Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => История => Тема начата: Craus от 14.04.2017, 22:41:09

Название: Свой среди чужих. Итальянцы советского флота
Отправлено: Craus от 14.04.2017, 22:41:09
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_19_55.jpeg)

Говорить о кораблях интересно. Корабль — создание несколько иного плана, нежели самолет или танк. И если судьба отдельно взятого танка или самолета коротка и понятна, то корабль, особенно боевой, — совсем иная тема.

Начать стоит с итальянцев, которые не были получены по репарациям, а как бы изначально были с русской пропиской. Или советской.

Крейсеры проекта 26. «Киров» и «Ворошилов»

Вообще, в истории появления этих кораблей столько белых пятен и недомолвок, что о них можно отдельно копать и копать историю. Факт в том, что, несмотря на постройку на ленинградских верфях, у этих кораблей предки были итальянцы.

Первым «предком», на которого смотрели советские специалисты, был легкий крейсер «Раймондо Монтекукколи». Быстрый (до 37 узлов) и неплохо вооруженный крейсер. Главный калибр составляли 8 орудий калибра 152-мм в 4-х башнях, ПВО состояло из 6 орудий 100-мм, 4-х спаренных 37-мм автоматов и 8 пулеметов 13,2-мм. Плюс 2 двухтрубных торпедных аппарата и катапульта с двумя гидросамолетами.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_20_05.jpeg)

И этот корабль вполне мог стать родоначальником семейства советских крейсеров. Однако наши инженеры корабелы предпочли взять за основу более современный и энерговооруженный корабль — крейсер следующего поколения «Эудженио ди Савойя».

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_20_16.jpeg)

Кстати, крейсер носил имя известного военачальника принца Евгения Савойского, и являлся «тезкой» немецкого тяжелого крейсера «Принц Ойген».

Сказать, что советские корабли были копией итальянских, нельзя. Да, была передана вся техническая документация и даже закуплена силовая установка с лицензией на самостоятельное производство, но корабли отличались. И по водоизмещению, и по вооружению, и по бронированию. Налицо был некий «перепил» под местные условия, а именно, советские крейсеры отличались меньшей осадкой, что в условиях Балтики и Черного моря несомненно являлось плюсом.

Главным калибром наших кораблей были 180-мм орудия Б-1-П количеством 9 штук, что делало крейсера однозначно более грозными соперниками, чем итальянцев. ПВО было более слабым (но это отличительная черта всех советских кораблей), 6 универсальных 100-мм орудий, 6 полуавтоматов 45-мм и 4 пулемета 12,7-мм.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_20_28.jpeg)

Корабли получились весьма и весьма хорошими. Чуть более медленные (35 узлов), но обладающие хорошей живучестью. Коллекция авиабомб, которую собрал на себя «Киров», не потеряв при этом боеспособности, лучшее тому доказательство.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_20_38.jpeg)

То же самое можно сказать и в адрес «Ворошилова», действовавшего на Черном море.

Крейсеры проекта 26-бис. «Молотов» и «Максим Горький»

Это более усовершенствованные корабли по сравнению с «Кировым» и «Ворошиловым». Водоизмещение было немного больше (9792 полного в/и против 9436 у «Кирова»), скорость упала совсем незначительно (0,7-0,8 узла), зато были проведены усовершенствования, которые оказались весьма полезными. Например, корабельные катапульты от Хейнкеля заменили на отечественные, немного усилили зенитное вооружение (9 полуавтоматов 45-мм против 6-ти).

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_20_51.jpeg)

"Максим Горький"

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_21_07.jpeg)

"Молотов"

Если боевые действия «Максима Горького» на Балтике были более чем скромные, то боевые успехи «Молотова» и его экипажа заслуживают отдельного повествования. И боевой выход, закончившийся попаданием торпеды и потерей кормовой части, тоже свидетельствуют об отличной живучести корабля.

Если сравнить боевой путь советских крейсеров проектов 26 и 26-бис, то он будет более впечатляющим, нежели у их итальянских собратьев.

Лидер «Ташкент»

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_21_20.jpeg)

Чистокровный итальянец. От проекта до места постройки. Исключение составили только турбины, которые были английскими, от фирмы «Парсонс» и советское вооружение.

Красивый и очень быстрый корабль. Возможно, боевой путь «Ташкента» был бы более долгим, если бы не откровенно слабое бронирование корпуса и хоть и усиленное по сравнению с советскими эсминцами, но далекое от идеала ПВО.

8 автоматов 37-мм — это неплохо в сравнении с теми же эсминцами «проекта 7», но все равно, в реалиях той войны слишком мало. Три бомбардировщика «Ю-88» — согласитесь, для корабля такого класса это печально.

Далее переходим к итальянцам, которые попали в советский флот не по своей воле.

