collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Кригсмарине и комплекс неполноценности  (Прочитано 1846 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


День 17 марта 1941 года оказался не самым обычным в истории Битвы за Атлантику. Немцы потеряли лодки сразу двух лучших подводных асов: U 99 корветтен-капитана Кречмера и U 100 капитан-лейтенанта Шепке. Англичане же, избавившись от двух злейших врагов, производивших опустошение среди атлантических конвоев, получили вдобавок интересный «бонус». На месте гибели U 100 они выловили из воды пленного, подобные которому, по их признанию, ещё ни разу не попадались с начала войны. Это был ранее незнакомый англичанам тип немецкого офицера, который… «не страдал комплексом неполноценности».

Конец «Чёрной пантеры»

Несомненно, Йоахим Шепке был талантливым подводником. На протяжении полутора лет войны он не раз своими действиями подтверждал своё звание подводного аса. Его лодка U 100, несущая эмблему в виде чёрной пантеры, возвращалась на базу с вымпелами на перископе, означавшими потопленные суда, из каждого похода. Шепке прекрасно справлялся со всеми опасностями, ему не были страшны глубинные бомбы английских кораблей и самолётов. Чтобы вывести такого аса из игры, противнику нужно было применить новые эффективные средства, перед которыми опыт и удача Шепке оказались бы бессильны.



Эсминец «Вэнок» в искажающем силуэт камуфляже, лето 1941 года. Вступивший в строй ещё в 1917 году, старый корабль прошёл всю Вторую мировую войну. Кроме лодок Шепке и Кречмера, в активе «Вэнока» участие в уничтожении лодки U 392 16 марта 1944 года (Imperial War Museums)

Таким средством оказалась радарная установка Тип 286, установленная на эсминец «Вэнок» (HMS Vanoc), который поставил точку в карьере и жизни командира U 100 17 марта 1941 года. «Вэнок» был частью эскорта большого конвоя HX-112, охраняя его на финальном отрезке пути из канадского Галифакса перед прибытием в Ливерпуль. Этот конвой был обнаружен подлодкой U 110 капитан-лейтенанта Фрица-Юлиуса Лемпа (Fritz-Julius Lemp) днём 15 марта 1941 года в 150 милях к югу от Исландии. Лемп доложил о своей «находке» Дёницу, и командующий подключил к преследованию конвоя другие лодки, включая U 99 Кречмера и U 100 Шепке.

Небольшая «волчья стая» начала атаку вечером 16 марта, однако успехов смогли добиться только Кречмер и Лемп. Кречмер, верный своей тактике, пробрался внутрь ордера конвоя, где, расстреляв все торпеды, смог поразить шесть судов, пять из которых затонули. Лемп смог торпедировать один танкер, который остался на плаву. Шепке же категорически не везло — когда к вечеру того же дня U 100 подошла к конвою и собралась прорваться внутрь ордера, за её кормой появился эсминец, вынудивший лодку погрузиться и оставаться под водой почти час.

Когда U 100 всплыла, Шепке решил снова попытать счастья в атаке, однако спустя некоторое время лодка вторично была обнаружена эсминцем и загнана им под воду. Последовавшая атака глубинными бомбами не нанесла U 100 никаких повреждений. Оторвавшись от преследователя, Шепке всплыл и обнаружил, что находится уже вне ордера, а конвой удаляется в темноту, оставив два или три эсминца разбираться с подводными лодками.

Такое количество противников удивило подводного аса, так как некоторое время назад Кречмер передал в эфир, что конвой охраняется всего тремя кораблями эскорта. Шепке же считал, что их было не меньше восьми. U 100 снова уклонилась от эсминцев погружением, однако на этот раз удача ей изменила — в 01:30 (здесь и далее время по Гринвичу) эсминец «Уокер» (HMS Walker) с помощью гидролокатора получил устойчивый контакт с подводной целью и сообщил об этом на соседний «Вэнок». Оба корабля устроили лодке Шепке настоящий ад, совершив за последующий час четыре точных бомбометания и сбросив на голову немцам около 30 глубинных бомб.



Напарник «Вэнока», эсминец «Уокер», в неспокойном море, 1939-1945 гг. Вошедший в строй Королевского флота ещё в начале 1918 года корабль успел принять участие в Первой мировой войне, в интервенции в Советскую Россию, а потом, как и «Вэнок», честно отслужил всю Вторую мировую, сопроводив не один десяток конвоев (Imperial War Museums)

Лодка получила повреждения сразу после сброса первой серии бомб: из строя вышли помпы, был разбит ряд приборов, повреждены рули глубины, топливно-балластные цистерны и баллоны с воздухом высоко давления. Тем не менее Шепке, стараясь уклониться от взрывов, погружался всё глубже и глубже, пока лодка не достигла 230 метров. Эта глубина была рекордной: до этого ещё ни одна немецкая подлодка не погружалась так глубоко! Однако эсминцы не уходили с места атаки, так как на поверхности ощущался сильный запах нефти, а шумопеленгаторные станции фиксировали шипение воздуха, травившего из баллонов лодки.

Выбор у Шепке был невелик: всплывать или ждать, пока огромное давление воды сомнёт лодку в лепёшку. Подводный ас решил всплыть и дать бой. Хотя торпедные аппараты не были готовы к стрельбе, он надеялся, что ему хватит времени перезарядиться и атаковать эсминцы. Лодка появилась на поверхности приблизительно в 03:05–03:10, всплыв всего в 500 метрах от «Вэнока», который обнаружил её с помощью радара. По мнению американского историка Клэя Блэйра, это был первый случай, когда немецкая подлодка была обнаружена радаром эскортного корабля. Англичане среагировали быстро: эсминец дал полный ход и пошёл на таран.



Вид на атлантический конвой с борта эсминца «Вэнок» (Imperial War Museums)

Однако Шепке и не помышлял о сдаче. Из-за потери топлива U 100 не смогла запустить дизели, поэтому пришлось полагаться на электромоторы, которые тоже работали с перебоями. Он приказал дать правым электромотором полный назад, хотя, наоборот, надо было дать полный вперёд — это позволило бы не допустить столкновения с эсминцем и приготовиться к торпедной атаке. Шепке быстро понял свою ошибку, но время было потеряно — противник быстро приближался. Сначала подводный ас предполагал, что эсминец всё-таки проскочит за кормой лодки, но понял, что таран неизбежен. Его последним приказом экипажу стала команда надеть спасательные жилеты и прыгать за борт.

Некоторые из членов экипажа U 100 по собственной инициативе хотели дать последний бой — несколько человек бросились к зенитке на мостике, чтобы открыть огонь по эсминцу. Однако их товарищи криками отговорили смельчаков от такой затеи, опасаясь, что в случае оказания сопротивления англичане не станут их подбирать. Приблизительно в 03:18 нос «Вэнока» врезался в U 100 в районе рубки, сминая всё на своём пути. Шепке не повезло: во время тарана он находился на мостике, удар пришёлся в то место, где стоял подводный ас, и он был почти раздавлен носом эсминца. После этого подлодка быстро затонула, унося своего командира на дно Атлантики.



Сброс глубинных бомб с кормы эсминца «Вэнок» (Imperial War Museums)

Сразу после этого «Вэнок» начал подбор немцев из воды, приняв на борт шесть человек. Однако сразу после начала спасения немцев была обнаружена ещё одна подлодка, и «Вэнок» пошёл на помощь «Уокеру» для её уничтожения. Это была U 99 Отто Кречмера, которая вскоре также была потоплена — правда, в данном случае почти весь экипаж во главе с командиром уцелел и попал в плен. Обнаружение лодки Кречмера сыграло для большинства подводников с U 100 роковую роль — они были оставлены в воде и погибли.

«Без комплекса неполноценности»

Среди шестерых счастливчиков, спасённых «Вэноком», оказался корветтен-капитан Зигфрид Флистер (Siegfried Flister), ставший единственным уцелевшим офицером с U 100. В момент тарана он находился на мостике рядом с Шепке и выжил чудом. Флистер стоял за командиром, и нос эсминца ударил между ними, разрубив мостик. Шепке сильно пострадал от удара и был зажат сместившейся тумбой перископа в передней части мостика, после чего ушёл на дно вместе с лодкой без надежды освободиться из ловушки. Флистер же сумел выбраться на поверхность, хотя и был прижат искорёженным ограждением мостика.

Корветтен-капитан Флистер не числился в экипаже лодки и находился на её борту в качестве командира-стажёра. Согласно заведённым правилам подплава кригсмарине, офицер-подводник после прохождения курсов командиров лодок, прежде чем занять командирскую должность на собственном корабле, совершал один поход на боевой субмарине в качестве практиканта под руководством опытного командира.



Слева: официальный фотопортрет Йоахима Шепке после награждения Рыцарским крестом с Дубовыми листьями.

Справа: первый таран немецкой лодки британским эсминцем произошёл в октябре 1914 года, когда эсминец «Бэджер» (HMS Badger) настиг U 19. Правда, лодка не была потоплена и сумела с повреждениями дойти до базы.

Флистер начал службу в рейхсмарине в 1925 году. Его карьера на флоте изначально была связана с небольшими кораблями, на которых он служил минёром. В 1938 году Флистер был отправлен на преподавательскую работу в Школу боносетевых заграждений и спустя некоторое время стал её начальником. С началом войны в чине капитан-лейтенанта он был переведён на линкор «Шарнхорст» (Scharnhorst) и на нём принимал участие в Норвежской кампании.

Флистер был свидетелем потопления «Шарнхорстом» и «Гнейзенау» (Gneisenau) британского авианосца «Глориес» (HMS Glorious) и последнего боя его защитников — эсминцев «Ардент» (HMS Ardent) и «Акаста» (HMS Acasta). Любопытно, что этот немецкий офицер был упомянут в мемуарах командира эскорта печально известного конвоя PQ-17 Джона «Джеки» Брума (John Egerton «Jackie» Broome), друг которого коммандер Чарльз Эрик Гласфорд (Charles Eric Glasfurd) командовал «Акастой» и погиб:

Цитировать
«Когда мы подошли к Оркнейским островам, я уже собрал всю имеющуюся информацию и подготовил рапорт о судьбе «Глориеса». Я радировал главнокомандующему Флотом метрополии, который находился в Скапа-Флоу, чтобы он прислал какой-нибудь корабль забрать рапорт, когда мы будем проходить мимо. Так и было сделано.

В моём рапорте не было упоминания о судьбе эсминцев «Акаста» и «Ардент», потому что с них спасся только один человек, но он был в слишком плохом состоянии. Позднее старший матрос Картер оправился и смог дать блестящее описание катастрофы, которое Уинстон Черчилль процитировал в своей «Истории Второй мировой войны». Чарльз Гласфорд великолепно управлял эсминцем. Он поставил дымовую завесу и атаковал немцев под её прикрытием, всадив торпеду в «Шарнхорст». Но при этом эсминец «Акаста» был потоплен. «Когда я уже находился в воде, то увидел капитана, стоящего на мостике. Он достал из портсигара сигарету и закурил её. Мы кричали ему, чтобы он спускался на плот, однако он только помахал нам рукой: «Прощайте, удачи вам!» Прекрасная смерть отважного человека», — завершил свой рапорт Картер. По странному стечению обстоятельств несколько месяцев спустя «Вэнок» выудил из воды артиллерийского офицера «Шарнхорста». Он был переведён с линейного крейсера на подводную лодку, которую потопил «Вэнок». Немецкий офицер подтвердил, что «Шарнхорст» был серьёзно повреждён, и красочно описал последний бой моего старого друга Чарльза Гласфорда — я был шафером на его свадьбе».

В 1940 году Флистер получил звание корветтен-капитана и был переведён на подводные лодки. Хотя он не предполагал, что ему придётся служить в подплаве, в целом он был удовлетворён перспективой службы под началом Дёница. После прохождения курсов обучения в школе подплава в Пиллау его отправили закреплять полученные знания под начало такого авторитета, как Шепке, однако первый же боевой поход на подлодке стал для Флистера последним.



Так выглядел нос британского эсминца после тарана немецкой подводной лодки. 26 декабря при эскортировании конвоя HX-219 эсминец «Гесперус» (HMS Hesperus) протаранил и потопил подводную лодку U 357 капитан-лейтенанта Адольфа Келльнера (Adolf Kellner) (Imperial War Museums)

Допрашивавшим его офицерам разведотдела британского Адмиралтейства Флистер показался крайне необычным представителем офицерского состава кригсмарине, подобные которому до этого ни разу не попадали в плен. В результате они удостоили его следующей характеристики:

Цитировать
«Он был довольно приятным человеком, маленького роста, и, будучи старше и заставшим более человечные времена, казался менее фанатичным нацистом, чем большинство пленных, захваченных к настоящему времени. Но в вопросе непогрешимости фюрера Флистер демонстрировал стойкость фанатика; однако он не мог внятно объяснить, почему непогрешимый Гитлер продолжал совершать ошибки, окружая себя личностями, которых лучшие представители немецкого народа (особенно военные) презирали как беспринципных оппортунистов и бандитов. Флистер заметно стыдился этого зловещего антуража любимого вождя и каждый раз переводил разговор на военно-морские темы. Он явно питал глубокое уважение к Королевскому флоту, а потопление «Ардента» и «Акасты» описывал чуть ли не со слезами на глазах. Флистер казался во многих отношениях более нормальным человеком и более типичным морским офицером, чем предыдущие пленные, а также у него не было настолько явного комплекса неполноценности, из-за которого ранее пленённые [морские] офицеры были так ранимы».

Любопытно отметить, что на момент допроса Флистера в британском плену уже пребывало практически полтысячи немецких подводников, из которых несколько десятков были офицерами. Флистер же оказался единственным среди них, кто получил такую лестную характеристику от британской разведки. Однако о каком «комплексе неполноценности» упомянули её сотрудники, оценивая офицеров кригсмарине?



Экипаж эсминца «Вэнок», лето 1941 года (Imperial War Museums)

Вероятнее всего, ответ на этот вопрос можно найти в романе «Акулы и маленькая рыбка» немецкого писателя Вольфганга Отта, опубликованном в 1956 году — в России он вышел под названием «Стальная акула». В нём, описывая жизнь немецких моряков во время Второй мировой, автор воспроизвёл диалог между отставным офицером кригсмарине и его бывшими курсантами:

Цитировать
«— Но, господин капитан, — перебил Хейне, — разве вы не знаете, что в академии об этих вещах даже не упоминают? По крайней мере, до сих пор…

— А они и не будут упоминать, мой мальчик, в моё время об этом тоже не говорилось. Но этот мятеж бросил тень на весь офицерский корпус императорского флота. Кайзер ушёл. Офицеры флота оказались предоставлены самим себе. Их армейские коллеги придумали ложь — я извиняюсь, но другого слова не подберёшь. Я имею в виду миф о том, что армия была «непобедима на полях сражений». Кстати говоря, эту формулу придумал Эберт, но генералы с радостью её подхватили. И адмиралы вторили им — немецкий флот был «непобедим в открытом море». Армейские чины хвастались победами под Танненбергом, Верденом и Изонцо, а флотские — победами у мыса Коронель и Скагеррака, а также Веддигеном. Это было начало флотской традиции, которую до сих пор пережёвывают в академии. Проиграв войну, офицеры флота занялись историей и обнаружили принца Адальберта и великого курфюрста. То, чего они не смогли найти в архивах, придумали сами; любой германец, когда-либо поднявшийся на корабль, стал великим морским гением. Да, именно такой историей и живут в академии. Они развесили по стенам портреты наших великих героев-моряков и выставили в стеклянных витринах «самые лучшие корабли в мире». Причина всего этого кроется в комплексе неполноценности. А это и вправду комплекс, поскольку немецкие моряки всегда уступали другим. Англичане нас за моряков не считают; мы всегда оказывались побеждёнными, но то, что можно было сделать с нашими незначительными силами, мы делали».

Источники:

Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939-1942 – Random House, 1996
Hogel G. Embleme, Wappen, Malings Deutscher U-boote 1935-1945 – Hamburg: Koehler Verlag, 2001
Roll H.-J. Kapitänleutnant Joachim Schepke: Der kühnste Geleitzugkampfer der U-Bootwaffe – Flechsig Verlag, 2009
Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1-2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
Отт В. Стальная акула. Немецкая субмарина и её команда в годы войны. 1939-1945 – М.: «Центрполиграф», 2011
Два конвоя: PQ-17 и PQ-18: Сб. / Пер. с англ. А.Г. Больных – М: ACT, 2004
Морозов М., Нагирняк В. Стальные акулы Гитлера. Серия VII – М.: «Яуза», «Эксмо», 2008
http://www.uboat.net
http://www.uboatarchive.net
http://historisches-marinearchiv.de
http://www.naval-history.net
http://warspot.ru/
« Последнее редактирование: 14.02.2018, 21:26:44 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 285
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal