collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: Спасение утопающих — дело рук самих утопающих  (Прочитано 1140 раз)

Оффлайн Craus

  • Ветеран
  • *****
  • Карма: +16/-0
    • Просмотр профиля


Выходец из СССР в США год в одиночку ремонтирует легендарную яхту Fazisi

В сентябре 2019 года исполнится 30 лет пятой кругосветной гонке Whitbread Round the World Race — прародительнице современной Volvo Ocean Race. Осенью 1989 года на старт соревнований в британском Саутгемптоне в числе 23 участников вышли две очень необычные команды. Обе они были первыми в своем роде в истории этой гонки: британский экипаж Maiden, состоявший только из женщин, и советская команда Fazisi.



Fazisi



Maiden



Маршрут гонки

По итогам шести этапов, вернувшись в Саутгемптон весной 1990 года, Maiden заняла 18-е место в общем зачете и второе место в своем классе, завершив гонку за 167 дней и 3 часа. Успехи Fazisi были еще лучше: проведя 139 дней в море, команда стала 11-й в общем зачете. От победителей регаты — новозеландской команды Steinlager 2 — советские яхтсмены отстали всего на 10 дней.

Дальнейшая судьба лодок оказалась схожей. Бывшие гоночные яхты меняли владельцев и в конце концов, никому не нужные, оказались брошены на берегу.

MAIDEN БЫЛА НАЙДЕНА В 2014 ГОДУ НА НЕОБИТАЕМОМ ОСТРОВЕ В ИНДИЙСКОМ ОКЕАНЕ, А FAZISI ПОСЛЕ УРАГАНА «ИРМА» В СЕНТЯБРЕ 2017 ГОДА — НА ОДНОМ ИЗ ОСТРОВОВ АРХИПЕЛАГА ФЛОРИДА-КИС В ЮЖНОЙ ФЛОРИДЕ.

Каким-то чудом во время шторма у Fazisi не пострадали мачта, руль и киль, и в целом можно сказать, что лодка находилась в неплохом состоянии. Ей повезло намного больше, чем 2,5 тысячам других лодок, не выдержавших встречи со стихией. Но ее последним владельцам — польскому яхт-клубу Нью-Йорка — не хватило денег, чтобы снять лодку с мели, и она до зимы оставалась там, куда ее вышвырнул океан. За эти месяцы мародеры растащили с Fazisi все ценное, что им удалось найти, практически превратив судно в пустую алюминиевую бочку.



Fazisi на берегу во Флориде после урагана

4 января 2018 года, во время очистки побережья от последствий урагана, судно погрузили на баржу, и оно отправилось в свой последний путь на свалку.





Новая жизнь

И Maiden, и Fazisi повезло. Они не стали грудой металлолома, хотя и были невероятно близки к такому финалу.

Maiden нашла ее бывший шкипер, Трейси Эдвардс (Tracy Edwards) — та самая женщина, которая в 1989 году решилась собрать команду, доказавшую, что «прекрасный пол» может гоняться в офшорных гонках наравне с суровыми морскими волками-мужчинами. Эдвардс организовала краудфандинговую кампанию, Maiden капитально отремонтировали, вернули ей былой лоск, и вот, с ноября 2018 года она вновь бороздит моря. А ее команда вновь борется за права женщин: на этот раз в рамках кампании за доступность образования для девочек по всему миру.



Трейси Эдвардс



Maiden

FAZISI В ПОСЛЕДНИЙ МОМЕНТ ВЫКУПИЛ ОДИН ИЗ ПОСЛЕДНИХ ЕЕ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА — ЮРИЙ РАВЛУШКО.

У Юрия польские корни, но родился он в РСФСР. В прошлом он был создателем и руководителем (в течение 12 лет) первого яхт-клуба под Гродно (Беларусь), а последние 20 лет живет в США. Мужчина принимал участие в ремонте Fazisi в 2014 году и был членом команды, когда яхта участвовала в гонках.