Линкор «Джулио Чезаре»/ «Юлий Цезарь» / «Новороссийск»

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_21_36.jpeg)

Наверное, ни один корабль в истории советского флота не имел такой трагичной судьбы. Его гибель 29 октября 1955 года унесла жизни 829 человек, включая аварийные партии с других кораблей.

«Джулио Чезаре» появился еще как дредноут, в компании однотипных монстров «Леонардо да Винчи» и «Конте ди Кавур» спущенных на воду во время Первой мировой войны.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_21_49.jpeg)

Линкор был спущен на воду 15 октября 1911 года и вошёл в строй 14 мая 1914 года. Получил девиз «Чтобы выдержать любой удар».

Полное водоизмещение составило 25 000 тонн. Скорость хода была всего 21,5 узла, а дальность плавания составила 4800 миль при 10 узлах.

Вооружение.

Главный калибр — 13 × 305-мм орудий. Противоминное вооружение состояло из 18 × 120-мм и 16 × 76-мм орудий.

Зенитная артиллерия: 6 орудий 76-мм.

Имелся трехтрубный торпедный аппарат 450-мм.

Во время Первой мировой войны линкор принял участие в одной боевой операции: 13 марта 1916 года, прикрывал другие корабли при захвате военно-морской базы Курцола на полуострове Саббионцела.

В 1928 году стал учебным артиллерийским кораблём.

В 1933—1937 годах претерпел коренную модернизацию по проекту инженер-генерала Франческо Ротунди. Проект предусматривал рассверловку стволов 305-мм орудий до 320 мм (по другим данным — изменение объёма проволочной намотки и вкладной ствол большего диаметра), замену станков для повышения дальности стрельбы, усиление бронирования и противоторпедной защиты, замену котлов и механизмов, удлинение корпуса с изменением обводов.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_22_00.jpeg)

Во Второй мировой войне модернизированный линкор принимал участие в нескольких операциях. Вошел в историю, получив с расстояния в 25 км снаряд главного калибра с английского линкора «Уорспайт» в столкновении, где «Джулио Чезаре» прикрывал конвой в Африку.

Вообще, вся боевая служба в основном сводилась к прикрытию африканских конвоев.

В январе 1942 года боевая служба линкора была окончена. До конца 1942 года «Чезаре» стоял в Таранто, а в январе 1943 года перешёл в Полу, где был до конца войны превращен в плавучую казарму.

Всего за кампанию 1940—1943 гг. «Чезаре» совершил 38 боевых выходов в море, пройдя 16 947 миль.

После выхода Италии из войны страны-победительницы разделили итальянские боевые корабли в счёт репараций. Советский Союз претендовал на новые линкоры типа «Литторио», однако нам достался лишь устаревший «Джулио Чезаре».

Так как к концу войны в строю из советских тяжёлых кораблей оставались лишь два старых линкора — «Севастополь» и «Октябрьская революция», даже их ровесник «Джулио Чезаре» имел относительную ценность.

9 декабря 1948 года «Чезаре» покинул ВМБ Таранто и перешёл в Аугусту, откуда 15 декабря направился в албанский порт Влёра (Валона). Там 3 февраля 1949 года состоялась передача линкора, получившего временное обозначение Z11, советской комиссии во главе с контр-адмиралом Г. И. Левченко.

6 февраля на корабле был поднят военно-морской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь, прибыв в новую базу 26 февраля. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название «Новороссийск».

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_22_12.jpeg)

Фактически с 1949 по 1955 гг. шла тяжелая работа по реанимации линкора, простоявшего без какого-либо обслуживания с 1943 по 1948 гг. на приколе.

В ходе выполненных работ на линкоре установили советские зенитные автоматы и радиолокационную станцию «Залп-М», переделали фок-мачту, модернизировали приборы управления стрельбой главного калибра, установили средства радиосвязи и внутрикорабельной связи, заменили аварийные дизель-генераторы, провели частичный ремонт главных и вспомогательных механизмов, установили новые турбины Харьковского завода.

Скорость корабля возросла до 28 узлов. Дальность плавания составила 3100 миль при 20 узлах.

Вооружение тоже претерпело изменения. 10 × 320-мм, 12 × 120-мм, 8 × 100-мм орудий.

Зенитная артиллерия была увеличена до 30 × 37-мм орудий (12 сдвоенных, 6 одинарных).

29 октября 1955 года в 1 час 31 минуту под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, насквозь пробивший корпус линкора, вырвавший часть палубы полубака и пробивший в подводной части дыру в 150 м². Кроме того, через 30 секунд раздался второй взрыв по левому борту, в результате которого образовалась вмятина в 190 м².

В 4 часа 14 минут линкор лёг на левый борт и через мгновение уткнулся мачтами в грунт. В 22 часа корпус полностью исчез под водой.

Летом 1956 года экспедиция подводных работ особого назначения ЭОН-35 приступила к подъёму линкора. Корабль был поднят и разделан на металл.

Крейсер «Эммануэле Филиберто Дюка ди Аоста»/«Керчь»

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_22_29.jpeg)

Однотипный собрат уже упоминавшегося «Евгения Савойского», «Герцог Аосты». (Аоста — небольшая провинция на севере Италии).

Легкий крейсер водоизмещением 10 300 тонн, скорость хода составляла 36,5 узла, дальность хода на 18 узлах 4100 миль.

Артиллерия главного калибра: 4 × 2 орудия 152-мм.

Зенитная артиллерия 3 × 2 орудия 100-мм, 4 × 2 автомата 37-мм, 20 автоматов 20-мм, 6 × 2 пулемета 13,2-мм.

Противолодочное вооружение: 2 бомбосбрасывателя, 2 бомбомёта, 12 глубинных бомб.

Минно-торпедное вооружение: Два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата, 112 мин заграждения.

Авиационная группа: 1 катапульта, 2 гидросамолёта IMAM.

Заложен 24 января 1932 года на верфи Cantieri Odero Terni Orlando в Ливорно, Италия, спущен на воду 22 апреля 1934 года, вступил в строй итальянского ВМФ 11 июля 1935 года.

За весь период Второй мировой войны имел лишь одно боестолкновение, когда 9 июля 1940 года в бою у мыса Пунто Стило прикрывал получивший повреждения линкор "Джулио Чезаре".

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_22_49.jpeg)

До 10 сентября 1943 года совершил 78 боевых выходов в море, выполнил более 90 боевых задач и пошел около 30 тыс. миль, однако огневых соприкосновений с надводным противником не имел. За всю Вторую мировую войну легкий крейсер не получил ни одного серьезного повреждения.

В момент капитуляции Италии находился в Тарано, откуда он 8-10 сентября 1943 года совершил переход на Мальту для сдачи английским властям.

В результате жеребьевки при разделе итальянского флота, крейсер попал в советскую часть.

6 февраля 1949 года в порту Одессы крейсер "Emanuele Filiberto Duca D'Aosta" был передан советскому экипажу от итальянского, и 26 февраля того же года он получил новое название — "Сталинград", которое вскоре изменили на "Керчь".

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_23_00.jpeg)

Легкий крейсер "Керчь" формально входил в состав дивизии крейсеров Черноморского флота, но с самого начала использовался в основном для учебных целей. 16 февраля 1956 года его официально переклассифицировали в учебный крейсер, а 11 марта 1958 года переоформили в опытовое судно "ОС-32".

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_23_13.jpeg)

Исключили крейсер "Керчь" из списков Черноморского флота 20 февраля 1959 года.

Почти десятилетняя служба "Керчи" в составе ВМФ СССР не была отмечена какими-либо значительными событиями, однако за это время с кораблем не произошло ни одной серьезной аварии. За все эти годы на крейсере пошли подготовку немало флотских специалистов.

Эскадренный миноносец «Артильери»/ "Ловкий"

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_23_25.jpeg)

Заложен 6 января 1937 года на судоверфи "Одеро-Терни-Орландо" в Ливорно (Италия), спущен на воду 08 августа 1937 года, вступил в строй 30 июня 1938 года.

До 25 июля 1943 года назывался "Камиция Нера"["Camicia Nera"], потом был переименован в "Артильери"("Artigliere").

Корабль активно участвовал во Второй мировой войне, совершил более 120 боевых выходов, участвовал в 4 сражениях.

9 сентября 1943 года перешел на Мальту, где сдался союзникам.

21 января 1949 года прибыл в Одессу, 23 января 1949 года принят советским экипажем от Италии по репарациям и 24 февраля 1949 года включен в состав Черноморского флота как эсминец «Ловкий».

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_23_42.jpeg)

30 ноября 1954 года выведен из боевого состава, разоружен и переформирован сначала в корабль-цель и 17 октября 1955 года — в корабль воздушного наблюдения.

27 марта 1960 года исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в Отдел фондового имущества для разделки на металл.

Водоизмещение 1830/2460 т.

Скорость 39 узлов Дальность плавания 2200 миль на 22-х узлах. Экипаж 215 человек.

Вооружение 2 x 2 120-мм, 2 x 2 37-мм и 4 x 2 20-мм орудия, 2 x3 533-мм торпедных аппарата, 64 мины.

Эскадренный миноносец "Фуцилиере"/ "Легкий"

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_23_53.jpeg)

Заложен 10 мая 1937 года на судоверфи в Анконе (Италия),

спущен на воду 31 июля 1938 года и вступил в строй 15 января 1939 года.

Водоизмещение: 1830/2460 т.

Вооружение: 2 x 2 120-мм орудий, 2 x 2 37-мм и 4 x 2 20-мм зенитных автоматов, 2 x 3 533-мм торпедных аппарата, 64 морские якорные мины.

Скорость 39 узлов. Дальность плавания 2200 миль. Экипаж 215 человек.

«Фуцилиере» с 1940 по 1943 годы принимал участия во всех средиземноморских операциях итальянского флота.

9 сентября 1943 года, после гибели линейного корабля "Рома" участвовал в спасательной
операции, после чего перешел к Балеарским островам где и сдался союзникам.

После окончания Второй мировой войны достался при разделе советской стороне.

1 февраля 1950 года принят в Одессе советским экипажем от Италии и 13 марта 1950 года включен в состав Черноморского флота как «Легкий».

30 ноября 1954 года выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в корабль-цель, а 21 января 1960 года исключен из списков судов ВМФ и разделан на металл.

Миноносец "Ардиментозо" / Эскадренный миноносец "Лютый"

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_24_07.jpeg)

Очень условно эсминец, выполнявший у нас роль учебного корабля, да и то очень недолго.

Миноносец типа «Ciclone». Заложен 7 апреля 1941 года, спущен 29 мая 1942 года, вступил в строй 14 декабря 1942 года.

Водоизмещение полное: 1250 т.

Вооружение: 2 орудия 100-мм, 6x2 зенитных автомата 20-мм, 2 двухтрубных 457-мм торпедных аппарата, 20 морских якорных мин.

Скорость максимальная 25 узлов. Дальность плавания 2200 миль при 16 узлах. Экипаж 130 человек

За свою недолгую службу в итальянских ВМФ выполнял роль эскортного миноносца. В сентябре 1943 года сдался англичанам на Мальте.

Исключен из состава итальянского флота 6 октября 1949 года, 29 октября 1949 года в Одессе по репарациям передан СССР, 28 ноября 1949 года включен в состав ЧФ как эсминец «Лютый».

30 ноября 1954 выведен из боевого состава разоружен и переформирован сначала в корабль-цель, а с 29 апреля 1958 года в плавучую казарму. 31 октября 1959 года исключен из списков судов ВМФ и в 1960 году разделан на базе «Вторчермета» в Севастополе.

Миноносец «Анимозо»/Эскадренный миноносец «Ладный»

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_24_18.jpeg)

Заложен 3 апреля 1941 года, спущен на воду 15 апреля 1942, вошел в строй 14 августа 1942 года.

ТТХ такие же, как у «Ардиментозо».

Исключен из состава итальянского флота 14 января 1949 года, передан СССР 16 марта 1949, переименован в «Ладный».

Использовался в качестве учебного корабля, в 1958 году выведен из состава флота и 28 августа 1959 потоплен как мишень ракетой П-15.

Миноносец «Фортунале»/Эскадренный миноносец «Летный»

Однотипный с «Ардиментозо» и «Анимозо» миноносец.

Заложен 9 мая 1941, спущен на воду 18 апреля 1942, вошел в строй 16 мая 1942.

В боевых действиях участия не принимал.

Передан СССР 1 марта 1949, переименован в «Лётный», до 1959 года использовался в качестве учебного судна, в 1959 году переклассифицирован в корабль-мишень и потоплен при испытаниях противокорабельных ракет.

Что можно сказать в качестве итога? Наблюдение непростое. Те крейсеры, которые были построены по итальянским проектам, имели довольно долгую жизнь.

«Киров», спущенный на воду в 1938 году, до 1974 года вполне активно совершал походы по Балтике в качестве учебного корабля, и был разобран на металл только в 1975 году.

«Ворошилов» превратили в плавказарму только в 1972 году, а в 1973 вывели из состава флота и утилизировали.

«Молотов», несмотря на полученные повреждения, прослужил в качестве боевого корабля до 1961 года, с 3 августа «Молотов», который был переименован в «Славу», стал учебным крейсером. Что, замечу, не мешало ему совершать вполне боевые походы в Средиземное море в 1967 и 1970 годах. И только 4 апреля 1972 года крейсер исключили из состава ВМС и вскоре разобрали на металл в Инкермане.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_24_31.jpeg)

Сталин и Косыгин на борту крейсера "Молотов". 18 августа 1947 года.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_14_04_17_10_24_42.jpeg)

«Максим Горький» имел более короткую судьбу. 17 февраля 1956 года корабль был выведен из боевого состава КБФ и переформирован в опытовый крейсер, а 18 апреля 1959 года исключен из состава ВМФ и передан на слом.

Тем не менее, эти корабли имели намного более долгую жизнь, чем полученные по репарациям итальянцы.

Некоторые эксперты выражают такую точку зрения, что трагедия с линкором «Новороссийск» сыграла свою роль, и от всех «чужих» кораблей решили попросту избавиться «на всякий случай».

Источник (https://topwar.ru)
Защита SMF от спама от CleanTalk