collapse

Для создания НОВОГО ПОСТА, необходимо выбрать нужный раздел ФОРУМА и создать в нем НОВУЮ ТЕМУ. Если вы новый пользователь, то вам нужно ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на форуме


Автор Тема: 10 распространённых навигационных ошибок и как их избежать  (Прочитано 2115 раз)

Оффлайн Marquee_Moon

  • Новичок
  • *
  • Карма: +2/-0
    • Просмотр профиля

this topic in English

Вместе с Джеймсом Стивенсом мы отобрали 10 наиболее частых лоцманских ошибок и составили рекомендации по тому, как их избежать

При должной подготовке перед яхтсменом открывается неожиданно широкий выбор небольших портов и речушек, где можно ходить малым судам. Посещать эти довольно уединённые живописные места – особое удовольствие для судоводителя, но для этого требуется как следует освоить непростой навык – лоцманское мастерство.

Я ещё ни разу не встречал опытного шкипера с многолетним стажем, который не допустил ни одной навигационной ошибки. Как правило, большей частью это ошибки незначительные, однако любая из них чревата крайне неприятными последствиями – это знание должно держать судоводителя в тонусе. Можно так отточить свой навык управления судном, что все необходимые действия закрепятся на уровне инстинктов, – и тем не менее, перед любой отправкой в незнакомую гавань нужна тщательная подготовка.  То, что вы увидите в реальности, может сильно отличаться от того, что изображено на карте.

Основная сложность лоцманской проводки заключается в соотнесении информации, которую даёт карта, с реальной ситуацией. На карте, например, отлично видны буи, но по факту в тёмное время суток свет уличных фонарей может заглушить световой сигнал буя. Добавьте сюда высокую концентрацию в акватории других кораблей и яхт – и поймёте, что при таком раскладе заблудиться проще простого, даже если в вашем распоряжении вся возможная навигационная электроника.

Хорошие шкиперы знают, что заход в сложную малознакомую гавань ночью чреват трудностями – и как следует готовятся . Прежде, чем отправиться в плавание, можно заранее выяснить, доступна ли гавань для входа и какие для этого необходимы приливные условия.

За последние 30 лет через меня прошло около 1500 кандидатов в яхтсмены и инструкторы. За это время я видел как впечатляющий уровень лоцманского искусства, так и  весьма опасные ошибки в судовождении. Заходы не в тот порт, неправильная ориентация по световым сигналам, в результате которой корабль садился на мель – всё это я видел, но большинство ошибок можно распознать и предотвратить до того, как киль коснется дна. Вот самые частые лоцманские промахи, которых нужно избегать.

Обязательный лоцманский набор

Хотя в основе успешной проводки лежат, большей частью, отточенная техника, дисциплина и некоторая случайная совокупность реальных условий, есть несколько приборов, без которых судоводителю придётся тяжко. Если только вы не водите корабль исключительно днём и исключительно по прямой, у вас, скорее всего, уже имеется такой набор. Но если вдруг его нет или он пришёл в негодность, не жадничайте – приобретите либо обновите его.



Вам понадобятся: пластиковый пакет, куда поместится схема лоцманского маршрута, ручной компас, чтобы следить за направлением, и бинокль — чтобы соотносить отметки на карте с окружением.

Бинокль

Хороший шкипер продумывает ситуацию минимум на 10 минут вперёд: так он будет уверен в текущей обстановке, сможет планировать дальнейшее движение и не даст легко застигнуть себя врасплох. Для этого нужно отслеживать, что происходит примерно милей дальше вашего текущего положения: ограждение фарватера, ориентиры, пролегающие рядом  маршруты, проходящие поблизости суда, отмели – словом, сохранять подробную  осведомлённость о том, что впереди.

Очень важно обзавестись хорошим биноклем. Ищите модель с хорошо закреплёнными призмами (они не должны смещаться при малейшем ударе и вызывать двоение в глазах) и защитным покрытием на линзах –  оно обеспечит четкое и ясное изображение. Также у модели должен иметься шейный ремешок и резиновая противоударная защита. Приличный  бинокль со встроенным компасом обойдётся недёшево (400-500 фунтов стерлингов), но прослужит вам всю жизнь.

Ручной компас-пеленгатор

По ряду причин  (разряженная батарея, слабый сигнал, повреждение экрана) картплоттер может отказать – в том числе тогда, когда вы вот-вот прибудете к пункту назначения. Однако это не значит, что вы заблудились: вокруг вас есть множество стационарных  объектов, которые можно опознать , а далее – сориентироваться и определить свое местоположение. Важность ручного компаса-пеленгатора определяется непростыми ситуациями вроде этой, но и в менее сложных обстоятельствах такой компас позволяет отыскать в нужном месте следующий опознавательный знак на вашем пути.

Есть множество моделей ручных компасов, в основном они не такие уж дорогие – компас за 50 фунтов стерлингов вполне подойдёт. Опять же при выборе стоит обратить внимание на наличие резинового покрытия и шейного ремешка, а также – на качественную балансировку (чтобы стрелка быстро прекращала колебаться в состоянии покоя). Также в  идеале картушка компаса должна быть фотолюминисцентной – для удобства использования ночью.

Непромокаемые пакеты для документов

Шкипер, освоивший тонкости лоцманской проводки, будет хорошо подготовлен и сможет уверенно стоять у руля, заранее зная о предстоящих изменениях курса, отдавая команды  экипажу и управляя парусами – и все это лучше делать, находясь в кокпите, а не без конца бегая по трапу. План проводки, морская карта и судовой журнал должны быть под рукой, и этим важным документам потребуется защита от непогоды.  Зайдите в канцелярский магазин и потратьте мизерную сумму на непромокаемый курьерский пакет – защитите карты и другие документы, которые во всех отношениях дороже.

Ошибка №1: отсутствие плана проводки


Схема проводки со всеми координатами и необходимой разметкой поможет вам не отклониться от курса

Подход к некоторым гаваням на бумаге выглядит достаточно просто – тут, казалось бы, и план не нужен. Гавань Саутгемптона – хороший тому пример. Что может быть проще? Ровная линия воды, в центре которой – чётко обозначенный судоходный канал, ведущий прямо в город. На схеме буи по бокам выглядят как уличные фонари. Днем разобраться  несложно, но ночью свет этих буев спереди перекрывают городские фонари, а со стороны порта –  освещение одного из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов Европы. Некоторые буи находятся на расстоянии двух миль друг от друга – например, Хук и Гренландия. Если вы достигнете Хука и надеетесь в темноте найти Гренландию, не зная наверняка, где и что искать, вы можете ошибочно направиться в сторону ближайшего зелёного буя – и попадёте к Хамблу. Думаете, я преувеличиваю? А я видел такое своими глазами.

Рекомендация


Если схема подводки защищена непромокаемым пакетом, шкиперу нет необходимости в случае непогоды спускаться в салон

Убедитесь, что у вас есть подробный план лоцманской проводки с указанием пеленга и расстояния до следующей отметки от каждой известной позиции. Необходимо, чтобы навигатор наперёд просчитывал курс движения яхты. Кроме того, если план всегда под рукой, вам не придется постоянно метаться между верхней и нижней палубами, чтобы свериться с картой. Если яхта идёт под парусом, шкипер должен быть на палубе, чтобы контролировать настройку парусов при любом изменении курса.

Когда лодка приближается к Хуку, штурман находится на палубе и смотрит по пеленгу 322 градуса на изофазный зеленый 2-секундный огонь. Если судно направить по этому курсу, впереди будет буй. Вход в более сложно устроенную гавань, такую ​​как Пул, требует тщательного планирования, идёте вы туда днём или ночью. Там вас ожидает огромный водный простор с несколькими каналами разной глубины, которые разделены незаметными  илистыми банками. Отыскать буи при дневном свете достаточно сложно, поэтому очень важно, чтобы в ваш план были внесены все смены курса.

Ошибка №2: потеря буев

Вместо того, чтобы опираться на список опознаваемых знаков, где для каждого из них указаны дальность и пеленг на следующий, капитан, не вполне владеющий навыком лоцманской проводки, часто видит то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. Подобное отсутствие планирования ведёт к тому, что почти каждый праздничный день в гавани Чичистера яхты садятся на мель у берега Виннер. Три зеленых буя, чётко обозначенных на карте, предваряют проход к северо-западной части этого берега. В солнечный выходной день, когда в гавани много судов, очень легко пропустить самый северный буй, «Мид-Виннер», – особенно когда вы идёте с востока во время отлива. Отлив происходит стремительно, и если вы сядете на мель, то застрянете надолго.

Рекомендация



При входе в гавань и выходе из неё убедитесь, что видите именно нужный вам буй  правильного цвета в правильном месте и что вы, к примеру, видите именно волнорез, а не ряд домов. Не полагайтесь только на картплоттер, осмотрите окрестности с палубы в бинокль. Для удобства прямо в плане лоцманской проводки можно отмечать галочкой буи, мимо которых вы проходите.

Ошибка №3: двигаться по наитию, когда не знаешь точно, где находишься


Иногда барханы или заиление в районах, где вы проходите, свидетельствуют о том, что скоро власти будут менять буи. Когда вы в последний раз проверяли обновления карты?

Картплоттеры значительно улучшили нашу осведомлённость в том, где мы находимся, но их точность ограничена их последним обновлением. Учитывая сложный характер берегового рельефа Восточного побережья с его узкими извилистыми проливами, маловероятно, чтобы в карту этих районов постоянно не вносились обновления.

Ничто не заменит тщательно выверенную лоцманскую проводку. Администрация  порта или компания, заведующая инфраструктурой местных водных путей, может перемещать буй, чтобы обозначить новое положение канала, но цвет и характеристики такого буя обычно не меняются. Здесь работают те же принципы планирования маршрута. Если сомневаетесь, остановитесь – желательно на известной позиции. Распространенная ошибка –  продолжать надеяться, что вы вдруг чудом сориентируйтесь. Такого не будет.

Рекомендация


Если не видите то, что должны, согласно карте, отправляйтесь в последнее известное место и  определите, почему так случилось

Как вы знаете, на воде лишь одно место безопасно: это то место, где вы только что были на плаву, поэтому при необходимости возвращайтесь назад, стараясь, чтобы прилив не сбил вас. После этого можно сориентироваться и продолжить движение – когда будете наверняка уверены в том, что впереди видна именно нужная вам отметка на карте.

Ошибка №4. На дисплей смотрим, а по сторонам – нет


Реальная навигация – вовсе не компьютерная игра. Картплоттер удобен, но не полагайтесь только на него – следите за переменами в окружении

На любом экзамене яхтсменов случается такая ситуация: экзаменатор наблюдает за экзаменуемыми, которые при проводке яхты пытаются определить свою позицию, не отрываясь от штурманского стола,  при этом совершенно игнорируя буи, маяки и другие очевидные объекты, проходящие прямо мимо них. GPS – отличный инструмент, но без тщательного наблюдения за окружающей обстановкой он мало поможет.

Рекомендация


Ответы не всегда даны на карте. Осмотритесь вокруг и найдите какой-нибудь ориентир

Толковые шкиперы должны находиться на палубе при каждой смене курса и собственными глазами видеть, что ближайший ориентир точен, рулевой действительно идет по курсу, а паруса регулируются в соответствии с ветром. Кроме того, нужно смотреть в оба, чтобы вовремя обойти другие суда или потенциально опасные объекты вроде ловушек для омаров. И лучше, где можно, обойтись своими силами, а не запрашивать инструкции.

Ошибка №5: игнорирование лоции


Яхтенная стоянка в Коусе, у входа в реку Медину, выглядит гостеприимно, но вам туда нельзя. Разобраться в подобных нюансах поможет лоция

Если вы заходите в незнакомый порт, скорее всего, ваше незнание местной обстановки проявится довольно быстро: вы можете сделать ошибку, которую не совершили бы местные жители – например, выбрать якорную стоянку в районе сильного волнения или пришвартоваться в неположенном месте, предназначенном только для определённых судов. Например, на карте гавань «Роял Яхт Сквадрон» выглядит подходящим местом для швартовки – это так, но пускают туда далеко не всех. То же самое касается паромных и частных причалов. Во многих гаванях швартовочные места для посетителей отмечены цветом. Обо всём этом можно узнать из лоции – и лучше не игнорировать эту информацию, иначе с причала вас могут «попросить».

Рекомендация


В хорошей лоции перечислены все опасности и даны советы по тому, как их избежать

Я отношусь к изучению лоции не как к рутине, а как к способу сэкономить время и силы. К тому же читать её, как правило, действительно интересно. Лоция и альманах расскажут вам об опасностях на пути – о неудобной песчаной отмели возле топливного дока, о том, где пришвартоваться, о стоимости стоянки, о хорошем месте, где можно пообедать и многом другом (фотографии прилагаются). Обо всём этом лучше не узнавать методом проб и ошибок. Книги – полезное вложение денег: они дают информацию, которую нельзя получить другим способом.

Ошибка №6: незнание видов и характеристик навигационных огней


Где находятся морские огни и что означают? Это нужно знать

Многие яхтсмены, не будучи уверенными в том, принадлежит ли встретившееся им судно к категории уступающих дорогу, предпочитают обходить корабли со стороны кормы. Это нормальная практика, но если вы не можете отличить буксир от траулера, то можете угодить в неприятности: оба этих судна одинаково опасно обходить с кормы.

Как ни странно, многие яхтсмены недостаточно владеют терминологией, применяемой на карте для характеристики стационарных навигационных огней. Например, ISO 10s означает включение на пять секунд и выключение на пять. «Десятки» относятся к общему периоду огня. Этот показатель важен для таких районов, как устье Темзы, где часть буев, расположенных в оси фарватера, обозначена маркировками Iso 5s и Iso 2.5s. В случае с секторными огнями на маяках важно уметь ответить на вопрос: «Как бы выглядело окружение, окажись я здесь ночью?»

Рекомендация


Карта расскажет вам, что значат метки, но сможете ли вы полностью расшифровать все обозначения?

Прохождение курса в Королевской яхтенной ассоциации даёт возможность оперативно изучить правила предупреждения столкновений судов и заодно натренироваться определять местоположение морских огней, чтобы не тратить драгоценные секунды на судорожную сверку с альманахом. Курс RYA также поможет вам научиться эффективнее работать с картами и планами – так вы сможете избежать многих затруднений.

Ошибка №7: игнорирование приливного течения


Если ваш кильватерный след явно отличается от избранного курса, это значит, что COG мог отклониться на 10 ° или более

Как только команда видит огни гавани, она начинает с нетерпением ждать выхода на берег. Верный способ снизить боевой дух – позволить приливному потоку унести яхту вниз по течению от порта: тогда подход к пункту назначения существенно замедлится. Столь же неприятно, а иногда и опасно, если во время входа яхты в гавань через приливный поток из-за положения штурвала судно разворачивается боком вместо того, чтобы идти по рекомендованному курсу . В районе Нормандских островов или остров Силли игнорировать приливное течение во время лоцманской проводки действительно опасно: в таких условиях нельзя ни на минуту упускать из виду сигнальный шар – иначе можно мгновенно налететь на скалу.

Рекомендация


В лоциях часто даны имеющиеся транспортные маршруты –  например, этот, у входа в Ньютаун-Крик

Транспортные маршруты здорово помогают в лоцманской проводке. В них принята в расчёт ширина судна, они надёжней, чем GPS, и проходя по ним, капитан может оставаться там, где и должен быть – на палубе. Не обязательно размечать их на карте. Если вам виден  следующий опознавательный знак или вход в гавань, просто выровняйтесь по оси с  береговым объектом и идите ровно по этой линии.

Ошибка №8: мешать другим кораблям, заходя на торговый судоходный путь


У судна с глубокой осадкой, идущего по узкому каналу, есть преимущество в вопросе прохода – так указано в МППСС и подтверждено элементарными законами физики

Мы все с пиететом относимся к крупным кораблям – и не без причины. Несмотря на это, любой капитан корабля скажет вам, что некоторые яхтсмены используют основной канал в загруженных портах даже тогда, когда по соображениям безопасности и ряду юридических причин этого делать не надо. Важно прочитать Правила предотвращения столкновений и понять, как они применяются к большим судам, стесненным осадкой, в узких каналах – в некоторых случаях яхтам не стоит заходить в такие каналы.

Рекомендация


Для яхты наиболее безопасно по мере следования придерживаться канальной разметки, но не заходить в пределы маршрута торгового судоходства

По возможности держитесь подальше от путей следования торговых судов и каналов. Самое безопасное место – мелководье, где с кораблями вы не столкнётесь даже в тумане, а в идеале - с наветренной стороны, чтобы избежать столкновения с подветренным берегом. Управлять яхтой и так достаточно непросто – незачем вдобавок мельтешить перед носом у супертанкеров.

Ошибка №9: игнорирование эхолота


Нет более явного свидетельства того, что вы отклонились от намеченного курса

Даже лучшие штурманы иногда сбиваются с пути. Зная приблизительную глубину намеченного пути (её вы можете записать в план проводки), вы с большей вероятностью заметите отклонение от курса.

Рекомендация


Занесите значения глубины в свой план проводки и регулярно проверяйте эхолот, чтобы убедиться, что не сбились с курса

Эхолот при входе в гавань способен сообщить много важной информации. Вы должны знать, как он откалиброван и что он будет показывать, если коснуться дна. Он придётся особенно кстати в тех районах, где гидрограф не даёт достаточных сведений, например, в верховьях рек. Хороший пример – Фауи: там путь вверх по реке нужно прокладывать практически на ощупь, зигзагообразно лавируя и полагаясь на показания эхолота и сведения на карте. Награда - пропуск в одни из самых красивых уголков Британии.

Ошибка №10: посадка на мель


Эту ошибку лучше не совершать больше одного раза – тем более, что её легко избежать

Я решил научиться делать необходимые расчёты, когда судно, на котором я был, наклонилось на 45° в реке Трегье. К счастью, при подъёме воды мы смогли выровняться, но ночь тогда была ужасная. Перед тем, как сдавать экзамен по яхтингу, стоит разузнать побольше о гаванях, которые вы, скорее всего, посетите, а также данные о приливах и отливах в этих районах.

Рекомендация


Чтобы определить необходимую глубину, учтите осадку, безопасные допуски и данные об изменении уровня воды

Если собираетесь швартоваться на мелководье, вы должны знать, будете ли выходить на мель во время отлива – и знать заранее. Это даже более важно, чем расчеты высоты прилива. В большинстве случаев высокая точность не требуется, поэтому вычисления вторичной  приливной высоты можно опустить.

Неплохо иметь точные представления о том, что расположено в радиусе полуметра от вас, но если  собираетесь становиться на якорь или швартоваться в марине, лучше произвести небольшие вычисления на основании данных альманаха или компьютера.

Многие яхтсмены не понимают, как применять исходные данные карты в расчётах. По факту, единственные значения, от которых зависит, сядете вы на мель или нет – это перепад уровня между приливом и отливом, осадка яхты и безопасный запас под килем. Сложите эти три цифры вместе и проверьте глубину по карте.

Перевод: Александра Перелыгина (С), специально для SF

Источник
« Последнее редактирование: 07.09.2020, 10:39:20 от bigbird »

 


* Интересно почитать

* Поиск по сайту


* Последние сообщения

topic Яхтсмен Виталий Елагин вышел на связь спустя восемь дней после исчезновения
[Машинный телеграф]
grebenshch
27.03.2024, 18:07:12
topic Механика движения комет
[Погода]
Fermer
24.03.2024, 10:35:22
topic Грустная история косатки, которая помогала китобоям: верования народа тауа
[Машинный телеграф]
grebenshch
23.03.2024, 00:02:36
topic В Колумбии поднимут затонувший корабль XVIII века с сокровищами на $17 млрд
[География]
grebenshch
20.03.2024, 00:29:46
topic Вакансия дня: счетовод пингвинов в Антарктиде
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:21:11
topic «Секс-плот» — антрополог хотел доказать жестокость людей, но не смог
[Машинный телеграф]
grebenshch
20.03.2024, 00:16:04
topic Редакционная статья яхтенного дизайнера Chuck Paine (США)
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 21:48:13
topic Грузовой корабль улавливает и перерабатывает свои выбросы углекислого газа
[Техника]
grebenshch
16.03.2024, 19:26:43
topic Самый дорогой подводный отель в мире с рыбами, плавающими вокруг вашей кровати
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 16:17:18
topic Морские подковы
[Машинный телеграф]
grebenshch
16.03.2024, 15:42:08
topic Как поделили океан
[История]
grebenshch
16.03.2024, 15:36:47
topic Dufour 44: новое решение
[Новинки]
grebenshch
14.03.2024, 16:31:06

* Двигатель торговли

* Активные авторы

Craus Craus
4006 Сообщений
bigbird bigbird
2971 Сообщений
grebenshch
541 Сообщений
Grumete Grumete
392 Сообщений
root root
269 Сообщений

* Кто онлайн

  • Точка Гостей: 299
  • Точка Скрытых: 0
  • Точка Пользователей: 0

Нет пользователей онлайн.

* Календарь

Март 2024
Вс. Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб.
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 [28] 29 30
31

Нет ближайших событий.

* Ваша Реклама

Здесь может быть Ваша реклама!

* Мы на Pinterest

SMF spam blocked by CleanTalk
Защита SMF от спама от CleanTalk
SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal