Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Обучение => Полезные материалы => Тема начата: Craus от 31.12.2016, 17:39:23

Название: Яхтенный ликбез
Отправлено: Craus от 31.12.2016, 17:39:23
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_31_12_16_5_26_53.jpeg)
Среднестатистическая яхта выглядит примерно так

Представляем вашему вниманию цикл статей по основам яхтинга. Автор не ставит перед собой цели продублировать теоретический курс яхтенных школ — если кого интересует  глубокое погружение в тему, могу порекомендовать подходящие курсы и специализированную литературу. Здесь же, желающие прикоснуться к миру яхтинга и сочувствующие, смогут прояснить для себя базовые понятия  и прочувствовать некоторые моменты, скрытые от непосвященных.

Ну, начнем, пожалуй…

Яхты, если особо не вдаваться в детали, можно разделить на две большие группы: парусные и моторные. Моторные яхты различаются по длине и назначению. Я думаю, ни для кого не составит труда отличить яхту для прибрежных прогулок и рыбалки от 50-метровой океанской красавицы в люксовом исполнении. Поэтому хотелось бы остановиться на парусных яхтах. Все парусные яхты грубо можно разделить на две категории: крейсерские и спортивные. Разница — в назначении яхты. Исходя из этого и возникают различия: в первом случае это комфорт и удобство в использовании, во втором — все приносится в жертву стремлению получить наилучший спортивный результат. Все для достижения максимальной скорости: cпартанские условия, минимализация веса абсолютно всего, отказ не только от мраморных пепельниц и рояля в кают-компании, но и от любой мебели вообще, перегородок и даже гальюнов.

Поскольку в ближайшее время вам скорее всего не придется управлять спортивной яхтой, остановимся на крейсерских. Именно с этим типом яхт чаще всего сталкиваются простые смертные. Наиболее распространенный тип крейсерских яхт сегодня — бермудский шлюп. Если вы увидели в море одномачтовую яхту с двумя косыми (треугольными) парусами — это скорее всего и есть яхта с бермудским типом парусного вооружения

Все эти странные слова типа ахтерштаг, гика-шкот и т.п. запоминать сейчас не надо. Разве что прочитать разок для понимания, а запомнятся они сами, когда вы начнете пользоваться яхтой. Главное на начальном этапе разобраться где нос а где корма. Ну и чтоб перед друзьями при возможности зарисоваться, можете запомнить, что если скамейка (банка) на которой вы сидите в кокпите открывается, и в нее можно что-то  поместить, то это уже рундук.

Несмотря на обилие указателей на картинке, парусная яхта имеет две основные части: корпус и вооружение. Корпус предназначен для размещения экипажа и всяких разных полезностей. А вооружение — это не калаши и арбалеты как могло бы показаться, а паруса и все то, что необходимо для их установки и управления — рангоут и такелаж.

С парусами все просто: тот который поменьше и впереди — это стаксель (jib), а который от мачты к корме — это грот (main). Есть конечно и дополнительные паруса, но об этом позже. Чтобы все это хозяйство как-то можно было использовать на яхте предусмотрен рангоут (мачта + гик) и такелаж. Такелаж подразделяют на стоячий (потому как он совсем не двигается), который служит для расчалки и поддержания в рабочем положении рангоута и бегучий — для управления парусами.

Если кто обратил внимание на английские названия, гик по-английски называется boom — будьте с ним внимательны, особенно при попутных ветрах (фордевинд).

https://youtu.be/l5Asx5eZ1ew

Не нашел видео в лучшем качестве, но думаю вы догадались что этот самый boom может так по макушке «бумкнуть», что мало не покажется. А если потерял сознание и вылетел за борт, то там уж совсем не до шуток.

Что касается управления яхтой: теоретически со всем этим хозяйством может справиться и один человек. Примеров одиночных переходов масса. Но для оптимального использования яхты формируются команды, где каждый имеет четко обозначенные задачи. В зависимости от размера и типа яхты а также условий (регата либо круизный переход) распределение по ролям может отличаться, но в принципе выделяют следующие основные роли: шкипер, рулевой, триммеры (шкотовые) стакселя, триммер  (шкотовый) грота, питмен (пианист), мачтовый и баковый.

Шкипер — как правило самый опытный член команды. В его задачи входит координация действий всей команды. Зачастую шкипер берет на себя и задачи рулевого, который вроде как ничего особенного не делает — стоит себе и держится за штурвал  ;) Но если честно, помимо того что нужно следить за соперниками и вырабатывать тактику ведения рейса,  работа с волной выматывает физически. После серьезной гонки руки просто отнимаются, спина немеет и максимум на что хватает сил — это доползти до ближайшей койки и растечься на ней.

Шкотовые занимаются настройкой соответствующих парусов. Питмен (пианист) работает с фалами и шкотами, заведенными на стопора (посмотрите на фото ниже — ну натуральное же пианино!).

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_31_12_16_5_27_07.jpeg)

Мачтовый —  выборка фалов (стакселя, грота, спинакера), помощь баковому при работе со спинакер-гиком.

https://youtu.be/X0dlPlIoV0o

Баковый — это во-первых глаза рулевого на старте рейса, ну и конечно работа со стакселем и спинакером.

Кстати, спинакер — это третий парус который мы сегодня запомним. Это большой и красивый парус, который лучше всего запоминают зрители ;). Именно поэтому на нём размещают рекламу. Используется спинакер на полных курсах, от галфвинда до фордевинда. Кстати, жердь которая хорошо видна на яте с индикативом JK7 (знаменитая Velsheda 1933 года постройки), прикрепленная к мачте и идущая к наветренному углу и есть спинакер-гик.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_31_12_16_5_27_15.jpeg)

На больших яхтах к описанным выше ролям добавляются гриндеры, свипперы, навигатор (тактик) выводится в отдельную позицию. В общем роли становятся более узко специализированными + увеличивается количество на существующих позициях. На яхтах меньшего размера а также при длительных или круизных переходах процесс обратный — роли объединяются. Ну и следует понимать что в те моменты когда кто-то из участников команды непосредственно не занят, он откренивает, т.е. находится на наветренном борту яхты с целью уменьшения ее крена.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_31_12_16_5_27_27.jpeg)

Откренивание фактически всей командой

Ещё один важный момент — это курсы яхты относительно ветра. Слова, конечно, заимствованы из голландского и звучат немного необычно для сухопутного человека, но запомнить их придется, поскольку в будущем они нам пригодятся. Ниже привожу схему на которой все наглядно расписано.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_31_12_16_5_27_36.png)

Глоссарий:


Название: Часть 2 — Что взять с собой на яхту
Отправлено: Craus от 31.12.2016, 17:55:04
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_31_12_16_5_27_44.jpeg)

— Люся, ты с ума сошла? Зачем ты берёшь чёрное платье на море?
— Надо стараться всё предусмотреть. Мой муж не умеет плавать…

Анекдот

Для начала забудем о рекомендациях, которые вы читали в гламурных журналах. Вечерние туалеты для коктейлей на палубе, шпильки а также тематические, но непрактичные наряды в стиле «yachtie» оставим для съемок модных клипов.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_31_12_16_5_27_52.jpeg)

Ваш любимый набор чемоданов в этот раз вам тоже не пригодится. Постарайтесь уместиться в средних размеров мягкую сумку и небольшой рюкзак. Если они будут непромокаемыми — вам повезло. Мне, например, вот такая модель рюкзака нравится

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_31_12_16_5_28_03.jpeg)

Рюкзак станет вам незаменимым другом при посещении местных достопримечательностей и особенно, когда вы решите высадиться на безлюдном диком пляже, что можно будет сделать либо на тузике, либо даже вплавь. Если до яхты вам лететь самолетом, очень полезной может оказаться безрукавка а ля Вассерман — это позволит вам сохранить драгоценное место в багаже и при этом иметь много нужных мелочей под рукой.

При подготовке багажа следует учитывать длительность пребывания в море и погодные условия. Рекомендации для трансатлантических переходов и посещения полюсов нашей планеты оставим за рамками этой статьи, пусть это беспокоит тех, чье увлечение яхтингом приобрело запущенные клинические формы. Будем исходить из того, что мы отправляемся в отпуск / на прогулку в теплые страны при благоприятной погоде, и выглядеть оно у нас будет примерно так:

https://youtu.be/_wC721zLZz4

Начинаем собирать сумку. Проверяем по списку:


Внимание! Следует учитывать, что температура в открытом море ощущается несколько иначе. 30°C в море вы будете ощущать как 20-25°C, а вечера вам могут показаться совсем уж прохладными. Сказываются повышенная влажность и ветер (для понимания: скорость ветра 2 м/с уменьшает ощущаемую температуру примерно на 1°C*).


(http://sail-friend.ru/gallery/3211_31_12_16_5_28_13.jpeg)

Если после первого выхода в море вы еще улыбаетесь и не прокляли все на свете, включая морских богов, друзей, которые вас затащили на яхту, ветер, который постоянно срывает с вас любимую панаму, солнце, которое почему-то особенно нещадно палит, волны, которые без конца раскачивают яхту и не дают спокойно разлить по бокалам шампанское, будьте готовы к тому, что в вашем отпускном гардеробе появятся новые вещи. Вероятнее всего география ваших яхтенных путешествий расширится, что в конечном итоге повлияет на длительность переходов а также температурные пределы.

Отпуск совершенно случайно начнет совпадать с регатами, а в набор для путешествий добавятся такие пункты как: спальный мешок, походная подушка, обязательный непромоканец, комбинезон, резиновые сапоги, флисовые кофты и штаны, термобелье и т.д. «Отдых» на яхте станет выглядеть несколько по-другому. Иногда даже вот так:

https://youtu.be/7A7XJLhRVVE

И это будет тот самый случай, когда придется с особой тщательностью подходить к выбору одежды и учитывать, что она должна защищать яхтсмена от солнца, ветра, воды, холода / жары а также ушибов и травм… А малоизвестные сухопутным друзьям бренды, такие как: Gill, Musto, Gaastra, Slam, Harken, MarinePool,  Henri Lloyd, Hell Hansen, станут вам близки и понятны  ;)

Кстати, когда речь заходит об экипировке, часто слышу байку о том как проверить качество непромоканца и комбинезона: в полном комплекте надо встать под душ на пол часа. Если не промок — все нормально, можно использовать и в «полевых» условиях.

* — что касается силы ветра: обратите внимание на сокращенный вариант двенадцатибалльной шкалы Бофорта (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0) — возможно после очередного выхода в море вам захочется поделиться своими впечатлениями…

Скорость ветра: 1-3 узла (0.3-1.5 м/с) — шкала Бофорта: 1 — Тихий ветер
Скорость ветра: 4-6 узлов (1.5-3.3 м/с) — шкала Бофорта: 2 — Легкий бриз
Скорость ветра: 7-10 узлов (3.3-5.5 м/с) — шкала Бофорта: 3 — Слабый бриз
Скорость ветра: 11-15 узлов (5.5-8.0 м/с) — шкала Бофорта: 4 — Умеренный бриз
Скорость ветра: 16-20 узлов (8.0-10.8 м/с) — шкала Бофорта: 5 — Свежий бриз
Скорость ветра: 21-26 узлов (10.8-13.9 м/с) — шкала Бофорта: 6 — Сильный бриз
Скорость ветра: 27-33 узла (13.9-17.2 м/с) — шкала Бофорта: 7 — Крепкий ветер
Скорость ветра: 34-40 узлов (17.2-20.7 м/с) — шкала Бофорта: 8 — Очень крепкий ветер
Скорость ветра: 41-47 узлов (20.7-24.5 м/с) — шкала Бофорта: 9 — Шторм
Скорость ветра: 48-55 узлов (24.5-28.4 м/с) — шкала Бофорта: 10 — Сильный шторм
Скорость ветра: 56-63 узла (28.4-32.6 м/с) — шкала Бофорта: 11 — Очень сильный шторм
Скорость ветра: ≥64 узлов (≥32.6 м/с) — шкала Бофорта: 12 — Ураган

Источник (http://margina.ro/)
Защита SMF от спама от CleanTalk