда погибло около 9000 людей.

Однако Titanic оставил свой значимый след в культуре всей нашей цивилизации. Узнаваемый четырехтрубный силуэт, кажется, знаком каждому. В трагедии Titanic не виноват никто напрямую, но по итогу участвовали все – от капитана Смита до рабочих верфи Harland & Wolff. В конечном итоге, гибель лайнера это лишь стечение обстоятельств.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2972 Сообщений
grebenshch
595 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 526
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Апрель 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 [27]
28 29 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal