Социальная сеть под парусом (Sailing Social Network)

Роза ветров => Машинный телеграф => Тема начата: Craus от 16.02.2017, 21:26:22

Название: Яхтинг в условиях тумана
Отправлено: Craus от 16.02.2017, 21:26:22
(http://sail-friend.ru/gallery/2_17_02_17_12_15_04.jpeg)

Друзья, в этой статье мы хотели бы немного рассказать о яхтинге в условиях тумана. Этот вопрос действительно очень важен, т.к. от действий яхтсмена за штурвалом судна в условиях пониженной видимости зависит судьба самого судна и всего экипажа на его борту.

Предлагаем более подробно разобраться, что из себя представляет туман, какие бывают его разновидности, а также узнать основные правила поведения в условиях сниженной видимости.

Туман – это атмосферное явление, которое возникает в результате повышенного скопления влаги в воздухе (за счет испарения) и ее конденсации при низких температурах. Собственно, сам конденсат и выпадает в виде тумана. Как правило, туман находится у самой поверхности воды или земли.

(http://sail-friend.ru/gallery/3211_16_02_17_9_11_54.jpeg)

Туман является причиной снижения дальности визуального обзора, что, в свою очередь, существенно затрудняет навигацию в море. Исходя из международных стандартов, туманом принято считать атмосферное явление, видимость при котором составляет менее 1 Мили, если более – то это дымка.

Самыми общепринятыми разновидностями туманов являются морской и радиационный.

(http://sail-friend.ru/gallery/2_17_02_17_2_51_13.jpeg)

Образование морского тумана происходит над поверхностью моря, такой туман зачастую приносится ветровыми потоками, в силу чего он может сохраняться даже при сильных ветрах. Морской туман образуется в результате охлаждения теплых слоев воздуха над поверхностью моря, которая имеет более низкую температуру. Данная разновидность тумана способна покрывать довольно большие акватории.

(http://sail-friend.ru/gallery/2_17_02_17_2_51_01.jpeg)

Радиационный туман образуется на суше, как правило, безветренной ночью. Дело в том, что в ночное время земля становится холоднее, тем самым охлаждая воздух над ее поверхностью до точки росы и образуя туман. В последствии туман сползает на море. В отличии от морского тумана радиационный образуется в условиях штиля, либо очень слабых ветров. Над водной поверхностью радиационный туман возникнуть не может, так как море не охлаждается достаточно быстро в ночное время.

ЧТО ТАКОЕ ОГРАНИЧЕННАЯ ВИДИМОСТЬ?

Видимость на море в дневное время имеет шкалу — от исключительной (до 50 км) до очень плохой (около 45 м). Условия ограниченной видимости находятся в нижней части шкалы: туман, дождь, сильная дымка, мокрый снег — такая ситуация кажется (и является) пугающей для большинства моряков, даже опытных. Особенно сложно было до начала «электронной эры». Cейчас, когда в нашем распоряжении современное навигационное оборудование — РЛС, AIS (система идентификации судов, сообщающая их габариты, курс и др.), GPS/картплоттеры, судоводители стали испытывать меньше стресса. Тем не менее, идти в море, если видимость ограничена, нежелательно, и, даже имея на борту лучшую электронику, использовать ее показания следует с величайшей осторожностью. На море максимальную опасность представляют районы оживленного судоходства: здесь любой переход на яхте требует дополнительных мер предосторожности. Когда прогноз предрекает туман, следует решить: так ли уж необходимо идти в море? Если да, предпочтительно держаться зон, свободных от коммерческого судоходства и рыбаков. Если у вас к тому же нет радара, не работает картплоттер или недостаточно опыта пользования ими, придется обратиться к традиционным методам навигации. Искусство «слепой» навигации при ограниченной видимости и без электроники — серьезная проверка ваших навыков. Скажем так: если вам удалось зайти в порт, — это уже можно считать достижением. Здесь мы рассмотрим ситуацию, когда у вас из электронного навигационного оборудования есть только лаг/эхолот.

(http://sail-friend.ru/gallery/2_17_02_17_12_18_02.jpeg)
Фото 1

Как найти порт, если видимость ухудшается?

Если видимость ухудшается, а вблизи есть навигационный знак, осторожно направляйтесь к нему: это удобная точка для разработки дальнейшего плана

ТУМАН СГУЩАЕТСЯ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Метод прост: изучаем карту в поисках удобного порта или бухты, где можно переждать. Лучшим в данном случае будет место с подходящими изобатами (линии равных глубин), которые смогут вывести нас в нужную точку. Это упражнение нелишне проделать и в условиях хорошей видимости, чтобы понять, как вы его выполняете (во время экзамена RYA Yachtmaster эти навыки проверяют обязательно, закрывая вам обзор при помощи шторок). В идеале нужно, чтобы на борту было хотя бы трое. Рулевой — он будет регулярно сообщать курс, скорость судна и другую информацию. Шкипер — он ведет исполнительную прокладку и дает инструкции рулевому. И еще один член команды, постоянно наблюдающий обстановку. Впоследствии проделывать все это вам предстоит самостоятельно.

ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ТУМАНА

• Наденьте спасжилеты, если еще не сделали этого.
• Отметьте свое местоположение и продолжайте фиксировать его в дальнейшем.
• Сбавьте скорость до минимальной для уверенного маневрирования.
• Включите все средства ТСС, УКВ, навигационные огни и поисковый прожектор (если он есть).
• Подготовьте якорное устройство к экстренной отдаче якоря.
• Проверьте реверс.
• Подавайте туманные звуковые сигналы с интервалом в две минуты.
• Привлеките всех, кого возможно, к наблюдению за обстановкой, предпочтительно с палубы. Нужно не только смотреть, но и слушать.
 • Судно должно быть оборудовано радиолокационным отражателем, пассивным или активным; если он лежит в рундуке, достаньте его и закрепите как можно выше.
• Если на судне имеется радар, включите его и настройте. Существует принципиальная особенность в применении правил предотвращения столкновений судов (МППСС‑72) при ограниченной видимости. Если в нормальных условиях суда подразделяются на «уступающие» и «сохраняющие курс и скорость», то при ограниченной видимости «уступающими» становятся все: принять меры предотвращения столкновения обязано каждое судно (Правило 19. Плавание судов при ограниченной видимости).

ПРОСТО И БЕЗОПАСНО

Видимость начинает ухудшаться; у вас есть выбор — продолжить переход либо попытаться найти порт или безопасную якорную стоянку. В наших статьях мы всегда подчеркивали необходимость четко представлять место, где вы находитесь в конкретный момент времени; в идеале ваша позиция должна быть нанесена на карту. Если вы это делаете, тогда все, что нужно, — оценить варианты и выбрать подходящий пункт назначения. Но что бы вы ни решили, старайтесь идти по зонам, свободным от судоходства; если вы усомнитесь, что найдете порт, по крайней мере, всегда сможете стать на якорь. Если по мере ухудшения видимости в поле вашего зрения окажется какой-либо навигационный знак, осторожно идите туда, проверив по карте глубины в районе знака, и убедившись, что это не знак опасности (см. фото 1). Знак подтвердит ваше положение — начальную точку будущего маршрута.

Нет ничего проще, чем оставаться на месте: зная свое местоположение, вы можете безопасно находиться у знака, пока не разработаете план дальнейших действий. В крайнем случае можно проболтаться здесь, пока погода не улучшится. Можно также сообщить береговым службам, что вы находитесь в затруднительном положении, — в случае чего вам смогут оказать помощь. Пусть этот план не самый героический, но вы будете в безопасности. Только помните: если знак находится на краю судового хода, стойте с его наружной стороны, если, конечно, глубина позволяет. Ожидая улучшения погоды, якорь можно не отдавать. Если вы все же решите искать порт или безопасную якорную стоянку, самое время проработать порядок действий.

К сожалению, многие кидаются на поиски вслепую, не имея никакого плана, и в результате перестают понимать, где находятся. Выбор пункта назначения во многом зависит от того, что имеется поблизости; идеальным будет место с выраженными изобатами — когда глубины изменяются устойчиво и не слишком резко. В большинстве портов с навигационными знаками на подходе есть тенденция размещать их на каких-либо значимых изобатах. Так, найдя изобату и следуя ей, вы найдете знак и, соответственно, порт. Можно, конечно, просто нацелиться на знак или вход в марину, однако проблема в том, что если вы его пропустите, как узнать, куда поворачивать? Лучше всего (хотя и необязательно) осторожно подходить к пункту назначения против течения, а затем входить, используя комбинацию данных: глубину места, курс и скорость судна.

(http://sail-friend.ru/gallery/2_17_02_17_12_10_28.jpeg)

Лично мне нравится разбивать переход на небольшие отрезки и заносить все данные в удобную для чтения таблицу, которую можно заполнять по ходу. В таблицу следует вносить время, курс, скорость, глубину и влияние течения (если оно есть). Если вы не обнаружили того, что ожидали, всегда есть возможность «отмотать назад», восстановив ситуацию. Обычно я заполняю таблицу с шестиминутными интервалами или при любом изменении курса, а затем веду прокладку на карте, что упрощает расчеты.

ТУМАННАЯ ГОЛОВОЛОМКА

(http://sail-friend.ru/gallery/2_17_02_17_12_10_50.jpeg)

Рассмотрим пример. Мы находимся неподалеку от знака, отмечающего Солентскую банку (см. рис. 1 и фото 1); видимость ухудшается, поэтому решаем подойти к знаку. Здесь можно встать и разработать план действий. Первое, что необходимо узнать, — скорость и направление течения. Удерживая лодку на месте с одной стороны знака носом против течения, смотрим на показания лага: скорость течения составляет 3 узла.