Юрий Равлушко

«Первый месяц поставил на якорную стоянку и скупал разворованное оборудование, которое собрал в арендованный контейнер. Затем четыре месяца регистрировал. Постоянно писали с Владиславом Мурниковым (одним из создателей Fazisi, прим. itBoat) статьи в различные журналы, открыл корпорацию Fazisi Legend, собирал средства для сохранения яхты. Меня поддержал и сейчас тоже поддерживает спонсор польского происхождения Isedor P Ryzak», — рассказывает Юрий.

За год Юрий сумел выкупить двигатель, лебедки и якорь лодки. К 2019 году на борту вновь поставили мачту и лодка впервые за долгое время смогла своим ходом хотя бы на четыре часа выйти в море.





Но, как отмечает Юрий, пока что Fazisi еще не может идти под парусами. Одна из текущих задач, которая поможет приблизить ее к этому — установка гика. Запчасти для него будут готовы в ближайшее время. Сами новые паруса на лодке появятся благодаря помощи яхт-клуба Чикаго.



Несмотря на то, что ремонт понемногу продвигается, до счастливого финала, как в случае с Maiden, в истории с Fazisi еще очень и очень далеко. По словам Юрия, чтобы сделать ремонт, при котором лодка сможет стоять в музее, нужно потратить примерно $150 тысяч, а чтобы сделать ее снова полноценной гоночной яхтой или хотя бы учебным судном, нужно около $800 тысяч.

ЮРИЙ ЗАНИМАЕТСЯ ВОССТАНОВЛЕНИЕМ FAZISI ПРАКТИЧЕСКИ В ОДИНОЧКУ. ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОНА ВНОВЬ ОБРЕЛА ПРЕЖНИЙ ВИД, ЕМУ ЖИЗНЕННО ВАЖНО НАЙТИ СПОНСОРОВ И НОВОГО ВЛАДЕЛЬЦА ДЛЯ ЛОДКИ — МУЖЧИНА ПРИЗНАЕТСЯ, ЧТО НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ, КАК ПРОИЗВОДИТЬ ДАЛЬНЕЙШИЙ РЕМОНТ FAZISI И СОДЕРЖАТЬ ЕЕ.

Несмотря на то, что поиск нового дома для Fazisi идет уже год, ее будущее все еще туманно.

«Конкретных предложений нет», — сетует Юрий.

Сейчас лодку уже можно перевезти в какой-нибудь музей, чтобы еще некоторое время спустя она пополнила его экспозицию. Таким местом мог бы стать грузинский город Поти, где когда-то строили Fazisi и в честь древнего имени которого лодка получила свое название, или эстонский Таллин. Но для того, чтобы доставить Fazisi на пароме из США в Европу, снова нужна немалая сумма, которой нет ни у одной из сторон.

На краудфандинговой платформе gofundme за год удалось собрать $5 147. Одним из полусотни спонсоров стала Трейси Эдвардс. Еще некоторое количество средств удалось выручить за счет продажи книг, посвященных Fazisi, и вещей, так или иначе связанных с ней. Впрочем, продается не все — часть артефактов Юрий собирает для будущего музея.

Пока что Fazisi в безопасности и терпеливо ждет, какой будет новая страница в ее судьбе. Но долго ли продлится это мирное затишье? Если во время нового сезона атлантических ураганов лодка снова попадет в сильный шторм, он может стать для нее последним.

Политические разногласия

Кроме Владислава Мурникова за судьбу лодки, похоже, переживают лишь немногие из тех, кто 30 лет назад строил ее в Поти, а потом гонялся на ней во время Whitbread и других регат. Так десятилетия спустя отозвались конфликты, которые начались еще на этапе разработки и строительства Fazisi. Из-за современных политических противоречий между Россией, Украиной и Грузией сегодня они лишь обострились.

Изначально идея Fazisi принадлежала команде конструкторов из Москвы и Ленинграда. При содействии Министерства внешней торговли СССР они смогли договориться о строительстве лодки на грузинском предприятии «Фазиси», которое, имея статус «совместного», тоже было зарегистрировано в Москве. Костяком команды строителей лодки стали энтузиасты из Украины. Они составляли до 80% коллектива.

Отношения в команде не были идеальными. По воспоминаниям украинца Евгения Платона, который участвовал в строительстве Fazisi, а во время гонки 1989 года был на Fazisi начальником одной из вахт, к изначальному проекту лодки, привезенному из Ленинграда, команда отнеслась скептически.

«Эти ребята, проектировщики из "Мобиле", может, и неплохие хлопцы, но по тем чертежам, которые они нарисовали, строить нельзя», — вспоминает Платон в своей книге «Русские идут» слова киевского инженера Игоря Мироненко.

Украинская команда, пытаясь сделать конструкцию лодки более прочной, улучшала ее на месте, исходя из своих соображений. В то же время в одном из интервью Владислав Мурников вспоминает и об обратном процессе: например, попытках отследить, чтобы Fazisi втайне не обшили более толстыми металлическими листами, чем это было рассчитано на бумаге. Так и существовали вместе два очень разных взгляда на лодку.





У бывших членов экипажа есть поводы чувствовать злость и обиду и на советских чиновников. Спонсорской помощи от родины во время Whitbread явно не хватало. А после трагической гибели в Уругвае в перерыве между первым и вторым этапами гонки одного из главных строителей и первого капитана Fazisi Алексея Грищенко Федерация парусного спорта и Госкомспорт и вовсе предлагали лишить команду советского флага.

«"Фазиси" и ее экипажу отказывают в надежности и доверии. Председатель технической комиссии Федерации парусного спорта А. Кондаков, например, теперь заявляет: проект яхты не утвержден возглавляемой им комиссией. Яхта, оказывается, не зарегистрирована ни в одном из советских реестров. <…> И уж совсем удивляет постановка вопроса Госкомспортом СССР о праве несения яхтой советского флага. И все это лишь на одном основании — участие яхты в "Уитбрэде" не оговорено с этим ведомством», — цитирует заметку из газеты «Известия» того времени исследователь М. Скорпионов в своем обзоре прессы «Иваны непомнящие… или что писали о "Фазиси" на родине и за рубежом».

К счастью, до реального запрета идти под советским флагом дело так и не дошло. Однако, по воспоминаниям Евгения Платона, на следующих этапах членов экипажа, которые знали Fazisi еще со времени строительства лодки и вложили в нее много труда, не раз «сверху» заменяли на практически посторонних людей. Кажется, неприятный осадок от такого «предательства» некоторые члены команды чувствуют до сих пор.

В ИТОГЕ СЕГОДНЯ ЧАСТЬ УЧАСТНИКОВ СОБЫТИЙ ТЕХ ЛЕТ СЧИТАЕТ FAZISI «СОВЕТСКОЙ» ИЛИ ДАЖЕ «РОССИЙСКОЙ» ЛОДКОЙ (ТАК КАК ИМЕННО РФ СТАЛА ПРАВОПРЕЕМНИЦЕЙ СССР), А ЧАСТЬ НАСТАИВАЕТ НА ЕЕ ГРУЗИНСКО-УКРАИНСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.

Из-за межнациональных разногласий идея Юрия Равлушко в январе 2019 года обратиться за помощью к Владимиру Путину вызвала у некоторых из тех, кто следил за судьбой проекта, крайне негативную реакцию. Один из членов экипажа Fazisi во время регаты Whitbread, который год назад договорился с российским книжным издательством о том, что все средства от продажи его книги пойдут на ремонт судна, теперь, несмотря на свою «аполитичность в вопросе Фазиси», попросил Юрия убрать упоминания о нем.

Международный проект

И все-таки, кажется, справедливее всего называть Fazisi интернациональным и даже международным проектом. По крайней мере, именно таким он был 30 лет назад. Кроме советского финансирования СП «Фазиси» получало средства от крупной немецкой экспортно-импортной фирмы Wilfred Post. На поздних этапах подготовки в проекте участвовали американцы. В частности, вторым капитаном Fazisi, присоединившимся к команде еще в Поти, был известный яхтсмен Скип Новак (Skip Novak). До старта регаты советскую команду спонсировала компания PepsiCo. Когда лодка выходила из Саутгемптона, ее спинакер и корпус украшал узнаваемый логотип.





Правда, PepsiCo не продлила контракт на время самой регаты. По одной из версий, компания побоялась поддерживать команду из СССР в гонке, в которой, в силу некоторых обстоятельств, не смогли участвовать экипажи из США. Но, к примеру, когда Fazisi дошла до Новой Зеландии, сочувствующие болельщики собирали для нее средства буквально всем миром.

Поддержку советские яхтсмены получали в каждой стране, куда приводила их Whitbread. Несмотря на все трудности, команда не сошла с дистанции и завершила гонку. На фоне обострения холодной войны в предыдущие годы такое мирное международное сотрудничество было особенно важным.



Тогда, 30 лет назад, такого единения людей, стремящихся помочь проекту, удалось добиться без помощи социальных сетей и интернета. Сегодня новые технологии, казалось бы, предоставляют для этого гораздо больше возможностей. Однако повторить успех прошлых лет пока не удается.

Не хочется верить, что усилия людей, спасающих сегодня Fazisi, напрасны.

В КОНЦЕ КОНЦОВ, ЭТА ЛОДКА НЕ ПРОСТО КРАСИВА. ПО СУТИ, ОНА ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОРИЧЕСКИМ СПОРТИВНЫМ НАСЛЕДИЕМ И ГРУЗИИ, И УКРАИНЫ, И РОССИИ. БОЛЕЕ ТОГО, ДЛЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ У FAZISI БЫЛА УНИКАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ КОНСТРУКЦИЯ ПО МЕРКАМ НЕ ТОЛЬКО СОВЕТСКОГО, НО И МИРОВОГО ЯХТОСТРОЕНИЯ.

Для того, чтобы смотреть на будущее проекта с оптимизмом, ему нужно больше неравнодушных участников. Появятся ли они? Сможет ли проект снова стать международным? Удастся ли сохранить эту историческую лодку, невзирая на национальности, политические или религиозные взгляды?

«Если Вы заинтересованы в сохранении истории и легенды — подключайтесь. И не важно, где она продолжит свой путь: в России, в Грузии, в Украине… Fazisi живёт своей жизнью, а мы — только игроки, которые ступали или ступят на её сцену!» — обращается Юрий Равлушко ко всем, кто мог бы помочь с восстановлением яхты.

Источник

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Новости яхтинга
[Машинный телеграф]
grebenshch
04.02.2023, 22:45:10
topic Вступайте в сообщество Московского Боут Шоу!
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
grebenshch
04.02.2023, 22:24:47
topic Историческое
[История]
bigbird
02.02.2023, 19:24:41
topic Plectrum – гигант на подводных крыльях от Lazzarini
[Техника]
grebenshch
30.01.2023, 13:42:18
topic Новости яхтинга
[Машинный телеграф]
grebenshch
30.01.2023, 13:35:15
topic Dufour 41: презентация лодки на Boot Düsseldorf 2023
[Машинный телеграф]
grebenshch
30.01.2023, 13:23:10
topic Какие места во Франции посетить на хаусботе?
[География]
grebenshch
28.01.2023, 11:36:32
topic Как советскому кочегару удалось выжить 34 дня на северном острове в одиночку
[История]
grebenshch
27.01.2023, 20:41:40
topic История паруса – когда и где изобрели парусную лодку?
[История]
grebenshch
24.01.2023, 12:31:02
topic Межрегиональная ассоциация класса ORC. Планы и перспективы на 2023 год
[Мероприятия: Что? Где? Когда?]
grebenshch
22.01.2023, 23:08:36
topic Пять лучших пар ботинок для яхтинга!
[Полезные вещи]
grebenshch
22.01.2023, 15:42:44
topic Почему суда не делают из нержавеющей стали
[Машинный телеграф]
grebenshch
22.01.2023, 14:08:11

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2918 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений
grebenshch
68 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 323
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Февраль 2023
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2 3 4
[5] 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal