Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Обучение => Полезные материалы => Тема начата: bigbird от 21.12.2016, 23:11:01

Название: Как отыграть неудачный старт
Отправлено: bigbird от 21.12.2016, 23:11:01
(http://sail-friend.ru/gallery/2_21_12_16_11_01_41.jpeg)

this topic in English (http://sail-friend.ru/gallery/2_24_01_16_4_55_24.jpeg) (http://sail-friend.ru/index.php?topic=1172.0)

Автор Статьи дает полезные рекомендации о том, как с наименьшими потерями выйти из неудачного старта.

Если вы решили сделать оверштаг и пройти сквозь флот выбираясь из неудачной позиции, начните с небольшого разгона перед поворотом, чтобы делать его с ходом. Уваливание также даст вам большее пространство для расхождения с теми, кто на правом галсе.

(http://sail-friend.ru/gallery/2_21_12_16_11_06_19.jpeg)

Рис. 1

Прозвучал стартовый сигнал. Несколько лодок прямо впереди вас, и вы отчётливо ощущаете создаваемый ими «рваный ветер». С наветра идут другие лодки, не дающие сделать оверштаг на левый галс без уваливания им под корму и потери высоты. Но если остаться в этом положении –игра проиграна. Вам необходимо найти окно сквозь строй яхт для поворота направо, но как сделать это наилучшим образом и когда настанет этот лучший момент для маневра? По моему опыту, спасение в одном из двух вариантов – делать оверштаг немедленно и перетерпеть все последствия от потерь при расхождении с соперниками или проявить терпение и ждать подходящей возможности. Срединный вариант здесь не сработает.

Прежде чем начать любое действие, убедитесь, что вы идёте с ходом и так хорошо, как только возможно на данный момент. Поддерживайте скорость лодки, даже если придётся немного растравить паруса и увалиться. Если вам придётся делать это в течение всего лишь 20 секунд, вы закончите маневр в той же точке после того, как поднырнёте под лидеров, но с большей скоростью (Рисунок 1). Эта скорость пригодится вам, если кто-нибудь сделает оверштаг под вас. К тому же такой маневр оставляет небольшое пространство с наветра от соперников, и вам не придётся подныривать под них слишком глубоко и терять действительно много высоты. Не надо «резаться» слишком круто к ветру – просто оставайтесь на гоночном курсе. Если у вас мало скорости и вы идёте слишком круто, то когда вы сделаете маневр вправо, вы еще больше замедлитесь и упустите шанс отыграть плохой старт.

(http://sail-friend.ru/gallery/2_21_12_16_11_06_32.jpeg)

Рис. 2

Если вы поняли, что проигрываете старт, то не ждите чуда. Делайте поворот оверштаг до стартового сигнала и проходите у всех по корме. Ищите свободное место и чистый ветер уходя левым галсом от флота . После первого же поворота у вас есть шанс оказаться  «нос-в-нос» или даже впереди соперников имея преимущество на правом галсе.

Начните спасаться заранее

Если вы в преддверии плохого старта, но у вас есть немного ветра и времени, спасение в том, чтобы повернуть на левый галс до стартового сигнала. Делайте оверштаг и начинайте подныривать под флот. Инерция мышления заставляет всех думать, что вы будете стартовать на правом галсе, так что тот парень, который выше всех по ветру и ближе всех к стартовому судну, не ждёт, что кто-то может поднырнуть под него. Напротив, он смотрит вперёд и наветер, сосредоточившись на разгоне. Он не ждёт, что кто-то на полной скорости пройдёт за ним на левом галсе. Он не может в этот момент сделать поворот и «поймать» вас. Тем временем вы занимаете позицию первой лодки справа и идёте с чистым ветром левым галсом (Рисунок 2).

В классе TP52, где флот небольшой – порядка 6 бортов, такой ранний уход на левый галс практикует яхта Azzura. За 30 секунд до старта они поняли, что проигрывают старт, за 20 секунд до сигнала они крутят поворот оверштаг и проходят весь флот по корме. Когда прозвучал сигнал Старт открыт, они были на полном ходу уходя левым галсом на чистый ветер. К тому времени, когда Azzura вернулась на правый галс, онавстретилась «нос-к-носу» с остальными яхтами при первом пересечении курсов, имея право дороги и «срубая» соперников левого галса. Обычно, если кто-то стартует справа от вас на том же галсе, он делает один поворот, вы также делаете поворот, затем он должен сделать второй поворот. Вы можете опередить его, поскольку ему надо сделать два поворота, но если бы он стартовал на левом галсе, ему нужно было бы сделать только один поворот, так что старт на левом галсе может быть очень мощным.

Я оценил этот маневр в Ки Уэст в этом году, когда гонялся на Interlodge - быстроходной яхте класса TP52, но очень неповоротливой в лёгкий ветер. При ветре в 5 узлов у яхты практически нет хода, зато есть большой дрейф, поэтому план был идти направо левым галсом, уваливаясь и набирая ход.  Мы увалились позади всех и пошли на правую сторону дистанции. Несколько лодок попытались сделать поворот вместе с нами, но они просто залипли. Мы поймали момент, правильно отказались от поворота на ветре в 5 узлов – и выиграли преимущество.

В маленьких флотах в 10 лодок, ранний уход на левый галс может хорошо сработать, но во флоте более чем в 20 бортов это работает хуже, из-за толпы на стартовой линии. Например, во флоте в 50 яхт может быть большая группа яхт, прорывающихся к концу стартовой линии и вы просто не найдёте просвета, чтобы стартовать на левом галсе. Если вы на левом галсе и думаете «Я хочу поднырнуть под того парня», ваш шанс в том, что он плохо стартует и вы можете обойти его и пересечь линию.

(http://sail-friend.ru/gallery/2_21_12_16_11_06_45.jpeg)

Рис.3

Зачастую быстрый уход из невыгодной позиции лучше, чем продолжение движения в заведомо плохой позиции в ожидании чуда, особенно если вы уверены, что окружающие лодки будут сохранять курс и ждать захода ветра. Немедленный поворот из плохой позиции даёт вам больше времени  на лавировке, чтобы отыграть изначально проигранную лидерам высоту.

Упреждающий поворот оверштаг

Почему нужно сразу делать оверштаг после плохого старта? Представьте, что вы ждёте, пока некто справа от вас сделает поворот. В этот момент вам придётся стиснуть зубы и пропустить эту лодку. Если вы пропустите его сразу после старта, эта лодка может оказаться на полкорпуса позади лидеров. Если вы подождёте 5 минут – вы окажетесь в его рваном ветре, он окажется в рваном ветре лидеров, и вот вы уже в 10 корпусах позади первых яхт. Уход заранее также позволяет вам выиграть время. Если вы всего на корпус отстаёте от лидеров, сделав поворот и пропуская  соперников когда вам 10 минут ходу до первого знака, вы оставляете себе еще 9 минут 30 секунд, чтобы догнать их. Если вы 5 минут ждёте, пока этот парень повернёт, у вас останется только 5 минут на то, чтобы  поймать лидеров. Так что в этом случае ожидание реально уменьшает ваши шансы и оставляет вам в будущем меньше времени отыграться. Есть два работающих сценария упреждающего оверштага:

- Свалка у судейского судна и набор высоты, выжимание группы лодок под ветер. Можно поспорить, что они думают: «Я не буду поворачивать!» Для вас это сигнал – надо поворачивать на левый галс и выбираться из этой ситуации заранее (Рисунок 3)

- Наветренные яхты находятся на выгодном курсе и в хорошем отходе ветра, и это делает для вас довольно сложным решение о повороте. Это отличный момент, чтобы пройти у них по корме. Делайте оверштаг заранее (Рисунок 4)

(http://sail-friend.ru/gallery/2_21_12_16_11_07_01.jpeg)

Рис. 4

Если вы зажаты в толпе и вы видите, что впереди идёт отход ветра, лодки вокруг вас не собираются делать поворот, то  это хорошая возможность воспользовавшись моментом выйти из отработанного ветра. Группа яхт идёт медленно, поэтому быстро отделившись, вы можете выйти на чистый ветер и дальше вернуться на прежний курс так быстро, как только возможно.

Перед поворотом не торопитесь, оцените ситуацию

Дайте себе время верно оценить ситуацию вокруг, чтобы избежать скакания теннисным мячиком между окружающими лодками, которые начнут делать повороты . В принципе, вы дожидаетесь, когда движение станет менее плотным, что дает вам возможность увидеть очертания флота и выбрать наилучшее время для уворачивания от лодок, поворачивающих перед вами. Посмотрите, как стиснуты лодки вокруг вас. Допустим, несколько яхт поджаты друг к другу с наветра и с кормы. Если вы видите такую ситуацию у наветренной лодки, скорее всего она начнёт делать оверштаг через 30 секунд. Если вы повернёте, она окажется справа от вас, так что не поворачивайте. Поскольку они в любом случае собираются делать поворот, ваши намерения провоцируют их подождать лишних 10 секунд и просто «проехать» по вам.
Другой распространённый сценарий – это когда вы получаете хороший заход ветра и думаете, что кто-то впереди вас сейчас повернёт. Не делайте поворот сразу, поскольку этим вы дадите им двойной повод повернуть. Держите курс прямо, имейте терпение и ждите, пока они повернут.

Всегда лучше обдумать последствия вашего хода и соперников, чем искать быстрый выход из ситуации. Если вы терпеливо идёте в грязном ветре весь отрезок дистанции, вы можете потерять до 10 длин корпусов преимущества, но если вы скачете как теннисный мячик между яхтами соперников, постоянно делая повороты, вы можете потерять гораздо больше. К тому же, если вы находитесь посреди флота, вы скорее всего получите плохой ветер и постоянные повороты других яхт вокруг вас. Вдобавок, вы ставите себя в позицию, когда в середине лавировки вы будете пропускать множество лодок, идущих с другой стороны. Большинство спортсменов вслепую поворачивают, как только они видят себя в затруднительном положении. Попробуйте быть более терпеливым. Вы удивитесь тому, как здорово это работает.

Автор Энди Нортон (http://www.sailingworld.com/)
Защита SMF от спама от CleanTalk