Идеально было бы найти место с удачным «набором» изобат: постоянно, но не резко меняющиеся глубины помогут сориентироваться в тумане

Мы знаем, что подъем воды сейчас уже во второй половине и в дальнейшем (во время нашего перехода) скорость будет падать, так что примем ее за 2,5 узла. Чтобы узнать направление течения, воспользуемся штатным компасом или ручным пеленгатором. В нашем случае направление течения 060°.

КАКОЙ ПОРТ ВЫБРАТЬ?

Взглянув на карту, можно увидеть вблизи три порта (см. рис. 1).

(http://sail-friend.ru/gallery/2_17_02_17_12_11_02.jpeg)

Порт 1 не подходит, потому что изобата здесь одна и та же; при подходе к порту будет сложно понять, с какой стороны от гавани мы находимся и, значит, где поворачивать.

(http://sail-friend.ru/gallery/2_17_02_17_12_11_17.jpeg)

Не будем рассчитывать и на Порт 2: перепады глубин в прилегающей акватории невелики. Кроме того, если у вас на борту имеется лоция, можно узнать, что это порт для пассажирских паромов, при этом нет возможности запросить по УКВ‑радиостанции берег, чтобы узнать, свободен ли проход.

Порт 3 выглядит лучшим выбором.

Он предназначен для паромов, но есть возможность запросить по радио берег и убедиться, что мы можем безопасно войти. Нацелимся на изобату 2 м чуть восточнее входа в гавань: истинный курс в эту точку будет 220° (см. фото 2). Это вполне безопасно: при этой изобате и высоте прилива 2,8 м в данный момент эхолот покажет 4,8 м. Мы выбрали эту изобату потому, что она выведет нас прямо к пирсу, так что найти его проблемы не составит. Теперь нужно собрать всю доступную информацию, внести ее в таблицу и начать выполнять план. Для расчета курса относительно земли откладываем в масштабе карты (см. фото 2) отрезок, равный одной миле (расстояние, пройденное за 6 минут при скорости 10 узлов). Из конечной точки проложим вектор течения, равный четверти мили (скорость и направление течения).

(http://sail-friend.ru/gallery/2_17_02_17_12_11_29.jpeg)

Соединив конец вектора с начальной точкой, получим искомый курс. Продлив линию, можно рассчитать, когда и где мы пересечем изобату 2 м. Следующие отметки в таблице мы сделаем в 11:06, далее пройдет еще один шестиминутный интервал, а затем мы увидим, как глубина начинает уменьшаться. Пересечь изобату 2 м мы должны в 11:14. В этой точке нам необходимо повернуть на новый истинный курс 260°, который приблизительно совпадает с изобатой. Планируя следовать изобате, проследите ее на всем протяжении, чтобы понять безопасный «коридор» глубин (см. «Подход к Порту 3»). Мы можем держаться между глубинами 4,8 и 7,8 м (2,8 м — высота прилива), чтобы иметь место для маневра. Это также позволит судну двигаться почти строго против течения, не надо будет корректировать курс для учета бокового сноса: просто наша скорость за счет влияния течения несколько уменьшится.

(http://sail-friend.ru/gallery/2_17_02_17_12_10_39.jpeg)

Сейчас, когда нам осталось пройти всего около 0,6 мили, есть смысл сбросить скорость, поскольку мы уже находимся на приличном мелководье. Течение здесь не превышает одного узла, и при 6‑узловом ходе скорость судна относительно земли составит 5 узлов. Это означает, что в пункт назначения мы доберемся минут через 7. Ну вот, кажется, и он — невысокий, едва выступающий из тумана пирс (фото 3). Какое невероятное облегчение — снова ощутить себя в безопасности!


Источник 1 (http://yachtvoyage.ru)
Источник 2 (http://www.mby.ru/)
Название: Re: Яхтинг в условиях тумана
Отправлено: Grumete от 18.02.2017, 22:47:05
На мой, сугубо любительский и не особо компетентный взгляд, безопаснее идти в тумане ночью когда помимо показаний радара можно ещё положиться на огни судов и своё зрение. Большие суда представляют из себя новогоднюю ёлку и нужна некоторая практика для определения курса судна и его правого/левого борта, носа и кормы. Хороший бинокль и знания МППСС-72 способствуют решению этих проблем  :) Подавать туманные звуковые сигналы с интервалом в две минуты во время ночной вахты это лишать сна всю команду, что не является хорошей идеей.
Днём всё несколько меняется.... Радар тоже имеет свойство лажать. Он может показывать какой-то объект по курсу, который на деле может оказаться вехой рыболовной сети, а может оказаться и не вехой)))) Поэтому днём нужно быть особо внимательным  и в случае обнаружения радаром какого-либо близкого объекта подать сигнал туманным горном. Днём он особо эффективен)))
Защита SMF от спама от CleanTalk