Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => Машинный телеграф => Тема начата: Craus от 18.05.2019, 20:36:51

Название: Приемка чартерной яхты: секреты и тонкости
Отправлено: Craus от 18.05.2019, 20:36:51
(http://sail-friend.ru/gallery/3211_18_05_19_8_06_16.jpeg)

На что нужно обратить внимание при приемке лодки у чартерной компании

Для большинства из нас вожделенный отпуск под парусами начинается с процедуры аренды лодки. Как пройти это испытание с большей эффективностью и минимальными потерями? На самом деле, успех даже кажущегося невозможным предприятия полностью зависит только от вас!

Прежде всего, стоит уяснить, что чартерные компании в большинстве цивилизованных уголков мира (от «старой Европы» до Турции, Хорватии и экзотических стран на других континентах) уже давно не пытаются обмануть своих клиентов, подсунув им заведомо неисправную лодку. Остается лишь внимательно отнестись к процедуре ее приема. Попробуйте следовать этим несложным правилам.

Не торопитесь

Типичная ошибка всех новичков, которые часто стеснены рамками краткосрочного отпуска, — как можно быстрее завершить все формальности и буквально выскочить в море хоть на чем-нибудь, даже слегка напоминающем современную яхту.

При этом вопросы общего состояния лодки и качественное ее снабжение всем необходимым обычно остаются за бортом: «быстрее навстречу волнам и свежему ветру!» — вот девиз, под которым совершается максимум ошибок при приеме лодки. Между тем именно в ней вам предстоит провести от нескольких десятков часов до нескольких суток, а это представляется более чем веским поводом для того, чтобы внимательно ознакомиться со всеми особенностями своего временного плавучего дома.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_18_05_19_8_06_23.jpeg)
На прием лодки лучше потратить больше времени, чтобы сохранить свои деньги

Как показывает практика, на прием лодки средних размеров (от 36 до 50 футов) вполне стоит затратить по крайней мере час-полтора — чтобы потом не сожалеть об излишней торопливости, которая провоцирует риски возникновения аварийных ситуаций уже в самом недалеком будущем.

Менее всего следует беспокоиться о том, как ваше внимание к тем или иным особенностям лодки выглядит со стороны. Поверьте, с точки зрения профессионалов (каковыми иногда заслуженно считают себя представители чартерных компаний), так называемый «въедливый клиент» всегда заслуживает большего уважения, нежели «супер-шкипер», у которого никогда не возникает никаких вопросов. Меньше думайте о том, как вы выглядите в глазах сдающей стороны. Главное, чтобы вы смогли надлежащим образом ознакомиться со всеми качествами вашей лодки еще до выхода в море.

Поиграйте в ролевые игры

Если вам повезло с командой настолько, что вы вместе проводите отпуск в одной лодке уже не первый раз, то процедуру приема можно упростить и ускорить, не снижая качества проверки. Для этого достаточно разделить функции: с тем, чтобы каждый принимал ту часть оборудования и оснащения лодки, с которыми ему главным образом предстоит работать впоследствии.

Например, капитану с помощником (вторым шкипером) целесообразно сосредоточиться на осмотре и опробовании рангоута, снастей, парусов, двигателей, рулевого и якорного устройства. Штурман в это же время мог бы проверить навигатор, другие судоводительские инструменты, набор карт и пособий, а также работу ходовых огней и средств связи.

А вот добровольному коку, помимо проверки холодильника, газовой плиты и необходимого набора посуды, стоит удостовериться в наличии положенного запаса воды, полного заряда аккумуляторов и на практике убедиться в исправной работе насосов, стоков, сливов и системы переключения водяных цистерн.

После этого остается лишь совместными усилиями разобраться с судовой документацией, составить акт приема лодки (с подробным указанием всех выявленных недостатков), заменить неисправные элементы (если таковые найдутся) и только потом отправляться в счастливое плавание.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_18_05_19_8_06_33.jpeg)
Деятельное участие в приеме лодки может (и должен!) принять весь ее будущий экипаж

При необходимости обязанности по приему яхты в слаженном экипаже могут гибко перераспределяться в зависимости от предпочтительных интересов его членов, тогда каждый получит отличный шанс блеснуть своей эрудицией и подстраховать товарища.

Итак, мы рассмотрели практически идеальный вариант, но что делать, если на всю команду приходится всего один-два человека, ранее ходившие под парусом?

Оптимизируйте свои возможности

Каждый индивидуум хоть в чем-то превосходит других, и ваша команда — не исключение. В ней как минимум должна оказаться пара владельцев дипломов яхтенного капитана: в большинстве случаев без них вам лодку в аренду не сдадут. Этого уже вполне достаточно, чтобы приступить к качественной приемке силами самых опытных экспертов, особенно, если остальные соплаватели помогут им в меру своих возможностей и способностей.

Так, если представители чартерной компании не говорят по-русски, стоит выделить из своей компании переводчика, который лучше других владеет английским языком. Ему-то и следует задавать все вопросы, которые появятся в процессе знакомства с лодкой, а также отвечать сдающей стороне.

Постарайтесь создать для этого вашего товарища максимально комфортные условия: не пытайтесь его перебивать, если вам покажется, что вы лучше поняли заданный вопрос, и не требуйте первоочередного внимания именно к вашим нуждам. Одновременно переводить несколько обращений различной тематики (от состояния парусов и отсутствующей карты до потекшего холодильника и недостающих тарелок) порой оказывается просто невозможным.

Продвигаясь по лодке вслед за экспертами и в сопровождении переводчика, остальные члены экипажа смогут не только подробно ознакомиться со всеми особенностями своего плавучего дома, но и заметить нечто важное для последующей безаварийной эксплуатации всех систем и оборудования лодки. Включайте коллективный разум и коллективную наблюдательность — в будущем это поможет на только избежать досадных осложнений в путешествии, но и сэкономить кучу денег на компенсацию их неприятных последствий!

В зоне особого внимания

Надеюсь, начинающим любителям парусных путешествий пригодятся несколько дружеских советов: на чем стоит сосредоточиться в процессе приема лодки. Замечу, что все они основаны на практическом опыте — личном или моих приятелей.

Веревки и паруса

Стоячий такелаж не только осматриваем, но и ощупываем, убеждаясь в том, что он действительно качественно обтянут. Бегучий такелаж полностью проверяем в действии. Если только не мешает погода (сильный ветер или дождь в месте стоянки), обязательно, не торопясь, разбираем все снасти и разворачиваем все паруса.

Помимо отличной тренировки команды, это замечательная возможность для качественной проверки всех блоков, барабанов и закруток. Пусть лучше узлы и механизмы заедают или отказывают на стоянке, чем в море.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_18_05_19_8_06_40.jpeg)
Все снасти и паруса лучше тщательно проверить еще на стоянке


Двигатель и рулевка

Мотор пробуем не только на холостых оборотах, но и при фактическом включении переднего и заднего хода. Это нетрудно организовать, если слегка потравить швартовы.

Обязательно уделите должное внимание осмотру румпельного отсека и рулевой машины. Потеки масла и следы свежей сварки следует воспринять как настойчивый намек судьбы на то, чтобы оперативно сменить лодку и впоследствии ни о чем не пожалеть, орудуя румпелем.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_18_05_19_8_06_50.jpeg)
Механическое «сердце» лодки проверяем с особым вниманием


Шлюпка-динги

Надувная лодка-тузик должна сдаваться вам в полностью надутом (а значит — исправном) состоянии. Полусдутый динги с многочисленными заплатами, а также иными следами повреждений, внушает законное недоверие и подлежит безусловной замене.

Проверка мотора тузика — отдельный вопрос. По крайней мере дважды на моей памяти случалось так, что отдельно от динги двигатель вел себя вполне исправно, зато при последуюшем соединении с ним отказывался работать наотрез. Так что по возможности старайтесь проверить шлюпку и мотор в творческом тандеме — чтобы в самый ответственный момент не пришлось отчаянно поработать веслами.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_18_05_19_8_06_59.jpeg)
Надувную шлюпку-динги проверяем и принимаем только в полностью надутом состоянии


Ходовые огни и связь

Несмотря на то, что включение необходимых ходовых огней теоретически сопровождается зажиганием соответствующих лампочек на панели пульта управления, не поленитесь быстро пробежаться по лодке и посмотреть, включились ли все они фактически. Заодно это станет отличным поводом, чтобы освежить свои знания Международных правил предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72).

Обе УКВ-радиостанции (стационарную и переносную) следует проверить как по отдельности, так и в процессе установления двусторонней связи. В последнем случае не стесняйтесь вынести мобильный терминал на берег и переговорить с вашими друзьями на борту.

Штурманский уголок

Помимо электронного навигатора, стоит проверить и бумажные карты (обязательно на весь район предстоящего плавания), а также наличие соответствующих навигационых пособий — лоций и других описаний побережья.

Не пренебрегайте ручными пеленгаторами и не забудьте удостовериться, что на борту есть параллельная линейка (для прокладки курса) и обычные карандаши — для нанесения места на карту.

Обратите внимание на работу судового измерителя ветра: грубо — поделив силу ветра в узлах на два, вы узнаете его скорость в привычных метрах в секунду.

Заметим, что проверить на стоянке точность работы лага и эхолота порой оказывается затруднительным. Поэтому, убедившись в технической исправности, не забудьте испытать их на практике сразу же после выхода из яхтенной марины.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_18_05_19_8_07_08.jpeg)
Доверяя спутниковому навигатору, не забываем и о бумажных картах


Камбуз

Если вы не рассчитываете при чартере лодки нанять сразу же хостес и профессионального кока, не пренебрегайте тщательной инспекцией кухонного блока. Помимо проверки исправности холодильника и газовой плиты в нее целесообразно включить проверку наличия запасного газового баллона, а также полного набора посуды (в соответствии с привычками вашей команды).

Последнее представляется немаловажным: если в случае нужды утренний кофе еще можно сварить в обычной кастрюле (вместо удобного кофейника-турки), то разливать суп или раскладывать второе блюдо при помощи чашки (при отсутствии половника-чумички) — крайне неудобно.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_18_05_19_8_07_16.jpeg)
Помимо выполнения своих прямых обязанностей, кок может внести свой вклад и в приемку лодки


(http://sail-friend.ru/gallery/3211_18_05_19_8_07_28.jpeg)
Чтобы любая трапеза на борту превращалась в маленький праздник, не забудьте хорошенько проверить холодильник


Вода, электричество и прочие удобства

Ограниченный комфорт лодки зависит от того, насколько оперативно вы сможете пополнять заряд аккумуляторных батарей и запасы питьевой воды при всяком удобном случае. Для этого каждый член экипажа должен знать, где находятся кабель для подсоединения бортового питания, а также водяной шланг/горловины цистерн пресной воды и уметь при необходимости быстро подключиться к источнику этих береговых благ.

Как сейчас вспоминаю излишнюю торопливость, в результате которой мои друзья как-то просто забыли в базе переходник для подключения электропитания. Слава Богу, что в экипаже случайно оказался электрик-любитель, которому удалось создать необходимое устройство из подручных материалов. Однако, пока это не произошло, лодка напоминала своеобразный «летучий голландец» XXI века, неспособный подключиться ко вполне цивилизованным электрическим сетям.

Не стоит забывать и про повседневные бытовые удобства — особенно, если на борту предполагается присутствие дам. Помимо обязательной дотошной проверки туалетной (фановой) системы, не забудьте удостовериться в возможности принять пресный душ, не испытывая при этом негативных ассоциаций.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_18_05_19_8_07_37.jpeg)
Исправность всех больших и маленьких удобств — важное условие приятного путешествия

На большинстве лодок среднего класса душевая кабинка располагается прямо в туалетной комнате (гальюне). Принимая лодку, включите на время душ, проверяя, как быстро уходит вода и насколько эффективно работает вспомогательный откачивающий насос. При необходимости, обратите внимание сдающей стороны на засоренные стоки (с их последующей прочисткой).

Кстати, позаботьтесь, чтобы и у вас самих всегда была возможность навести на лодке должный морской порядок. Для этого, помимо ведра на коротком тросе для зачерпывания воды и традиционной швабры-«машки», стоит запастись элементарной ветошью для протирки палубы.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_18_05_19_8_07_45.jpeg)
Идеальный порядок и полная исправность принятой лодки — постарайтесь сохранить их до конца плавания


Необходимый постскриптум

И в заключение — деликатный вопрос: как расплачиваться за свои ошибки, допущенные как при приеме яхты, так и в дальнейшем плавании? Не секрет, что многие чартерные компании размещают на видном месте своеобразный прейскурант, где перечислены размеры денежных штрафов за самые различные поломки оборудования/оснащения, а также цены на утраченные/поврежденные предметы снабжения.

Неминуемой расплаты за чужие грехи можно избежать, если внимательно и не торопясь принимать лодку и находящееся на ней имущество. Что же касается всех неизбежных в море случайностей, произошедших по вине экипажа — от разбитой чашки до порванного паруса и утопленного якоря — то целесообразно сразу же договориться: причитающаяся ко взысканию сумма делится между всеми поровну.

Нет ничего печальнее картины, когда дружная (на вид) команда при сдаче яхты начинает выяснять, кто из ее членов больше виноват в той или иной поломке/пропаже. Помните, что даже вернувшись «из морей», вы все равно остаетесь в одной лодке — так же, как и во всех последующих совместных путешествиях!

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_18_05_19_8_07_53.jpeg)

Помните, что дружная команда всегда остается в одной лодке

Источник (https://itboat.com)
Защита SMF от спама от CleanTalk