Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Матчасть => Навигационные приборы => Тема начата: bigbird от 04.11.2015, 23:16:15

Название: В знаменитую военно-морскую академию США возвращают штурманскую астрономию
Отправлено: bigbird от 04.11.2015, 23:16:15
(http://sail-friend.ru/gallery/2_04_11_15_11_14_52.jpeg)

В знаменитой военно-морской академии в Аннаполисе, США, решили вернуть курс астрономии и определения места по небесным светилам, полностью отмененный в 2006-м. Почти 10 лет будущих командиров кораблей не учили астронавигации, но здравый смысл и страхи последнего времени перед хакерами и прочими угрозами компьютерам, Интернету и спутниковой навигации, заставили вернуться к традиционному штурманскому искусству. Астрономию вернут и в гражданских учебных заведениях, готовящих параллельно с основной профессией, флотских офицеров запаса.

К 1995 году система GPS заработала в полную силу, 31 спутник, каждый огибая Землю дважды в сутки, позволяют определить место судна с точностью до метров в любое время, в любой точке Мирового Океана. Система GPS обходится американским налогоплательщикам приблизительно в миллиард долларов в год. С появлением GPS, спрос на секстаны резко упал, их продают хорошо, если несколько тысяч в год, да и те в основном приобретаются яхтсменами, теми, кто не хочет заблудиться в океане в случае, если скажем, приемник GPS будет выведен из строя ударом молнии. 

Но элементарные соображения безопасности взяли, наконец, верх. Что будет в случае крупного военного конфликта, требующего отключения GPS, или любого иного ЧП, которое выведет из строя спутники или приемники, или компьютеры на борту? Умение тыкать в кнопки не поможет. А вот секстан, компас, хронометр и небесные светила не боятся ни хакеров, ни войн, ни ударов молний.

Мне кажется, что дело не только в возможных ЧП и растущих с каждым днем рисках современных технологий. Дело еще и в качестве специалиста. Тыкать в кнопки не значит понимать глубинно, изнутри. Такое понимание дается только хорошими теоретической подготовкой и практикой. Это конечно, тема для споров и дискуссий, но и специальное образование, сведенное к умению пользоваться рядом компьютерных программ и несколько электронными устройствами, тоже ведь сомнительно в части качества и надежности. Вся электронная параферналия пока слишком уязвима, чтобы полагаться исключительно на нее. Слишком велики риски и ставки. Гигантский танкер в грозу внезапно лишится GPS в прибрежных водах, а на мостике штурманы, не умеющие определиться по элементарным пеленгам, и измеряющие дистанцию на карте по шкале долготы (факты есть), а то и вовсе полное отсутствие бумажных карт – и что делать? И чем может кончиться? ECDIS конечно, хорошо, но у ECDIS есть одно слабое место, система далеко не стопроцентно надежна. Лично я совершенно не понимаю всеобщего обязательного перехода на ECDIS. На мой взгляд, это сильнейший удар по безопасности мореплавания, это минное поле, которое ждет свои жертвы.

Михаил Войтенко
Защита SMF от спама от CleanTalk