Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => История => Тема начата: Craus от 30.03.2017, 21:07:02

Название: Забытые корабли. "Эндьюранс" и Эрнест Шеклтон
Отправлено: Craus от 30.03.2017, 21:07:02
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_03_17_8_40_51.jpeg)

8 августа 1914 года из Плимута вышли и взяли курс на юг два корабля: баркентина "Эндьюранс" и китобойная шхуна "Аврора". Поскольку всего несколькими днями раньше Британия вступила в войну против Германии, их выход остался незамеченным, хотя за подготовкой к плаванию следила вся страна. Это были корабли имперской антарктической экспедиции сэра Эрнста Шеклтона, в ходе которой предполагалось пересечь Антарктиду. В последствии экспедицию Шеклтона назовут последним великим путешествием "золотого века полярных исследований". Великая мировая война как-то "отодвинула" подвиг "бешеного ирландца" и его друзей, что жаль.

В состав экспедиции входил фотограф Фрэнк Хёрли, вполне успешно экспериментировавший с цветной фотографией. Благодаря Хёрли мы теперь можем взглянуть на экспедицию Шеклтона "в живую".

Основное судно экспедиции "Эндьюранс" (стойкость, выносливость) было построено в 1912 году для... туристических покатушек на Шпицберген. Компания-заказчик разорилась и Шеклтон купил корабль для экспедиции относительно дешево, за 14 тысяч фунтов.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_03_17_8_41_07.jpeg)

При строительстве за основу взяли чертежи легендарного норвежского "Фрама". Кроме парусного вооружения, на корабле была паровая установка, которая разгоняла его до 10 узлов. Но в угоду плавности хода обводы сделали чуть более острыми, что сыграло впоследствии роковую роль: будучи затертым льдами "Эндьюранс" не выдавливался наверх и был в итоге раздавлен.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_03_17_8_41_24.jpeg)

По плану экспедиции предполагалось, что "Эндьюранс" высадит транс-антарктический десант, а "Аврора" обеспечит промежуточные базы для пересечения континента. Но уже в феврале 1915 "Эндьюранс" оказался в ледовом плену и дрейфовал до октября.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_03_17_8_41_36.jpeg)

Поначалу дрейф проходил благоприятно для корабля и экипажа. Корабль тщательно утеплили, для членов экипажа при хорошей погоде устраивали лыжные прогулки и даже любительские спектакли.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_03_17_8_41_50.jpeg)

Шеклтон со товарищи благополучно пережили всю полярную зиму, но антарктической весной, в августе-сентябре началась особенно сильная подвижка льдов, и, что было самым опасным, лед сомкнулся под килем корабля. К началу октября начали ломаться элементы силового набора по левому борту. 24 октября в борту образовалась пробоина, вода стала поступать в трюм. Шеклтон объявил эвакуацию на лед.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_03_17_8_42_02.jpeg)

Экипаж три дня боролся за судно, откачивал ледяную воду, пытался завести пластырь. И это при температуре воздуха -27'!

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_03_17_8_42_18.jpeg)

Через три дня стало очевидно, что "Эндьюранс" не спасти. Экипаж окончательно покинул судно, но обломки еще довольно долго были на поверхности, что позволило собрать много полезного и нужного для выживания полярников.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_03_17_8_42_34.jpeg)

В эти же дни фотограф Хёрли по колено в воде вытаскивал самое драгоценное для себя - отснятые фото пластины. Всего на тот момент было отснято более пятисот снимков, но из-за большого веса Хёрли отобрал около 150 наиболее удачных.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_03_17_8_42_47.jpeg)

Дальше была полная драматизма и настоящего героизма эвакуация на сохраненных шлюпках на остров Элефант, потом просто фантастическое плавание за помощью Шеклтона и четверых его товарищей, когда они смогли на шлюпке пройти под ураганами больше 800 миль до острова Южная Джорджия, где была база китобоев, потом спасение с четвертой попытки экипажа... А еще дрейф "Авроры" и спасение ее экипажа...

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_03_17_8_43_01.jpeg)

К сожалению, про экспедицию Шеклтона у нас мало знают. Еще в 1935 году в СССР вышла его книга "В сердце Антарктики", которая потом не переиздавалась. Да и в самой Англии первая книга Шеклтона "Юг", вышедшая в 1919 осталась не замеченной современниками (шла война, примеров героизма и трагедий хватало). Но в последние годы, тема Шеклтона опять стала подниматься. Дело в том, что сейчас саму экспедицию и ее спасение рассматривают как пример образцовой организации. Несмотря на катастрофическое в какой-то момент положение, в котором оказались полярники, из 56 членов экипажей двух судов не вернулись только трое. Относительно недавно вышла в свет книга Лидерство на грани. Уроки лидерства, почерпнутые из героической саги об антарктической экспедиции Шеклтона (http://www.ozon.ru/context/detail/id/2329153/), где вроде бы именно про это, про менеджмент, но, признаюсь, я еще не читал.

А на закуску еще несколько спасенных снимков Фрэнка Хёрли...

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_03_17_8_43_18.jpeg)

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_03_17_8_43_31.jpeg)

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_03_17_8_43_44.jpeg)

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_03_17_8_43_59.jpeg)

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_03_17_8_44_10.jpeg)

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_03_17_8_44_24.jpeg)

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_03_17_8_44_36.jpeg)

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_30_03_17_8_44_49.jpeg)

И штрих в заключение. Сэр Шеклтон, как и многие участники его экспедиции, по возвращению на родину был призван на военную службу. И участвовал... в британской интервенции в России до весны 1919 года. Вот уж зигзаги судьбы...

Андрей Шарков (http://a-sharkov.livejournal.com)
Защита SMF от спама от CleanTalk