collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Забытые корабли. "Эндьюранс" и Эрнест Шеклтон  (Прочитано 2285 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


8 августа 1914 года из Плимута вышли и взяли курс на юг два корабля: баркентина "Эндьюранс" и китобойная шхуна "Аврора". Поскольку всего несколькими днями раньше Британия вступила в войну против Германии, их выход остался незамеченным, хотя за подготовкой к плаванию следила вся страна. Это были корабли имперской антарктической экспедиции сэра Эрнста Шеклтона, в ходе которой предполагалось пересечь Антарктиду. В последствии экспедицию Шеклтона назовут последним великим путешествием "золотого века полярных исследований". Великая мировая война как-то "отодвинула" подвиг "бешеного ирландца" и его друзей, что жаль.

В состав экспедиции входил фотограф Фрэнк Хёрли, вполне успешно экспериментировавший с цветной фотографией. Благодаря Хёрли мы теперь можем взглянуть на экспедицию Шеклтона "в живую".

Основное судно экспедиции "Эндьюранс" (стойкость, выносливость) было построено в 1912 году для... туристических покатушек на Шпицберген. Компания-заказчик разорилась и Шеклтон купил корабль для экспедиции относительно дешево, за 14 тысяч фунтов.



При строительстве за основу взяли чертежи легендарного норвежского "Фрама". Кроме парусного вооружения, на корабле была паровая установка, которая разгоняла его до 10 узлов. Но в угоду плавности хода обводы сделали чуть более острыми, что сыграло впоследствии роковую роль: будучи затертым льдами "Эндьюранс" не выдавливался наверх и был в итоге раздавлен.



По плану экспедиции предполагалось, что "Эндьюранс" высадит транс-антарктический десант, а "Аврора" обеспечит промежуточные базы для пересечения континента. Но уже в феврале 1915 "Эндьюранс" оказался в ледовом плену и дрейфовал до октября.



Поначалу дрейф проходил благоприятно для корабля и экипажа. Корабль тщательно утеплили, для членов экипажа при хорошей погоде устраивали лыжные прогулки и даже любительские спектакли.



Шеклтон со товарищи благополучно пережили всю полярную зиму, но антарктической весной, в августе-сентябре началась особенно сильная подвижка льдов, и, что было самым опасным, лед сомкнулся под килем корабля. К началу октября начали ломаться элементы силового набора по левому борту. 24 октября в борту образовалась пробоина, вода стала поступать в трюм. Шеклтон объявил эвакуацию на лед.



Экипаж три дня боролся за судно, откачивал ледяную воду, пытался завести пластырь. И это при температуре воздуха -27'!



Через три дня стало очевидно, что "Эндьюранс" не спасти. Экипаж окончательно покинул судно, но обломки еще довольно долго были на поверхности, что позволило собрать много полезного и нужного для выживания полярников.



В эти же дни фотограф Хёрли по колено в воде вытаскивал самое драгоценное для себя - отснятые фото пластины. Всего на тот момент было отснято более пятисот снимков, но из-за большого веса Хёрли отобрал около 150 наиболее удачных.



Дальше была полная драматизма и настоящего героизма эвакуация на сохраненных шлюпках на остров Элефант, потом просто фантастическое плавание за помощью Шеклтона и четверых его товарищей, когда они смогли на шлюпке пройти под ураганами больше 800 миль до острова Южная Джорджия, где была база китобоев, потом спасение с четвертой попытки экипажа... А еще дрейф "Авроры" и спасение ее экипажа...



К сожалению, про экспедицию Шеклтона у нас мало знают. Еще в 1935 году в СССР вышла его книга "В сердце Антарктики", которая потом не переиздавалась. Да и в самой Англии первая книга Шеклтона "Юг", вышедшая в 1919 осталась не замеченной современниками (шла война, примеров героизма и трагедий хватало). Но в последние годы, тема Шеклтона опять стала подниматься. Дело в том, что сейчас саму экспедицию и ее спасение рассматривают как пример образцовой организации. Несмотря на катастрофическое в какой-то момент положение, в котором оказались полярники, из 56 членов экипажей двух судов не вернулись только трое. Относительно недавно вышла в свет книга Лидерство на грани. Уроки лидерства, почерпнутые из героической саги об антарктической экспедиции Шеклтона, где вроде бы именно про это, про менеджмент, но, признаюсь, я еще не читал.

А на закуску еще несколько спасенных снимков Фрэнка Хёрли...

















И штрих в заключение. Сэр Шеклтон, как и многие участники его экспедиции, по возвращению на родину был призван на военную службу. И участвовал... в британской интервенции в России до весны 1919 года. Вот уж зигзаги судьбы...

Андрей Шарков
« Последнее редактирование: 30.03.2017, 21:37:07 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2972 Сообщений
grebenshch
596 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 530
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Апрель 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 [29] 30

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal